Концептуальная модель воспитательной системы моу «сош им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году... 2 393.48kb.
Отчет о проведении месячника «Об исполнении законов, направленных... 1 40.38kb.
Безопасность в общественном и личном транспорте 1 81.81kb.
Положение о попечительском совете мбоу сош с. Первая Ханеневка Базарно-Карабулакского... 1 176.25kb.
Деревянные дома на нашей улице 1 40.36kb.
Перечень учебников используемых в 1-9 классах моу «оош п. Южный Ершовского... 1 160.72kb.
Сочинение «Братья наши меньшие» ученица 6 класса моу «сош с. 1 19.09kb.
Моу «сош с. Бартеневка Ивантеевкского района Саратовской области»... 1 24.63kb.
На территории саратовской области 1 41.17kb.
Коллективный договор трудовых отношений и социального партнёрства... 2 411.75kb.
С. Ф. Мотолыгина М. А. Линькова 2011г. Приказ № от 2011г 1 50.51kb.
Вот вам и Новый год! Новогоднее представление для 6 11 классов 1 57.04kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Концептуальная модель воспитательной системы моу «сош им. М. М. Рудченко села Перелюб - страница №1/2

Концептуальная модель воспитательной системы МОУ «СОШ им.М.М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области».

Школа включилась в исследовательский поиск, чтобы в новых политических и социально-экономических условиях определить новые ценности и ориентиры. Время обусловило необходимость пересмотра своих профессиональных позиций, внесения изменений в содержание и формы работы со школьниками.

Педагогический коллектив школы в полной мере осознает, что создание действенной системы воспитательной работы в современной школе – самая главная задача. Нельзя её  вести урывками – от мероприятия к мероприятию. Отдельные новые педагогические приемы и технологии не могут коренным образом её изменить. Вся воспитательная деятельность должна быть систематической и непрерывной. Проблемы учебного заведения, поиск новых идей, возможностей и условий организации совместной работы учителей, воспитателей и родителей по развитию личности ребенка, признание целесообразности системного подхода привели руководителей и педагогов школы к созданию концептуальной модели воспитательной системы на основе программы «По законам добра».

Концепция воспитательной системы

I. Исходное состояние воспитательной системы.

1. Основные параметры образовательного  учреждения

Характеристика внешней среды

Внешние связи школы

Характеристика условий и возможностей школы.

Характеристика кадров

2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

Направления и средства воспитательной работы.

3.Традиции, достижения  и проблемы в воспитании учащихся.

II. Проектируемое состояние воспитательной системы.

1.Теоретико-методологические основы системы.

Концептуальное обоснование воспитательной системы.

2. Ценностные ориентиры системы:

Цели

Задачи


Образ школы

Спроектированный образ выпускника (воспитанника) школы

Основные принципы и подходы, определяющие концепцию

3.Механизм функционирование системы:

Функции воспитательной системы

Обоснование актуальности программы

Система реализации

Программа реализации концепции воспитательной системы

Системообразующие виды деятельности и формы организации воспитательного процесса

Организация самоуправления

Кадровое обеспечение воспитательной системы

Подходы к управлению воспитательной системой.


Научно-методическое обеспечение функционирования системы

4. Этапы построения системы

Возможные мероприятия по выполнению целей и задач

проекта модели воспитательной системы

5. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы

6. Ожидаемые результаты программы, их социальная и воспитательная значимость.



РАЗДЕЛ  I: Исходное состояние воспитательной системы

Основные параметры образовательного учреждения


  1. Характеристика внешней среды.

МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» является самым многочисленным средним общеобразовательным учебным заведением в Перелюбском районе.

Население села Перелюб, где находится образовательное учреждение, разнообразно. Большую часть его составляют работники сельского хозяйства и государственные служащие. В школе обучаются дети разных национальностей, среди которых: русские, казахи, башкиры, азербайджанцы, курды и др.

Социальный состав обучающихся:

Всего учащихся – 630

Дети из малообеспеченных семей – 517

Дети из многодетных семей – 53

Дети из неблагополучных семей – 12

Дети «категории риска» - 12

Опекаемые дети – 21

- из них дети-сироты – 8

Инвалиды детства – 3

Дети, живущие в сёлах района – 64

Дети, состоящие на внутришкольном учёте – 11

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в отдалённом районе области. Культурным центром является Дом Культуры, где функционирует библиотека, кинозал, музыкальная школа, школа искусств, организована работа кружков. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей обучающихся.



