Листая страницы памяти - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Листая страницы памяти - страница №1/6



ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ

Виктор Иванович Пиков - капитан первого ранга в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, военной службы и труда; воин-интернационалист, кавалер ордена Красной Звезды и шестнадцати медалей – родился в 1928 году в городе Белая Церковь Киевской области.

Отец, Иван Михайлович, кадровый командир Красной армии, убеждённый коммунист, активный участник Великой Отечественной войны, принимавший участие в сражениях, как на западных фронтах, так и на восточном - в войне с Японией. Мать, Мария Владиславовна, медицинская сестра и верная офицерская жена, познавшая вместе с мужем все тяготы военной службы.

Великая Отечественная война застала Пиковых в городе Львове, где отец к тому времени проходил службу. Как кадровый офицер, он уже в первые дни войны вступил в схватку с врагом на западной границе СССР. Семья вместе с фронтом, постепенно отступая на восток под натиском превосходящих сил фашистов, в конце-концов оказалась в эвакуации в Курганской области. Здесь Витя и продолжил учёбу в школе.

Как и большинство советских людей в то время, ещё подростком, он мечтал поскорее оказаться на фронте, чтобы принять личное участие в борьбе с ненавистными фашистами. Сколько же в те грозные для нашей страны годы подростков, Ванек и Сашек, Вовок и Петек, бросив школьные занятия, вопреки увещеваниям матерей, преодолевая неимоверные трудности, пробиралось к фронту! Сколько тогда было сынов полков, кораблей, батарей и эскадрилий, в мальчишеские годы несущих трудную и почётную солдатскую и матросскую службу и уже в нежном возрасте награждённых боевыми медалями и орденами! К сожалению, нынешние СМИ и власти об этом умалчивают! Видимо, не слишком они желают воспитания народа в духе высокого патриотизма! Одному из таких героев-подростков посвятил свою повесть «Сын полка» Валентин Катаев. Очень жаль, что в настоящее время она почти забыта! «Ребятишкам хотелось под танки!» - такими словами образно описал общее патриотическое настроение детей той войны Владимир Высоцкий. И его слова могут подтвердить все очевидцы.

Из тех же патриотических побуждений после окончания восьмого класса средней школы самостоятельно отправился поступать в свердловскую спецшколу Военно-воздушных сил и Витя Пиков. Но война близилась к концу, и повоевать на ней ему не пришлось. В 1945 году по окончании спецшколы он был направлен в Ейское лётное училище. Успешно сдал вступительные экзамены. Однако зачислен не был – от постоянного недоедания, тяжёлой физической и умственной нагрузки он выглядел много младше своих семнадцати лет. Обучаясь в спецшколе, он вынужден был самостоятельно зарабатывать на хлеб! Медицинская комиссия вынесла безоговорочный вердикт: «Подрасти, парень, окрепни физически и приезжай на следующий год!» Огорчённый неудачей, потерявший связь с родителями, без гроша в кармане Витя направляется во Львов к родственникам, где его и нашли уже воссоединившиеся родители. С их помощью он перебирается на Дальний Восток и там ещё раз проходит программу десятого класса школы. Он не может себе позволить провалиться на экзаменах в военное училище. Воинская служба давно стала его мечтой!

В 1946 году восемнадцатилетним окрепшим юношей он поступает в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. Его давнишняя мечта осуществилась.

Сегодня Виктор Иванович с удовольствием вспоминает курсантские годы – годы становления личности офицера, идейной и жизненной его закалки. Наполненные воинским трудом и учёбой, недели, месяцы, годы летели быстро. Преподаватели училища, в большинстве своём участники Великой Отечественной войны, с удовольствие делились опытом с молодёжью. Учили тому, что необходимо на войне. Дни курсантов до отказа были заполнены учёбой, тренажами, матросской службой. На личные нужды (написать письмо, почитать книгу, побеседовать с друзьями) в сутки отводилось не более часа так называемого «личного времени» да и то часть его затрачивалась на подготовку к завтрашнему трудовому дню. «Тяжёлыми, но очень значимыми для офицерского будущего, запомнившимися на всю жизнь были годы обучения! С большой благодарностью вспоминают о них курсанты тех лет!» - с некоторой грустью говорит Виктор Иванович.

