«Исследование сукцессионного процесса в искусственном сосновом насаждении окрестностей села Кинделя Ташлинского района»» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Особенности флоры и растительности окрестностей с 1 51.99kb.
Коллективный договор трудовых отношений и социального партнёрства... 2 411.75kb.
«Выращивание сеянцев голубой ели из семян и способом черенкования» 1 124.91kb.
Отчет по проведению Х1v корниловских чтений посвященные Году села 1 72.06kb.
1. Географическое положение села 1 51.43kb.
Концептуальная модель воспитательной системы моу «сош им. М. 2 442.97kb.
Перспективно тематический план педагога – психолога 1 154.64kb.
Деревянные дома на нашей улице 1 40.36kb.
Публичный отчёт моу ново Троицкая оош за 1 166.71kb.
Всероссийская научная конференция молодых исследователей на тему... 1 142.26kb.
Братская могила воинов Советской Армии расположена в центре села... 1 8.48kb.
Стимулирование сбыта. Основные методы и системы сбыта 1 125.7kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
«Исследование сукцессионного процесса в искусственном сосновом насаждении окрестностей - страница №1/1

Институт повышения квалификации и ППРО ОГПУ
Квалификационная работа
«Организация исследовательской деятельности с учащимися

по проблеме «Изучение флоры и фауны битопов Оренбуржья»

на примере биотопов окрестностей с.Кинделя

Ташлинского района Оренбургской области

на тему



«Исследование сукцессионного процесса

в искусственном сосновом насаждении

окрестностей села Кинделя Ташлинского района»»

Выполнила: учитель биологии

I квалификационной категории

МОУ «Каликинская СОШ»

Александровского района

Попова Наталья Николаевна.

Научные руководители:

Тавстуха Ольга Григорьевна,

д.п.н., профессор,

зав.кафедрой педагогики и психологии ОГПУ;

Абрамов Сергей Петрович,

ведущий специалист

Ташлинского лесничества.


Кинделя - 2011

Содержание.
Введение………………………………………………………….3 стр.
Исследовательский проект…………………………………….4 стр.

Актуальность выбранной темы исследования……………………..4 стр.

Методика исследования………………………………………………..5 стр.

Результаты исследований……………………………………………...5 стр.


  1. Общее……………………………………………………………5 стр.

  2. Характеристика исследуемого участка……………………..6 стр.

Вывод по исследованию………………………………………………..7 стр.

Рекомендации по сохранению лесного массива…………………… 7стр.

Изученная литература…………………………………………………. 8стр.
Общие выводы………………………………………………...10 стр.

Введение.
В рамках национального проекта «Образование», президентом РФ было обозначено приоритетное направление: работа с талантливой молодёжью. Одним из видов деятельности этого направления является развитие исследовательской работы с учащимися. На данном этапе этот вид работы требует соответствия высокому уровню современных технологий в различных областях науки.
ИПК и ППРО ОГПУ совместно с Областным детским эколого-биологическим центром пригласили учителей, интересующихся проблемой исследовательских работ учащихся и реализующие программы эколого-биологической направленности, на курсы по проблеме «Изучение флоры и фауны биотопов Оренбуржья» в экспедицию на территории Ташлинского района. Была поставлена цель:
Овладение методикой организации исследовательской работы с учащимися, увлечёнными естественными науками.
Для достижения обозначенной цели были сформулированы задачи:


  1. Изучить и проанализировать литературные источники, соответствующие выбранному направлению исследования (лесоведение).

  2. Ознакомиться с технологиями организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися, включая работу на маршрутах и овладение узконаправленных методик.

  3. Научиться систематизировать собранный материал и делать соответствующие выводы.

Для достижения общей цели и более детального изучения узконаправленных методик геоботанических исследований нам было предложено выбрать одно из направлений, определить тему исследований, цель и разработать задачи для реализации программы курсовой подготовки.