Внешние связи школы

Районный отдел внутренних дел



Детская библиотека





Школа искусств



МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб»

Прокуратура





ЛИЕН




Депутатский корпус администрации муниципального района


СарИПКиПРО

Редакция газеты «Целинник»

ДОУ № 1, 2, 3


ИРБИС СГТУ


Центр занятости


Центр социального обслуживания населения

Управление образованием

ПУ-72



  1. Характеристика условий и возможностей школы.

Дети обучаются в 3-этажном здании в 2 смены (здание начальной школы временно закрыто на ремонт). В школе имеется 33 учебных кабинета, 2 спортивных зала, тренажёрный зал, библиотека, актовый зал, музейная комната, столовая, медицинский кабинет. На территории школы расположен стадион, спортивная площадка.

В школе имеется 3 компьютерных класса, 9 кабинетов оборудованы компьютерной техникой (мультимедийные установки, интерактивные доски, персональные компьютеры). В школе имеется теле и видеоаппаратура, множительная техника.

С 2005 года школа имеет свою страницу в интернете.

За последние 3 года школа укомплектована кабинетами: географии, биологии, химии, математики, иностранного языка, русского языка, истории, начальной школы.



  1. Характеристика кадров.

В настоящее время в школе преподают 66 педагогов.

Из них имеют образование:

- высшее педагогическое – 53

- среднее профессиональное – 8

Имеют квалификационные категории:

- высшую – 14

- первую – 45

- вторую – 3

Имеют почётные знаки:

- Заслуженный учитель РФ – 1

- имеют ведомственные и региональные знаки отличия:

- отличник народного образования – 7

- Почётный работник общего образования РФ – 5

- Почётная грамота Министерства образования – 7

Победители конкурса «Лучший учитель России» - 5 чел.

В течение многих лет отсутствует текучесть кадров, в школе работает стабильный и сплочённый коллектив, основную часть которого составляют молодые учителя от 30 до 40 лет с повышенной способностью к саморазвитию.

Управление воспитательным процессом в МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб

Перелюбского района Саратовской области»





Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

Педагоги школы всегда уделяют много внимания воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса.

 Их научно – методический баланс постоянно пополняется благодаря действующему МО классных руководителей «Воспитание» и самосовершенствованию. Работа  психологической и социальной службы способствует расширению воспитательных возможностей учреждения.

    В организации воспитательной работы очевидно стремление педагогов учесть интересы учащихся. Дети вовлекаются в разнообразную творческую деятельность: познавательную, художественную, спортивную, трудовую. Работая над развитием их склонностей и способностей, педагогический коллектив расширяет сеть кружков. В настоящее время работает спортивная школа как структурное подразделение, 27 кружков и секций,  в которых занимаются 602 учащихся:

Внеучебная деятельность в 1-4 классах строится по следующим направлениям:


  1. Физкультурно-спортивное:

- греко-римская борьба (мальчики) (6 ч.)

- футбольная секция (мальчики);

- волейбольная секция (6 ч.);

- шахматы (6 ч.).



  1. Художественно-эстетическое:

- танцевальный кружок (2 ч.);

- эстетическое воспитание (2 ч.).

3) Литературное:

- «Развитие речи» (2 ч.);

- «Речь и культура общения» (2 ч.).

- «Детская риторика» (2 ч.)

4) Культурологическое:

- основы православной культуры (2 ч.).


Внеучебная деятельность в 5-9 классах строится по следующим направлениям:

  1. Физкультурно-спортивное:

- волейбольная секция (9 ч.);

- баскетбольная секция (9 ч.);

- баскетбольная секция (6 ч.);

- футбольная секция (девочки (6 ч.), мальчики (6 ч.));

- шахматы (6 ч.).


  1. Художественно-эстетическое:

- рисование (1 ч.);

- бисероплетение (2 ч.);

- танцевальный кружок (2 ч.);

- театральная студия (4 ч.);

- родное слово (1 ч.);

- вокал (1 ч.).

3) Научно-техническое:

- технология обработки дерева (2 ч.);

- информатика (1 ч.).


  1. Военно-патриотическое:

- «Юный пожарный» (2 ч.).

  1. Туристско-краеведческое:

- «Исток» краеведение (1 ч.);

- краеведение (1 ч.).



  1. Культурологическое:

- основы православной культуры (2 ч.)

7) Математическое

- «Занимательная математика (1 ч.).

8 ) Эколого-биологическое

- «Исследователь» (1 ч.)

