Литературно-музыкальный вечер, посвященный 120-летию со дня рождения М. И. Цветаевой. «Марина Цветаева: роман с собственной душой…» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Слайд 2 2ведущий 1 170.84kb.
Сценарий часа истории «Полководец Великой Победы» 1 112.9kb.
Вопросы и ответы литературной викторины, посвященной 300-летию со... 1 27kb.
Моу мирновская сош имени А. А 1 14.64kb.
В начале апреля в начальных классах проходил утренник, посвященный... 1 66.08kb.
Сибирский след Александра Чекановского 1 69.36kb.
Нравственное воспитание учащихся на произведениях Фёдора Абрамова 1 55.58kb.
Классный час, посвящённый 70 летиЮ со дня освобождения Абинского... 1 127.9kb.
Сценарий литературной композиции, посвященный 70-летию снятия блокады... 1 141.66kb.
2009 г Патриотическое воспитание в сельской школе 1 59.22kb.
Конспект урока, посвящённый 450-летию добровольного присоединения... 1 119.15kb.
Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени... 1 16.04kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 120-летию со дня рождения М. И. Цветаевой. - страница №1/1







Литературно-музыкальный вечер,

посвященный 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой.

«Марина Цветаева:



роман с собственной душой…»




Литературно-музыкальный вечер, посвященный 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой


« Марина Цветаева: роман с собственной душой…»

Цели и задачи внеклассного мероприятия
Цели и задачи:

  1. Формирование у школьников старшего возраста интереса к литературе Серебряного века и личностного восприятия противоречивой эпохи - крушения Российской империи и создания СССР.

  2. Воспитание познавательной активности, пробуждение интереса к трагической судьбе поэта, систематизация знаний творчества М.И. Цветаевой.

  3. Развитие творческих способностей учащихся: умение декламировать поэтические тексты, отработка отдельных мизансцен и обучение сценической речи.

  4. Развитие памяти.

  5. Воспитание чувства коллективизма, умение работать в малых группах.

  6. Развитие наклонностей к исполнительскому и художественному творчеству.


Оборудование:

1. Прожектора для создания светового эффекта.

2. На сцене имитация литературной гостиной, создание камерной обстановки.

3. Фонограмма песен А.Б Пугачевой на стихи М.И. Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну», романса из к\ф «О бедном гусаре замолвите слово» «Генералам 1812 года»

4. Мультимедийная установка, экран, музыкальная аппаратура для воспроизведения музыкальных фрагментов.

5. Презентация по теме литературного вечера.


Используемые педагогические технологии:


  1. Технология сотрудничества в рамках личностно-ориентированного подхода при подготовке КТД.

  2. Совместная деятельность при работе в малых группах, направленная на развитие индивидуальной ответственности и взаимодействие между участниками группы.

3. Внутригрупповая дифференциация, проводимая посредством отбора по интересам обучающихся и степени готовности к участию в подготовке и проведении мероприятия.

4. Технология преподавания литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин) в качестве средства развития социокультурной компетенции старшеклассников.



  1. Театральная технология, применяемая во внеклассной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей школьников.

  2. Технология ИКТ.



Слайд 1.


Слайд 2. Звучит музыкальный фрагмент «Ноктюрн», соч. №2 Шопена
Слайд 2. Чтец. «Тебе - через сто лет»

Тебе, имеющему быть рожденным

Столетие спустя, как отдышу, -

Из самых недр, - как на смерть осужденный, Рукой своей - пишу.


  • Друг! Не ищи меня! Другая мода!

  • Меня не помнят даже старики.

  • Ртом не достать! — Через летейски воды

Протягиваю две руки.

Как два костра, глаза твои я вижу, Пылающие мне в могилу — в ад,

Ту видящие, что рукой не движет,

Умершую сто лет назад.

Со мной в руке — почти что горстка пыли

Мои стихи! — я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я — или

В котором я умру…



И грустно мне еще, что в этот вечер, Сегодняшний — так долго шла я вслед Садящемуся солнцу, — и навстречу

Тебе — через сто лет…

Сказать? - Скажу! Небытие - условность. Ты мне сейчас - страннейшей из гостей,

И ты откажешь перлу всех любовниц

Во имя той - костей.

