Конспект урока русского языка тема: Деепричастный оборот 7 класс - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока русского языка Класс: 6 Тема урока: «Гласные в приставках... 1 214.44kb.
Надысиной З. В. Конспект урока русского языка. (Программа М. 1 69.34kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока 1 49.22kb.
Конспект урока русского языка в 11 классе 1 75.49kb.
Модель урока русского языка Тема: Вводные слова и вводные предложения. 1 67.99kb.
Урока по литературе в 11-м классе «Без солнца? или…» 1 70.52kb.
Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского... 1 261.37kb.
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» Урок №3 «Горные... 1 132.49kb.
Конспект урока Тема: Тема одиночества в рассказе В. Г. Распутина... 1 98.3kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведенный на Неделе русского языка 1 43.38kb.
Тема семинара: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского... 1 53.75kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 9-го класса 1 386.15kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Конспект урока русского языка тема: Деепричастный оборот 7 класс - страница №1/1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Задоринская основная общеобразовательная школа»

Парфеньевского муниципального района

Костромской области




Конспект урока

русского языка

тема: Деепричастный оборот
7 класс

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Соколова Анна Владимировна.

2014 год


Конспект урока русского языка.

7 класс.

Тема: Деепричастный оборот.

Цели:

образовательные:

- познакомить учащихся с деепричастным оборотом;

- формировать умение находить деепричастный оборот и выделять его на письме;

развивающие:

- развивать умение выразительного чтения предложений с деепричастным оборотом, умение строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты;



воспитательные:

- воспитывать уважение друг к другу, организованность, чувство ответственности.



Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки учащихся.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

- Ребята, я предлагаю вам решить кроссворд:

1. Раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология) Презентация слайды 1-9

2. Группа частей речи, которые служат для связи слов, образования форм слов и придают словам и выражениям различные оттенки. (Служебные)

3. Части речи, обозначающие предметы, действия предметов и их различные признаки. (Самостоятельные)

4. Красивый, печальный, деревянный, молод, честен …… это. (Прилагательные)

5. Слова этой части речи образуются от глаголов с помощью суффиксов: -ащ-, -ящ-, -ущ, -ющ-, -вш-, -т- и других. (Причастие)

6. Эта часть речи служит для образования двух других самостоятельных частей речи.(Глагол)

7. Слова этой части речи не изменяются. (Наречие)

8. Разбежавшись, уснув, забывая – это….. . (Деепричастие)



Фронтальный опрос.

- Дайте определение деепричастия, как части речи.

(Деепричастие – самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие при основном, отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? и другие и объединяет в себе признаки глагола и наречия.)

- Расскажите, как образуются деепричастия.

(Деепричастия образуются от глаголов при помощи суффиксов -а-, -я-, -в-, -вши-, -ши-,

-учи-, -ючи-.)

- Что мы должны помнить, образуя деепричастия от глаголов?

(Сохраняем вид исходного глагола)

- Какой признак, кроме вида, перешёл к деепричастиям от глагола? Приведите примеры.

(Возвратность: убегая, задумавшись)

- Какие признаки перешли деепричастию от наречия?

(Неизменяемость и роль обстоятельства в предложении)

- С какой частью речи по своему образованию схожи деепричастия?

(Причастие)



Проверка домашнего задания.

- Дома вам нужно было сопоставить причастия и деепричастие по вопросам. Представим сравнительную характеристику этих двух частей речи в виде таблицы.

(Заполнение таблицы) Презентация к уроку слайд 10

Вопросы

Причастие

Деепричастие

От слов какой части речи образуются?

Глагол

Глагол

Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие при основном

Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагол и прилагательное

Глагол и наречие

Как изменяются?

Число, род, падеж

Не изменяются

Чем отличаются по морфемному составу?

Имеют окончания

Не имеют окончания

Какими членами предложения могут быть?

Определение, подлежащее

Обстоятельство

?







- Как вы думаете, ребята, почему в таблице осталась пустая строка?