Исследовательский проект.
Актуальность выбранной темы исследования.
Учёные относят степное Оренбуржье к территориям с сильно изменёнными ландшафтами, где очаги с естественной природой сохранились лишь в немногих местах. На протяжении последних 20-30 тыс. лет, как утверждает В.И. Вернадский, человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты – биосферу, не только присутствуя в ней, но и создавая изменяющий её геологический фактор.
Из переписки оренбургского губернатора И.И.Неплюева известно, что более двух веков назад по реке Илеку, вёрст на полтораста вверх от её устья, были пойменные леса. На карте, составленной геодезистом Красильниковым в 1745 году, пойменных лесов нет. Значит, нынешние леса можно назвать творением человека и природы последних двух столетий.
Проблема сохранения заповедных островков лесных насаждений Оренбуржья интересует моих учащихся. Недалеко от нашего села Каликино Александровского района есть два памятника природы районного значения – Каликинская и Новоникитинская берёзовые рощи, расположенные на кочкарнике в верхнем течении реки Зиганнек, за развитием которых мы наблюдаем уже много лет.
Став участником совместного проекта ИПК и ППРО ОГПУ и ОДЭБЦ - экспедиции в Кинделинский участок Ташлинского лесничества летом 2011 года (18-28 июля) - мне хотелось увидеть отличие сосновых насаждений от известных уже мне берёзовых лесов и исследовать перспективы существования сосняков, т.к. южное Оренбуржье является границей распространения хвойных лесов. В связи с этим, совместно с научными руководителями я поставила перед собой цель исследования выбранного мною направления - лесоведение:
«Изучение сукцессионных изменений искусственного соснового насаждения села Кинделя Ташлинского района», соответственно которой мы разработали задачи:


  1. Познакомиться с историей данного лесонасаждения.

  2. Выяснить современное состояние биотопа.

  3. Предположить сукцессионные последствия природных изменений сообщества соснового леса.



Методика исследования.
В ходе экспедиция по окрестностям села были исследованы поймы рек Кинделя и Кош, искусственный лесной массив в районе моста реки Кош и прилегающие к территории агросистемы.

Нами были изучены (+ применяемые методики исследования):

- происхождение (по материалам лесничества),

- видовой состав (определение по определителям растений средней полосы

России),

- возраст (по количеству мутовок на стволе),

- высота (при помощи ростомера),

- полнота насаждений (визуально по просвету неба),

- толщина деревьев (при помощи мерной вилки).

Параллельно исследованию собраны образцы растительности – древесные, кустарниковые, травянистые; визуально выявлены растения-паразиты, животные-паразиты. Индентефикацию материала, проводили с помощью различных определителей. Источники - Кристоф Нидан «Краткий определитель леса», «Растения и животные», «Малый атлас энтомофагов», «Определитель насекомых по личинкам».


Результаты исследований.


  1. Общее.

Кинделинское лесничество общей площадью 12510 га. Ташлинского лесхоза расположено на территории Ташлинского района. Протяженностью с севера на юг 18 км, с востока на запад - 22 км.

Климат отличается резко выраженной континентальностью, которая проявляется в сильных колебаниях температур, как в году, так и в течение суток.

Наблюдается резкий переход от суровой зимы к жаркому лету, что не благоприятствует для произрастания, древесной и кустарниковой растительности.

Территория лесничества находится в пойме рек Урала, Кинделя, Кош, озер и создают периодически длительные (до 1-2 месяца) затопления при разливе.

Рельеф местности и низкая лесистость района расположения лесничества способствует развитию эрозийных процессов, которые проявляются в виде смыва и развеванию почвы.

Размыв почв выражен сравнительно сильно выраженный характер, нанося большой ущерб, снижая плодородие почвы, вызывая обмеление и заиливание рек. Наиболее распространенными типами почв является южные черноземы, которые занимают колочную часть лесов лесничества, средне маломощные, средне и сильно смытые, серые и светло серые лесные суглинки, карбонатные черноземы. Большую роль в почвообразовательном процессе сыграла река Урал.