Наступил 1950-й год – год выпуска из училища в самостоятельную офицерскую флотскую жизнь. Печальное и вместе с тем радостное расставание с друзьями-однокашниками, со ставшим родным училищем, любимыми преподавателями; строгими, но доброжелательными командирами-наставниками. Как и всякий офицер, Виктор Иванович с волнением вспоминает выпуск: Приказ Министра обороны СССР о присвоении первого офицерского звания «лейтенант», вручение лейтенантских погон начальником училища, первое облачение в офицерскую форму, чувство гордости полноправного защитника Отечества и прощальный вечер с друзьями.

Добросовестный курсантский труд не замедлил сказаться. Назначенный на Балтийский флот, Виктор Иванович в 1951 – 1956 годах успешно проходит все ступени офицерской иерархии от командира Боевой части III базового тральщика до командира корабля.

Надо сказать, что Балтика в период Великой Отечественной войны была буквально нашпигована морскими минами. Минные поля для усложнения доступа противнику к своим сухопутным границам и затруднения судоходства создавали обе воюющие стороны. После окончания войны мины стали обезвреживать в плановом порядке, но свои карты минных полей со временем устаревают, а карты противника не всегда попадают в руки победителей. Поэтому и после окончания боевых действий на морских просторах ещё долго продолжали греметь взрывы и гибнуть суда и люди. У тралового флота работы хватало!

«Особенно много боевых мин в пятидесятых годах оставалось в Рижском и Финском заливах!» - вспоминает Виктор Иванович. Заметно волнуясь, он с гордостью говорит, что только в Рижском заливе, командуя тральщиком, обезвредил девять морских мин. А ведь это, возможно, спасение от гибели девяти морских судов и сотен человеческих жизней!

Боевая работа по тралению тогда проводилась постоянно, что равносильно постоянной боевой готовности экипажей кораблей. Только люди, испытавшие военную службу в режиме постоянной боевой готовности, могут по достоинству оценить это! Постоянная боевая готовность предполагает возможность в любое время дня и ночи объявление боевой тревоги и постановку боевой задачи с немедленным выходом в море. Высокое нервное и физическое напряжение, которое ощущает при этом командир, нужно почувствовать самому, чтобы до конца понять тогдашнее состояние Виктора Ивановича!

«Морские мины времён Великой Отечественной войны, - продолжает свой рассказ Виктор Иванович, - делились на два класса: якорные и электромагнитные. Якорная мина – рогатый металлический шар диаметром около метра, металлическим тросом соединённый с грузом-якорем, лежащим на морском дне. Как сухопутные мины маскируются землёй, так и морские устанавливаются на некотором расстоянии от поверхности моря и приводятся в действие от соприкосновения с корпусом судна. Трал для их нахождения и дальнейшего обезвреживания - устройство, обнаруживающее трос и перерезающее его. При этом мина всплывает. После чего её либо расстреливают из корабельных орудий, либо, подойдя на шлюпке, закрепляют на один из её рогов-взрывателей устройство подрыва. Минёры после поджигания бикфордова шнура должны за время его горения удалиться от мины на безопасное расстояние». Сколько раз Виктору Ивановичу с мостика своего корабля с волнение приходилось наблюдать за действиями матросов-минёров, опасаясь за их жизни, а затем огромный столб воды, сопровождаемый грохотом взорванной мины и ощущать облегчение после удачно проведенной операции! Может быть, отчасти и поэтому так рано поседела его голова!

