«Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья» - страница №1/1




Творческий проект

«Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья»

Автор: учитель технологии МОУ

«Сотниковская средняя

общеобразовательная школа»

Моталыгина Надежда Алексеевна


Паспорт проектной работы


  1. Название проекта

Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья.

Моталыгина Надежда Алексеевна



  1. Автор проекта

  1. Руководитель проекта

  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Технология. Обслуживающий труд.

  1. Учебные дисциплины близкие к теме проекта.

Математика, черчение, рисование.

  1. Возраст обучающихся, на который рассчитан проект.

5-6 классы

  1. Состав проектной группы.

Шестакова Ирина- 6 класс

  1. Тип проекта.

Творческий

  1. Цель проекта.

Исследование, выявление традиций, истории.

Оценить проделанную работу.

Изготовить по проекту прихватку.


  1. Задачи проекта

Разработать и выполнить проект.

Создать условия для про явления инициативности обучающихся в процессе работы над проектом




  1. Необходимое оборудование

-

  1. Этапы работы над проектом

1.Обоснование возникшей проблемы и потребностей.

2.Определение конкретной задачи и её формулировка.

3.Выявление основных требований и к изделию.

4.Иследования.

5.Описать внешний вид изделия.

6.Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.

7.Выполнить раскрой изделия.

8.Составить технологическую последовательность изготовления изделия .

9.Экономическое обоснование.

10.Изготовление изделия. Контроль качества.

11.Самооценка.

12.Защита проекта.




  1. Предполагаемые продукты проекта

Выставка


Творческий проект

«Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья»

Цели:

1.Исследование, выявление традиций, истории.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту прихватку.

4.Оценить проделанную работу.

Последовательность выполнения проекта:

1.Обоснование возникшей проблемы и потребностей.

2.Определение конкретной задачи и её формулировка.

3.Выявление основных требований и к изделию.

4.Иследования.

5.Описать внешний вид изделия.

6.Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.

7.Выполнить раскрой изделия.

8.Составить технологическую последовательность изготовления изделия .

9.Экономическое обоснование.

10.Изготовление изделия. Контроль качества.

11.Самооценка.

12.Защита проекта.

1.Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно, красивой. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Но

Для этого необходимо многое сделать своими руками. Рукоделием, ещё в эпоху Древней Руси, в крестьянской семье занимались женщины- пряли, ткали, вышивали, вязали, занимались лоскутным шитьём.

И сейчас, увлекаясь рукоделием, можно создать красивый и неповторимый интерьер. Каждое рукотворное произведение должно быть выполнено по заранее продуманному плану, для конкретной цели и в определённом цвете.

Среди известных видов рукоделия особое место занимает шитьё из лоскута, корни которого уходят в далёкое прошлое. Принято считать, что эта техника зародилась в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, В Европе, Америке, Австралии. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. На Руси принято считать причиной появления своеобразного лоскутного шитья бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Не случайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья на Руси возникал именно в периоды кризисных ситуаций. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного искусства

Самодельные лоскутные вещи покрывала, одеяла, панно, подушки и другие предметы обихода создают особую тёплую и душевную атмосферу в доме. В таком доме приятно находиться, рассматривая разноцветные изделия и хозяйки, не переставая удивляться мастерству хозяйки-рукодельницы.

2.Обоснование возникшей проблемы.

Очень часто в жизни многие оказываются в такой ситуации: необходимо подарить подарок кому-то из близких. Но всем давно известно, что лучший подарок-это подарок, сделанный своими руками. Во-первых: вещь сделана специально для конкретного человека; во-вторых: такой вещи никогда и ни у кого не будет.

Выбор пал на прихватку ,вещь на каждой кухне необходимую, изготовленную в технике лоскутного шитья .ведь в каждом доме имеются остатки тканей или вещи, вышедшие из моды . но ткань которых можно ещё использовать.

Для того, чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта составляется «звёздочка» обдумывания.

Потребность. проблема стоимость технология изготовления

Безопасность труда прихватка модель

Оборудование инструменты, приспособления ткань

3.Выявление требований к изделию.

Изделие должно быть красивым, эстетически оформленным;

Изделие должно быть недорогим, но качественно изготовленным.

4.Исследования.

