Концепт рефлексии - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Концепт рефлексии - страница №1/1

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский Государственный Университет»


Юридический факультет

Реферат по дисциплине философия

по теме: Концепт рефлексии

Выполнил: Тевс Михаил Андреевич,

гр.8920, курс 2

Проверил: Тюгашев Евгений Александрович, к.ф.н.

Новосибирск-2009
Оглавление
Введение 3

I. Проблематика и исторический экскурс 4

II. Рефлексия индивида 6

2.1. Рефлексия в педагогике 6

2.2. Рефлексия в психологии 6

III. Лексема «рефлексия» 8

Заключение 10

Литература 11



Введение
Внешнее поведение не всегда соответствует истинным мотивациям и намерениям. Реальное состояние может не понимать сам автор, субъект действий. Чтобы понимать свои действия надо уметь понимать источник своих мыслей, идей, их характер и структуру.

Процесс самокопания – рефлексии – изучался уже Платоном и Аристотелем, позже Декартом, Кантом, Локком, Гегелем, Лефевром, отечественными исследователями Щедровицким и Выготским.

Рефлексия изучается и используется повсеместно. В информатике для программ, обращающихся самим к себе используются скриптовые языки, в психологии интроспекция применяется как метод, в педагогике, философии и многих иных отраслях знания.

Как метод самоизучения рефлексия стала интересна и автору данной работы. Целью работы является ознакомление с понятием рефлексии, ограничение сферы использования.

Для этого надо:

1) провести исторический экскурс в понятие;

2) рассмотреть применение в науках;

3) проанализировать лексему;

Работа состоит из трёх частей, введения и заключения. Вторая часть разделена на два раздела.

I. Проблематика и исторический экскурс
Развитие проблематики рефлексии в истории, согласно классификации Щедровицкого, происходило по нескольким параллельным линиям.

Первая проблема была обозначена уже Платоном, заключаясь в вопросе о том, как возможны идеи об идеях, или знания об идеях, если идея не является мыслимым предметом.

Абеляр в идее концепта просто убрал эту проблему, сказав, что если я что-то знаю, то познавать этого уже не нужно. Но у Локка эта проблема возникает вновь. Есть простые и сложные идеи, полученные непосредственно от вещей (благодаря воздействию вещей); это – идеи первого порядка. Затем эти идеи включаются в особого рода оперирование и преобразуются в идеи второго рода; это и была, с точки зрения Локка, рефлексия в точном смысле слова – оперирование с уже имеющимися в сознании идеями, или образами.

Вторая проблема непосредственно связана с проблемой истинности. Обнаружение того, что у мышления бывают ошибки и заблуждения, привело к критике рефлексии, так как она не была связана с «опытом», а существовала свободно.

Третья – заключается в проблеме объектности. В аристотелевской логике все объекты расположены в одной плоскости, но ему противоречили уже стоики, говоря о «матрёшечном» типе отношений.

Щедровицкий выделял проблемность построения схем изучения рефлексии, но работы Лефевра снимают эту проблему с повестки. Лефевр положил рефлексию не просто в формулы, но в формулы с переменными, имеющими только два возможных значения, то есть открыл возможность их виртуального двоичного кодирования.

В период Среневековья формируется новая техника мышления, что приводит к методологическому повороту в науке и философии. Появляется эмпирическая наука. Источником знания становится Природа, а не Бог. Сделав источником знаний опыт наука приобретает самостоятельность и постоянный стимул к развитию, так как любое утверждение при проверке на опыте – критической проверке – будет оказываться ложным и требовать доработки. Это становится и залогом прогресса.

Появление «опытной» науки приводит к слому разграничения абстрактного знания и знания о мире. До этого платоновская идея разграничивала плоскость существования идей и реального мира, поэтому знание строилось параллельно друг другу. Необходимость же проверки на опыте заставила абстрактные знания искать пути пересечения с реальными.

Рубеж XVI–XVII столетий является переломным и, в частности, для рефлексии. Важным здесь конкретно для рефлексии будет её субъективизация и психологизация. На первый план вышли механизмы душевной жизни индивида. Выше указанный уход от разделения мира идей с реальным привёл к невозможности дальнейшего рассмотрения рефлексии независимо от человека.

С XVII века исходным пунктом становится индивид, который, с одной стороны, видел и понимал предметы окружающего мира, а с другой – одновременно мыслил и осознавал самого себя, мыслящего и воспринимающего окружающие предметы. По мнению Щедровицкого, у достаточно развитого современного человека эти две процедуры настолько слились, что он в осознании уже никак не может разделить их и сказать, что он делает раньше и что он делает потом. Наличие этих двух разных процедур и их одновременное осуществление было осознано и зафиксировано с предельной отчетливостью. Это и выступило для всех мыслителей XVII–XVIII вв. как основной, совершенно очевидный и решающий факт рефлексии. Именно это и было названо рефлексией.

Таким образом, рефлексия выступила как особая способность человеческого ума или сознания «копаться» в своем собственном содержании, расчленять это содержание и представлять отдельные его части в той или иной форме.

II. Рефлексия индивида
2.1. Рефлексия в педагогике
В XX веке Выготский интересовался рефлексией уже непосредственно принадлежащей индивиду, как часть учебной деятельности.

Появление способности рефлексивного отношения к себе Выготский считает характеристикой развития ребёнка. Он определял стадии развития мышления у человека. В этой периодизации развития рефлексия имеет довольно высокий статус. К рефлексии становится способен лишь подросток, что и отличает его от ребёнка. Она определяет новый этап в развитии самосознания.