Действие электромагнитной мины основано на её притягивании к намагниченному металлическому корпусу корабля и дальнейшем приведении в действие взрывного устройства. Для обеспечения безопасности самого тральщика он предварительно подвергается операции размагничивания. Кстати сказать, большой вклад в дело обеспечения безопасности морских судов от таких мин внёс ставший впоследствии широко известным во всём мире академик Курчатов. Во время Великой Отечественной войны он занимался этой проблемой и своими разработками спас от гибели многие суда и тысячи человеческих жизней. Большинству он известен только как специалист в области атомной энергетики и ядерного оружия. При поиске таких мин тральщик тащит за собой специальный трал, который обнаруживает на морском дне мину и, создав магнитное поле, имитирующее поле корабля, приводит ей взрывное устройство в действие. В этом случае боевая работа минёров более автоматизирована и менее опасна. Однако, как говорится, минёр ошибается только один раз! В своей работе он постоянно находится между жизнью и смертью! И это не может не отражаться на его психическом и физиологическом состоянии!

В 1957 – 1963 годах Виктор Иванович проходит службу на Черноморском флоте в должности командира корабля радиолокационного дозора. Эти корабли прикрывали узкие места в сплошном радиолокационном поле, существовавшем в СССР над всей территорией страны и на ближних подступах к её границам. Многоярусное радиолокационное поле создавалось радиотехническими средствами, которые входили в состав Войск ПВО страны, и позволяло своевременно обнаружить и уничтожить любую воздушную цель, нарушившую нашу границу. На командире корабля радиолокационного дозора лежала огромная ответственность за пропуск через свою зону обнаружения воздушной цели. Во времена «холодной войны» любая воздушная цель вполне могла быть носителем ядерного оружия!

1963 – 1971 годы Виктор Иванович служит в Камчатской флотилии тихоокеанского флота на должностях: командира тральщика, командира корабля радиолокационного дозора, заместителя командира дивизиона тральщиков, заместителя начальника штаба бригады кораблей.

В 1971 – 1977 годах он вновь на Черноморском флоте. Теперь он становится начальником оперативного отделения и боевой подготовки – заместителем начальника штаба Крымской военно-морской базы Черноморского флота. Надо сказать, что служебный рост советского офицера определялся только личными его качествами и отношением к службе!

В 1977 году накопленный двадцатисемилетний опыт офицера-моряка командование флота решило использовать для обучения морскому делу тогдашних зарубежных друзей нашей страны, и капитан первого ранга Пиков В.И. направляется в Эфиопию, которая к тому времени встала на путь социалистического развития. Ему поставлена задача оказания помощи эфиопским морякам в овладении советской военно-морской техникой и методами её боевого применения. Виктор Иванович становится военным советником командира Военно-морской базы Эфиопии в городе Ассаб. Эфиопия в те годы вела активные боевые действия на нескольких фронтах: с Кенией и Сомали, покушающимися на её суверенитет, и внутренней контрреволюцией, желающей сохранения прежних колониальных порядков в стране. Это было время распада мировой колониальной системы. Народы Африки боролись за свою самостоятельность, независимость от европейских колонизаторов. Советское государство поддерживало справедливые требования угнетённых народов и помогало им оружием и советниками.

Советская помощь оружием
На базу в городе Ассаб поступали корабли советского производства. Опытные советские офицеры-моряки организовали систему переподготовки их новых хозяев-эфиопов. Человеку, когда-либо общавшемуся с африканцами и азиатами, понятны трудности связанные с их обучением владению сложной современной техникой: языком общения, уровнем общей и технической подготовки, прилежностью в овладении новыми знаниями. К чести Виктора Ивановича он успешно преодолевал встречающиеся на его пути трудности!

Не надо забывать, что, находясь в зоне боевых действий, город Ассаб, а вместе с ним советские советники не раз подвергались артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха и постоянно рисковали жизнью! Особенно привлекательной целью для врагов Эфиопии являлся расположенный в городе нефтеперегонный завод, взрыв которого мог привести к гибели и города и военно-морской базы. К счастью, средства противоздушной обороны его успешно прикрывали!

Кроме обучения друзей, рискуя собственной жизнью, советские воины-интернационалисты принимали участие и в боевых действиях на стороне Эфиопии. Капитан первого ранга Пиков разработал план высадки десанта эфиопской морской пехоты на территории Сомали и лично участвовал в высадке, чем во многом определил её успех. Десант разгромил сомалийские войска, и это принудило Сомали к заключению мира с Эфиопией.


