Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы» Тип урока: урок обобщение Цели и задачи - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок игра по географии, 7 класс Тема «Южные материки» Тип урока обобщение... 1 53.68kb.
Урок по немецкому языку в 7 классе по теме : «Auf dem Lande es auch... 1 40.48kb.
План-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в... 1 55.18kb.
Урок обобщение по теме 1 38.54kb.
Урок литературы в 11-классе. Тема урока : «Проблема Пути в пьесе М. 1 48.7kb.
Урок алгебры в 8-м классе по теме «Преобразование рациональных выражений»... 1 53.53kb.
Урок литературы в 9 классе (Урок исследование) «Нет, неразгаданный... 1 150.87kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных... 1 47.02kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока 1 49.22kb.
Урок литературы в 11 классе. Александрова Т. А 1 45.82kb.
Тема семинара: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского... 1 53.75kb.
Урок по физике в 11-м классе по теме "Конденсаторы" 1 54.58kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы» Тип урока: урок - страница №1/1



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Лазарево Уржумского района Кировской области

Тема урока:

«Человек – часть природы»

Разработал

учитель русского языка и литературы Халикова Альфия Гайнулловна

стаж – 16 лет

категория I

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Человек – часть природы»

Тип урока: урок - обобщение

Цели и задачи:

- образовательные: проверить знание учащимися программного произведения, умение их самостоятельно работать с книгой, находить нужный материал;

- воспитательные: воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения;

- развивающие: развитие литературно-творческих способностей: воссоздающего воображения, творческого чтения, образного мышления, эстетического чувства; развитие эмоциональной культуры личности.



Используемые технологии: обучение в сотрудничестве

Материалы к уроку: карточки для игры «Соревнование с писателем», открытки для викторины.

Оформление: портрет писателя, выставка книг, рисунки ребят, эпиграф к уроку:

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же о людях только и думаю».

М.Пришвин
Ход урока

Слово учителя.

Знакомство с творчеством М.Пришвина мы с вами, ребята, начали еще в 5 классе. А сегодня мы проведем обобщающий урок по творчеству писателя, выясним, какое впечатление произвели на вас произведения М.Пришвина, что запомнилось больше всего.

Работать сегодня вы будете в группах. Первое слово предоставим «биографам».


  1. Группа «биографов».

Биография писателя.

  1. Группа «литераторов».

Несколько слов о творчестве М.Пришвина; выразительное чтение отрывка из рассказа; чтение наизусть.
Игра «Соревнование с писателем».

Прежде чем перейти к следующему этапу урока, вспомним сведения из теории литературы о таких изобразительно-выразительных средствах языка, как эпитет и сравнение. Так что же это такое?

А сейчас мы проведем игру «Соревнование с писателем». Вы получили карточки, на которых написан отрывок из известного вам произведения М.Пришвина.

В этом тексте пропущены авторские сравнения и эпитеты. Ваша задача – вставить любые подходящие по смыслу слова.


Отрывок из сказки-были «Кладовая солнца» М.Пришвина

Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как (…) , в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят (…) чернички, черные ягодки с синим пушком. Так же брусника, (…) ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом…



В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, (…) ягода кисточкой…
Авторский вариант: крылышки, мелким горошком, кровяно-красная, красно-рубиновая.
Анализ работы.
- Из какого произведения этот отрывок?

- Какие эпитеты и сравнения вы вставили? Почему? Прочитайте получившийся текст.

- А сейчас откроем стр. (..) учебника и прочтем отрывок в авторском варианте.

- С чем сравнивает Пришвин листья и ягоды черники?

- Какие эпитеты он дает ягодам брусники и клюквы?

- Почему клюква у него «красно-рубиновая»?



/Рубин – драгоценный камень красного цвета. Рубиновый цвет – густо-красный/.

Работа с эпиграфом.

А сейчас, ребята, обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова писателя?

Мы называем Пришвина певцом природы. Судя по его книгам, сокровенным и глубоким раздумьям, он прежде всего призывал нас войти в согласие с природой, помнить о родстве с ней, потому что сам человек – часть природы.

А сейчас слово группе «актеров». Они нам покажут сценку из «Кладовой солнца» М.Пришвина.




  1. Группа «актеров».

Сцена сбора Насти и Митраши на болото за клюквой.
- Ребята, вы узнали героев сказки? Как мы оценим игру наших актеров?
Викторина.
Проведем небольшую викторину по творчеству М.Пришвина. Каждая команда должна собрать по открытке. Группы будут отвечать по очереди. Если какая-либо из групп ответить на вопрос не сможет, право на ответ получает следующая команда по очереди.

Посмотрим, какая же из групп лучше знает произведения Пришвина.




  1. О ком идет речь и из какого произведения этот отрывок?

«Как вышли на берег – прямо играть. Шагов я на пять подъехал к ним на ботничке, и гляжу, и гляжу – чисто дети. Один был особенно хорош. Долго играли, а когда наигрались,то к матке, и она их повела, и пошли они покойно, пошли и пошли…»



/Рассказ «Лоси»/

  1. Вспомните один из рассказов писателя, где есть такие строчки: «Мышей у меня было много». Кто помог писателю освободиться от них? Как называется этот рассказ?

/ «Еж»/

  1. «Прошел день. Наступила ночь. Я зажег лампу, сел на диван, стал читать книгу. Налетело на огонь множество бабочек, жуков, все это стало кружиться возле лампы, валиться на книгу, на шею, путаться и жужжать в волосах. Но закрыть дверь на террасу было нельзя, потому что это был единственный вход, через который мог явиться…»

Кого ждал писатель и как называется этот рассказ?

/Ждал Ярика. «Предательская колбаса»/

  1. «Ты, - говорила она, - лежи и молчи, а я буду около него пищать; он погонится за мной, я полечу, и ты тогда не зевай».

Чей разговор «подслушал» писатель? Из какого рассказа этот отрывок?



/ «Гаечки»/

  1. Почему М.Пришвин сказку-быль назвал «Кладовая солнца»?

  2. Какое хозяйство досталось после родителей детям?

/Изба, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, петух Петя и поросенок Хрен./

  1. «Антипыч, предлагая ходить нам голенькими и разутыми, только не договаривал…»

Какую пословицу не договаривал Антипыч?

/Не зная броду, не суйся в воду/

8. «Он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава… - неизменный спутник тропы человеческой».

Как называлась эта трава? /Белоус/



  1. Кого автор в «Кладовой солнца» называет «злейшим врагом человека»?

/Волка/

  1. «Четвертый лишний». Что лишнее и почему?

Лось, собака, кошка, волк.

/Это животное в «Кладовой солнца» не упоминается/



  1. Как ошибочно назвали собаку Антипыча Митраша? Настя?

/Затравка, Муравка/

  1. Кто был старше из героев: Настя или Митраша?

А сейчас предоставим слово группе «художников». Они подготовили рисунки к произведениям М.Пришвина, а сейчас расскажут, что они на них изобразили.




  1. Группа «художников».



Итоги урока.

«Жизнь человека на Земле прочно и навсегда связана с животными – с птицами, насекомыми и зверями… Человек очень силен и очень мудр. Поэтому он должен быть очень добр, благороден и разумен в своих отношениях с животными».

Именно такое отношение к «братьям нашим меньшим» и показывает М.Пришвин в своих произведениях.

А теперь подведем итоги урока. Как поработали наши группы?


Домашнее задание.
Ребята, наверное, у каждого из вас есть в памяти какой-либо интересный случай, связанный с живой природой. Дома вы напишете небольшое сочинение, тему которого сформулируете сами.