Конкурсы на размещение муниципальных заказов: конкуренция между частным сектором и муниципальными службами - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Конкурсы на размещение муниципальных заказов: конкуренция между частным сектором - страница №2/5

В КАКИХ СИТУАЦИЯХ ОБЫЧНО ВОЗНИКАЕТ ИДЕЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА С УЧАСТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ?

Ситуаций, в которых возникает идея проведения конкурса с участием частных и муниципальных предприятий, довольно много, но чаще всего она возникает в контексте осуществления программ совершенстования управления, в качестве ответной реакции профсоюзов на предложение о приватизации той или иной муниципальной функции, в силу политических предпочтений мэра и или членов городского собрания, а также в ситуациях, когда город испытывает финансовые трудности.


Программы совершенствования управления


В некоторых муниципалитетах, например, в городе Корал Спрингс, штат Флорида, (население 60 тыс.) конкурсы между муниципальным и частным сектором явились результатом участия города в программах совершенствования управления.. Такие программы в последнее время завоевали в США большую популярность. Основная идея этих программ заключается в том, чтобы предоставить исполнителям на местах больше прав и полномочий, повозив им по-настоящему отвечать за свою работу. Когда в Корал Спрингс на городской совет была вынесена идея приватизировать диспетчерскую службу общественного транспорта, городское начальство решило - в соответствие с идеей передачи исполнителям на местах больше полномочий - дать возможность и городскому Управлению транспорта участвовать в этом конкурсе, так что если оно выиграет, диспетчерская служба останется муниципальной.

Реакция профсоюзов на предложения о приватизации


Иногда идея проведения конкурсов между муниципальными и частными предприятиями возникает в качестве ответной реакции профсоюзов государственных и муниципальных служащих на намерение местных властей приватизировать ту или иную муниципальную функцию. В этой связи можно сослаться на пример города Филадельфия, штат Пенсильвания, (1 642 тыс. чел.). По инициативе мэра Эдварда Ренделла, избранного в 1991 г., в городе начала осуществляться крупномасштабная программа приватизации муниципальных услуг путем конкурсного размещения муниципальных заказов среди частных предприятий. К тому моменту, когда многие муниципальные услуги уже были приватизированы, а другие дожидались подобной участи, руководство местного отделения Американской ассоциации государственных и муниципальных служащих спохватилось и напомнило городу о том, что в коллективном трудовом договоре от 1982 года говорится, что город обязан ставить Ассоциацию в известность о своем намерении объявить конкурс на выполнение тех или иных работ или услуг по крайней мере за 30 дней до того, как такой конкурс будет фактически объявлен. Теперь, получив такое уведомление, специалисты Ассоциации встречаются с работниками соответствующих муниципальных служб и помогают им разработать свое собственное предложение, с которым они могли бы участвовать в конкурсе и в случае победы избежать приватизации.

Решение городского совета


Иногда инициаторами идеи проведения конкурсов между муниципальными службами и частными фирмами выступают члены городского совета. Например, нынешний мэр Индианаполиса сразу же после своего избрания стал проводить активную политику на реформирование городской власти, в том числе инициировал переход на калькуляцию издержек в разрезе функций и программ, на планирование бюджета, ориентированное на достижение определенных целевых показателей, начал проводить конкурсы между муниципальными службами и частным сектором.

Финансовые трудности


И, наконец, последняя причина проведения конкурсов между муниципальными и частными предприятиями, помимо программ повышения качества управления, ответной реакции профсоюзов и политических предпочтений городского совета - это переживаемые городом финансовые трудности или плохие финансовые показатели работы конкретного муниципального предприятия. Большинство опрошенных нами в процессе подготовки настоящего доклада муниципальных руководителей считают, что финансовые трудности городского бюджета или сокращение собственных доходов муниципальных предприятий являются серьезной причиной для выставления соответствующей муниципальной функции на конкурс.