Высадка самалийского десанта
Как и всегда в таких ситуациях в Эфиопии существовала пятая колонна, представители которой вели разведку в интересах противоположной стороны, устраивали диверсии, брали заложников и т.п. Виктор Иванович вспоминает случай, когда, работая над планом высадки десанта, он неожиданно увидел, как над его рабочим столом чёрная рука вырезает большим ножом дыру в фанерном потолке кабинета, видимо, с целью фотографирования документов. Поиски диверсанта результатов не дали, но с тех пор охрана помещения была усилена.

Как верная боевая подруга последовала за мужем в заграничную командировку его жена Надежда Георгиевна. Подвергая опасности жизнь, она все годы была рядом. Работая в эфиопском военном госпитале, она помогала раненым бойцам ввергнуться в строй. С ужасом и сегодня вспоминает она случай, когда неизвестные вооружённые люди рвались в её квартиру и только счастливый случай – неожиданное появление советских военнослужащих – спасло её от участи заложницы. Надежду Георгиевну без сомнения можно считать современной «женой декабриста», бросившей спокойный домашний уют ради того, чтобы быть рядом с любимым мужем!




К счастью, заграничная командировка четы Пиковых успешно закончилась в 1978 году. В этом же году за проявленное при исполнении служебных обязанностей мужество капитан первого ранга Пиков Виктор Иванович был награждён орденом Красной Звезды и Почётной грамотой воину-интернационалисту Президиума Верховного Совета СССР.

Прослужив на флоте тридцать пять календарных лет, Виктор Иванович уволился в запас.

Прошло двадцать восемь лет с того дня, как он снял форму военного моряка. Казалось бы, срок достаточный, чтобы предать забвению время службы. Однако не даром считается, что офицерская служба, кроме действительной, включает службу в запасе и в отставке. Виктор Иванович и сегодня остаётся советским офицером-моряком. Он с гордостью вспоминает времена, когда вовсе не ради денег, наград и славы, а совершенно бескорыстно служил своему Отечеству. Он, по его словам, просто ощущал себя верным сыном, посвятившим ему свою жизнь! Как скромный русский человек, он не видит никакого героизма в своей службе – он просто исполнял свой долг! Поколение русских людей, к которому принадлежит Виктор Иванович, не могло плохо служить, потому что их служба была нужна Родине!

И после выхода в запас Виктор Иванович, пока позволяло здоровье, оставался активным членом общества, принимал самое деятельное участие в воспитании чувства патриотизма у современной молодёжи, её моральной подготовке к защите Отечества.




ОН ОХРАНЯЛ НЕБО ДАМАСКА
Подполковник Роженцов Альберт Евгеньевич активный участник арабо-израильской войны 1973 года, кавалер трёх орденов и многих медалей родился в 1935 году в деревне Русская Шульма Советского района Кировской области в семье сельского интеллигента.

Отец Евгений Александрович в годы Великой Отечественной войны - рядовой солдат Волховского фронта - храбро защищал город Ленинград. В жестоких боях получил тяжёлое ранение. За мужество и отвагу награждён несколькими солдатскими медалями. В 1944 году был комиссован и вернулся к своей довоенной деятельности сельского учителя. До самой смерти он сеял доброе и вечное в умах и сердцах сограждан. Преподавал в старших классах гуманитарные дисциплины. Много лет, будучи директором школы, достойно возглавлял школьный коллектив. Добрая память об этом человеке и поныне живёт в сердцах его многочисленных учеников и воспитанников.

Мать Анна Максимовна также всю жизнь посвятила образованию и воспитанию советских граждан на самом начальном и важном участке их жизни, когда человеку прививаются основы морали. Она была учителем начальной школы.