Внеучебная деятельность в 10а классе организуется по следующим направлениям:

- физкультурно-спортивное (футбол и(6 ч.), баскетбол (9 ч.), волейбол (9 ч., юноши), волейбол (9 ч., девушки), баскетбол (9 ч.))

- военно-патриотическое (Юный пожарный 2 ч.)


Внеучебная деятельность в 10б классе организуется по следующим направлениям:

- физкультурно-спортивное (футбол (мальчики 6 ч.), футбол (девочки (6 ч.), волейбол (девочки 9 ч.))

- военно-патриотическое (Юный пожарный 2 ч.)
Внеучебная деятельность в 10в классе организуется по следующим направлениям:

- физкультурно-спортивное (футбол (6 ч.), волейбол (9 ч.), греко-римская борьба (9 ч.), легкоатлетическая гимнастика (1 ч.))

- военно-патриотическое (Юный пожарный) (2 ч.);

- художественно-эстетическое (театральный (2 ч.).


Внеучебная деятельность организуется по следующим направлениям:

- физкультурно-спортивное (футбол (6 ч.), волейбол (9 ч.), греко-римская борьба (9 ч.))

- военно-патриотическое (Юный пожарный 2 ч.)

Повышению эрудиций, развитию интеллектуальных задатков детей способствуют предметные недели, олимпиады, конкурсы, КВН. На формирование эстетического вкуса влияют традиционные выставки поделок и рисунков, школьные концерты, литературные гостинные.

 В качестве приоритетного выделено воспитание гражданственности, любви к Родине, родному краю. Учащиеся собрали обширный материал для школьного музея, оформили экспозиции. Совет музея организует поисковую, оформительскую работу, а так же знакомит учащихся с интересными материалами, проводит встречи, лекции и экскурсии. Наша музейная комната примечательна тем, что посвящена истории нашей школы. Ребята поддерживают связи с выпускниками разных лет, проводятся ежегодные встречи. Особое место среди экспонатов музея занимает выставка о нашем земляке, генерал-лейтенанте милиции М.М.Рудченко. Его имя носит наша школа. 27 января в память о М.М. Рудченко проводится День героя. Определены традиционные мероприятия в этот день: торжественная линейка, посвящённая памяти Героя, экскурсия в школьный музей, соревнования по волейболу и минифутболу на кубок М.М. Рудченко с участием команды районного отдела внутренних дел.

Школьники приобщаются к участию в решении общечеловеческой проблемы охраны окружающей среды: организуются творческие дела экологической направленности ( общешкольная выставка - ярмарка  «Дары осени», конкурс экологических газет, акция «Люблю село родное!»). Появились положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы. Ежегодно проводятся мероприятия с участием родителей, где царит атмосфера творчества и сотрудничества между родителями, детьми, учителями.

Целенаправленностью и эффективностью отличается работа по физическому воспитанию. Регулярно проходят соревнования по различным видам спорта «Веселые старты» для младших школьников. Совет спорта организует и проводит спортивные мероприятия, дни здоровья, спортивные праздники, вовлекает учащихся в спортивные кружки и секции. В нашей школе с 2001 года действует Спартианское движение. Спартианское движение объединяет тех, кто сочетает в своей жизни разные увлечения, проявляет активность в спорте, искусстве, науке, в других видах творческой деятельности, стремится не только к физическому, но и к духовному совершенствованию, т.е. желает быть разносторонне и гармонично развитым. В школе 2 раза в год, в сентябре и мае, проводятся спартианские игры. Раз в год команда спартианского клуба «РИТМ» выезжает на зональные спартианские игры в город Пугачёв, где защищают честь района и показывают хорошие результаты. Футбольная команда школы становится ежегодно призёром не только областных, но и международных соревнований по футболу. В 2008 году футбольная команда школы занимала 2 рейтинговое место в области. Особая гордость нашей школы и любимое место проведения свободного времени учащихся – школьный стадион. Одновременно на школьном стадионе задействованы хоккейная площадка, каток для учащихся, футбольное поле, беговая дорожка, что позволяет на высоком организационном уровне проводить массовые спортивные соревнования любого уровня

Систематически школа принимает активное  участие во всех районных спортивных соревнованиях.



Направления и средства воспитательной работы.

 

Для достижения поставленной цели работа ведется по следующим направлениям:



1.      Учебно-познавательному;

2.      военно-патриотическому;

3.      эстетическому;

4.      физкультурно-оздоровительному;

5.      нравственно- правовому

6.      лекционно-образовательному для родителей;

7.      развитие самоуправления.

