Мастер – класс Гореевой С. В. воспитателя мбдоу №31 - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мастер – класс Гореевой С. В. воспитателя мбдоу №31 - страница №1/1

Мастер – класс

Гореевой С.В.

- воспитателя МБДОУ № 31 «Родничок»

Средства наглядного моделирования в развитии конструктивных и интеллектуальных способностей дошкольников.

11 октября 2011г

Средства наглядного моделирования в развитии конструктивных и интеллектуальных способностей дошкольников.
Конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих объектов, так и придуманных самими детьми.

Почему его можно считать важнейшим видом продуктивной деятельности?

Да потому, что конструктивная деятельность способствует развитию общих познавательных и творческих способностей.

А именно (слайд схема №2)

- способности к точному восприятию формы, размерных и пространственных отношений;

- способности к обобщению, выделению существенных свойств объектов, которые мы учимся строить с детьми: разные дорожки, заборчики, загородки, ворота, горки, дома-здания, мосты, транспорт.

- способности к продуктивному воображению в создании оригинальных построек;

- способности к действиям с наглядными моделями;

- способности к символизации, то есть к передаче своего эмоционального отношения к постройке и способам ее создания.

Все эти способности важны и будут нужны растущему человеку на протяжении всей его жизни, а их становление начинается в дошкольном возрасте. Поэтому развитие конструктивной деятельности является важнейшей задачей воспитателя детского сада.

Основным средством для этого программа «Развитие» выбрала наглядные модели разного типа. Сегодня мы попробуем в них разобраться.
У вас лежат на столе красные прямоугольники. Поднимите, пожалуйста, их те, кто использует в своей работе схемы, наглядные модели? Очень хорошо, большинство использует наглядное моделирование в своей работе.

Значит, мы с вами будем вести разговор на понятном друг другу языке.

Итак, остановимся на наглядных средствах, выработанных человечеством, которые осваиваются детьми в интересной и увлекательной продуктивной деятельности – конструировании. Может, вы пополните свою копилку методов и приёмов по применению этих средств в работе с детьми.
Наряду с задачами, которые есть в каждой образовательной программе по развитию конструктивных умений детей: (слайд№3)


  • ознакомление с названием строительных деталей;

  • ознакомление со свойствами строительного материала;

  • ознакомление со способами соединения деталей;

в своей работе мы решаем и такие задачи как:

  • развитие умений работать со схемами – приобретение навыков моделирования:

  • Организация условий для развития символического конструирования. В символических постройках отражается эмоциональное отношение детей к объекту и способам его конструирования. Это одна из форм проявлений детского творчества.

Давайте начнем со 2 младшей группы – обратите внимание на таблицу (слайд-таблица№4)

Сначала малышей знакомим с самым простым средством наглядного моделирования - линией – ориентиром. В основном это средство подходит для строительства дорожек, указывая их направление (слайд-фото)

Приведу пример образовательной деятельности (занятия) по строительству дорожек.



  • сначала беседуем с детьми о том, как можно назвать дороги, по которым ездят машины (шоссе, дорога), ходят люди в городе (дорожка, тротуар), в лесу (тропка, тропинка);

  • затем разговариваем о том, какими они могут быть: широкими и узкими, прямыми и извилистыми, длинными и короткими;

  • дети под тихую музыку, работая в парах по центру стола, совместно строят шоссе для машин, договорившись о способе построения.

  • после вдоль шоссе с обеих сторон строят дороги (тротуары) для пешеходов, (слайд-фото)

  • затем, от дорог (тротуаров) по нарисованным линиям-ориентирам в разные стороны строят дорожки к домам, а от домов в лес тянутся тропинки.

  • после окончания строительства зачитывается стихотворение о дорожках, раздаются мелкие игрушки и дети обыгрывают постройки. (слайд-фото)

Как вы думаете, организация такой образовательной деятельности решает задачи каких образовательных областей в рамках новых федеральных государственных требований. (слайд ОО):

- физическая культура (развитие мелкой моторики рук);

- здоровье (работа в удобной позиции - стоя за столом, свободно передвигаясь; эмоциональный комфорт в процессе обыгрывания).

- коммуникация (обогащение словаря существительными и прилагательными);

- познание (сенсорное развитие – форма, величина; развитие самой конструктивной деятельности – название деталей и способы их соединения; расширение кругозора – дороги бывают разные);

- чтение художественной литературы (при обыгрывании стихотворение «Мы шагаем по дорожке»);

- социализация (работа в парах - умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при распределении обязанностей и выполнении общей постройки);

- труд (уборка строительного материала);

- безопасность (знания о поведении на дорогах - ходьба по тротуару, а не по шоссе);

- музыка (использование музыки для создания эмоционального настроения).