Многие ныне живущие ещё помнят, каким уважением пользовался в добрые старые времена учитель и особенно учитель сельский. Ведь он нёс культуру в самые отдалённые уголки нашей огромной страны! Работая с молодёжью, он определял будущее народа! Высокий социальный статус учителя поддерживался государством, чего, увы, нельзя сказать о нынешних временах! Учитель, как и должно быть, во все времена, вплоть до нынешнего, был непререкаемым авторитетом, образцом для подражания! Это не могло не сказываться и на детях учителей. Они просто не имели морального права ронять авторитет родителей!

В семье учителей Роженцовых детей было четверо, и все они выросли достойными своих родителей. Борис стал военным лётчиком-снайпером, Альберт – военным инженером, Владимир – врачом, Юрий – инженером-механиком. Советская средняя школа, независимо от того столичная она или провинциальная, руководствовалась одной учебной программой, унаследовавшей всё хорошее из старой гимназической; давала везде практически одинаковые знания, обеспечивала поступление в любой вуз, то есть позволяла сделать осмысленный выбор жизненного пути советским человеком!

Алик поступил в школу в 1943 году. Время было тяжёлое, шла Великая Отечественная война. Отец ещё не вернулся с фронта, семья, как и все советские семьи, во многом нуждалась (на попечение матери было трое детей!), но школы работали и все дети учились! Власти за этим строго следили! Не хватало учебников, тетрадей, даже перьев и чернил, но процесс подготовки будущего страны – следующего поколения советских граждан - не останавливался! В холодных, плохо отапливаемых помещениях, порой, не снимая верхней одежды и отогревая пузырьки с чернилами в карманах, ребята овладевали знаниями, в них воспитывалась любознательность (любовь к знаниям!) и особое почитание людей, владеющих большими знаниями, - учёных! Потому-то поколение детей войны в 60-е – 70-е годы прошлого столетия и подняло нашу страну на недосягаемую сегодня высоту в науке и искусстве, в образовании и медицине, в производстве и высоких технологиях!

Алик учился добросовестно, занимался общественной работой среди сверстников, в старших классах возглавлял комсомольскую организацию школы, добился неплохих результатов в спорте – выполнил норму первого спортивного разряда по лыжным гонкам. Эгоистов, единоличников-одиночек, старавшихся жить вне общества, тогда не уважали и высмеивали! В стране процветал коллективизм, альтруизм. Люди жили девизом: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» Это сплачивало народ и позволяло добиваться больших побед! Алик жил, как и все его сверстники, ничем особенно не выделяясь.

Романтика, владевшая ребятами в те годы, привела его после окончания школы в Ленинградский горный институт. Он мечтал о походах с поисковыми партиями геологов по нехоженым тропам нашей необъятной Родины, об открытиях природных богатств, существенно улучшавших жизнь сограждан и могущество Страны Советов. Однако, не добрав одного балла, по конкурсу в институт он не прошёл - конкурсы в вузы в послевоенные годы были огромные. Чтобы приобрести трудовой жизненный опыт, устроился рабочим в Ленинградский метрострой. Ребята тех лет спешили стать взрослыми, самостоятельными, снять бремя заботы о себе с родителей. В 1954 году он был призван в Советскую Армию. В военкомате ему предложили дилемму: или пятилетняя служба на флоте, или трёхгодичное военное училище. Альберт выбрал учёбу. Тем паче, офицер в те времена имел очень высокий социальный статус. Ленинград нравился молодому человеку. За год он успел ознакомиться со многими его достопримечательностями. Чтобы продлить жизнь в этом прекрасном городе – одном из центров мировой культуры - он выбрал Пушкинское радиотехническое училище войск ПВО страны. Теперь конкурсные экзамены были успешно сданы, и он стал курсантом.

Юношу сразу увлекла сложнейшая, по тем временам самая передовая техника автоматического наведения зенитных артиллерийских орудий на движущуюся с большой скоростью воздушную цель – вражеский самолёт. В училище существовала практика уже в первые дни знакомить первокурсников с техникой, которую им придётся эксплуатировать в дальнейшем. Обнаружение самолёта противника на дальности десятки километров радиолокатором, автоматическое его сопровождение и определение координат, вычисление координат точки встречи снаряда с целью и автоматическое наведение орудий в эту точку - не могли не произвести впечатления на впервые столкнувшуюся со всем этим молодёжь! Кроме того, её вдохновлял патриотизм: холодная война разгоралась, профессия офицера – защитника Отечества - была очень востребованной и престижной.