КАКИЕ ИМЕННО МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОБЫЧНО ВЫСТАВЛЯЮТСЯ НА КОНКУРС

Одним из десяти принципов предприимчивости любого правительства, в том числе и муниципального, сформулированных Дэйвидом Осборном и Тедом Гэблером в их знаменитой книге “Изобретая правительство заново”, был лозунг: “Сидеть на руле, а не на веслах”. То есть правительству нужно сосредоточиться на выработке правил игры, на принятии политических решений (сидеть на руле), а не исполнительских функциях (сидеть на веслах). Из этого, в частности, следует, что функции исполнительной власти можно поручить и частному сектору, а функции законодательной власти - нет. К такому противопоставлению законодательных и исполнительных функций в городе Индианаполис, штат Индиана, добавляют противопоставление функций еще по одной оси, а именно “основные” услуги - “вспомогательные” услуги.



Матрица классификации муниципальных функций


Используя упомянутые выше противопоставления по осям “законодательные функции- исполнительные функции” и “основные функции - вспомогательные функции”, город Индианаполис разработал следующую классификационную матрицу (см. рис. 1), которая позволяет стратегически подойти к выбору муниципальных функций для проведения конкурса между муниципальным и частным секторами: деятельность типа “вспомогательные услуги/конкретное исполнение” (т.е. те услуги, которые попадают в правый нижний квадрант матрицы) лучше всего подходит для для проведения конкурса на ее исполнение между муниципальным и частным секторами, в то время как деятельность типа “основные / законодательные функции”, (левый верхний квадрант матрицы) наименее годится для этого.
Рис. 1 Матрица муниципальных функций

Функции, которые чаще других выставляются на конкурс между муниципальными структурами и частным сектором

В настоящее время муниципалитеты накопили уже достаточно обширный опыт размещения заказов на традиционно муниципальные услуги по конкурсу с участием как частного сектора, так и муниципальных служб. Перечень услуг и функций, по которым подобные конкурсы уже проводились, включает:




  • Множительные работы

  • Патронаж

  • Вневедомственная охрана

  • Обработка мусора

  • Вывоз мусора

  • Выписка счетов за водопровод и канализацию

  • Музеи

  • Обслуживание складов

  • Обслуживание парков

  • Обслуживание подвижного состава

  • Функции связанные с утилизацией отходов

  • Уборка улиц

  • Уход за зелеными насаждениями

  • Библиотеки

Если наложить эти услуги на матрицу, практически все они попадают в квадрант “вспомогательные услуги - исполнение”. Исключение составляет лишь вывоз мусора, который в этой матрице попадает в категорию “основных услуг” , хотя такая классификация и не бесспорна.

Таким образом, как из практических, так и из теоретических соображений следует, что исполнительские функции или функции, за которые обычно отвечает городская администрация (в отличие от законодательных функций, предполагающих политический выбор) лучше всего подходят для проведения первых экспериментов с организацией конкурсов между муниципальным и частным секторами. Тому есть несколько причин. Прежде всего, функции, попадающие в квадрант “вспомогательные - исполнительные”, с большей вероятностью могут быть отнесены к категории “хозяйственных”, чем функции, попадающие в категорию “основных”, т.е. они с меньшей вероятностью могут вызвать идеологические споры относительно истинной роли правительства. Во-вторых, на выполнение таких функций легче найти желающих как среди частных фирм, так и среди муниципальных структур. В-третьих, передача таких функций из муниципального сектора в частный и наоборот обычно проходит достаточно гладко и без срывов в выполнении самих этих функций. Наконец, с исполнителями этих функций граждане, как правило, напрямую не сталкиваются, поэтому им обычно все равно, кто именно выполняет ту или иную функцию.
Основные варианты конкурсов между общественным и частным секторами



  • Условный конкурс. Муниципальный тариф на ту или иную конкретную услугу сравнивается со среднерыночной ценой за аналогичную услугу. Если среднерыночная цена выше, то и конкурс устраивать незачем.

  • Нестрогий конкурс. Предложение, поданное муниципальной службой, проходит как бы “вне конкурса”, и эти “внеконкурсные” предложения сравниваются с предложениями других частных и муниципальных организаций, участвующих в конкурсе на общих основаниях.

  • Конкурс закрытых конвертов. Муниципальные департаменты подают свои предложения на общих основаниях, и эти предложения участвуют в конкурсе анонимно.



<< предыдущая страница   следующая страница >>