Мастер- класс от Макаровой Н. М - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мастер- класс от Макаровой Н. М - страница №1/1

Мастер- класс от Макаровой Н.М.

Учитель – это не просто профессия. Это образ жизни … Где бы не находился учитель, вместе с ним – уроки, школа, класс, ученики. Мои уроки химии.

Это сплав уроков с позиции УДВ (лекции, практикумы по решению задач) интеграция различных школьных дисциплин и проведения исследовательского эксперимента на уроках и внеурочное время. Например, тему Металлы можно рассматривать комплексно :

Металлы

Интеграция истории, химии, математики, физики, литературы, биологии , географии , астрономии .



  • Проводимость металлов

  • Химические свойства металлов

  • Решение задач

  • Стихи о Металлах

  • Накопление металлов в организме человека

  • Распространение металлов в Челябинской области

  • История открытия металлов.

Любое познание начинается с удивления. Удивление, вызванное новым, ведет к развитию любознательности с последующим формированием у учащихся устойчивого интереса к предмету. Любые химические превращения веществ всегда поражают воображение.

Демонстрация химического вулкана «фиолетовый джинн» йод реагирует с активными металлами с эффективной вспышкой, например:2Аl+3I2=2Al l3.



В небольшой фарфоровой чашке смешивают половину чайной ложки алюминиевой пудры и чайную ложку предварительно растертого в ступке сухого йода. Смесь собирают горкой и в вершине ее делают углубление, в которое приливают из пипетки 2-3 капли дистиллированной воды. Сразу же накрывают чашку со смесью стеклянным колоколом или банкой.

Через несколько секунд над горкой появляется маленькое фиолетовое облачко, а это означает, что джинн проснулся. Потом происходит внезапная вспышка с образованием фиолетового пламени и весь колокол наполняется фиолетовым дымом.

Но можно и предложить решение проблем, которые окружают нас.

Практическая часть мастер- класса

Задание 1 .

Точный состав напитков держаться в секрете. Но на этикетках все же указаны типичные составные части: газированная вода, сахар, краситель, ароматические вещества, кофеин. Как экспериментально определить наличие в лимонаде диоксида углерода, кислоты, присутствие красителя.

Алгоритм проведения эксперимента 1

Направление поиска

Необходимо проделать качественные реакции на углекислый газ и кислоту и вспомнить адсорбционные свойства угля.

Анализ на диоксид углерода

С помощью мерного цилиндра налейте 10 мл напитка в пробирку, закрыв ее пробкой с газоотводной трубкой, предварительно укрепив пробирку в штативе.

В другую пробирку налейте известковую воду и погрузите в неё конец газоотводной трубки. Осторожно нагрейте пробирку с напитком, пропуская газ через известковую воду. Что наблюдаете ?

Адсорбция красителя

В стакан налейте 25 мл напитка и 25 мл воды и 2 ложки адсорбента (активированного угля). Перемешать палочкой. В течение 10 мин нагревайте на маленьком огне горелки, после чего отфильтруйте уголь. Что наблюдаем?

Анализ на кислоту

Универсальную индикаторную бумагу погружаем в обесцвеченный углем раствор, определяют ее цвет и РН раствора.

Задание 2.

На фабрике переработке нефтепродукта произошла авария. Нефтяное пятно попало в водоем. Вам предлагается определить наилучший способ его удаления.

Алгоритм проведения эксперимента 2

Разделение содержимое чашки на несколько пробирок. Вспомните, в каких веществах хорошо растворяются нефтепродукты: бензин, лигроин, керосин. Методом проб определите наилучший способ удаления нефтяных пятен.

Задание 3.

В местную мэрию поступил сигнал о загрязнении реки выбросами предприятия. Учащиеся школы решили доказать несправедливость данного сигнала. Для этого были взяты пробы почвы у реки и в лесу. Анализируя почвенный состав вытяжки, они обнаружили большое содержание сульфатов, превышающих ПДК. Предложите способ обнаружения этих ионов.

Алгоритм проведения эксперимента 3

Направление поиска

Определение РН растворов, проведения качественных реакций на сульфат хлорид иона. Используемые растворы разлейте по пробиркам:

№1 – почва леса;

№2 – изучаемая почва.

Для проведения РН растворов возьмите 2 пробирке с исследуемыми вытяжками и добавьте по 2 капли индикатора.

  1. Сравните с эталонам. Сделайте вывод.

Для определения сульфатов возьмите растворы №1 и №2 по 1-2 мл, добавив на них 2 капли 6Н раствора соляной кислоты, а затем по каплям добавляйте раствор 0,1Н нитрата бария. Что наблюдаете ?

  1. Для определения хлоридов:

  2. а) возьмите растворы №1 и №2, предварительно подкислив раствором азотной кислоты;

б) по каплям добавляйте 0,05М раствор нитрата серебра.

Что наблюдаете? Сделайте выводы.

Основные этапы исследовательской деятельности.

Итак, вы сейчас проводили эксперимент поэтапно:

создана проблемная ситуация. Вы ее осознали.

  1. Выдвижение гипотезы.

  2. Экспериментальная проверка гипотезы.

  3. Сделать выводы (при необходимости сформулировать гипотезу).

Выводы: реализация представленного подхода повышает теоретический уровень занятий на уроках химии или химическом кружке, а его организации приближается к постановке научных исследований.

К мастер-классу прилагается презентация.