Курсант Роженцов, как, впрочем, и другие его однокашники, добросовестно постигал премудрости своей будущей специальности техника зенитной батареи. Училище было первым учебным заведением страны, готовящим специалистов по радиолокации, имело прекрасную материальную базу, опытных командиров-воспитателей и преподавателей, многие из которых прошли войну. Учебная программа была сложной и многогранной. Чисто военные дисциплины: тактика общевойсковая и войск ПВО; огневая, противохимическая, противоатомная подготовка; топография, инженерное и автодело; чередовались с техническими - электротехникой, радиотехникой, артиллерией, счётно-решающими устройствами. В завершение обучения курсанту нужно было освоить эксплуатацию и ремонт всей техники зенитной батареи. В то время на батарее техник был единственным технически грамотным человеком, и именно на нём лежала ответственность за поддержание её в боевой готовности! Воспитание чувства ответственности в будущих офицерах обеспечивалось гуманитарными дисциплинами. Да и вся атмосфера послевоенных лет воспитывала чувство долга перед Родиной и ответственности за порученное дело в будущих офицерах. По сей день Альберт Евгеньевич с глубокой благодарностью вспоминает училище, заложившее основы его профессии офицера Советской Армии и инженера по радиотехнике. Школьные достижения в спорте пригодились и здесь. Спорту, физической подготовке командование уделяло самое серьёзное внимание. Не даром в шутку курсанты и выпускники именовали свою alma mater «радиотехническим училищем со спортивным уклоном»! Курсант Роженцов в составе сборной команды училища не раз защищал его честь на соревнованиях различенного уровня.

В 1957 году, получив диплом радиотехника и воинское звание «техник-лейтенант», он стал техником зенитной батареи в Уральской армии ПВО страны. В конце пятидесятых годов шло активное перевооружение войск на новую зенитно-ракетную технику. Знаний, полученных в училище, ему вполне хватило для самостоятельного овладения новой техникой – зенитно-ракетным комплексом С-75.

Лозунг Советской власти «Не останавливаться на достигнутом, постоянно двигаться вперёд!», воспитанная ещё средней школой любознательность, заставляли всех советских людей, в том числе и офицеров, стремиться к самосовершенствованию. Старший техник-лейтенант Роженцов в 1961 году поступает в радиотехническую академию. Специальность определила сама жизнь – инженер по радиотехнике. Пять лет учёбы в академии существенно повысили теоретический уровень офицера, помогли глубже понимать процессы, происходящие в сложной автоматизированной системе управления зенитной ракетой и более эффективно использовать её боевые возможности.

По окончании академии инженер-капитан Роженцов получает назначение на должность заместителя командира радиотехнической батареи зенитно-ракетного полка, прикрывающего с воздуха город Баку с его промышленными предприятиями. Сложная боевая техника, ответственная задача, стоящая перед полком, постоянная боевая готовность к отражению воздушного противника потребовали много сил и времени молодого инженера для соответствующей профессиональной подготовки офицеров-техников и солдат-операторов. Капитан Роженцов успешно справляется с этой задачей, батарея выходит в число лучших в полку и Роженцов в 1968 году получает назначение на должность командира радиотехнической батареи в зенитно-ракетный полк, прикрывающий научно-испытательный полигон в Архангельской области. Добросовестный каждодневный воинский труд командира-инженера способствует его выдвижению в 1971 году на должность командира дивизиона.