 

Реализуем обозначенные направления следующими средствами:


1.учебно-познавательное направление реализуется через:

- предметные кружки;

- предметные недели;

- олимпиады;

- научно-практические конференции.

2.военно-патриотическое:

- встречи с ветеранами ВОВ;

- посещение музея Боевой Славы;

- организация и проведение Дня Защитника Отечества;

- организация и проведения праздника посвященного Дню Победы.

3.эстетическое направление

- организация выставок рисунков и поделок учащихся;

- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

- работа кружков художественно – прикладной направленности;

- участие в конкурсах, выставках детского творчества на муниципальном и региональном уровне ;

- использование курса МХК.

4.физкультурно – оздоровительное направление, через реализацию программы «Здоровье»:

- работа спортивных секций;

- веселые старты по параллелям;

- подвижные перемены;

- проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;

- проведение внутришкольных соревнований;

- участие в соревнованиях на муниципальном и региональном уровне;

-         проведения Дней Здоровья;

6.нравственно- правовое направление

- лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами по половозрастному и правовому воспитанию;

- антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;

- работа совета профилактики;

- беседы по правилам безопасности дорожного движения;

- работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями.

7.Лекционно – образовательное для родителей:

- родительские собрания;

- индивидуальная работа с родителями;

- лекции по профилактики пьянства и наркомании среди подростков;

- лекции по половозрастному воспитанию подростков;

- встречи с участковыми ОППН;

 

8.Развитие самоуправления:



- формирование и работа классных и школьных органов самоуправления

- вовлечение детей в детско – юношеское спартианское движение

 

Традиции, достижения и проблемы в воспитании учащихся

 

            Любовь к детям многогранна. Многие педагоги любят детей по-разному: одни – заботливо, другие – весело, третьи – требовательно, четвертые – нежно… Когда дети вырастали и уходили, один из великих педагогов Януш Корчак говорил: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в своей душе. Не даем Родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощенья, а прощенье есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет,  к жизни по правде и справедливости. И может это стремление приведет вас к  Богу, Родине и Любви».



            Ребенок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и школы.

            Необходимо сегодня, перекинув мост в будущее с общечеловеческим содержанием: заботой об «образовании  сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием, помнить о главном – о Ребенке.

            Основная задача сегодняшней школы – помочь каждому ребенку стать Человеком и в погоне за знаниями не забыть о Воспитании.

            Судьба молодежи – это судьба будущего нашей страны.

            К числу сильных сторон воспитательного процесса в школе, проявляющихся в течении многих лет, следует отнести коллективную творческую деятельность, широкую сеть кружков и других объединений учащихся, накопленный опыт и традиции в военно-патриотическом воспитании, высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов в целепологании, планировании, организации и анализе работы с учащимися.

            Особое место в жизни школы отведено традициям, расширяющим возможности межвозрастного общения, удачными находками можно считать выпуски школьной газеты. Деятельность школьного пресс-центра заключается в выпуске газеты «Школьный вестник», которая издаётся уже шесть лет. Школьная газета выпускается в трёх вариантах: стенная газета, периодическое издание и электронная версия, регулярно обновляемая на сайте. Выпуск газеты «Школьный вестник» является важным звеном обратной связи в цепи «учитель-ученик». Благодаря статьям, которые пишут ребята, взрослые имеют возможность увидеть, как осознают, расценивают ученики те или иные факты школьной жизни, что интересует современных школьников, какие проблемы они решают. Также школьная газета наглядно иллюстрирует, какие мероприятия проводятся в классах, освещает жизнь школьного коллектива, все мероприятия, проводимые в школе и за её пределами.

Школьная театральная студия «Юность» основана в 2003 году. Хорошими показателями работы театральной студии являются положительные отзывы родителей, администрации школы, администрации района, статьи в районной газете «Целинник». Ежегодно вниманию учащихся, педагогического коллектива, общественности села предоставляются спектакли, в которых участвуют не только школьники, но и педагоги, родители.

Танцевальной Студия объединяет три танцевальных коллектива: младшая, средняя, старшая группы хореографического ансамбля «Радость». Участники коллектива являются дипломантами муниципальных и областных конкурсов. Школа активный участник районных, областных конкурсов, смотров, выставок, акций, где наши учащиеся неоднократно занимали призовые места.