В пойме её сформировались следующие типы почв: пойменно-дерновые, пойменно-болотные. Пойменная группа типов почв пригодна для выращивания тополей, но длительное затопление оказывает губительное влияние на культуры.




  1. Характеристика исследуемого участка.

Исследуемое лесонасаждение находится в 16 квартале Кинделинского участка ГУ «Ташлинское лесничество», выдел 29 (из 44). Площадь – 3 га. По таксационной книге мы выяснили, что данное насаждение посажено ориентировочно в 1967 году единичным видом – сосна обыкновенная на распаханном участке поймы.

По данным таксации 1997 года за 30 лет, относительно года посадки, видовое разнообразие леса не изменилось. Средняя высота деревьев составила 14 метров, средний диаметр – 20 см. Бонитет – условия произрастания характеризуются как 1А (самый лучший). Полнота насаждения составляла 0,8.
Для определения современного состояния леса нами была подробно изучена одна из пробных площадок, площадью, согласно методики изучения, - 0,09 га (30 на 30 метров).

Рост измеряли про помощи ростомера. Средний рост высоких деревьев первого яруса сейчас достигает 20 м. (за 14 лет с 1997 г. сосны выросли на 6 м.)

Для исследования мощности стволов применялась мерная вилка, данные заносились в таблицу характеристики леса по категориям качества (в таблице указано количество экземпляров деревьев по категориям).
Таблица 1. «Количественный учёт сосны обыкновенной по категориям качества на пробной площадке искусственного соснового леса квартал 16 выдел 29, 0,09 га»


Диаметр ствола,

см


Категория качества леса

1

2

3

4

5

6

4

-

-

-

-

-

2

8

-

-

-

-

-

-

12

-

-

1

2

2

2

16

-

-

1

2

1

2

20

2

9

10

1

1

-

24

8

8

4

-

-

-

28

10

7

1

-

-

-

32

1

1

-

-

-

-

36

4

3

-

-

-

-

40

1

-

-

-

-

-

Проанализировав таблицу, видно, что общее количество экземпляров сосны обыкновенной на данной пробной площадке составляет 84 дерева. Оценка жизнеспособности показывает, что большинство мощных деревьев относятся к 1-3 категориям качества. Наоборот, молодые, следовательно, более тонкие деревья, сильно ослаблены, некоторые умирают. Ещё на участке встречается много ветровала, также небольшого диаметра. Полнота насаждения снижается - 0,7-0,75.
Всё это показывает, что естественного возобновления сосны в данном лесонасаждении нет. И, в сравнении с данными таксационной книги 1997 года, где было отмечено 100% сосны обыкновенной в видовом составе, сейчас уже отмечается явно выраженный второй (лиственный) ярус.

Нами был проведен количественно-видовой подсчёт подлеска из лиственных пород. Преобладающая порода – вяз гладкий (1140 экземпляров), ясень обыкновенный – 222 экземпляра, клён ясенелистный – 198 экземпляров, тополь – 1 старое дерево.


Вывод по исследованию.
Подводя итог изучения данного лесонасаждения, можно сделать вывод, что природное сообщество искусственного соснового насаждения в пределах окрестностей села Кинделя изменяется в сторону смешанного леса, т.е. наблюдается процесс сукцессии (постепенная естественная смена природных сообществ). Доказательства:

  1. Наличие огромного количества лиственных пород в подлеске соснового леса, чего ранее не было замечено.

  2. Биология лиственных пород предполагает более тёплые характеристики климата, а сейчас идёт потепление, отмечающееся часто повторяющимися жаркими, засушливыми периодами, которые угнетают хвойные леса.

  3. Вяз гладкий, основной биологический вид подлеска, как теплолюбивая порода находит укрытие под сосновой кроной в неблагоприятные периоды и будет в дальнейшем хорошо развиваться, к тому же снижающаяся полнота смыкания сосны будет давать ещё большее количество света для его развития.

  4. Наличие ясеня в подлеске губительно скажется на основную породу – сосну обыкновенную, т.к. ясень уживается только с елью, остальные хвойные породы не выдерживают его соседства.

