Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 1 202.31kb.
«Сущность выразительного чтения» Выступление на методическом объединении... 1 164.69kb.
Создание личностно ориентированной среды на уроках русского языка... 1 36.75kb.
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и... 5 710.08kb.
Становление молодых специалистов 1 36.63kb.
«Психологизм русской прозы 19 века» (11 класс) Учитель: Милованова О. 1 94.58kb.
Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского... 1 261.37kb.
Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы... 1 297.55kb.
Винокурова Елена Николаевна 1 77.97kb.
Учитель русского языка и литературы 1 100.99kb.
Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство... 2 579.11kb.
Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы" 1 120.08kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы - страница №1/1

Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы,

г. Москва, ГОУ СОШ №549, 2010/2011 уч. год.

«Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (5-7 класс).

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» состоит из 11 занятий по русской словесности, осуществляющих интеграцию уроков русского языка с курсом литературы, МХК и изобразительного искусства.

Цель данной программы - формировать у учащихся языковую компетенцию (обогащение словарного запаса, освоение норм языка), продолжать формировать умение применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала; развивать речевые навыки и умения; развивать образное мышление, память; развивать эстетическое отношение к языку, речи; воспитывать любовь к родному языку и родной природе. Программа рассчитана на учащихся с высокой и низкой мотивацией к учёбе.

На каждом занятии проводится комплексная работа над текстом:

- анализ стихотворной миниатюры по вопросам;

- выразительное чтение;

- повторение орфографии и пунктуации;

- письмо по памяти.

В конце каждого занятия (или как домашнее задание) проводится творческая работа: иллюстрировать данный поэтический текст, что позволяет определить, насколько точно и эмоционально он воспринят.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается выучить миниатюру.

Интегрируются уроки словесности с предметами изобразительного искусства, МХК и музыкой.

Каждое занятие представляет собой законченное целое и не связано с

предыдущим и последующим, что дает возможность включиться в работу на любом занятии данного курса.





Дата

Тема урока

Домашнее задание

1


3.09



Вводное занятие. Диагностика уровня умений и навыков анализа и запоминания текста. Анализ отрывка стихотворения

И.Белоусова «Лето».



Принести тетрадь, краски, альбомный лист.

2


10.09


Анализ отрывка стихотворения

А. Майкова «Кроет уж лист золотой».



Выучить отрывок наизусть, иллюстрировать текст.

3


17.09


Анализ отрывка стихотворения

А.Коринфского «Бабье лето».



Выучить отрывок наизусть, иллюстрировать текст.

4


24.09


Анализ отрывка стихотворения

А.Толстого «Осень».



Выучить отрывок наизусть, иллюстрировать текст.

5


1.10


Анализ отрывка стихотворения

И Бунина «Осень».



Выучить отрывок наизусть,

иллюстрировать текст.



6


15.10


Анализ отрывка стихотворения

А.Блока «Снег».



Выучить отрывок наизусть,

иллюстрировать текст.



7


22.10


Анализ отрывка стихотворения

Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою».



Выучить отрывок наизусть,

иллюстрировать текст.



8


29.10


Анализ отрывка стихотворения

С.Есенина «Поет зима – аукает».



Выучить отрывок наизусть, иллюстрировать текст.

9


5.11


Анализ отрывка стихотворения

А.Фета «Как первый луч весенний ярок».



Выучить отрывок наизусть,

иллюстрировать текст.



10


12.11



Анализ отрывка стихотворения

В.Жуковского «Зелень нивы, рощи лепет».



Выучить отрывок наизусть,

иллюстрировать текст.



11


19.11


Итоговый урок. Контрольная работа по данному курсу.

Анализ отрывка стихотворения

С.Есенина «Черемуха».


Индивидуальные рекомендации.

В качестве примера предлагается разработка одного из уроков элективного курса.



Тема: Анализ стихотворения А.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

Цели урока:

1) познавательная: познакомить с творчеством русских поэтов, формировать умение создавать тексты собственных высказываний, работать со словарем, повторить изученные орфограммы, постановку знаков препинания, формировать научное мировоззрение;

2) развивающая: развивать творческое воображение, умение логически мыслить (анализировать, сопоставлять, сравнивать);

3) воспитательная: прививать любовь к родной природе, поэзии, воспитывать прилежание, толерантность, умение работать во времени.



Оборудование: текст на доске, альбом, краски.

Ход урока.

I. Работа над текстом.

На доске записан отрывок текста (выделенные буквы пропущены):

Осень.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.



Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуют(?)ся, там, на дне долин,

Кисти ярко (?) красные вянувших рябин.

(А.Толстой).

1.Беседа по вопросам:

1) Как вы думаете, с чего следует начать работу над стихотворением?

(Прочитать текст сначала «про себя»).

2) Прочитайте «про себя» стихотворение.

3) Назовите слова, значение которых вам неясно. Найдите их толкование в словаре.

4) Объясните написание слов с выделенными буквами; постановку знаков препинания.

5) Прочитайте еще раз текст и попробуйте представить себе нарисованную поэтом картину.

6) Понравилось вам стихотворение? Почему?

7) Какое время года описывается в данном стихотворении?

8) О каких приметах осени говорит автор? Какие слова указывают на это?

9) Какая картина предстает в нашем воображении? Расскажите, какие предметы вы представляете? Как они выглядят?

10) Какого они цвета? Почему? Найдите подтверждение вашим словам в тексте.

11) Что изменилось бы, если бы вы представили картину не в красках, а в черно - белом цвете?

12)С помощью каких средств изобразительности и выразительности автору удалось нарисовать такую картину природы? Найдите их в тексте.

13) Каким настроением пронизано стихотворение?

14) Прочитайте еще раз текст «про себя», а затем выразительно вслух.

15) Какое известное вам произведение живописи может послужить иллюстрацией к этому тексту?

16) Послушайте отрывки из произведения П.И.Чайковского «Времена года» (Звучат отрывки из миниатюры «Весна» и «Осень»).

17) Какой из прозвучавших отрывков подошел бы в виде музыкального сопровождения к прочитанному стихотворению? Почему?

II. Самостоятельная работа учащихся.

1) Прочитайте текст еще раз и напишите его по памяти.

2) Нарисуйте на альбомном листе (А3) акварельными красками

увиденную вами картину.



III. Подведение итогов.

Обсуждение точности восприятия и понимания стихотворения:

1) выставка иллюстраций: на доске все учащиеся по очереди развешивают свои рисунки и по очереди читают написанный по памяти текст;

2) сверяют свои тексты с написанным на доске, исправляют ошибки;

3) на доске помещаются репродукции картин известных художников на тему «Осень»:

И.Левитан «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка» (1889),

«Осенние листья» (1879), «Осень. Усадьба» (1894);

И.Остроухов «Золотая осень», «Осень. Веранда»,

Н.Крымов «Осень» (1918), «Осень в старом парке»,

И.Грабарь «Рябина и берёзы».

4)включить музыкальное сопровождение: миниатюру «Осень» из произведения П.И.Чайковского «Времена года».

IV. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

На следующих уроках задание и работа повторяется, варьируется, а в дальнейшем усложняется. Тексты стихотворений подбираются разные.



Даются рекомендации о развитии памяти, о способах запоминания текстов и т.д. Но обязательно есть письмо по памяти и рисование красками.
Такую работу можно проводить и на уроках литературы при изучении поэзии.