Традиции – постоянно действующие формы коллектива, они являются результатом жизни самого коллектива, их нельзя навязать. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция» - отмечал Антон Семёнович Макаренко. Воспитывать традиции, сохранять их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. В школе сложился годовой круг праздников и традиций: «Праздник Первого звонка»,«День Учителя», «Месячник профилактики наркомании и СПИДа»,«День Матери», «Новогодний карнавал»,«День героя»,Вечер встречи выпускников,«Месячник оборонно-массовой работы», «Праздник Весны » , «Театральная неделя», «Вахта памяти», «Зарница»,«Последний звонок»,«Выпускной бал», а также «Трудовые десанты», «Дни Здоровья», л/а кроссы, выпуск стенгазет, выставки рисунков, поделок, конкурсы плакатов, предметные недели, дискотеки.

         За многие годы работы педагоги МОУ «СОШ им.М.М. Рудченко села Перелюб» продолжают повышать результативность своей деятельности:

- Повысилась эффективность педагогического содействия личности учащихся,  формированию познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

-Значительно обогатился теоретический и технологический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стал более с целенаправленной, системной, наукоемкой, личностно-ориентированной;

-Постепенно формируется индивидуальность школы с привлекательными неповторимыми чертами;

-Ежегодно растет удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью школы.

Это видно из диагностических исследований проводимых среди учащихся 5 – 11 классов. Им были предложены для заполнения анкеты «Я и смысл моей жизни», «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа». В этом исследовании принимали участие  и родители. Они отвечали на вопросы о том, испытывает ребенок психологический комфорт в школе или нет, учитываются или не учитываются  его индивидуальность, что нравится и не нравится в школе. Так,  из  70 учащихся 5 – 11 классов 52 дали утвердительный ответ на вопрос «Нравится ли тебе школа?», а 70 родителей (из 95 респондентов) также положительно отозвались о ней. В результате психологического тестирования выявлены, что учащиеся удовлетворены многими аспектами школьной жизни, особенно при выражении согласия (несогласия) со следующими утверждениями: «У меня есть любимые школьные предметы», «У нас хороший классный руководитель», «У меня есть любимый школьный учитель».

К числу наиболее типичных ответов на вопрос: «Что больше всего тебе нравится в школе?» можно отнести: общение с друзьями, учителями, уроки биологии, математики, информатики, истории, физики, литературы, иностранного языка; разнообразие кружков; школьные праздники; здоровый микроклимат.

Ежегодно психологом нашей школы проводятся исследования по уровню воспитанности учащихся, взаимоотношений учителя и ученика, сформированность нравственного потенциала.

Однако не все устраивает педагогов, учащихся и родителей. В процессе диагностики и коллективного обсуждения выявлены недостатки и проблемы в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества:

- Недостаточный уровень сформированности нравственной направленности личности учащихся (лишь у 33,3% выпускников);

-Неудовлетворенность значительной части школьников общением со сверстниками и взрослыми людьми;

- В правовом сознании молодежи преобладает цинизм, сопровождающийся ростом правонарушений, разрушением материальных и духовных основ общества;

-Слабо развиты у учащихся такие качества как инициативность, деловитость, законопослушность, уважение прав других.

Эти проблемы и недостатки не позволяют достигнуть желаемого уровня эффективности педагогической деятельности и обуславливает потребности в моделировании и построении воспитательной системы, которая основана на нравственно – правовой программе «По законам добра» и именно она лежит в основе воспитательной работы   МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко села Перелюб»» с 2009 года. Срок реализации программы 4 года.

РАЗДЕЛ  II: Проектируемое состояние воспитательной системы

Теоретико – методологические основы  системы

         Методологическую основу воспитательной системы «По законам добра» составляют труды выдающихся педагогов и психологов. Большую помощь в создании данной воспитательной системы сыграли научные положения о сущности, функционировании воспитательной системы образовательного учреждения (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов и д.р.), труды представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Е.В.Бондаревская, О.С.Гахман, В.В.Сериков), идеи о возможностях и условиях влияния среды на развитие личности ребенка (В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, В.Д.Семенов).



Ключевые понятия моделируемой воспитательной системой:

- Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидуумом присущих ему качеств и способностей;

-Личность – постоянное изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивидуума и характеризующая социальную сущность человека;

- Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

-Я- концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представления о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

-Выбор – сознательное предпочтение человеком или группой определенной линии поведения или конкретного поступка;

-Воспитательная система – упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию учащихся.