Прихватки могут быть различными по форме: квадратными, овальными, прямоугольными, в форме рукавичек.

Выполнены они могут быть из различных тканей;

Так же для изготовления прихватки могут быть использованы различные техники.

В данном случае прихватка изготовлена из остатков ткани в технике лоскутного шитья.

5.Описание внешнего вида.

Прихватка. Изготовлена в лоскутной технике из квадратов двух цветов гобеленовой ткани. Отделка шерстяными нитками для вязания. Имеет петельку-вешалку.

6.Выбор ткани, инструментов, приспособлений.

Ткань гобеленовая плотная и при изготовлении прихватки не нужно использовать наполнитель.

Необходимы:

Нитки хлопчатобумажные № 30-для ручных работ; ручная игла, булавки ножницы; наперсток; шаблоны, линейка, мелок, утюг ,картон ,для построения шаблонов, учебники, рабочая тетрадь.

7.Раскрой изделия.

Подготовка ткани к раскрою.

А) Декатировать ткань для последующей усадки.

Б) Проверить, нет ли ткацких дефектов. Измерить ширину и длину ткани, срезать кромки (если они стягивают ткань).

В) Проутюжить ткань, чтобы удалить замины и складки.

Е) Разложить на ткани детали, отступив от поперечного среза на величину припуска на швы.

З) Обвести детали по контуру, ещё раз обвести детали с учётом припусков на швы.

И) Отколоть детали выкроек, сколоть край.


Чтобы понять технологию соединения

деталей между собой ,используется самый простой рисунок из квадратов одинакового размера, но разных цветов. Располагаются они в шахматном порядке. Получается эскиз квадратной прихватки, состоящей из 4 квадратов. Выполняется изделие в двух цветах.

Зная размеры прихватки, учитывая припуски на обработку краев квадратов, можно рассчитать размеры шаблона. (См. приложения)

Из картона вырезается квадрат нужного размера.

На изнаночной стороне ткани вычерчивается контур шаблона: на светлых тканях это можно сделать остро заточенным карандашом, а на тёмных - мелом. Припуски на швы-10 мм.

8.Технологическая последовательность изготовления прихватки.

Соединять детали между собой необходимо по схеме. ( См. приложения)

Таблица. Последовательность карта изготовления прихватки.




№ п/п

Наименование операций и последовательность работ

Самоконтроль

1

Сложение соседних деталей узора лицевыми сторонами внутрь, совместив срезы, сметание срезов

Срезы совмещены, строчка сметочных стежков ровная и располагается на расстоянии 10мм от среза ткани

2

Сшивание деталей по намеченной линии, удаление нитки временного назначения

Шов прямой, ширина припуска 10мм, закрепки выполнены

3

Разутюживание припусков шва. Таким же образов готовятся элементы всех рядов изделия, следуя схеме.

На ткани нет заминов, шов прямой.

4

Сложение двух соседних полос лицевыми сторонами внутрь, сшивание.

Детали совмещены соответственно «рисунку», строчка одной полосы является продолжением другой, строчка сметывание проложена на расстоянии 10мм от среза ткани.

5

Сшивание полосы, удаление нитки сметывание.

Шов стачивания прямой, выполнены закрепки, ширна шва 10мм.

6

Таким же способом как описано в пунктах 4-5, собирается весь « рисунок» прихватки.

«Рисунок» должен состоять из квадратов правильной формы, размер верхней детали прихватки 16*16 см.

7

Утюжка собранного рисунка


Поверхность «рисунка» не имеет заминов

8

Наложение двух сторон прихватки и сшивание вручную швом «за иголку»


Срезы совмещены. Прихватка должна быть квадратной формы.

9

Выполнение воздушной петли в любом уголке прихватки. Для этого делается цепочка из воздушных петель крючком. С лицевой стороны прихватки обметываем петельными стежками, закрепив первый и последний обметочные стежки за ткань.

Воздушная петля достаточной величины; петельные стежки плотно прилегают друг другу.



9.Экономическое обоснование.

Расчет затрат на материалы для изготовления прихватки представлен в виде таблицы.

Таблица. Затраты на изготовление прихватки.


Используемые материалы

Цена руб.

Расход материала на изделие

Затраты руб.

