Мбоу сош №3 г. Навашино Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школ - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных... 1 117.98kb.
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников на... 1 41.27kb.
Использование икт на уроках английского языка в средней школе как... 1 97.46kb.
Мку-управление образования мр «Верхневилюйский улус» 1 195.72kb.
«Читательская грамотность младших школьников» 1 38.76kb.
Самоанализ деятельности мо начальных классов за 2010-2011 учебный... 1 87.7kb.
«Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею. Передается мысль... 1 65.59kb.
Тематика проектных работ и рефератов к зачету 1 21.87kb.
Формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части... 1 220.21kb.
Использование информационных технологий в образовательном процессе... 1 64.29kb.
Семинар 20 апреля в школе прошел семинар для заместителей директоров... 1 19.53kb.
Администрации 1 299.57kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Мбоу сош №3 г. Навашино Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный - страница №1/1


МБОУ СОШ № 3 г. Навашино

Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников

Л.Г.Губкина, учитель начальных классов

Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требование, готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой активности, постановке и решению новых задач.

В связи с этим перед школой возникает важная задача, значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности.

Сущность обучения основана на создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучения ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты.

Часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.

С сожалением приходится констатировать, что в учебном процессе уделяется слабое внимание обучению учащихся приёмам и способам формирования действия контроля. Поэтому учащиеся часто допускают ошибки при вычислениях и не проверяют их. Эта проблема всегда остро стоит перед учителем. Большую помощь в обучении приёмам контроля, которые постепенно переходят в самоконтроль, оказывает учебно-методический комплект «Гармония». В учебнике «Математика» Н.Б. Истоминой система учебных заданий, нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия. При формировании вычислительных навыков используется косвенный путь формирования их, который предполагает включение учеников в продуктивную творческую деятельность, в самостоятельное установление алгоритма операции, самоконтроля и оценки своей работы. Прежде всего, необходимо осознать, что предлагаемый путь является более длинным, и в системе нет стремления к быстрому формированию вычислительных навыков, а отводится большое время на осознание тех теоретических и практических основ, которые лежат в фундаменте предлагаемых способов вычислений. Задания «разгадай правило, продолжи ряд чисел, вставь число в окошко, зачеркни лишнее число, дорисуй так.., соедини стрелками выражения, значения которых одинаковы, расставь знаки арифметических действий так, чтобы получились верные равенства», работа по алгоритму, не только формируют вычислительные умения и навыки, но и способствуют формированию действия контроля на различных этапах выполнения задания, чтобы достичь поставленной цели. Разбирая версии того, как думали Маша и Миша, учащиеся при этом выявляют разные способы выполнения (правильное и неправильное), сравнивают с тем, как рассуждали они, что позволяет ошибившимся ученикам исправить ошибку в решении. Использование на уроках математики сборников «Контрольные работы» Н. Б. Истоминой, Г.Г. Шмырёвой способствуют развитию тех же качеств, т. к. работы разноуровневые. Ребёнок способен реально оценить свои возможности, выбрав тот уровень, с которым он может справиться.

Проблемой по формированию у учащихся действий контроля и самоконтроля занимались известные педагоги и психологи такие, как Т.А.Матис, Г.П.Максимова, К.Н.Поливанов, Д.Б.Эльконин, А.В.Захарова, Г.А.Цукерман, В.В.Рубцов, Р.Я.Гузман. Изучив работы данных авторов, была разработана нормативная модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников:


  1. потребность в контроле;

  2. осознание назначения контроля;

  3. умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях);

  4. умение объяснить ошибку;

  5. умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя;

  6. умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия;

  7. умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи;

  8. умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль (реконструировать способ действий товарища);

  9. умение осуществлять проверку;

  10. умение составлять план проверки.

Используя, данную модель начала работу по формированию действий контроля в учебной деятельности учащихся. Для этого нужно соблюдать некоторые условия.

Важными представляются следующие условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками:



  1. осознание назначения контроля учащимися;

  2. формирование у учащихся контрольных суждений;

  3. постановка учителем перед учащимися задачи на контроль;

  4. совместное планирование действий и контроль за их выполнением;

  5. использование заданий, направленных на усвоение алгоритмов контролирующих действий учащимися;

  6. критическое отношение учащихся к контролю со стороны других детей, учителя;

  7. формирование потребности в действии контроля.

Перечисленные условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками позволят учащимся избежать трудностей в вычислениях, помогут ученикам быть более внимательными в процессе овладения вычислительными приёмами.

Умение выполнять вычислительный прием – есть умение выполнять систему умственных операций, следовательно, контроль – есть умение осознанно контролировать выполняемые операции. При развитии действия контроля на уроках математики, совершенствуется умение осознанно выполнять вычислительные приемы. И, наоборот, в случае отсутствия действия контроля, сформированность вычислительных приемов и навыков имеет низкий уровень. Следовательно, процесс выполнения вычислительного приема и осознанное его контролирование, должны быть двумя сторонами единого процесса, процесса овладения вычислительными приемами и навыками.

С учащимися была проведена беседа о важности действия контроля, о том, зачем нужно контролировать свои действия. Для того чтобы ученик пришел к необходимости делать проверку, детям предлагалось найти значение выражения и сверить конечный результат с ответом, записанным на доске (неверным).