Слайд 3. Ведущий 1. Марину Цветаеву как-то неловко называть «поэтессой». Она была великим
русским поэтом - женщиной. Вся ее жизнь — это роман с собственной душой, отраженный в стихах.

Слайд 4 Чтец.

Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья;

Я родилась,

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.



Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты ...

-В купели морской крещена -ив полете
Своем - непрестанно разбита!

Слайд 6 Цветаева. Кто создан из камня, кто создан из глины,
Мне дело - измена, мне имя - Марина,

-А я серебрюсь и сверкаю!


Я - бренная пена морская.

Ведущий 3: Главенствующее влияние - матери (музыка, природа, стихи, Германия). Более скрытые, но не менее сильное влияние отца (страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность). Слитое влияние отца и матери - спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский рыцарский. Жизнь на высокий лад.

Слайд 5 Ведущий 2. У директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн 26 сентября 1892 г. в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, родилась дочь Марина.


Сквозь каждое сердце,

сквозь каждые сети


Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?
-Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,


Я с каждой волной воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Слайд 7. Цветаева. «Отец — сын священника Владимирской губернии, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея Изящных искусств (Москва, Знаменка), Герой труда. Умер в Москве в тысяча девятьсот тринадцатом году, вскоре после открытия Музея...

Мечта о Музее началась в те времена, когда мой отец за лучиной изучал латынь и греческий: „Вот бы главами взглянуть!" Позже, узрев: „Вот бы другие (такие же, как он, босоногие и «лучинные») глазами взглянуть..." Отказывая себе во всем, Иван Владимирович для музея не жалел ничего. По образу жизни это был истинный спартанец, не только не гонявшийся за роскошью, но совершенно в ней не нуждавшийся, даже более — органически чуждый ей...

Слайд 8. Звучит музыкальный фрагмент, предваряющий страницу о жизни матери

(может быть, из произведений А. Г. Рубинштейна).



Цветаева. «Мать — польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке... Такой игры на рояле и на гитаре я уже не услышу. Знала пять языков, не считая русского, а шестой выучила незадолго до смерти. Умерла молодая. Мать поила нас из вскрытой жилы музыки.

Слайд 9. Романс «Генералам 12 года»

Слайд 10. Цветаева. Стихи пишу с шести лет. Писала и французские, и немецкие. Первая моя книга „Вечерний альбом" вышла, когда мне было семнадцать лет... Книгу издать в то время было просто: собрать стихи, снести в типографию, выбрать внешность, заплатить по счету— все. ...Ни одного экземпляра на отзыв мною отослано не было, я даже не знала, что так делают, а знала бы — не сделала бы: напрашиваться на рецензию?!..»

1-й ведущий. Отзывы тем не менее появились и довольно разные.

Слайд 11. В. Брюсов, которому Цветаева отослала свой сборник с просьбой «просмотреть его», дал довольно суровый отзыв, хотя и назвал его «хорошей школой». Этот достаточно пренебрежительный отзыв сыграл, однако, свою роль; он утвердил в Цветаевой уверенность ее в том, что ее долг - невзирая ни на что, оставаться самою собой, быть предельно искренней.

Максимилиан Волошин: К вам душа так радостно влекома.

О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»

(Почему альбом, а не тетрадь?).
Ваша книга - это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,


Но как сладко видеть: чудо есть!

Слайд 12. Песня «Мне нравится»

Слайд 13. Чтец «Я бы хотела жить с вами в маленьком городе»

Слайд 14. Ведущий 2. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась глубокая страсть - книги.

Цветаева. Что же мне делать, слепцу и пасынку,

В мире, где каждый и отч и зряч,


- Где по анафемам, как по насыпям,

Страсти! - Где насморком


Назван - плач.

Что же мне делать, певцу и первенцу,


В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью
В мире мер?!

