«Материки и океаны» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Материки и океаны» - страница №1/1


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

городского округа город Фролово

Волгоградской области


Открытый урок по

окружающему миру во 2 классе

«Материки и

океаны»

Учитель: Шеметова Людмила Николаевна

16 декабря

2011-2012 учебный год



Цели урока:

1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».

2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

3) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

4) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу

Оборудование: карта полушарий; Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, презентация, изображение материка разрезанного на пазлы ( 6 групп), глобус, сообщения детей об океанах, названия материков и океанов на карточках для бортового журнала.

Книги:


«Что? Зачем? Почему?» Большая книга вопросов и ответов. Москва 2004;

«География. Энциклопедия» Москва «Росмэн 1999;

«Я познаю мир» Детская энциклопедия. Растения. Животные.

География. Москва 1995;


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

Слайд 1; 2.

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока «Окружающий мир». Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошёл эффективно?



- Мы должны всё делать дружно. Во время обсуждения внутри группы не забывать о том, что нужно всем нужно высказать своё мнение и выработать общее на их основе. Когда высказываются мнения групп необходимо внимательно выслушать и выразить свое отношение к услышанному.

Слайд 3.

Устав групповой работы:

  • Уважай своего товарища.

  • Умей каждого выслушать.

  • Не согласен – предлагай!

- На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, вы любите загадки?

Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару не выходя из класса на… А вот на чём? Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

Слайд 4.

1. Линия, проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор)

2. Ближайшая к нам Звезда. (Солнце)

3. Линии, соединяющие Северный полюс с Южным полюсом Земли (Меридианы)

4. В переводе с латинского языка “глобус” означает - … (Шар)

5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)

6. Меридиан, проведённый более толстой или красной линией на глобусе называется… (Нулевым)

7. Линии, которые пересекают меридианы …(в единственном числе (параллель).



Слайд 5.

-Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!

- Давайте вспомним, кто первым в мире совершил кругосветное плавание?

-Фернан Магеллан.

-А что доказал он своим плаванием?

-Доказал шарообразность Земли.

-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?



- Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).

- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)

- Что такое глобус? (Модель Земли)

- Что такое карта?



-Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

- Что удобнее взять в дорогу?



- Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.

- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария по северному тропику.



- Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

- Теперь двигаемся по линии южного тропика.



- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

3. Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?



Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.

- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?



- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».



Слайд 6 .

- А теперь давайте поставим цель урока.



- Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.

Слайд 7.

Появляются цели урока.



4. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.

- Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?



-Материки.

- Проверим свои предположения по учебнику на стр.96. Чтение текста.



Работа по карте.

- Сколько всего материков?



- Всего материков шесть.

Слайд 8. (карта с названиями материков)

- Все ли материки повстречались нам в пути?



- Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)

- Делаем вывод, что же такое материки?



- Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.

- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 и Рабочую тетрадь стр. 31, №1.

- Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка и заполните таблицу в РТ.

Слайд 9

Работа в группах. Каждая группа делает выводы по одному материку и заполняет таблицу.

Затем проверяем и заполняем все свои тетради.



Слайд 10 - 15.

5. Первичное применение нового знания.

- Какой материк самый маленький?



- Это Австралия.

Слайд 16.

Слайд 17. (кенгуру)

Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк.



Слайд 18.

- Опоссум – ночной житель Австралии.



Слайд 19 - 22.

Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.


- Какой материк самый большой?

- Евразия.

Слайд 23.

Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев. И разнообразен животный мир.



Слайд 24-25.

- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?



- Африка.

Слайд 26.

Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе.



Слайд 27-29.

- Какие материки находятся в западном полушарии?



-Северная Америка и Южная Америка.

Слайд 30-31.

Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самых влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Здесь самая большая река в мире. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.



Слайд 32-33.

-А какой материк самый холодный?

-Антарктида.

Слайд 34.

-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.



Слайд 35-36.

8. Физминутка Слайд 37.

К морю дружно мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре;

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной рукой, другой рукой – это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Слайд 38

-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. Эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу. Это части Старого Света.

А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последовательности люди открывали эти земли. Это части нового света.

Слайд 38. (части света)

- В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?



- В Европе, Азии и Африке.

-Какие части света относятся к новому свету?

- Америка, Австралия, Антарктида.

-Сколько всего частей света?

-Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

Закрепление.

Какая часть света состоит из двух материков? (Америка)

- Какие части света находятся на одном материке? (Европа и Азия на материке Евразия)

7.Изучение нового материала.

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов? ( 4)

- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?



- Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)

- Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)



Слайд 39. (океаны)

Сообщения обучающихся об океанах.

-Самый большой – Тихий океан.

Самый маленький – Северный Ледовитый.

Атлантический океан и Индийский океан

Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.

- Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

- А какой океан омывает сразу пять материков?

- Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию)

- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?



- Это Восточное и Северное.

- А кто знает, какая вода в океанах и морях?

- Солёная.

- В каком океане самая солёная вода?



Спят четыре океана,

Синеглазых великана.

Солона у всех водица

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к Востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон

Чего на Земле больше суши или воды?



Слайд 40.

8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию и рассказать о нём.

- О самом жарком материке;

9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

Слайд 41 . (цели урока)

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

Оцените свою работу. (Выходят к доске и ставят магниты у чисел: 1 - я всё понял и хорошо

работал на уроке; 2 – я понял, но не запомнил некоторых определений; 3 – было непонятно, мне

ещё трудно работать с картой.

10. Домашнее задание.

Слайд 42.

Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».



Рекомендации:

А помогут вам книги: «География. Энциклопедия»; «Что? Зачем? Почему? Большая книга» «Я познаю мир» и другие книги.



-Спасибо за урок.