(Есть ещё характеристика общая для причастия и деепричастия)



Сообщение цели.

- Сегодня мы с вами выявим ещё одно сходство между этими частями речи и заполним таблицу до конца.

Объяснение нового материала.

- Послушайте отрывок, назовите произведение и автора.

А из города выступало неприятельское войско, гремевшее в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)



- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишем под диктовку первое предложение из текста.

(Один учащийся у доски, остальные в тетради)

А из города выступало неприятельское войско, гремевшее в литавры и трубы.

- Чем осложнено данное предложение?

(Здесь есть причастный оборот)

- Вспомним, что мы называем причастным оборотом?

(Причастие с зависимыми от него словами)

- Расскажите о выделении причастного оборота запятыми на письме?

(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если стоит после определяемого слова. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он не выделяется)

-Измените предложение так, чтобы причастный оборот стоял перед определяемым словом.



А из горда выступало гремевшее в литавры и трубы неприятельское войско.

- Замените в данном предложении причастие деепричастием. Запишите получившееся предложение.



А из города выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.

- В данном предложении у деепричастия гремя есть зависимые слова?

(Да, есть: гремя во что?)

- Также как и причастие с зависимыми словами образует причастный оборот, так и деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

-Запишем в тетрадь: деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами.

Деепричастный оборот независимо от места в предложении всегда обособляется.

- Вернёмся к таблице. Какой вопрос мы должны записать в последней строке?

(Образует оборот? Есть ли зависимые слова? Условия обособления оборотов?)

Учащиеся заполняют таблицу до конца. Презентация слайд 11.



Вопросы

Причастие

Деепричастие

От слов какой части речи образуются?

Глагол

Глагол

Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие при основном

Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагол и прилагательное

Глагол и наречие

Как изменяются?

Число, род, падеж

Не изменяются

Чем отличаются по морфемному составу?

Имеют окончания

Не имеют окончания

Какими членами предложения могут быть?

Определение, подлежащее

Обстоятельство

Как обособляются обороты?

Выделяется, если стоит после определяемого слова, не выделяется, если стоит перед определяемым словом.

Выделяется всегда, независимо от местоположения.

Закрепление изученного материала.

- Прочитайте отрывки, назовите произведение и автора, найдите деепричастный оборот.



Презентация слайд 11, 12, 13, 14.

(А.С.Пушкин «Зимний вечер», М. Ю. Лермонтов «Бородино», А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

Отработка умения находить деепричастные обороты.

Задание на карточках.

- Прочитайте предложение. Найдите деепричастный оборот или одиночное деепричастие, обозначьте графически, расставьте запятые.



Если времени достаточно, то предложения можно записать на доке по цепочке.

Карточка 1.



Робко свечу потушив я подхожу к окну.

Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый.

Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

- Что мы называем деепричастным оборотом?

(Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами)

- От какого слова мы задаём вопрос к деепричастию и деепричастному обороту?

(От глагола – сказуемого)

Самостоятельная работа учащихся на карточках с последующей коллективной проверкой.



Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове.

Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки.

Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.

В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал.
Итог урока. Рефлексия. Презентация слайд 15.

- Что нового узнали на уроке?

-Что называется деепричастным оборотом?

- Расскажите об обособлении деепричастных оборотов?

- Охарактеризуйте свою работу на уроке, используя соответствующие деепричастия: размышляя, сравнивая, думая, анализируя, отгадывая, не понимая, затрудняясь, пропустив, забыв, запутавшись и другие.

Начать можно так: «Сегодня на уроке я работал, …… .



Литература:

  1. Русский язык. Практика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н.Пименова и др.- М.:Дрофа, 2010.

  2. Русский язык: Теория. 5-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- М.:Дрофа, 2011.

  3. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой/ сост.Н.О.Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2006.

  4. Русский язык. 7класс:Рабочая тетрадь для школ и классов с углублённым изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы».- М.: Дрофа, 2004

  5. Кастроль И. С., Скороход Л.К. Сборник диктантов по пунктуации: 7-8 кл. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982