- художественное творчество.
С усложнением линию-ориентир можно использовать в разных возрастных группах. Пример Вы видите на слайде.
Далее в младшей группе мы знакомим детей со схемой-ориентиром, это план постройки с использованием вида сверху (для детей - «следы деталей»), учим ее использовать для строительства «загородок».

(слайд- схемы загородки)

Детям очень нравится накладывать детали на схему со «следами» в свободной самостоятельной деятельности в центре строительства, куда мы выкладываем разные варианты схем-ориентиров.



(слайд-фото)

Далее используем следующее средство - схема целого пространства, например, при строительстве улиц города.



(слайд-фото)

Это я перечислила все средства, которые используются в младшей группе по развитию навыков моделирования.




  1. В ср. гр. (вернуться к таблице) начинаем знакомить со схематическим изображением строительных деталей в 3-х прямоугольных проекциях. Помните, в каком классе мы это проходили? А по какому предмету? А в дошкольном образовании вам приходилось с этим сталкиваться? Но многие из вас подняли красный прямоугольник – значит, вы используете схемы. Это хорошо!

Как же технологически правильно подвести детей к пониманию, что деталь можно рассматривать с разных сторон и ее можно зарисовать с разных сторон с помощью средства, придуманного человечеством – чертежа - развертки
Мы все предлагаем детям найти предметы вокруг себя, похожие на геометрические формы: круг, прямоугольник, квадрат. Ваши дети справляются с таким заданием, находят предметы? На что они ориентируются?... на форму предмета, которую видят спереди (слайд)

Вид спереди наиболее понятен всем нам, поэтому на листе белой бумаги, расчерченной крестом на 4 части детям легко зарисовать геометрическую фигуру – ВИД СПЕРЕДИ. (как будто посмотрев в телевизор, прямо перед собой, присесть и увидеть деталь прямо перед глазами).

Надо только показать ребенку, где его рисовать. Принято рисовать проекцию предмета спереди в верхнем левом углу – все вспомнили черчение?...Чтобы дети не путали, где рисовать вид спереди - мы поставили точку в левом верхнем квадрате креста (слайд)

Боковую сторону детали – вид сбоку - мы рисуем справа, заглядывая на деталь сбоку, наклонив голову (слайд-фото)

Верхнюю сторону детали – вид сверху – рисуем внизу, посмотрев на деталь сверху (как с самолета, опускаемся на воздушном шаре).

Дети рисуют «на глаз» «от руки», а в случае затруднения обводят контуры строительных деталей карандашом, плотно прижимая фигуру нужной стороной к бумаге. На последующих занятиях детям предлагается использовать трафареты 1:1. …(слайд-фото). Это прорези для получения схематического изображения геометрических фигур

Ошибки дети исправляют сами красным карандашом. И это не считается обидным, исправил – теперь у тебя все правильно.
Как только дети понимают, что изображается на листе с крестиком (чертеже-развертке) с ними можно играть – отгадывать загадки. Попробуйте отгадать и вы.


  • Угадайте строительную деталь и назовите ее ( пластина, полукуб, призма, брусок, цилиндр, конус, усеченный конус))

  • Предлагаю поиграть с кирпичиком, давайте расколдуем схемы и поставим правильно деталь, как она представлена на чертеже -развертке.

Детям очень нравятся загадки, и такие разминки мы проводим на каждом занятии по конструированию.
(вернуться к таблице)

  1. Далее мы учимся строить по схеме постройки, различные конструкции, на которой изображена только одна из трех проекций.

Наиболее удобные для ворот, домов - вид спереди; (слайд-схема) Обратите внимание на штриховку – это пустоты.

для горок, машин, поездов, мостов - вид сбоку; (слайд-схема)

а для загородок, самолетов, кораблей - вид сверху (слайд-схема).
А также в средней группе учимся выбирать из нескольких схем одну, соответствующую образцу постройки. И учимся преобразовывать постройку, если в схему внесены изменения (если что-то добавлено или наоборот удалено).
……..Посмотреть отрывок фильма. Строительство машины по схеме выбранной из четырёх…….9.55 - 11.34
На этом же занятие дети упражнялись в составлении одной крупной детали из мелких строительных деталей.