Ведущий 3. И эта страстность - на всю жизнь. Сама же она называла это качество
«безмерностью в мире мер». Как раздражало это ее качество многих и многих, как не
хотели простить ей непохожести, безудержности, самого высокого градуса горения
жизни!



Слайд 15. (Звучит вальс Шопена)

Чтец: Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом по стеклам, -

И на стволах, которым сотни зим .


И, наконец, - чтоб было всем известно!
Что ты любим, любим, любим! -
Расписывалась радугой небесной...

Слайд 16. Ведущий 1. 5 мая 1911г. Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. На пустынном, усеянном мелкой галькой морском берегу она встретилась с семнадцатилетним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

Ведущий 2. Сережа и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это - потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.

Чтец: «Мы с тобою лишь два отголоска...»

Юноша (Сергей - Марине): «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы... Берегите себя. Храни Вас Бог.Ваш С.»
Девушка (Марина - Сергею) «Мой Серёженька! Не знаю, с чего начинать. То, чем и кончу: моя любовь к Вам бесконечна».

Чтец: Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности - жена, не на бумаге!


Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно - бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.



Чтец. Не знаю - где ты и где я.

Те ж песни и те же заботы.

Такие с тобою друзья! Такие с тобою сироты!

Диалог. (Макс и Марина).

Слайд 17.

Марина: Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимой камень.

Максимилиан: Марина! Влюбленные, как тебе, может, это известно,- глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень.

Марина: Макс, я от всего умнею! Даже от любви!

А с камешком сбылось, ибо Сережа чуть ли не в первый день знакомства открыл и вручил мне - величайшая радость - сердоликовую бусину. Слайд 18..




В его лице я

Ррыцарству верна,


Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

Ведущий 3. Разве это не поэтическое предвидение, не роковое пророчество гениального поэта и любящей женщины?! Судьба? Да, судьба!

Слайд 19.

Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912г., а 5 сентября 1912г. родилась дочь Аля - Ариадна Эфрон, которая станет для матери и ребенком, и подругой, и первым читателем.



Марина: Я назвала ее Ариадной, вопреки Сереже, который любит русские имена… Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. - Ариадна – ведь это ответственно! – Именно поэтому.
Потом на хрупкие плечи Али обвалится каждодневный быт, с его заботами, проблемами.


И так хорошо нам вдвоем —

Бездомным, бессонным и сирым...

Две птицы: чуть встали - поем,

Две странницы: кормимся миром.



Ведущий 1. Цветаева всегда стремилась дать детям как можно больше для души. Несмотря на свой возраст (ей было 20 лет), она вкладывала в них Поэзию, Музыку, Романтику, Природу и Любовь. Так было и с сыном Муром. Он стал для матери идолом. «Пока я живу, ему должно быть всегда хорошо», - говорила Марина. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с которым быстро сменилось тревогой за него.

Слайд20.

С. Эфрон. Меня страшно тянет на войну солдатом или офицером…Я прекрасно знаю, что буду бесстрашным офицером, что не буду бояться смерти.
Ведущий 2. В 1914г. Сергей Эфрон, студент 1 курса МУ, отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. В ноябре 1917 г. их разлучили революционные события. Сергей уехал в Ростов, где формировалась добровольческая армия Корнилова - так понимал он тогда свой долг русского офицера.

С. Эфрон




Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу - грудь и висок

Божье да белое твое дело:


Белое тело твое - в песок.

Не лебедей это в небе стая:


Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...

Старого мира - последний сон:


Молодость - Доблесть - Вандея - Дон.

Чтец 2

Кто уцелел - умрет, кто мертв воспрянет.

И вот потомки, вспомнив старину:
-Где были вы? Вопрос как громом грянет,
Ответ как громом грянет: - На Дону!

-Что делали? - Да принимали муки,


Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.

Ведущий 1. Превратно понятые идеи товарищества, верности присяге, вскоре возникшее

чувство обреченности «белого движения» и невозможности изменить - именно обреченным уводят его самым скорбным, ошибочным и тернистым путем, через Галлиполи и Константинополь - в Чехию и Францию.