В начале 1973 года отличному командиру дивизиона майору Роженцову предлагается длительная командировка в Сирию для исполнения интернационального долга – подготовки сирийских войск противоздушной обороны к отражению возможной агрессии Израиля. Сирийская арабская республика в то время встала на путь социалистического развития. Советский Союз активно помогал правительству Сирии, в том числе и в военном строительстве, прежде всего высококвалифицированными кадрами. Вызванный для беседы в Генеральный штаб майор Роженцов, не задумываясь, выразил готовность помочь сирийским товарищам в овладении советской зенитно-ракетной техникой и методами её боевого применения. Он становится военным советником командира зенитного дивизиона смешанного состава, стоящего на защите неба столицы Сирии Дамаска.

«Прибыв в Дамаск, сразу почувствовал напряжённость обстановки, - рассказывает Альберт Евгеньевич. – Всеобщая нервозность, постоянные разговоры о том, что ягуды вот-вот нападут, нарушение воздушных границ Сирии израильскими самолётами – обычное дело! Понял, что нужно срочно готовиться к худшему!»

Дивизион, в котором теперь служил майор Роженцов, включал кроме зенитно-ракетного комплекса С-75 ствольные зенитные батареи разного калибра. По вооружению и количеству личного состава во много раз превосходил советский и более соответствовал полку. Он располагался в пятидесяти километрах от Дамаска в пустынной, гористой местности. Альберт Евгеньевич оказался единственным русским человеком в окружении, правда, дружески и уважительно настроенных арабов. Переводчика в первое время не было. Пришлось срочно овладевать основами арабского языка хотя бы в рамках бытовой и специальной военной тематики. Хорошо ещё, что командир дивизиона подполковник Абдулязиз и некоторые офицеры прошли различные курсы обучения в Советском Союзе! В целом же уровень общей и военной подготовки офицеров-арабов был существенно ниже, чем советских, многие солдаты были совсем неграмотными!



На боевой позиции дивизиона
Понимая, что война не за горами, опытный офицер, прежде всего, налаживает боевую подготовку по советскому образцу. Не жалея времени совместно с подсоветным Абдулязизом осуществляет контроль занятий с техниками и операторами, а при необходимости проводит занятия сам, используя в качестве переводчика одного из знающих русский язык офицеров в том числе и командира дивизиона. Как вспоминает Роженцов, арабы беспрекословно повиновались опыту советского офицера. Несколько месяцев упорных трудов существенно повысили боеспособность дивизиона. Оценку военному советнику выставила арабо-израильская война.

Война Египта и Сирии против Израиля с 6 по 25 октября 1973 года имела целью возвратить оккупированные Израилем в 1948 году арабские территории, решением Организации Объединённых Наций, предназначенные для арабского государства Палестина. Шестого октября египетские и сирийские войска перешли в наступление. Однако, продвинувшись за первый день на 12 – 15 километров в результате контрнаступления израильских войск были вынуждены вернуться на исходные позиции. С 11-го по 24-е октября сирийские войска вели оборонительные бои под Дамаском. 22-го октября по инициативе СССР Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую воюющие стороны прекратить боевые действия. 24-го октября на сирийском фронте бои прекратились. Надо сказать, что арабо-израильская война 1973 года была самой крупной локальной войной ХХ-го столетия на Ближнем Востоке, в которой использовалась самая современная на тот момент военная техника. Она характерна массовым применением танков, самолётов и вертолётов. За две недели только в небе Дамаска было сбито 64 израильских самолёта!



Израильтяне бомбят Дамаск


«Гуманизм» израильтян

Возмездие

Значительную роль для окончания боевых действий и заключения перемирия сыграли войска ПВО Сирии в целом и дивизион, в котором военным советником служил майор Роженцов. За девятнадцать дней боевых действий дивизион, не имея потерь, уничтожил пять израильских боевых самолётов!

Вот как описывает первый бой подполковник Роженцов.

«О начале боевых действий сирийской армии меня предупредили из Управления главного военного советника Министерства обороны Сирии. Я незамедлительно прибыл на позицию дивизиона и совместно с подсоветным командиром провёл контроль функционирования зенитно-ракетного комплекса. Аппаратура работала нормально. Затем мы обошли все рабочие места офицеров и операторов, проверили знание функциональных обязанностей в боевой обстановке, побеседовали об ответственности каждого номера боевого расчёта. Недочёты устранялись на месте. Такую же проверку готовности прошли и артиллеристы. Пытались доложить о готовности в штаб бригады, но связи не было. Израильтяне бомбили Дамаск. Перевели все средства дивизиона в готовность №1 и решили действовать самотоятельно. Всё оставшееся до заключения перемирия время лица боевого расчёта оставались на рабочих местах, радиолокатор кругового обзора непрерывно осматривал воздушное пространство.