Концептуальное обоснование воспитательной системы.
Идея развития. Идея развития подразумевает развитие ученика и развитие личности педагогов, а также развитие педагогической системы в целом.

Идея творчества. Творчество должно пронизывать всю жизнедеятельность всех субъектов воспитательной системы.

Идея сотрудничества. Совместное бытие детей и взрослых обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности : от выдвижения цели до оценки результатов.

Идея выбора и ответственности. Эта идея реализуется в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов. И воспитанники и педагоги свободны и ответственны в актах самоосуществления и «строительства» собственной личности.

Идея открытости. Идея открытости образования заключается в том, что ребенок не адаптируется к имеющимся условиям, а условия проектируются с адаптацией на особенности ребенка.
Ценностные ориентиры системы  «По законам добра»

 ( нравственно-правовая программа)



Целью воспитательной системы нашей школы является

обеспечение условий для формирования социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности,  уважения к правам  и свободам человека  

 Для достижения данной цели нашим педагогам необходимо ежедневно решать следующие задачи воспитательной системы:

-содействие учащимся в освоении ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них;

-предоставление личности широких возможностей развития и способов самореализации;

-организация воспитательного пространства через детские объединения, где учащиеся развивают свои способности и склонности;

-Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям;        

-содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.



Образ школы МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко села Перелюб».

 

Анализ результатов работы школы возможен на основании требований, предъявляемых школе. Эти требования мы формулируем как социальный заказ. Заказчиками выступают:



-         родители;

-         ученики;

-         учителя;

-         вузы;

-         Министерство образования РФ;

-         общество в целом;

 

Анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяет представить образ школы



в основе работы этой школы должны лежать гуманистические цели и средства их достижения, где ребенок, его самочувствие являются ценностью;

это школа, где хорошо учат по всем предметам, по окончании ее дети легко поступают в вузы;

в этой школе должен быть порядок и дисциплина;

в этой школе поощряется творчество, инициатива, культурное развитие;

в этой школе уважают личность ребенка, его возрастные и личностные особенности;

в этой школе, должна быть не только интенсивная учебная жизнь, но и много кружков, секций, экскурсий, спорта, туризма. В этой школе заботятся о детях и в учебные дни, и в каникулы, и летом;

в этой школе – теплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Школа выполняет защитные функции по отношению к ребенку;

эта школа имеет свои традиции, праздники, творческие дела;

эта школа должна быть уютной и красивой;

в этой школе дети должны хорошо питаться

дети должны учиться в современных оборудованных кабинетах;

с этой школой жаль расставаться и ученикам и родителям.

 

   


Спроектированный образ выпускника (воспитанника) школы.

 

Нравственный потенциал.

Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину.

Проявление в отношении с людьми доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах.

 

Познавательный потенциал.

Желание и готовность продолжать обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.

 

Коммуникативный потенциал.

Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях.

 

Культурный потенциал.

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

 

Физический потенциал.

Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников. Стремление к здоровому образу жизни.


К

онечный результат реализации программы– модель выпускника (воспитанника) МОУ «СОШ имени М.М. Рудченко села Перелюб».


Основные принципы и подходы, определяющие концепцию:

 

Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка.



Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

Принцип средового подхода – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр села. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.

Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.

Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества.

 
Механизм функционирования системы «По законам добра»

          Функции воспитательной системы

Воспитательная система «По законам добра» выполняет следующие функции:

-развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений личности ребёнка и педагога, поддержку самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечения развития педагогического и ученического коллективов;

- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

-регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка, ученического и педагогического коллектива;

- защитную, направленную на повышение  уровня социально защищённости учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка;

-корректирующую, заключающуюся в педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника для уменьшения негативного влияния на формирование его личности.

Реализация  перечисленных функций воспитательной системы возможных при определённых педагогических условиях:

1.        Обеспечение  готовности личности учащегося к самовыражению:         - Формирование позитивной Я – концепции личности ребёнка;

- Актуализация потребности самореализации и самоутверждения.

2.        Формирование в школьном  сообществе среды, содействующей развитию личности учащихся:

- Поддержание благоприятного и интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе; наличие у педагогов и учащегося чувства комфортности и защищённости

- Обеспечение свободы выбора в основных сферах деятельности ребёнка

- Существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;

- Восприятие детьми и взрослыми творчества как важнейшие ценности в своей жизнедеятельности;

- Моделирование и построение воспитательных систем классов



Обоснование актуальности программы

Школа не может быть безразличной к переменам в социально - экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот не завершится, школа ориентируется на день завтрашний, чтобы не отстать от жизни уже сегодня.