Слайд 22. Ведущий 2. А что же Марина Ивановна? Она в Москве с двумя маленькими дочерьми.

Цветаева. - Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста, встаю - холод - лужи - пыль от пилы - ведра - кувшины, тряпки - везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре.

Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову - не дают ли хлеб - оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда - по черной лестнице, обвешенная кувшинами и жестянками, по -черной лестнице - домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды - в одну кастрюльку - суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В 10 часов день окончен; в 11 или 12 я уже в постель. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда - хлебом...»



Ведущий 1. В феврале 1920 г. умерла младшая дочь - Ирина. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь... В 1921 г. Марина Ивановна узнала, что ее муж жив - она получила от него первую весть.

Слайд 23. Юноша (читает письмо). «Наша встреча с Вами была величайшим чудом, и еще большим будет наша встреча грядущая. Когда я о ней думаю, сердце замирает: страшно - ведь большей радости и быть не может, чем та, что нас ждет».

Слайд 21. Ведущий 1 . Цветаева именно теперь стала ревностной поборницей белого движения - то была романтика обреченности. В это время из-под ее пера выходит сборник «Лебединый стан».

Чтец 1

Девушка (читает письмо).. «Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то - во всяком случае - каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела. Последние вести о вас: Ваше письмо к Максу, потом пустота. Не знаю, с чего начать. Знаю, с чего начать, то, чем и кончу: моя любовь и к Вам.

Ведущий 1. Марина Ивановна принимает решение - ехать к мужу, поскольку ему, недавнему белогвардейцу в те годы обратный путь был заказан и невозможен.

Ведущий 2. На этом заканчивается первая часть горькой и невероятной судьбы Марины Цветаевой и начинается вторая - после России.

Чтец: Стихотворение « Рассвет на рельсах» («Покамест день не встал...»)


Слайд 24. Ведущий 2. В понедельник, ярким днем 15 мая 1922 г. Марина Ивановна с Алей сошли на вокзале в Берлине. А в июне она впервые после долгой разлуки увидела, наконец, мужа. Как долго стояли они оба, обнявшись, как стали вытирать друг другу мокрые от слез щеки.

(Звучит « Адажио» Альбинони).

Ведущий 1. Именно этот летний вечер предопределил другую разлуку, долгую, семнадцатилетнюю разлуку с Россией. Выполняя свою клятву, Цветаева едет в Европу. Прага, Париж, Вандея... Долгие версты и годы.


Слайд 25. Цветаева: Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком Она внутри,- тот потеряет ее вместе с жизнью.

Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху, по размаху - там, туда, оттуда. Еще в полном отсутствии любящих мои стихи, в отсутствии их в моей жизни: некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться…



Цветаева: Сын рос, дочь взрослела. В Париже я никому не нужна. Есть — знакомые. Но какой холод я ощущаю постоянно. Вопрос о возврате в Россию лишь частность вопроса… Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. России (звука) нет, есть буквы СССР, - не могу же я ехать в глухое, без гласных, в свистящую гущу. Не шучу, от одной мысли душно. Кроме того, меня в Россию не пустят: буквы не раздвинутся. Здесь я не нужна. Там я невозможна. Итак, здесь я без читателя, в России - без книг.

Слайд 26. Чтец: Стихотворение «Страна»

Ведущий 2. Не правда ли, какое гордое и горькое стихотворение. Ей-то всю жизнь давали понять собственную ненужность, отдельность ото всего, а уж от эмиграции в огромной степени. Как, впрочем, и от родной, горячо и преданно любимой (но не любящей) страны.

Сл.27. Чтец: В огромном городе моем - ночь.

Из дома сонного иду - прочь,


И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет - путь

Чтец: "Рас-стояние: версты, мили..."

Чтец: «Тоска по родине! Давно...»

Ведущий 1. И опять, конечно же, не быт стоит над всем, а ощущение «никому - ненужности», особенно ненужности ее стихов.

