Когда и как ты себя контролируешь: по ходу работы либо в конце? - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Когда же это началось? Когда горение, энтузиазм, порыв жажда борьбы... 1 128.66kb.
Чарльз Диккенс История Генриха VIII 1 283.58kb.
Пути передачи вич: как можно и как нельзя заразиться спидом 1 64.13kb.
С медицинской точки зрения отдавать ребенка в детский садик надо... 1 32.56kb.
"Потребитель" организация или гражданин, имеющие намерение заказать... 1 92.57kb.
В конце тридцатых, начале сороковых, когда еще Тарас не определился... 1 193.45kb.
Отдых в Турции (повесть еще не окончена) 26 6082.68kb.
Вербальные и невербальные средства общения 1 73.14kb.
«Использование педагогических технологий при ознакомлении детей старшего... 1 118.01kb.
Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности... 1 12.05kb.
Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может... 1 12.22kb.
Проехав половину всего пути, пассажир лег спать и спал до тех пор... 1 13.77kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Когда и как ты себя контролируешь: по ходу работы либо в конце? - страница №1/1

Памятка для ученика средних и старших классов


  • Задумайся над тем, как ты учишь­ся: ради чего? В чем сильная сто­рона твоей учебы, а где есть раз­личные бреши? (Умеешь ли ты ставить перед собой рубежи, ко­торые нужно достигнуть, умеешь ли применять способы проверки, контроля?).

  • Когда и как долго ты наиболее ра­ботоспособен? К чему ты более склонен: долго обдумывать, сле­дуя поговорке «Семь раз отмерь, один — отрежь», а затем выпол­нять работу либо сразу браться за бумагу и ручку?

  • Когда и как ты себя контролируешь: по ходу работы либо в конце?

  • Как у тебя происходит запомина­ние материала? Какие приемы ты применяешь?

  • Пытаешься ли ты находить раз­личные способы решения учеб­ных задач?

  • Способен ли ты доводить до кон­ца начатое дело?

  • Достаточно ли у тебя уверенности в своих силах для того, чтобы в дальнейшем заниматься само­образованием?

  • Посмотри на себя со стороны, вспомни, кто и за что тебя хвалил или ругал. Представь себя на ме­сте этих людей и постарайся объ­ективно дать себе оценку: что в себе нужно изменить?

  • Не забывай, что зубрежка — пло­хая помощница. Учись приемам переработки материала, не отси­живай уроки, а настойчиво дово­ди до слуха учителей (да и одно­классников) свои мысли и сужде­ния, спорь и опровергай других (если получается).

  • Не забывай, что к тебе всегда придут на помощь и конспект, и таблицы, и карты-схемы, и пла­ны, если нужно запомнить объем­ный текст.

  • При самопроверке: научись четко представлять себе конечный ре­зультат своей работы; старайся провести проверку разными спо­собами — набросать план ответа на бумаге, ответить на вопросы по тексту, пересказать, объяснить новые термины; если нашел ошибку, не только исправь ее, но и подумай, почему она появи­лась, где решение пошло невер­ным ходом.

  • Старайся всегда все делать так, словно пишешь ответ начисто, без черновика, т. е. на совесть. Не пускай в свою работу (любую) прилипчивое «и так пойдет».

  • По ходу работы обращай внима­ние на то, не ушел ли ты в сторону от цели.


Советы, которые помогут подготовить домашнее задание и сэкономить время

  • Внимательно слушай объяснение учителя на уроке. Если тебе что-то не понятно, не стесняйся зада­вать вопросы. Этим ты сократишь время ознакомительного чтения параграфа дома.

  • По возможности приучи себя по ходу объяснения делать пометки. К сожалению, конспекты, в ос­новном, составляют преимуще­ственно студенты. А ведь даже если ты набросаешь для себя пункты плана, то восстановить то, о чем шла речь на уроке, бу­дет гораздо проще.

  • Хорошо, если ты внимательно слушаешь ответы одноклассни­ков. Но еще лучше, если ты не бу­дешь пассивным слушателем, а сам постараешься почаще отве­чать на уроке. Так ты заставишь свой мозг активней работать, да и высказанная вслух мысль дольше останется у тебя в голове. Ну, а если ты думал неправильно, вместе с учителем исправите эту ошибку.

  • Придя домой и приступив к вы­полнению домашних заданий, обязательно проработай тот ма­териал, который был у вас сего­дня в школе. Даже (тем более!) если завтра этого предмета не будет. Почему это так важно? Да потому, что твой мозг держит еще эту информацию довольно крепко и готов к ее переработке без лиш­них усилий. Он словно радиопри­емник, настроенный на нужную волну. Но стоит пройти дню-дру­гому, и информация за ненадоб­ностью начнет стираться. Вспом­ни, как на аудиокассете появля­ются посторонние шумы, если она даже пролежала долгое время без работы. А если ты по свежим следам проработаешь дневной материал, то перед уро­ком тебе нужно будет только ос­вежить в памяти нужную инфор­мацию. На что уйдет гораздо меньше времени, чем если бы ты открыл учебник первый раз.