В обстановке общего кризиса идей происходит пересмотр, а порой и деформация ключевых понятий педагогики, и прежде всего понятия «воспитание». В течение долгого времени в общественном сознании укрепляется взгляд на школу как, главным образом, на учебное заведение. Воспитание же рассматривается как процесс, автоматически совершающийся во время передачи знаний, или как процесс, сопутствующий обучению.

Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимости педагогического действия нужен «ключ». Таковым, на наш взгляд, является воспитательная система школы.

Разработанная программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и всего села и в случае реализации, позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди школьников:


  • Рост правонарушений и преступности;

  • Распространение алкоголизма и наркомании;

  • Социальная незащищенность;

  • Неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья;

  • Общее семейное неблагополучие;

  • Факты насилия и жестокости по отношению к детям со стороны семьи, улицы.

Создавая гуманную, демократическую систему, предстоит поменять педагогические ориентиры, перестроить профессиональные ценности. Необходимо сформировать новые целевые установки, новую совокупность принципов, идей и положений. Мы их формулируем так:

    • Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому, - это один из главных показателей оценки деятельности школы;

    • Главная ценность и основной объект педагога – личность школьника;

    • Высокая требовательность к ученику, включая в себя уважение к его человеческому достоинству;

    • Обучая. Воспитывать, воспитывая, обучать – формула целостности учебно-воспитательного процесса;

    • Взаимодействие педагогов и учащихся предполагает творческое содружество единомышленников;

    • Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры;

    • Воспитание эффективно, если оно системно.


Система реализации программы:
1. Подпрограмма « Юные   таланты»

2.Подпрограмма « Одаренные дети»

3.Подпрограмма « Здоровый образ жизни»»

4.Подпрограмма « Отечество»

5.Подпрограмма « Досуг»

6.Подпрограмма" Семья и дети»

7.Подпрограмма «Милосердие»

8.Подпрограмма « Путь к успеху» (профилактика правонарушений)

 9.Подпрограмма «РИТМ» (работа молодежной детской организации)
Программа реализации концепции воспитательной системы

«По законам добра»

на 2011 – 2012 учебный год



Название подпрограммы

Цель

Средства реализации

I. »Юные таланты»

Развитие чувств прекрасного, музыкальных и художественных способностей. Формирование творческой личности

2.Конкурс юных художников «В мире красок» (5-11кл)

3.Конкурс декоративно-прикладного искусства «От ремесла к искусству», «Зеркало природы»

(2-11кл)

4.Конкурс юных вокалистов «Звёздный дождь»

5.Конкурс военно-патриотической песни (1-11кл) (в рамках мероприятий ко Юбилею Победы в Вов)

6.Конкурс художественной самодеятельности «Поздравь любимого учителя» (1-11кл)



II. «Одаренные дети»

Расширение кругозора, развитие мышления, интеллекта, исследовательских умений учащихся.

1.Олимпиады по предметам

2.Работа школьного научно-исследовательского общества (в течение года)

3. Участие в муниципальной научно-практической конференции «Политика вокруг нас»

4.Участие в муниципальной экологической конференции



III. «Здоровье»

Воспитание ответственности за свою жизнь, привитие навыков здорового образа жизни, формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.

1.Декада спорта:( октябрь)

Спортивный праздник «Мама и я – спортивная семья» (5-8кл)

Л/а кросс (4-11)

Л/а эстафета (4-11)

Первенство школы по минифутболу, волейболу

2.Беседы: «Личная гигиена – залог здоровья» (2-4кл)

«Первая помощь при получении травм» (8-11кл)

  «Осторожно инфекция»

(5-7кл)

5.Конкурс плакатов «Мы против СПИДа» (8-11кл)



6.Конкурс детских рисунков «Мы против наркотиков» (5-9 кл)

7.Акция  «Спорт вместо наркотиков» (1-11кл)



IV. «Отечество»

Формирование активной жизненной позиции, воспитание гражданина и патриота своей страны.

