М. В. Авдеев /А. М. Малых 2012г - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
М. В. Авдеев /А. М. Малых 2012г - страница №1/7


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» с.Шигоны

муниципального района Шигонский Самарской области

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.

Управляющий совет школы Директор ГБОУ СОШ с.Шигоны

_____________/М.В.Авдеев _______________/А.М.Малых

«___»_______________2012г «___»__________2012г
Основная образовательная программа основного общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы

«Центр образования» с.Шигоны

муниципального района Шигонский Самарской области

с.Шигоны 2012г




Содержание программы


Стр.

РАЗДЕЛ I. Целевой.



  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

РАЗДЕЛ II. Содержательный.

2.1Программа развития универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени основного общего образования.

2.2Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

2.3Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.


2.4Программа коррекционной работы.
РАЗДЕЛ III. Организационный.

  1. Учебный план основного общего образования.

  2. План внеурочной деятельности.

  3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Приложение 1

- рабочие программы учебных предметов

Приложение 2

- программы педагогов по направлениям внеурочной деятельности

Приложение 3

-положение о портфолио учащегося основной школы

-положение о текущем, промежуточном контроле и итоговой аттестации обучающихся основной ступени образования





3-10
10-65
65-75


75-103
103
103-135
135-142

142-144

144-146

146-172


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа основного общего образования /далее Программа/ государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Центр образования» с.Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, утвержденными приказом Приказа МОиН № 1897 от 17 декабря 2010г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы основного общего образования , особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, родителей. Разработка основной образовательной программы основного общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органа самоуправления ( управляющий совет ), обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.



Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;



— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

 обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

Принципы и подходы к формированию ООП ООО.

1. В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход.

2. Программа опирается на возрастные особенности школьников среднего возраста и планируемые результаты в соответствии с ФГОС ООО.

3. Содержание Программы формируется с учетом социокультурных особенностей и потребностей района.

Информационная справка о школе.

Юридический адрес ОУ:

446720 Самарская обл., с.Шигоны, ул.Советская, д.146



  • ул.Революционная, д.122- здание начальной школы;

  • Тайдаковский филиал , 446738 Самарская обл., Шигонский р-н, с.Тайдаково, ул.Школьная, д.2.

  • Структурное подразделение дополнительного образования , 446720 Самарская обл., Шигонский р-н, с.Шигоны, ул.Советская, д.165

  • Структурное подразделение дополнительного образования , 446720 Самарская обл., Шигонский р-н, с.Шигоны, ул.Советская, д.131

  • Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные програмы дошкольного образования (детский сад), 446720 Самарская обл., Шигонский р-н, с.Шигоны, ул.Советская, д.134

  • Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные програмы дошкольного образования (детский сад), 446720 Самарская обл., Шигонский р-н, с.Шигоны, ул.Революционная, д.124

Полное наименование ОУ: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» с.Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области

Сокращенное название: ГБОУ СОШ с.Шигоны

Учредитель: Самарская область

Государственный статус:

- тип – общеобразовательное учреждение



- вид - средняя общеобразовательная школа

Проектная мощность: - здание основной школы - 510

- здание начальной школы- 392 места

- Тайдаковский филиал- 320 мест

Руководитель ОУ: руководитель высшей категории - Алефтина Михайловна Малых

Телефон: (84648) 2-10-98 /директор/

(84648) 2-16-30 /секретарь/



Факс: (84648) 2-10-98

Е - mail : shcoolz@rambler.ru

Адрес сайта ОУ: http://www.shcoolz.ucoz.ru

Историческая справка. Шигонкая СОШ функционирует с 1862 года. Вначале это было мужское начальное народное училище. С 1918 года училище переименовано в Шигоскую начальную школу, а затем в школу начального среднего образования. С ноября 1937 года становится Шигонской средней школой. С 1958 года введено политехническое образование. В 1963 году построено новое трехэтажное здание на 580 человек. В 1999году Шигонская средняя общеобразовательная школа №1 переименована в МОУ Шигонкая средняя общеобразовательная школа №1. В 2004 году МОУ Шигонская СОШ №1 переименована в ОУ Шигонская СОШ №1, а в 2005 году ОУ Шигонская СОШ №1 реорганизована путем присоединения к ней ОУ Шигонской СОШ №2 в ОУ Шигонская СОШ №1 «Образовательный центр». В состав Шигонской СОШ входит Тайдаковский филиал , где на начальной ступени образования функционирует малокомплектная школа /1-4 классы/. Решением Собрания Представителей Шигонского р-на Самарской обл. от 18.12.2002г. «О реорганизации МОУ Тайдаковской, Комаровской, Ст-Тукшумской,Бичевнинской ООШ», МОУ Тайдаковская ООШ была присоединена на правах филиала без образования юридического лица к МОУ Шигонской СОШ №1. С 1января 2012 г. переименована в ГБОУ СОШ с.Шигоны.

Географическое положение ГБОУ СОШ с.Шигоны в центре села благоприятно сказывается на её развитии, т.к поблизости находятся учреждения, с которыми школа сотрудничает на договорной основе и основе совместных планов с целью воспитания гармонично-развитой личности: структурные подразделения дополнительного образования (детская юношеская спортивная школа, центр внешкольной работы), муниципальное учреждение здравоохранения- центральная районная больница, центральная районная библиотека, центр «Семья», общественная организация «Совет ветеранов», «Совет матерей», комиссия по делам несовершеннолетних, приход в честь святого Архангела Михаила, музыкальная школа, два детских сада, МУ управления культуры молодежной политики и спорта администрации муниципального района Шигонский. К школе прилегает парк, где расположен школьный стадион. В парке проводятся экскурсии, игры и другие внеклассные мероприятия.



