Конспект урока, посвящённый 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России, в 6 классе по биологии по теме:,,Раститель - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конспект урока, посвящённый 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к - страница №1/1

Конспект урока, посвящённый 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России, в 6 классе по биологии по теме: ,,Растительные и животные символы Башкирии.”
Знай, для корней моих ты – влага,

Для листьев – свет, суть бытия…

Я без тебя убог. Ты – благо,

Ты – сила! Без тебя – ни шага

Не сделать мне, Земля моя!

М. Карим.



Учитель: Фахретдинова Альфия Миннуровна.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

- расширить знания и представления о природе родного края,

- на примере изучения Реброплодника Уральского развитие понятий: легендарный и уникальный вид растений.

- ознакомить учащихся с ролью башкирского народа в становлении Российского государства и историей присоединения.



Развивающие:

- развитие способов мышления в процессе изучения видов растений и животных;

- развитие эколого- экономического мышления учащихся в процессе организации проблемно-поисковой групповой работы;

- умение монологически высказываться, вести диалог.



Воспитательные:

- воспитание любви к историческому прошлому своего народа;

- формирование ответственного отношения к культурно- историческим ценностям и традиционному опыту народов Башкортостана и заботливости за их сохранение.

- создать на уроке микроклимат способствующий реализации личности.



Оборудование: рисунки с изображением Государственного Герба и флага Республики Башкортостан, гербарии и рисунки растений (дягиль лекарственный, борщевик сибирский, сныть обыкновенный ,дудник лесной, укроп, морковь) ; видеопособие ,,Наш дом – Башкортостан “; (кассета №25); животный и растительный мир Башкортостана (кассета № 2 ).

Формы организации: урок, видеоэкскурсия.

I. Мобилизующее и активизирующее начало урока.. Создание проблемной ситуации постановкой вопроса:

Учитель:

-Какой юбилейный год празднует Республика Башкортостан?

Ответ учащихся:

- В этом году мы празднуем 450 лет вхождения Республики Башкортостан в состав Российского государства.

Башкирские племена почти одновременно, в 1555-1557 году, добровольно вошли в состав Русского государства.

Присоединение башкир к России трактуется историками как их объединение в состав единого государства, знаменующее собой завершение формирования башкирской народности.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами будем говорить о богатстве нашей Республики и рассмотрим одну из малых частей нашей необъятной страны растительный и животный мир родного края.

Учитель:

Республика имеет богатые ресурсы, которые позволили создать на территории республики мощную промышленность, сельское хозяйство, заготавливать древесину в лесах.

Учитель: Какими ресурсами представлена республика?

Ответы учащихся:

В недрах Башкортостана – нефть, уголь, медь, золото и другие полезные ископаемые.

Значительная часть её территории занята лучшими почвами- чернозёмами.

Разнообразны и красивы леса, которые занимают почти 40% территории.

В лесах, степях и на лугах растёт более 1600 видов растений, водятся разные виды промысловых животных , в реках и озёрах- 40 видов рыб, обитает 270 видов птиц , 83 вида млекопитающих животных, 60 видов моллюсков.

Республику пересекают Уральские горы. Сохранились у нас и небольшие участки ковыльных степей.

На территории республики проходит граница между Европой и Азией.

II.Знакомство с растением Такъя башлы курай ( Реброплодник Уральский ).

Постановка проблемного вопроса и его решения в форме фронтальной эвристической беседы.

Учитель:

- Ребята, каждая страна или государство имеет свой флаг, герб и гимн.(Можно привести несколько примеров символики государств и их демонстрировать) И наша Республика -Башкортостан как суверенное государство в составе РФ имеет свою государственную символику: флаг, герб и гимн.

- Что мы видим на флаге Республики Башкортостан?

- ….(организуется фронтальная беседа).

- Какое соцветие мы видим в центре флага и герба Башкортостана?

- Зонтик


- Кто знает, соцветие какого растения изображено на нашем флаге и гербе?

- Соцветие курая…( фронтальная беседа).

- Как вы думаете, что символизирует это соцветие?