Противник не заставил себя долго ждать. От начальника радиолокатора обнаружения поступил доклад: «Одиночная цель, азимут X, угол места Y, дальность Z. Движется в нашем направлении». Вот отметка от неё появилась на выносном индикаторе кругового обзора командного пункта. Командую «Включить аппаратуру и провести контроль функционирования!» и после доклада о готовности к стрельбе - «Обнаружить цель!» Абдулязиз дублирует команды. Офицер наведения обнаруживает цель и переходит в режим её автоматического сопровождения. После доклада «Цель в зоне поражения!» командую «Уничтожить цель двумя ракетами!» Слышу команды «Пуск первая! Пуск вторая!» С замиранием сердца следим по экранам, как взлетают ракеты. Вот они захвачены ждущими стробами, и отметки от них ползут (мне представляется ужасно медленно!) в сторону отметки от цели. Время как будто остановилось. Люди на командном пункте, кажется, даже перестали дышать в ожидании результата. Наконец, следует радостный доклад «Цель уничтожена первой ракетой!» На командном пункте раздаётся общий вздох облегчения и мгновенное оживление всех присутствующих – мы сбили первый вражеский самолёт!»

«Трудно выразить словами, - продолжает ветеран, - чувство удовлетворённости, которое испытал, когда увидел собственными глазами груду обломков, оставшихся от израильского Фантома и ощутил, что труды по подготовке дивизиона к боевым действиям не пропали даром! Вражеский самолёт не выполнил своей задачи: не сбросил бомбы и не пустил ракеты по объектам охраняемого города! Думается, те же чувства испытывал и подполковник Абдулязиз и весь личный состав дивизиона. Ободрённые первым успехом люди увереннее действовали при отражении последующих налётов израильской авиации, которые последовали один за другим.

Надо сказать, что благодарные за реальную помощь советским людям сирийцы относились к нам очень доброжелательно. Многие военные советники и работники посольства приехали в страну с семьями. Всем им в Дамаске были предоставлены неплохие квартиры.

При посольстве в Дамаске существовала русская начальная школа, и младшие дети не отставали от сверстников в учёбе из-за длительной командировки родителей. Детей старшего возраста нам было рекомендовано оставить в Союзе на попечение родственников или в специальном интернате в Москве. Правда, когда политическая обстановка накалилась, семьи на время боевых действий были эвакуированы в Киев. Затем желающие вернулись.

После заключения перемирия между воюющими сторонами нарушение воздушных границ израильскими самолётами продолжались ещё около двух месяцев, но в зону поражения средств ПВО они уже не входили. Несмотря на это мы поддерживали высокую степень боеготовности. От коварных ягудов можно было ожидать чего угодно!»

Прослужив в Сирии два года, Альберт Евгеньевич Роженцов в 1975 году вернулся в СССР. Советское Правительство отметило его воинские заслуги орденом Красной Звезды, сирийское - двумя национальными орденами.

По прибытию на Родину подполковник Роженцов получил предложение, учитывая его боевой опыт, вступить в командование зенитно-ракетной бригадой, но, испытывая давнюю тягу к занятиям наукой, попросил направить его для дальнейшей службы в научно-исследовательский институт. Командование пошло навстречу. Окончил воинскую службу Альберт Евгеньевич ведущим научным сотрудником НИИ.

«Хорошо выполненный интернациональный долг навсегда останется в моей памяти! – говорит сегодня ветеран. - Никогда не забуду и чувства гордости за свою могучую Родину – Союз Советских Социалистических Республик, - которое испытывал в годы службы в Сирии!»





следующая страница >>