Такое появление рефлексии несомненно. Мы часто можем наблюдать как ребёнок не способен оценивать свои действия, не способен проанализировать их и изменить сообразно целям. Что нередко вызывает злобу со стороны родителей, или даже некомпетентных воспитателей и учителей.
2.2. Рефлексия в психологии
Психологизированная рефлексия обнаруживается у Юнга. Он рассматривал личность как структуру, состоящую из эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго – центр сознания, в котором заключены ощущения, мысли, чувства, благодаря которым мы можем осознавать себя как целостность. Личное бессознательное представлено мыслями, чувствами, воспоминаниями, которые были вытеснены. Такие эмоционально заряженные мысли, переживания образуют комплексы. Коллективное бессознательное – это чувства, свойственные всему человечеству. Коллективное бессознательное представлено архетипами – это врожденные идеи, которые заставляют нас в каких-то ситуациях действовать определенным образом.

Основными являются архетипы персона (наше публичное лицо), тень (наши аморальные мысли, желания, которые противоречат социальным нормам), анима и анимус (соответственно, женское начало в мужчине и, наоборот, мужское начало в женщине), и самость.

Поясним также перед тем, как перейти к самости, что у Юнга, в отличие от Фрейда, понятие либидо было более широким. Под либидо Юнг понимал не сексуальную энергию, а вообще психическую энергию, которая немаловажную роль играет в сдерживании нашей тени.

Самость – главный архетип, центр личности, к которому должен стремиться человек. Это воплощение целостности и гармонии. Для обретения самости человек должен пройти два этапа индивидуации. На первом этапе происходит дифференциация, то есть человек начинает осознавать свои теневые стороны, разрушается персона, тогда «я» теряет свою силу и у человека теряется «опора». Энергия, которая была направлена на сдерживание теневых структур, освобождается и уходит в коллективное бессознательное, происходят неконтролируемые процессы, всплывают архетипы, возникают образы, которые человек анализирует.

Вторым этапом индивидуации будет интеграция, то есть «демонтаж» персоны, разбирательство между «я» и коллективным бессознательным. Все проекции и энергия возвращаются в психику, человек осознает архетипы как функцию. Человек постигает коллективное бессознательное и признает, что это есть в нем. Все архетипы выстраиваются в определенную структуру, во главе которых стоит самость.

Индивидуация, как путь к самости, будет являться наиболее важным процессом. Исходя из её психологического определения, это процесс осознания самого себя. При дифференциации человек как бы снимает некую «маску», которую мы постоянно носим не осознавая. Понимание наличия этой маски на нашем настоящем «я» приводит к пониманию тени нашего «я». Но именно это и будет рефлексией, то есть копанием в наших мыслях.

Неиспользование понятия рефлексия Юнгом обусловлено тем, что психология использует чаще термин интроспекция.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления.

Как уже ясно рефлексия используется как понятие не только в философии, но, как уже определили, в педагогике и психологии, но также и в других науках, например, в физике, при рассмотрении вопроса «второго наблюдателя».
III. Лексема «рефлексии»
Обратимся к самому слову рефлексия. Лексема появилась в древнелатинском: reflexio, onis f, означает поворачивание, обращение назад. При рецепции в европейские языки значение трансплантируется в «отражение».

Французский: réflexion;

Немецкий: reflexion;

Датский: reflection;

Голландский: reflectie;

Английский: reflection;

В целом, значение слова сводится во всех языках к общему – «отражение». Но здесь нам стоит обратиться к Гегелю. А именно к спекулятивной философии. Speculum – зеркало. То есть речь идёт у него о зеркальной философии. Понятие рефлексии тесно переплетается со словами «отразить», «отсвечивать». Гегель приводит пример о столкновении света с зеркалом, что напоминает работу телескопа-рефлектора. Но что общего между телескопом, отражением, рефлексией и зеркалом. Как мы уже сказали, зеркало переводится как speculum. А отражение это рефлексия, то есть reflexio. Но стоит учесть, что язык может перенять понятие на основе материальных свойств предмета, а не по его назначению. В китайских иероглифах за основу иероглифа «зеркало» взят «металл». Вероятно, потому что в древности зеркала были металлическими. Аналогично, слово «отражение» происходит от слов «от» и «разить». Но в индийском языке зеркало звучит как maja. А вместо слова «отражение» стоит использовать «отображение», происходящее от «образ», то есть image. Если же посмотреть возможные переводы «образа» на английский, то в списке будет reflexion.

А значит рефлексия может быть следствием эволюции понятия зеркальность, и наше видение собственных идей и мыслей будет строится также, как и внешнего мира, то есть как отражение, со всеми возможными искажениями.



Заключение
Понятие рефлексии имеет очень древние корни. Основную проблематику формировали ещё Платон и Аристотель, хотя классическое современное понимание связывают уже с XVII-XVIII веком. В этот период происходит глобальный поворот науки и мышления. Но, в целом, проблематика рефлексии не изменяется. Акцент переносится на индивида, на его внутренний мир.

Рефлексия индивида рассматривается и применяется психологами и педагогами. Так её рассматривают Выготский и Юнг, отводя важное место в мышлении и развитии.



Происходит и лексематичное развитие рефлексии, как понятия. По-видимому, её корни уходят в понятие зеркала.

Литература


  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.

  2. Гегель Г.В.Ф. Наука Логики.

  3. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры.

  4. Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. Фрагмент из статьи - «Рефлексия и ее проблемы».

  5. Щедровицкий Г.П. Доклад «рефлексия в деятельности».