-…(диалог с учащимися)

- На флаге Башкортостана изображено соцветие растения курай. Видовое название этого растения на башкирском языке - Такъя башлы курай.
III. Рассказ учителя с элементами беседы об истории становления растения Курай (Реброплодник Уральский) как башкирской национальной символики и развития его до современной государственной символики Р.Б.

Слово такъя на диалекте бурзянских башкир означает национальный головной убор наподобие тюбетейки. Под названием курай известно несколько растений. Видовое название настоящего курая (растения из которого изготавливается башкирская флейта курай) дословно с башкирского языка переводится как такъяголовый курай. Действительно соцветие этого растения – зонтик, как бы срезанный сверху, и напоминает тюбетейку. (Демонстрируется гербарий или рисунок растения).

Сравнивая соцветие на флаге, с натуральным соцветием курая, мы обнаруживаем немало различий. На флаге оно куполообразной формы, а настоящее – как срезанное сверху. На самом деле любой герб или его элементы не являются отражением оригинального (настоящего) объекта, а лишь упрощённый, схематический или обособленный образ. На языке художников оно называется стилизация.

И так на нашем флаге и гербе изображён стилизованный образ растения курая. Научное видовое название данного растения на русском языке - Реброплодник Уральский. (Демонстрируется растение или рисунок).

Учитель:

- На стилизованном рисунке соцветия на флаге мы обнаруживаем точно семь цветочек, а на самом деле их множество. Что означает семь цветочек, объединённые в соцветие?

Ученики:

- …


( Рассказ учителя об истории становления растения Курай )

Башкирский народ образовался в процессе объединения многих самостоятельных племён, каждый из которых имели своё название, свой герб (тамга), байрак (флаг), святое растение, птицу, военный клич (оран) и др. символику племени.

В течении многовековой истории много разных народов приходило или уходило на Урал. Основу формирования башкирского народа и башкорт иле – страны башкир положило начало союз семи крупных племён: юрматы, бурзян, тамъян, усерген , катай , тангаур и кыпсак. Соцветие курая как раз и символизирует союз племён и их единство, положившее основу создания башкирского народа и его государственности. Такъя башлы курай и мифический крылатый конь Акбузат стали единым национальным символом для всех племён, а их гимном - мелодия Урал, который традиционно исполнялся на национальном музыкальном инструменте курай.

Данный вид курая становится редким растением и это легендарное растение сегодня нуждается в специальных мерах по его охране.



IV. Многообразие растений. Их роль и место в природе и в жизни человека.
Растительность Республики разнообразна и уникальна. Это обусловлено тем, что территория Башкортостана расположена на стыке степной и лесной зон.

Учитель:


- Какие леса расположены на территории Башкортостана? Какие леса вы знаете и умеете узнавать в природе?

Ученики:


В республике много лесов, в их состав входят деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

- Широколиственные леса. Главные древесные породы – липа, дуб, ильм, клён. (Предуралье).

- Хвойные леса. Главные породы – сосна, ель, пихта, лиственница.

(Уральские горы).

- Мелколиственные леса. Главные породы – берёза, осина.

- Пойменные леса. Главные породы: тополь чёрный, тополь белый, ивы, вяз. Эти леса расположены в поймах рек – Белой, Уфы, Дёмы, Ая, Юрюзани и многих других.

Заболоченные леса. Главные породы – ольха чёрная, берёза пушистая.

Раздаточный материал – карта растительности. (см. Приложение1)

Учитель:

- Какие виды деревьев используют для древесины?

Ученики:

- берёза бородавчатая, липа, дуб, осина, сосна, ель, пихта, ильм (вяз шершавый), клён остролистный, тополь чёрный.

Учитель :
- Какие являются ценными породами?

Ученики:


- Сосна, ель, пихта, лиственница (хорошо растёт в лесопосадках)

Учитель:

- В жизни нашей республики леса играют огромную роль. Для того, чтобы запас древесины в наших лесах не иссякал, нужно постоянно следить за тем, чтобы срубленное дерево быстро замещалось новым деревцем.