  • Предлагаю вам построить большой полукуб из мелких деталей

( показываю чертёжи и спрашиваю, чей стол построил так, как вы видите на слайде).

Итак, переходим к старшему дошкольному возрасту.

В старшей группе (вернуться к таблице) мы не только читаем схемы построек, но уже и рисуем схемы построек из 2-3 деталей, а в подготовительной группе – из 3-4 деталей в 2-х или некоторые дети в 3-х проекциях

А в одной проекции дети зарисовывают свои постройки даже из 10—12 деталей.

Давайте, потренируемся отгадывать загадки по схеме-развертке


  • Предлагаю каждому столу построить по схеме развёртке (скрытые детали)

(Проверяю правильность выполнения задания на каждом столе, обобщая вывод: вы убедились, что некоторые постройки просто необходимо рассматривать с трех сторон).


  • Предлагаю следующее задание: зарисовать постройку, которая у вас стоит на столе, в 3-х проекциях (розданы развёртки, простые карандаши и листы в крупную клетку – они помогают уменьшить масштаб в 2-3 раза. За единицу измерения можно взять кубик – одна клетка. Этот прием мы используем с детьми в старшем дошкольном возрасте).

Играем мы еще с детьми и в игры с контурными схемами, расчленяя их. Я вам предлагаю



  • Расчленить контурную схему на строительные детали, из которых можно будет выполнить постройку. С детьми мы называем такие задания головоломками.

В подготовительной группе мы используем еще одно средство наглядного моделирования – это иллюстрации и схемы архитектурных сооружений. Очень нам пригодилась книга Веры Брофман «Архитектурная школа имени Папы Карло». Она была приложением к журналу «Обруч». В ней напечатаны очень интересные иллюстрации. По которым можно детям строить… А вот схематическое изображением одной из картинок.


Давайте посмотрим правую сторону таблицы – символизацию. Здесь указаны произведения из нашей программы – вы можете подобрать любые другие. Мы используем символические образы сказок, стихов, волшебных ситуаций, музыкальных произведений.
На этом фото дети строили под маршевую музыку.
А вот угадайте, для кого этот замок – для доброго героя или злого.

Хочу показать вам работы детей подготовительной группы по теме «Замок для принцессы и Кощея». Видна разница.


Вообще конструирование – любимый вид детской деятельности. Мы его используем в процессе реализации комплексно – тематического принципа, и дети любят строить по разным темам.

Рефлексия: будьте добры высказать свое мнение вот в такой необычной строительной конструкции, похожей на песочные часы. Время нашего мастер-класса прошло.


А каковы были ваши ожидания, когда вы услышали тему моего мастер-класса, что вы захотелось услышать, какую информацию получить – напишите в верхнем треугольнике.
Что вам понравилось – можно записать слева от песочных часов, а ваши пожелание отметить справа.
В нижнем треугольнике запишите ваше педагогическое мнение о мастер-классе.
А линией отметьте, пожалуйста, уровень полученных вами знаний – песчинок, которые просочились за время мастер-классе через песочные часы в ваш профессиональный багаж.



Группы

Моделирование

(работа со схемами)

Символизация

(выражение своего отношения)

По мотивам художественных произведений и волшебным ситуациям

По впечатлениям от музыкальных произведений композиторов и народных мелодий

Мл. гр

1.Линия-ориентир

2.Схема- ориентир

3.Схема пространства


А.Барто «Бычок», «Кораблик», «Самолёт»

Сказки «Теремок»



Моцарт «Колыбельная»

Марш (любой)



Ср. гр.

1. Чертеж-развертка - схематическое изображение строительных деталей в 3х прямоугольных проекциях

2.Трафареты 1:1

3.Схема построек одной из 3х прямоугольных проекций (или вид спереди, или сбоку, или сверху)


Сказки «Колобок»,

«Три медведя»



П.И.Чайковский «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков»

Ст. гр.

1.Чертеж – развёртка постройки из 2-3 деталей

2. Контурные и расчлененные схемы крупных деталей и объектов




Сказки «Смоляной бычок», «Гуси лебеди»

П.И. Чайковский «Осенняя песня»

М.И.Глинка «Чувство»



Подг.гр.

1. Чертежи – развёртки постройки из 3-4 деталей.

2. Иллюстрации, схемы архитектурных сооружений




Башни для принцессы и для Кощея Бессмертного

Замок Феи и избушка Бабы Яги




П.И. Чайковский: «Смелый наездник», «Новая кукла»,

Вивальди «Времена года» (Весна, Солнечный дождь)