Ткань светлого цвета




30 см

Лоскут

Ткань темного цвета




30см

Лоскут

Нитки х/б для ручных работ

15 руб

0,5 катушки

7,5 руб.

Нитки для отделки шерстяные




1,5 метра

отстаток

Итого.







7,5 руб.


10. Изготовление изделия . Контроль качества.

Изготавливается прихватка в той последовательности, которая изложена выше, вручную, стежком «за иголку». Отделка выполняется шерстяной пряжей петельным швом.

После выполнения каждой операции проверяется качество работы; если что-то не получается- переделывается.

Производится общий осмотр готовой прихватки, при этом устанавливается:

- соответствие изделия назначению;

- соответствие ткани и отделки назначению изделия.

Проверяется качество технологической обработки:

- качество строчек, ровность края изделия, симметричность орнамента;

-полностью удостовериться в законченности прихватки.

11. Самооценка.

Самооценка предполагает строгий самокритичный контроль своей работы. При определении конкретной задачи ставятся несколько целей . Необходимо выяснить все ли выполнено так , как предполагалось и сделать вывод.



12. Защита проекта.

Работа выполнена самостоятельно. Материальные затраты невелики, так как изделие выполнено из остатков ткани. Отделка так же выполнена из остатков пряжи.

В процессе выполнения проекта и создания изделия использованы знания , поученные при изучении многих разделов технологии:

-конструирование изделий( при конструировании прихватки);

-технология ( при раскрое, работе с тканью);

-композиционное построение ( при создании модели);

-материаловедение ( при выборе ткани);

-цветоведение (выбор цвета, гармоничное сочетание цветов);

-математика ( при расчете расхода материалов);

-рисование (при разработке эскизов );

-черчение ( при разработке чертежа);

-эстетика ( вкус, чувство цвета, композиции);

-информационные технологии (при работе с компьютером, принтером, сканером).

Прихватка является экологически чистым изделием. Она представляет собой эксклюзивную модель, выполненную вручную, а это самое главное. И самое важное- прикосновение к национальным традициям, ведь изделие выполнено в старинной технике лоскутного шитья. А это народное искусство, отечественная культура, в этом сохраняется собственное национальное лицо.



Приложения.
Охрана труда. Правильная посадка во время работы.

  1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой на пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.

  2. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.

  3. Голову слегка наклонить вперед

  4. Нельзя опираться грудью на стол.

  5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.

  6. При работе не следует ставить локти на стол.

  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.


Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками и булавкам

1.Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться.

2. следить, чтобы ножницы не падали на пол.

3. Передавать ножницы, кольцами вперёд, сомкнув лезвия.

4. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

5. Не шить ржавой иголкой.

6. Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

7.Не перекусывать нитку зубами - можно испортить эмаль и поранить губы. Иголки хранить в игольнице или подушечке. Булавки – в коробочке с крышкой.

Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом.

1.Утюг ставить на специальную подставку.

2.Не отвлекаться во время утюжки, не оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.

3.Не работать с утюгом, у которого оголены провода.

4.Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался: это приводит к излому шнура и короткому замыканию.

5.После использования утюга его следует выключить из электросети .При этом надо браться за вилку , а не за шнур.

6.После окончания работы дать утюгу полностью охладиться, затем шнур намотать на ручку .Хранить утюг в вертикальном положении.

Правила безопасности при работе с компьютером.

Во время работы лучевая трубка монитора работает под высоким напряжением.
Строго запрещается:

-трогать разъемы соединительных кабелей;

-прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

-прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора , клавиатуры;

-Класть посторонние предметы на клавиатуру и монитор;

-работать во влажной среде и с влажными руками;

-протирать компьютер влажной тряпкой.

Работать следует на расстоянии, равном 60-70 см, либо допустимо не менее 50 см . соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.



Литература.

Барылкина Л. «Технология .Конспекты уроков , элективные курсы: 5-9 классы» , 2006 г. ;

Карачевцева Л. «Технология 5-9 классы : дополнительные и занимательные материалы», 2009 г. ;

Норенко И. « Технология 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий» , 2009 г. ;



Симоненко В. « Технология. Обслуживающий труд», 5 класс,2008 г.