Большая группа растений используется для лечения и профилактики болезней человека и животных.

Учитель:

- Какие лекарственные растения вы знаете?

Ученики:

- В Башкортостане произрастает 120 видов дикорастущих лекарственных растений, применяемых в научной медицине и 200 видов – в народной медицине.

Башкиры издавна использовали не менее 100 видов лекарственных растений.

Многое из опыта лечения лекарственными травами получили, общаясь с купцами, которые ехали через Башкортостан с Востока на Запад.

Учитель:

- О том, какие болезни и как лечат ,,зелёными лекарствами”, написано много книг башкирскими учёными:

(на доске написаны И.Ф.О. учёных) учитель знакомит учащихся

- Евгений Васильевич Кучеров – исследователь лекарственных растений Башкортостана.

- Рим Ахмедов – большой знаток целебных свойств растений.

- Дина Наумовна Лазарева – исследователь дикорастущих лекарственных растений.(Уфа1973).

V. Рассказ учителя о роли диких пчёл и существовании бортничества.

Во флоре Башкортостана имеется около 300 дикорастущих медоносов.

Учитель:

- Какие медоносные растения вам известны?

Ученики:

- Весенние медоносы (мать-и-мачеха, одуванчик и т.д.)

- Летние медоносы (клевер, липа и т.д.)

Учитель:


- Привлекательной ценностью республики является башкирский мёд.

Южный Урал является древним центром евразийского пчеловодства.

Учитель:

- Какие пчёлы обитают в наших лесах? В каких районах разводят пчёл? И т. д.

Ученики:

- В наших лесах обитают дикие пчёлы и домашние.

Учитель:

- Где живёт и как зимует семья дикой пчелы? Чем питается? Что такое бортничество? Какое значение для башкир имело бортничество? …. ( диалог с учащимися)

Учитель:

- Бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчёлы, высекал на ней свою родословную или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу и вставлял в неё колодки для сбора мёда. Бортевое дерево становилось его собственностью.

- Бортничество- разведение пчёл в специально выдолбленных дуплах деревьев.

Учитель:


- Чем знаменит башкирский мёд?

Ответы учащихся:

-Целебными, вкусовыми качествами и т. д.

Учитель:


- Уникальным составом микроэлементов. Своей славой башкирский мёд обязан липе. Его так и называют ,,липовец”, т.к.

липовые леса занимают 1/3 лесов, в таком масштабе их практически больше нигде нет.

Русским царям башкиры когда – то платили ясак (дань) мёдом.

Бортевое пчеловодство – древний народный промысел- сохранился в Бурзянском районе. В России в настоящее время бортевой промысел сохранился только в Республике Башкортостане. Теперь диких пчёл взяли под охрану.

Особо охраняется на территории государственного природного заповедника ,,Шульган-таш” и заказника ,,Алтын Сокол”.

VI.Башкирская лошадь – уникальная по генотипу порода.

Учитель:

Наряду с древним промыслом, как бортничество, было и остаётся и играет важную роль в Башкортостане - коневодство. Одним из символов, которое является олицетворением башкир является башкирская лошадь.

Вопрос:

Насколько была значима для башкир – башкирская лошадь?



Ответы учащихся:

Крылатый конь Акбузат является главным персонажем древних башкирских эпосов.

Башкиры поклонялись солнцу и обожествляли своих лошадей как дар воды и морей Шульген.

Благодаря табунам полудиких лошадей башкир не был закрепощён на клочке вспаханной земли, а свободно кочевали на огромных пространствах, и это позволяло башкирам постоянно общаться с другими народами, успешно защищаться от захватчиков, удерживать огромные территории.

(дополнение учителя)

Даже встоль далёкие времена в наших краях обитали дикие лошади ( по башкирски ,, крагай ат – тарпан ’’).От скрещивания потомство аргынов сохраняли самое ценное для кочевников качество дикой лошади – косячный инстинкт. Жеребцы одомашненных пород лошадей не могут формировать и удерживать косяк.

У обеспеченных людей лошадей 300-400 голов, у среднего достатка 100-200 лошадей, бедных 10-20 лошадей.