И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Есть черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,


И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
Огни - как нити золотых бус,
Ночною листика во рту - вкус,
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

Слайд 28. Юноша Эфрон. Я подал прошение о советском гражданстве. Мне необходима поддержка моего ходатайства в ЦИКЕ... Я в течение пяти последних лег открыто и печатно высказывал свои взгляды, и это дает мне право так же открыто просить и гражданство....

Ведущий 2: В начале 1937 года С.Эфрон уезжает в Советский Союз, чуть позже за ним - Аля. Мур тоже рвется в Россию.

Чтец: «Ни к городу, и ни к селу» из цикла «Стихи к сыну»

Слайд 29. Ведущий 1. В июне 1939 г. мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа ее с сыном не провожал никто. Еще два года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата - за что? - непохожесть? нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было?.за право быть самой собой?

Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую.



Слайд 30. Цветаева. Москва, Голицыно, Болшево - они почти ничем не отличаются друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей и абсолютно без всяких надежд... Посуда, вода и слезы… Никто не видит, не знает, что я уже год ищу глазами - крюк, но их нет, потому что везде электричество. Никаких люстр... Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть. Я хочу не быть...



Слайд 32. Девушка (разворачивает письмо, читает.) «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». (уходит)

Слайд 31. Цветаева (читает по листку): В совет литфонда.

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки


в открывшуюся столовую Литфонда.
М. Цветаева

(после небольшой паузы) Не приняли.



Читает сама, снимая кольцо с руки:

Пора снимать янтарь,


Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный...

Ведущий 3. Город Елабуга - последнее земное пристанище неукротимой души поэта. 31 августа 1941 г. великий русский поэт Марина Цветаева повесилась.

Слайд 33. Ведущий 1. Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

За окно с огнем.

Слайд 34. Ведущий 2. На кладбище в Елабуге есть такая надпись: «В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева».

Слайд 35. Звучит песня А. Пугачевой на стихи Цветаевой
«Уж сколько их упало в эту бездну...»

Слайд 36. Чтец читает заключительное стихотворение И. Шалаевой из цикла « Стихи к Цветаевой»

Дожди под-над миром

Как плач по Марине,

Как реквием на Неизвестной могиле.
И кисти рябины

Над желтою глиной –

Как капли последние Крови Марины.
Огромное море

Соленым прибоем

Душой ее вольной Вздыхает и стонет.
И утром, и ночью Маринины очи –

Листом подорожника

У обочин.


Чтоб путнику проще

В заснеженной роще - Маринино сердце

Кострами быть хочет.
Дожди под-над миром.

Быть может, Марины Последние слезы

О бедных и сирых?
И голос Марины

В осенней осине.

И крик лебединый

По деве Марине.



Ведущий 1 . Смерть поэта тоже входит в бытие поэта. А его бытие - это жизнь его стихов и память о нем. Роман поэта со своей душой и читателем продолжается, потому что он "вне времени" …(ведущие уходят)

Выходят чтецы Слайд 36. Чтец I. Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,


Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,


В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти -
Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Чтец: «Стихи растут...»



Чтец: Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня,


О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь, как книга, для меня.



Цветаева: Всякий поэт по существу эмигрант. Эмигрант царства небесного и земного рая природы. Эмигрант из бессмертия в время, невозвращенец в своё небо.

Цветаева (читает сама): Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой день вчерашний,

Чтоб был безумием - каждый день!

Люблю я крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след...

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть в 17 лет!






Ты мудрый, ты не скажешь строго: «Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

Слайд 37. чтец .

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала— тоже!



Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что меня Мариной

И сколько мне было лег.
Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!


И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий

Прохожий, остановись!




Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,

Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо.

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь золотой пыли

И пусть тебя не смущает



Мой голос из-под земли.
Коктебель, 3 мая 1913



Список стихотворений и музыкальных произведений:

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Действующие лица и исполнители (учащиеся 7-11 классов):


  1. Вед. 1 –Сёмина Ю. 10 кл.

  2. Вед. 2 – Стрельцов И. 9 кл.