  • Большие затраты времени быва­ют при заучивании наизусть. По­пробуй учить стихотворения в не­сколько этапов. Поучи немножко сегодня. Все рассказать без за­пинки не получается, но кое-что уже помнится. Завтра снова к не­му вернись. А если есть необхо­димость и возможность — то еще раз дня через два. При таком за­поминании ты не сможешь не за­метить, что общее время, потра­ченное на запоминание текста, и количество повторов гораздо меньше, чем когда ты учил его весь за один прием. На сколько раз распределить повторение, реши сам. Это будет видно.

  • Также неразумно тратить время на многоразовое чтение домаш­него параграфа и лишь после третьего-четвертого раза пытаться ответить на вопросы к нему. В этом случае наверняка придет­ся читать учебник еще раз. Гораз­до продуктивнее будет, если по­сле первого чтения параграфа ты попытаешься вспомнить его при закрытой книге.

  • Если есть незапомнившиеся мес­та — перечитай еще раз. Опять вспомни. И так до тех пор, пока не пропадут забываемые места.

  • Чтобы лучше запомнить некото­рые необходимые сведения, мож­но обратиться к уловкам. Не пу­гайся этого слова. Ты много раз сам сталкивался с такими приемами. Например, как ты запоми­наешь количество дней в месяцах на целый год? Совершенно верно, по косточкам на пальцах руки. Как знакомился с цветами радуги? Конечно, на помощь приходили охотник и фазан. Такие запомина­ющиеся фразы можно придумы­вать и самим.

  • Не забывай, что, читая про себя, отвечая на вопросы вслух, кон­спектируя по ходу чтения, ты включаешь в работу разные виды памяти, которые вместе принесут гораздо больший результат, чем одно чтение.

  • Занятия и дела нужно чередовать, так же как физический труд нужно чередовать с умственным. При на­пряженном преобладающем умст­венном труде следует чередовать предметы и занятия.

  • Нельзя погрязать в телефонных разговорах. Телефон должен помо­гать экономить время, ведь нет необ­ходимости тратить время на дорогу. Но искушение просто поболтать по телефону может с лихвой перекрыть эти затраты.

  • Очень поможет сэкономить время разумное обращение с телевизором. Нелишним будет отметить заранее те передачи, которые хотелось бы по­смотреть. И включать телевизор, придерживаясь этого выбора.

Подключение логического мышления

Весьма полезно, если при работе над новым материалом будет вклю­чено логическое мышление.

Нужно уметь выделять главное не только во всем тексте, но и в каждом абзаце, странице.


  • Определи, о чем идет речь.

  • Найди ключевые слова и понятия.

  • Отдели главное от второстепен­ного (пересортируй материал).

  • Обозначь в тексте (конспекте) по смыслу опорные пункты для крат­кого пересказа.

  • По этим пунктам кратко переска­жи (или законспектируй) главное.

Сравнение

  • Выбери цель сравнения. "=> Проверь, знаешь ли ты материал про объекты, которые будешь сравнивать.

  • Выдели главные признаки, по ко­торым будешь сравнивать.

  • Найди различие (или) сходство.

  • Сделай вывод из сравнения.

Сравнение, которое применяют

  1. на уроках русского языка:

  • Выбери цель сравнения (части речи).

  • Знания про объекты, необходи­мые для сравнения (что обознача­ет, на какой вопрос отвечают, ос­новная роль в предложении).

  • Найди различие (или) сходство.

  • Сделай вывод (что общего, что разное).

2) на уроке истории:

  • Цель сравнения: определение особенности рабочего движения в США, сравнивая его с рабочим движением в Англии, Франции, Германии.

  • Определение влияния экономиче­ского положения страны на рабо­чее движение.

  • Вывод: степень прогрессивности рабочего движения США в срав­нении с другими странами.

  1. Сравнивать можете что угодно и как угодно. Ваша цель — включить логическое мышление для того, что­бы запомнить и понять материал. Например, вы можете сравнивать, чтобы:

  • найти общее в событиях, процес­сах, явлениях (что общего в обо­соблении определений и прило­жений?);

  • выявить особенное, отличитель­ное (одинаковые ли пути проходят электровоз и хвостовой вагон при движении поезда?);

  • полностью сравнить(найти и об­щее, и разное);

  • найти главное, основное в явле­ниях, событиях, процессах (какие химические процессы происходят у анода и у катода при электролизе раствора йодистого натрия? В чем заключается сущность про­цесса, имеющего место при про­хождении электрического тока че­рез раствор электролита?);

  • выяснить свое отношение к объ­ектам, дать оценку;

  • установить причинно-следствен­ные связи между предметами (по­чему резиновый мячик прыгает высоко, а пластмассовый стучит, но подскакивает низко?).

Подготовка к обобщающему уроку

Если в школе заканчивают изуче­ние какой-либо темы, то приближает­ся урок-обобщение. А затем не за гора­ми на его основе и проверочная работа. Как же обобщать полученные знания? Как проверить, насколько прочно вы вгрызлись в гранит науки?



  • Выдели главное понятие из дан­ного задания. Проверь, как ты по­нимаешь его смысл.

  • Отбери основные, типичные фак­ты из материала данной темы (раздела, курса).