Таким образом, основное богатство башкир составляли табуны лошадей. Особенно дойные кобылицы. Из конского волоса - делали верёвки.

Учитель:

- Насколько башкирская лошадь была целесообразна для хозяйственно-экономической деятельности нашего региона?

Ученики:

(примерные ответы учащихся)

- Башкиры для своих лошадей корм не заготовляли. Табуны лошадей круглый год содержатся на пастбищах и нет необходимости строительства ферм.

В беседе учитель дополняет ответы учащихся.

- Основной базой для корма были ковыльные и ковыльно - типчаковые степи, характерной особенностью которых является устойчивость против вытаптывания. Давление на почву у лошадей немного ниже, чем у коров, овец, а это важный экологический показатель.

О достоинствах породы можно узнать больше прочитав книгу ,,Башкирская лошадь” ( авторы – В.С. Мурсалимов и Б. Х. Сатыев).

Правительство Башкортостана принимает меры по развитию коневодства в республике, о чём свидетельствует ряд документов, принятых в последние годы и специальный указ Президента РБ Муртазы Рахимова.

Немалый доход получают специализированные хозяйства и конно- спортивные комплексы Баймакского , Хайбуллинского , Учалинского, Абзелиловского районов от реализации породистых производителей.

Кумыс используют для лечения в санаториях Шафраново, Юматово.

VII. Рассказ учителя с элементами беседы о кунице , как об одном из родовых зверей башкир и развития его до современной государственной символики РБ

Учитель:

- Животные населяющие территорию республики представляют для нас животные ресурсы.

- Какие ценные охотничье- промысловые животные обитают в наших лесах ?

(ответы учащихся)

- Каких животных вы видели на гербе городов Башкортостана?

( учащиеся отвечают по памяти)

Затем учащимся предлагают рассмотреть герб некоторых городов республики.

После просмотра – отвечают.

- Герб г.Уфы – бегущая куница.

Учитель:


- Как вы думаете, почему именно это животное стало символом герба республики?

Ответы учащихся:

- В наших лесах водилось много куниц и это был промысловый зверь. Т.д.

Учитель дополняет ответы учащихся.

- Царь ,,жаловал” башкир землями, то есть закрепляя за башкирскими племенами право владения теми вотчинами, на которых они издавна жили. За «пожалованную» землю башкиры

обязаны были платить ежегодно ясак. Ясак башкиры платили из пушнины ( куниц, лисиц, бобров и т.д.), скота ( обычно лошадей) и мёда. В шажере, рассказывающем о присоединении к России юго-восточных башкир, говорится: «От богатств, которые имели на наших землях, ясак платили: некоторые мёд, некоторые шкуры куниц, некоторые шкуры бобров и выдры». У минских башкир, например, « ясак, который платили благословенному царю», составлял 171 куницу, 18 батманов мёда. Юрматинцы должны были платить в царскую казну 100 куниц. Размерв ясака зависели от величины территории, которую занимало то или иное племя в момент присоединения.

Родовым зверем у башкир была куница, поэтому когда вопрос встал о том, какому животному быть на гербе республики, художники предложили рисунок куницы.

VIII.Положительное воздействие человека на растительный и животный мир.

Ученикам раздаётся раздаточный материал. См. Приложение.

Учитель:


Растительный и животный мир значительно истощён самим человеком. Уменьшилась численность медведя, выдры, норки и т.д.

- Какие меры приняты в республике и стране для сохранения ценных видов растительного и животного мира?

Ответы учащихся (можно подготовить сообщение) о том, что созданы заповедники, заказники, памятники природы.

Учитель:


- Все наши мероприятия хорошо помогут живой природе края только в том случае, если каждый из нас прочно осознает важность бережного отношения к лесу, лугам, птицам, животным. Обращаясь с природой, убеждай себя : «Это наш общий, а значит и мой лес, моя река, озеро. Я должен беречь всё это. Кто же сохранит этот мир, если не я.

IX.Обобщение и закрепление.

X. Оценки и домашнее задание.

Приложение 1:




Приложение 2: