К модулю курса «орк и сэ» «Основы православной культуры». Представленный на конкурс материал проект поурочных планов модуля «Правосл - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-тематическое планирование по курсу «орксэ» модуль «Основы... 1 131.42kb.
Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас 1 20.03kb.
Образовательная программа «Основы мировых религий и светской этики. 1 152.71kb.
Реализация курса орксэ «Основы светской этики» в мбоу «сош им. 1 39.95kb.
Ознакомление с духовно-мировоззренческими основами культуры; 1 137.8kb.
К рабочей программе курса Основы духовно-нравственной культуры народов... 1 106.35kb.
Проект комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному... 4 800.25kb.
Материал в страничку "шик пчелка" 1 268.4kb.
Игровые виды и формы проверки знаний учащихся 1 167.2kb.
Программа курса Глава Понятие, законы, сущность культуры 7 697.74kb.
Рабочая программа по математике (название учебного предмета, дисциплины... 5 1448.23kb.
№3 теория поведение потребителей 1 456.61kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
К модулю курса «орк и сэ» «Основы православной культуры». Представленный на конкурс - страница №1/4

Методические материалы по курсу «ОРК и СЭ»

Автор: Процкая Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

курса «Основы православной культуры»


  1. Аннотация к модулю курса «ОРК и СЭ» «Основы православной культуры».

Представленный на конкурс материал - проект поурочных планов модуля «Православные праздники». Темы модуля «Православные праздники» являются смежными для нескольких модулей на 16уроке, 30-34 уроках. Структура предложенных тематических поурочных планов «Православные праздники» может быть использована на занятиях модулей «Светская этика», «Основы религиозных культур», «Основы православной культуры» (учебник А. Кураева) и других модулях (как комплекс предложений).


МОДУЛЬ. Календарь православных праздников (8 часов)

Покров


Что такое праздник. Православный годовой круг. Праздник Покров.

Рождество Иисуса Христа. Крещение

История праздников. Особенности их празднования. Обычаи, игры, традиции.

Пасха. Троица

История праздников. Обычаи, игры, традиции.

Государственные и православные праздники в современной России

Защита Отечества. Святые защитники Родины. Воинский подвиг, мужество и героизм солдат в Великой Отечественной войне.

День народного единства

Общий праздник народов России. Сплоченность.

Готовимся к празднику Подготовка творческих проектов.

Первый этап к подготовке к итоговому мероприятию.

Творческое мероприятие. На праздник всей семьей

Составление плана программы итогового мероприятия. Организационный этап.

Итоговое мероприятие. Давайте понимать друг друга. Фестиваль. Праздник. Кругосветка. Рефлексия

Проведение итогового мероприятия.


К каждому уроку ставятся цели (в зависимости от темы урока) и следующие виды задач:

Образовательные:

(меняются в зависимости от темы урока).



Развивающие:

формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:



  • учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

  • коммуникативные: умение работать в группе; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования; развитие рефлексивных умений и навыков.

  • информационные: навыки создания собственных информационных продуктов в POWER POINT.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у обучающихся понимания необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры;

  • воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческого духа и православной культуры, сформировавшимся в ходе развития истории России;

  • воспитывать у обучающихся собственное отношение к жизни на основе духовности;

  • способствовать формированию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как любовь к Родине, чувство красоты и гармонии, эмоциональная отзывчивость.

Этап подготовки, совпадающий для всех уроков, также приводится только в данных Общих рекомендациях. Подготовка к уроку состоит из:

  • Разработки компьютерных презентаций (презентации-иллюстрации к рассказу учителя и слайд - программы по теме урока), иллюстративного материала в любых других формах и аудиоматериалов к уроку – в зависимости от темы урока;

  • Разработки дидактических карточек и заданий к уроку;

  • Подготовки раздаточных материалов (инструкции и задания).

Ниже остановимся более подробно на описании некоторых форм и видов организации учебной деятельности на уроках.

Работа с текстом.

Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте



  • Словарная работа с текстом пособия. Усвоение знаний по ОРКиСЭ, как и по любому другому предмету, требует усвоения новых понятий и терминов. Для этого желательно организовать ведение детьми индивидуальных словариков (выделив 3-4 страницы в конце рабочей тетради).

К урокам модуля приводится Словарик к уроку (для учителя). Детям необходимо выписывать объяснения новых слов как можно более кратко (из текста пособия).

В любом возрасте процесс овладения новой терминологией – нелёгкий труд. Облегчить детям эту работу позволяет игровая форма работы (разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем).



  • Работа по усвоению и систематизация полученных сведений.

Учитель может разработать подобные задания самостоятельно, это могут быть

  • задания с выбором ответа (в тестовой форме);

  • задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания);

  • задания на составление вопросов к тексту;

  • задания на составление плана или конспекта текста (краткого, вопросного, формализованного, т. е. в форме таблицы или схемы);

  • задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.);

  • задания на перекодирование содержания текста в другой формат (результат - схема, таблица, рисунок, мультимедийная презентация…);

  • задания на выборочный пересказ текста и т.п.

Такую работу по усмотрению учителя можно организовать в классе (в интерактивной форме) или попросить учащихся выполнить определённые задания дома.

  • Работа с дополнительной литературой.

Для более сильного эмоционального воздействия, образного восприятия материала желательно на уроках выделять время для работы с отрывками из разнообразных литературных произведений, древних легенд, исторических документов, и, конечно, священной книги христиан – Библии.

Данный вид работы, учитывая возраст обучающихся, желательно организовать в виде чтения (с остановками и комментариями) и дальнейшего ответа детей на вопросы учителя.



Работа с аудиоматериалом.

При организации такой работы мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:



  • Подготовительный этап. Прежде чем что-либо послушать с детьми, необходима хотя бы краткая предварительная беседа (краткая справка – о чём произведение, об исполнителе, может быть – постановка вопросов, на которые детям будет необходимо ответить после прослушивания).

  • Прослушивание.

  • Обсуждение. Ответы на вопросы для выявления понимания услышанного, на корректировку нравственных представлений, на установление связей между полученной информацией и жизнью.

  • Общий вывод. Формулирование детьми собственной позиции по данному вопросу.

Интерактивные формы работы.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивные методы и формы работы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от «обычных» в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

К урокам представлены следующие виды интерактивных заданий:

творческие задания;

задания для выполнения в группах;

задания в виде обучающих игр (ролевые и образовательные игры);

задания для работы с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами;

задания на использование вопросов; выполнение учащимися проектных работ;

задания для внеаудиторных видов работы (постановка спектакля, организация выставки, подготовка праздничного (итогового) мероприятия и т. п.).

Творческие задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, совместного обучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Творческое задание должно соответствовать следующим критериям:


  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения,

  • является практическим и полезным для учащихся,

  • связано с жизнью учащихся,

  • вызывает интерес у учащихся,

  • максимально служит целям обучения.

Работа в группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

При организации работы в группах мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:



  • Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется деление на группы

(в игровой форме – например, дети получают бумажные фигурки разных цветов, группу образуют дети с фигурками одного цвета; по указанию учителя – учитель старается так подобрать детей в группы, чтобы в каждой были аудиал, визуал, кинестетик; или подбирает детей в группы по успеваемости («сильные» ученики и «слабые»); или использует любой другой способ в зависимости поставленных задач).

  • Работа в группах – дети выполняют задание, обсуждая его выполнение между собой.

  • Выступления представителей групп, представляющих результаты работы.

  • Обсуждение. Сравнение представленных результатов работы групп.

  • Общий вывод. Формулирование детьми собственной позиции по данному вопросу.

Организация рефлексии

В данном пособии под рефлексией понимается осмысление ребёнком своих действий (на уроке), а также оценка им изученной информации. Обучение рефлексии (здесь – освоение навыков рефлексии) – один из важнейших способов формирования творческой личности, поэтому на каждом уроке необходимо выделять время для её проведения.

Рефлексия может быть организована в игровой форме (например, упражнение «Градусник» - «температура» в классе (тепло, приятно, ноль, прохладно, холодно); или упражнение «Волшебные сундучки» - дети, выходя из класса, опускают листочки со своими именами в три «волшебных сундучка»: было интересно (вариант – узнал много нового); было не очень интересно (узнал не очень много нового); было неинтересно (не узнал ничего нового), или упражнение «Древо настроения»). Учитель, изменяя варианты для выбора, может узнать не только мнение детей об общей атмосфере на занятии, но и различные содержательные аспекты (насколько понятным, например, оказалось занятие).

Детям можно также предложить в заранее подготовленных учителем листочках с кратким планом урока поставить напротив каждого пункта разноцветные значки: красный - расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (не понял). Вариантом данной формы могут быть пометки: красный – знаю, могу подробно рассказать об этом; синий – в общем представляю, смогу рассказать кратко; жёлтый – не смогу рассказать об этом (не понял).



Подготовка к защите итоговой проектной работы.

В методических рекомендациях ко многим урокам приводятся темы проектных работ с приблизительной схемой их выполнения. Так как процесс разработки и подготовки проектной работы к защите достаточно трудоёмкий, учителю необходимо предложить детям темы работ заранее. Более подробные рекомендации приводятся в методических рекомендациях к конкретным урокам. Учитель также может предложить детям самим (или совместно с родителями) выбрать тему и название своего проекта. Желательно также поощрять желание детей выполнять проекты не индивидуально, а в составе группы.



Комплекс предложений по проведению занятий

Модуль «Православные праздники»
Православные праздники. Рождество. Крещение.

Цель: воспитание ценностного отношения к православной культуре; знакомство с событиями, связанными с Рождением Иисуса Христа, история Крещения Спасителя.

Задачи:

  • Подумать, что означают вечные категории рождение, выбор веры, сострадание, послушание.

  • Познакомить с историей праздника Рождество, Крещение;

  • Научиться понимать смысл изображений на иконах;

  • Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание.

План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оборудование, источники и т.д.

Актуализация знаний

Беседа с детьми по вопросам:

Что вы знаете о празднике Рождества Христова? Крещение?

(слышали ли вы слово «окрестили»; что, по-вашему, это такое )


Отвечают на вопросы



На доске число, тема урока, иллюстрации

Постановка проблемы

Беседа с детьми по иллюстрации учебника: Рассмотрите репродукции иконы Рождества Христова и картины «Рождество Христово» И.Е. Репина. Опишите, что вы видите на иконе и на картине, как изобразили иконописец и художник событие Рождества.


Рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения – Праздник Рождества Христова — один из их главных праздников христиан. В православии он отмечается 7 января. Христиане верят, что в эту ночь в Вифлееме родился младенец Иисус Христос.

Отмечают детали – ангелы принесли радостную весть о пришествии в мир Спасителя людей, и первыми об этом узнали Вифлеемские пастухи, которые и пришли поздравить Богородицу с рождением Сына. Мудрецы — волхвы по свету звезды определили место рождения младенца и тоже пришли ему поклониться и принесли ему дары. Звери и птицы радовались рождению Христа.







Формулировка проблемы

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Какому событию христианской истории посвящен праздник Рождества?

Об истории Крещения Иисуса Христа

Святки, колядки. Какие действия людей происходят в этот период?

Записывают тему урока в тетрадь



Вопрос записывается на доске. Возможно презентация слайдов по теме урока.

следующая страница >>