В процессе работы перед выполнением каждого вычисления была организована установка на контроль.

Ученикам предлагались деформированные выражения, а также задания, выполнить которые было невозможно, не осуществив контроль: выражения, выписанные на доску, были составлены так, что ответ каждого выражения являлся, началом какого – то другого.

С целью приучения контролировать не только собственные действия, но и действия своих товарищей, учителя, дети выполняли вычисление, после чего им предлагалось обменяться тетрадями и проверить вычисления товарища.

На уроках часто использую задания, направленные на развитие умения учащихся обнаруживать ошибки, умение объяснять их, выявлять причины их возникновения, такие как: а) решение учителя с преднамеренной ошибкой, б) детям предлагалось найти ошибку и подумать, что привело к появлению ошибки, в) учащиеся задавали такой вопрос отвечающему у доски, чтобы он нашел, исправил и объяснил ошибку. Эта работа направлена на развитие у детей умение задавать уточняющие вопросы, доказательно рассуждать.

Я сочла необходимым показать детям, что существует контроль не только по результату, но и контроль, который охватывает весь процесс осуществления действия (пооперационный). Взаимоконтроль по процессу повышает продуктивность практической работы, так как почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует речь учащихся, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале.

В ходе работы важно учить детей осуществлять рефлексивный контроль: реконструировать способ действия товарища, учителя, приведший к ошибке.

Для выявления умения осуществлять контроль по результату, детям предлагается выполнить вычисление, выбрать правильные ответы из всех предложенных.

Содержание: выбери пары чисел, сумма которых равна 50. Проверь!

30н 40

47 47

40 42

42 35

18 32

20 3

32 58

58 20

53 18

13 8

8 30

3 17

Ответы: 40 и 18, 42 и 8, 47 и 3, 20 и 32, 58 и 3.

Даются задания, целью которых является обучить умению обнаруживать ошибки учителя и объяснять их появление.

Проверь вычисления, объясни ход решения:

68+5+20 40+9+35


72+20=92 40+45=85

С целью обучения осуществлять контроль по процессу и рефлексивный контроль: реконструировать решения, учащимся были предложены задания, направленные на выбор правильного решения и исправления неверного.

70+7+17 70+7+17

77+17=93 70+24=94

Действие контроля является необходимым компонентом учебной деятельности.

Сущность действия контроля заключена в обязательном сопоставлении, соотнесении действий с «образцом», - эталоном действия.

Следовательно, целесообразно обучать детей не только пользоваться готовым эталоном для осуществления действия контроля, но и самостоятельно разрабатывать эталон контрольного действия.

Процесс выполнения вычислительного приема и осознанное его контролирование должны быть двумя сторонами единого процесса овладения вычислительным приемом, так как при развитии действия контроля на уроках математики, совершенствуется умение осознанно выполнять вычислительные приемы.

На первых этапах овладения вычислительным приемом пооперационный контроль осуществляется под руководством учителя. Но при целенаправленном формировании умения контролировать выполняемые действия, пооперационный контроль на последнем этапе формирования вычислительных приемов и навыков переходит в самоконтроль, который помогает устранить появление возможных ошибок и вместе с тем повышает качество овладения вычислительными приемами и навыками.

Учащиеся учатся контролировать и оценивать свою работу на каждом уроке. На уроках письма ученики ставят «+» - если довольны своей работой, предварительно сравнив его с образцом, «-» если у них что-то не получилось. В учебнике русского языка М.С. Соловейчик используется коммуникативно-деятельностный подход в обучении. Ученик в постоянном поиске и открытии «секретов» письма. Сделав вывод, он сверяет своё рассуждение с тем, что дано в учебнике. Дети учатся работать по памяткам, обязательным пунктом которых является «Проверь», «Поработай корректором», «Сравни с образцом». Ответы на вопросы Антона и мальчика-иностранца, способствуют увидеть и оценить своё продвижение вперёд.

На уроках литературного чтения и окружающего мира, работая по учебникам входящим в УМК «Гармония», дети учатся прогнозированию. Затем сравнивают свой прогноз с действительностью. Навыки и умения работы с книгой ребёнок должен приобрести, будучи учеником, эти навыки призваны помочь каждому человеку в успешном самообразовании. При изучении теоретического материала прекрасно себя зарекомендовал такой приём самоконтроля, как чтение с пометками (технология критического мышления) -

(! – я уже знал эти сведения, + - это мне прибавило знаний, ? – это я не понял или у меня возник вопрос, - - я думал иначе). После работы над текстом идёт обсуждение в парах, затем в малых группах, если остаются вопросы после обсуждения в группах, то они выносятся на общее обсуждение. Практика показывает, что чтение с пометками учит осознанно подходить к изучению темы.

Систематическое привлечение учащихся к оценочной деятельности способствует формированию у них позитивной самооценки. Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Начав работать по УМК «Гармония», я увидела возможность на каждом уроке развивать у своих учеников важные для дальнейшей жизни качества.

Появление действий контроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.



Выполнение действия контроля способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Такое отношение школьников к собственным действиям (или рефлексия) служит существенным условием правильности их построения и изменения.