1.Уроки мужества (в рамках 65 летия Победы в ВОв) (1-11кл)

2.Классные часы ( в рамках программы популяризации государственных символов страны):

Истории герба России, флага России

4.Внеклассные мероприятия «Моё село в истории всей страны» ( в рамках недели истории)

5.Стихотворно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Живая память поколений» (8-11кл)

Велопробег «Памяти павших в локальных конфликтах…»



V. «Досуг»

Способствовать социализации личности ребенка, формирование потребности в самосовершенству, самореализации,  саморазвитии и готовности к выполнению различных функций.

1.Традиционные общешкольные вечера:

«Осенний бал»

«День учителя»

«Новогодний карнавал»

«Защитники Отечества»

«Милым женщинам посвящается»

2.Работа кружков по интересам;

3.Работа предметных кружков;

·         

4.Общешкольный конкурс «Самый спортивный класс» (1-11кл)

 


VI. «Семья и дети»

Укрепление связи семьи и школы, профилактика безнадзорности и правонарушений, помощь семье и педагогам в разрешении конфликтных ситуаций.

1.Организация родительского всеобуча

2.Общешкольные собрания;

3.развитие Управляющего совета – одно из направлений модернизации образования

4.Работа общешкольного родительского центра «Семья»

5.Работа Совета по профилактике


VII. «Милосердие»

Воспитание гуманности, сострадания, милосердия, нравственности.

1.Акция «Подари детям радость» (5-8кл)

2.Движение «Тимуровцев» (5-11 кл) (помощь пожилым жителям села, ветеранам ВОв)




Подпрограмма   «Путь к успеху»

            Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколении.

Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

            Работа по профилактике правонарушений предполагают целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровления условий семейного, школьного воспитание, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

            Решать эти задачи не возможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия всех педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов.

 

План мероприятий по работе с подростками в течение года



(выписка из плана воспитательной работы и работы школы)

 

1. «Сегодня – поступок, завтра – характер» (нравственно-правовая беседа)



2. Акция «Спорт вместо наркотиков!»         

3.«Новый взгляд» (обучающий тренинг)

4.«Профилактика табакокурения и алкоголя» (демонстрация видеофильма)

5.«Знаете ли вы закон?» (правовая беседа)         

6.«Мы за здоровый образ жизни» (пропаганда здорового образа жизни в течение года, вовлечение «трудных» подростков в кружки и секции)

 

Ожидаемые результаты



- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблениям ПАВ в подростковой среде

-Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни

-Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе

Организация самоуправления

Подпрограмма «РИТМ»

(работа молодёжной детской организации)

Способствует развитию воспитательной системы школы совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям, которые сконцентрированы вокруг школьных центров развития и досуга, и сосредоточены в рамках Детского общественного объединения. Самоуправление нашей школы представлено созданным учащимися Спартианским клубом «РИТМ», который является координирующим и направляющим центром в общественной жизни школы. Клуб имеет свой устав, положение и программу деятельности по 6 возрастным уровням. В советы клуба «РИТМ» входят представители всех классов. Самоуправление учащихся строится в тесном сотрудничестве с педагогами и имеет педагогическую поддержку. Структура организации такова, что позволяет охватить общественной работой все классы по возрасту: высший орган – ученическая конференция, который собирается два раза в год, Совет командиров, Совет спорта, Совет печати и информации, Совет музея, Совет «Звёздочки» (начальная школа). Соответствующие структуры- активы есть в каждом классе, таким образом, выстроена вертикаль взаимоотношений «Совет – классы». Свои решения, задачи «Советы» доводят до классных руководителей, коллективов посредством выпуска газет, выступления на школьных линейках.

Структура организации самоуправления

Высший орган- ученическая конференция

Президент школы

Совет командиров

Совет музея Совет «Звёздочки» Совет спорта Совет «Милосердие»

Совет печати

                                

Основным структурным элементом и одновременно базой для формирования системы ученического самоуправления является класс. Он представляет собой постоянное формирование  детей, подростков, юношества.       Общее собрание является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому ученику  право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

        Совет класса – высший исполнительный и координационный орган ученического самоуправления, избираемый на классном собрании на один год, действующий в период между собраниями учащихся и подотчётный ему. Его члены руководят работой комиссий. Комиссии объединяют в своём составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

 

Кадровое обеспечение воспитательной системы

  

1.Директор школы



2.Заместитель директора по УВР

3.Заместитель директора по ВР

4.Заместитель директора по НМР

5. Классные руководители

6. Школьный психолог

7. Социальный педагог

8.Библиотекарь

9. Педагоги дополнительного образования

10. Учителя

11.Родители учащихся

12.Общественность

13. Медицинская сестра




следующая страница >>