  3. М. Цветаева –Пчелинцева А. 9 кл.

  4. С. Эфрон –Копытин С. 10 кл.

  5. М. Волошин – Трушин Ю. 9 кл.

  6. Исполнитель песни - Алакина А. 9 кл.



Название произведения

Исполнители

1.

Шопен « Ноктюрн», соч. №2

Фонограмма

2.

«Тебе - через 100 лет»

Алакина О.А. , учитель

3.

«Красною кистью...»

Пчелинцева А. 9 кл.

4.

«Кто создан из камня...»

Пчелинцева А. 9 кл.

5.

Муз. фрагмент А.Г. Рубинштейна

Фонограмма, фортепиано

6.

Романс «Генералам 12 года»

Фонограмма из к\ф «О бедном гусаре замолвите слово»

7.

Песня « Мне нравится»

Исполнение Алакиной А. 9 кл.

8.

«Я бы хотела жить с вами в маленьком городе»

Панкина В. 9 кл.

9.

Шопен «Вальс»

Фонограмма,

10.

М.Волошин « К вам душа так радостно влекома»

Стрельцов И. 9 кл.

11.

«Что же мне делать...»

Пчелинцева А. 9 кл.

12.

«Писала я на аспидной доске...»

Панкина В. 9 кл.

13.

«Мы с тобою лишь два отголоска»

Вилкова Ю. 9 кл.

14.

«Я с вызовом ношу его кольцо...»

Иванова М. 9 кл.

15.

«Не знаю, где ты и где я» из цикла «Але»

Суслова Д. 7 кл.

16.

«Белая гвардия, путь твой высок…» Поляков М. 9кл.

17.

«Кто уцелел - умрет...» из цикла «Лебединый стан»

Карбусов А. 10 кл.

18.

« Рассвет на рельсах»

Бушмина К. 11 кл.

19.

Алъбинони «Адажио»

Фонограмма

20.

«Рас-стояния, версты, мили...»

Огурцова О. 11 кл.

21.

«Тоска по родине! Давно...»

Вилкова Ю. 9 кл.

22.

«Страна»

Алакина А. 9 кл.

23.

«В огромном городе моем ночь...»

Иванова А. 9 кл.

24.

«Ни к городу, ни к селу...» из цикла «Стихи к сыну»

Копытин С. 10 кл.

25.

Песня «Уж сколько их упало в эту бездну» Фонограмма

26.

И. Шаламова из цикла «Стихи к Цветаевой»

Спирина Т. 8 кл.

27.

«Моим стихам...»

Сутормина Ю. 8 кл.

28.

«Стихи растут»

Поляков М. 9 кл.

29

«Христос и Бог! Я жажду чуда...»

Трушин Ю. 9 кл.

30

« Всего хочу: с душой цыгана…»

Пчелинцева А.

31.

«Идешь на меня похожий»

Акулова В. 9 кл.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. М.И. Цветаева Стихотворения. Поэмы. – Вступительное ст., сост. и комм. А. А. Саакянц. –

М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1996

  1. М.И. Цветаева. За всех – противу всех!: Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах.\Сост. Л.В. Поликовской;. Вступ. Ст. Л.В. Поликовской, М.А. Долговой. - М.: Высшая школа, 1992;

  2. М.И. Цветаева. Песня и формула. Автор и сост. Н.В Ларцева. Петрозаводск, «Петрополь», 1992;

  3. Болшево. Литературно-краеведческий альманах, № 2. 1992. М.: ТОВАРИЩЕСТВО «ПИСАТЕЛЬ», 1992.

  4. В.А. Швейцер. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М.: Интерпринт, 1992

  5. Ю.М. Каган. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. – М.: «ОТЕЧЕСТВО», 1992

  6. А.М. Саакянц. Твой миг. Твой день. Твой век. Жизнь Марины Цветаевой.- М.: «Аграф», 2002;

  7. Маринин дом. Сост. Г.Д. Данильева, Н.Б. Шаинян. Изд-е Дома–музея Марины Цветаевой. –

М.: 2011.

С