  • Сравнивая их между собой, выде­ли общее, существенное.

  • Сделай вывод, т. е. сформулируй тенденцию, закономерность, ве­дущую идею, закон.

Основные компоненты подготовки домашних заданий

  • Восприятие и осознание темы, цели и задачи домашнего задания (чтение записей в дневнике, про­смотр записей в тетради, заго­ловка в учебнике).

  • Дальнейшее осмысление мате­риала, изученного в классе (чи­таем текст учебника, делим его на смысловые части, выясняем смысл непонятных слов, выде­ляем главное, сравниваем с рассказом учителя и записью в тетради, конкретизируем при­мерами из практики, наблюде­ний, иллюстраций, устанавлива­ем взаимосвязи с ранее изучен­ным).

  • Закрепление, уточнение, расши­рение знаний (применение при­емов, о которых мы говорили, привлечение дополнительной ли­тературы, материалов теле- и ра­диопередач).

  • Обобщение и систематизация (на основе установленных связей де­лаем выводы, составляем краткий конспект, делаем систематизиру­ющую схему или таблицу).

  • Самоконтроль и поправка знаний (после проверки при необходи­мости возвращаемся к материалу для уточнений).

Алгоритм решения задач

  • ознакомление с условием и требованием задачи;

  • анализ задачи (что известно — неизвестно, что нужно узнать);

  • составление плана решения;

  • выполнение плана, нахождение решения;

  • проверка и внесение поправок при необходимости.

Очень вам поможет книга Д. Пойля «Как решать задачи». М., 1959 г

Памятка для работы над книгой

  • Не пропускай заголовок. Подумай:

а) о чем пойдет речь в тексте;

б) что тебе уже об этом известно;

в) поставь возможные вопросы к тексту и по возможности ответь на них;

г) переходи к чтению, во время которого обрати внимание на правильность своих предвари­тельных ответов.



  • Не отказывайся от «разговора» с автором.

а) во время чтения задавай вопро­сы к тексту, попробуй предугадать ход дальнейших действий;

б) контролируй свои предположе­ния по ходу чтения;

в) если ты не смог сам ответить на поставленные к тексту вопросы, ищи ответ в тексте;

г) если случилось так, что текст тоже не отвечает на ваш вопрос, ищите ответ в других источниках.



  • Не оставляй непонятных мест.

а) если в тексте встретилось не­понятное слово или выражение, обязательно найди их значение;

б) если необходимо, просмотри содержание предыдущих тем.



  • Отбирай главное.

а) по ходу чтения составляй план или конспект текста. Для этого:

- выделяй главное и второсте­пенное;

- находи главную мысль каждой части текста и пояснения к ней;

- при возможности составить схему или таблицу — составь.



  • Постарайся зрительно предста­вить себе то, о чем читаешь.

  • Запомни нужный материал.

а) перескажи текст по плану (если составлял);

б) ответь на вопросы к заданной теме.



  • Проверь себя.

  • Для этого после ответа на каждый вопрос обратись к своему кон­спекту, плану или тексту, чтобы проверить, все ли нужное ты рас­сказал.

Чтение газеты

  • Читай газету каждый день. Здесь ты сможешь найти сведе­ния о важных и интересных со­бытиях, происходящих в данный момент в мире.

  • Обрати внимание на так называе­мую «передовицу» — статья на первой странице газеты. Обычно в ней описывают основные собы­тия дня.

  • Чтобы не заблудиться в статьях, вначале просмотри их заголовки, а потом определи и прочитай те из них, которые тебя заинтересо­вали.

  • Обдумай каждую прочитанную статью. Определи ее смысл.

  • При необходимости пользуйся справочниками, картой.

Составление конспекта

  • Внимательно прочитай текст. Па­раллельно отмечай все непонят­ные места, незнакомые слова, но­вые имена и даты.

  • Выпиши на поля значения отме­ченных понятий, слов. Наведи справку о лицах, имена которых тебе неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте.

  • При первом чтении текста необхо­димо составить простой его план — последовательный перечень ос­новных мыслей автора. При по­вторном чтении текста нужно отме­чать, как автор доказывает основ­ные мысли своей работы.

  • Заключительный этап конспекти­рования состоит в перечитывании ранее отмеченных мест и их крат­кой последовательной записи.

  • При конспектировании нужно стремиться выразить мысль ав­тора своими словами, это помо­гает более сознательному усво­ению текста.

  • При конспектировании важен уме­лый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, ориги­нально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

Памятка застрахует от ошибок

  • Ни разу не отвлекайся, пока не за­кончишь подготовку по одному предмету.

  • Не приступай к записям до того, пока не сосредоточишься на за­дании, не продумаешь вопросы.

Таблица ошибок

Очень помогает собрать внимание таблица ошибок. Для этого начертите таблицу в три графы:



  1. Ошибки по рассеянности

  2. Ошибки из-за незнания мате­риала

  3. Правильные ответы.

Ну и, конечно, дата и предмет. Из этой таблицы будет видно, сколько ошибок могло бы не быть, если бы не рассеянность. А вторая графа пока­жет, где нужно еще поработать
Желаем успехов!