Особенности контингента учащихся

В ГБОУ СОШ с.Шигоны получают образование не только дети жителей села, но и дети жителей других населенных пунктов района: с.Белоключье, п.Пионер, с.Красный Ключ, с.Кяхта, д.Кушниково для которых организован ежедневный подвоз на школьных автобусах. В школе обучаются различные этносы: русские /большинство/, армяне, чуваши, татары.


Количественный состав обучающихся за последние 4 года

Ступень образования

Количество классов

Количество учащихся/чел/

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2012-2013

2 ступень (основная школа)

14

13

13

13

236

247

248

234

Количество пятиклассников за последние 5 лет

Средняя наполняемость 5-х классов ГБОУ СОШ с.Шигоны – 18 человек, Тайдаковский филиал - 3человека.

Социальный состав учащихся:

Неполные семьи: 11 /мать-одиночка/, 26 /в разводе/

Малообеспеченные семьи: 62

Под опекой, приемные: 5

Потеря кормильца: 9

Дети-инвалиды: 3

Индивидуальное обучение: 4

Кадровый состав учителей основной школы

ГБОУ СОШ с.Шигоны обеспечена квалифицированными кадровыми ресурсами.



Специальность

Кол-во

Образование

Категория

Курсовая

подготовка







Высшее

Среднее специальное

Высшая

Первая

Прошли КПК /имеют право работы по новым стандартам/

Учителя русского языка


7

7

_

4

1

100%

Учителя английского языка

5

5

-

1

1

100%

Учителя математики

5

5

-

2

2

-

Учителя информатики

2

2

-




1

-

Учителя истории

4

4

-

3

-

-

Учителя географии

1

1

-




1

-

Учителя физики

2

2

-

1




-

Учителя химии

1

1

-




1

-

Учителя биологии

2

2

-

2

-

-

Учителя музыки

1




1




1

-

Учителя технологии

2

2

-

-

-

-

Учителя физкультуры

3

3

-

1

2

-























п/п

Специалисты

Функции

Количество

специалистов

в основной

школе

1.

администрация

Обеспечивает для специалистов школы

условия для эффективной работы,

осуществляет контроль и

текущую организационную работу



3

2.

учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

34

3.

библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

1

4.

медицинская сестра /по договору с поликлиникой/

Обеспечивает первую медицинскую помощь , осуществляет выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1


Материально-техническая оснащенность образовательного процесса / здание начальной школы/

Для реализации основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ с.Шигоны обладает удовлетворительной материально-технической базой:



  • Число учебных кабинетов-23

  • Спортивный зал и необходимый для реализации образовательного процесса спортивный инвентарь

  • Стадион

  • Актовый зал

  • Компьютерный зал- компьютеров, 23 нетбука для учащихся

  • Библиотека

  • Мастерская

  • Столовая на 100 посадочных мест

  • Интерактивная доска -4

  • Учебно-лабораторное оборудование

  • Компьютеры (в пользовании учителя) – 9

  • Ксерокс -4

  • Принтер -5

Благоустройство здания: – имеется водоснабжение, канализация, электроснабжение, теплоснабжение

Материально-техническая оснащенность образовательного процесса / Тайдаковский филиал/

Для реализации основной образовательной программы основного общего образования Тайдаковкий филиал обладает удовлетворительной материально-технической базой:



  • Число учебных кабинетов-9

  • Спортивный зал и необходимый для реализации образовательного процесса спортивный инвентарь

  • Спортивная площадка

  • Актовый зал

  • Компьютерный зал- 1 компьютер 3, нетбука для учащихся , мультимедийное оборудование-1

  • Библиотека

  • Учебно-лабораторное оборудование

  • Благоустройство здания: – имеется электроснабжение, теплоснабжение

Информационно-образовательная среда ОУ

Для организации образовательного процесса в рамках реализации ООП ООО имеется информационно-техническое обеспечение:



  1. Наличие созданной информационной среды (ИС), как системы обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащей для: создания; хранения; ввода; организации; обработки; передачи; получения информации об образовательном процессе.

Основу информационной среды составляет:

  • сайт общеобразовательного учреждения;

  1. Наличие компьютерной и мультимедийной техники:

№/п

Название техники

Количество, шт.

1.

Стационарные компьютеры

Портативные (ноутбук)



7

12


2

Ноутбук (учительский)

9

3

Ксерокс

4

4

Принтер

5

5

Интерактивная доска

4




  1. Мультимедийная библиотека.

4) Информационные ресурсы:

- обеспеченность учащихся основной школы учебниками – 55%;

- фонд электронных изданий – 15 компакт-дисков;

- количество учащихся на 1 компьютер – 4;

- количество учащихся на 1 нетбук – 1;

Особенности организации образовательного процесса

Режим работы школы- 5-дневная учебная неделя. Возраст поступления в школу - 6,5 лет на 1 сентября текущего года. Обучение организовано в 1-ю смену. Время начала учебного процесса -8.30 мин. Учебная нагрузка учащегося 5 класса 29 часов в неделю. Продолжительность уроков - 40мин. Продолжительность учебного года.- 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.

Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с.Шигоны содержит разделы согласно Приказа МОН РФ №2357 от 22 сентября 2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОН РФ от 6 октября 2009г. №373» п. 16.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.



В структуре планируемых результатов выделяются:

1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.

2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

• учебных программ по всем предметам — «Русский язык.», «Литература.», «Английский язык», «История.», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

• формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.



В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

• реализация уровневого подхода как в преподавании, так и в оценочных процедурах;

• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;

• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.



1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.



Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


следующая страница >>