  5. Третья порода подлеска – клён ясенелистный, зарекомендовал себя как очень неприхотливый интродуцент Северо-Американского континента, который по геолого-биологическим показателям родственен Евразии. К тому же это теневыносливое дерево, часто подолгу живущее в угнетённом состоянии под пологом других пород, быстро вырастает в лесных «окнах».

Рекомендации по сохранению лесного массива.
Боюсь предположить, что данный уникальный лесной массив искусственного соснового насаждения Кинделинского участка Ташлинского лесничества ждёт печальная участь перерождения в смешанный, а в последующем – в широколиственный лес, который более характерен для наших широт. Поэтому осмелюсь предложить рекомендации для сохранения этого уникального уголка природы:

  1. Провести более детальное изучение данного природного объекта на проблему выявления процессов сукцессивного характера.

  2. Ходатайствовать в Правительство Оренбургской области о выделении дополнительных материальных средств на сохранение природного объекта.

  3. Ограждать лес от несанкционированных вырубок средообразующей породы – сосны обыкновенной.

  4. Избегать появления лесных «окон» при плановых вырубках, чтобы не дать «зелёный свет» лиственным породам.

  5. Провести освобождение насаждения от лиственных пород, независимо от их возраста.

  6. Провести химическую обработку насаждения от насекомых-вредителей.

  7. Защитить лес от пирогенной опасности.


Изученная литература.


  1. Таксационное описание Кинделинского лесничества Ташлинского лесхоза (лесоустройство 1996 г. Том 3. Книга 1. / Пензенская аэрофотолесоустроительная экспедиция Поволжского лесоустроительного предприятия. Пенза. 1997 г., 392 с.

  2. Лес России: энциклопедия / Под общ. ред. А.И.Уткина, Г.В.Линдермана, В.И.Некрасова, А.В.Симолина, - М.:Большая Российская энциклопедия, 1995 – 447 с. ил.

  3. Леса Оренбуржья. /Составитель В.Н.кузнецов - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000 г. - 244с.

  4. Ташлинский лесхоз. 65 лет. / Юбилейное издание. 2001 г.

  5. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С, Современная ботаника: в 2-х т. Т.1: Пер.с англ. – М.: мир, 1990. – 348 с., ил.

  6. Основы устойчивого лесоуправления: учеб. Пособие для ВУЗов / М.Л.карпачевский, В.К.Тепляков, Т.О. Яницкая, А.Ю.Ярошенко; Всемирный фонд дикой природы (WWF). – М.; 2009. 143 (1) с.

  7. Медведева М.В., Перов Ю.М., Ремизов И.Н. Социально-экологический словарь для молодёжи / Под ред. И.Н.Ремизова. – М.: 2007. – 104 с.

  8. Периодический журнал «Лесная Россия» №2-3 2008 г. Учредитель: Федеральное агентство лесного хозяйства / ООО «Дитон», С-Пб.

  9. Буклет «Государственная лесная полоса. Гора Вишнёвая – Каспийское море (в пределах Оренбургской области) / изд. ООО «ИД «Лесная промышленность».

  10. Оренбуржье заповедное; Заповедная система России; «Марш парков». Краткие справочные материалы в помощь преподавателям биологии и географии. / Авт. Паршина Г.А., Ярёменко Т.Ю., Илюшина Г.И. – Оренбург – 2001 г. – 92 с.

  11. В.А.Самкова. Природа. Человек. Культура. Экологическое образование школьников: концепция и комплект программ факультативных курсов (III (IV) – XI классы). – 2-е изд. М.: НП «Содействие химическому и экологическому образованию», 2001 г. – 92 с.

  12. Ташлинский район. Краеведческий атлас. Под общ.ред. Т25 А.А.чибилёва. вступительное слово В.И.Сусликова. – Оренбург: Институт степиУрО РАН; Оренбургское отделение РГО; ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2005 г. – 28 с.

  13. Подборка периодических журналов «Лесная Россия», спец.выпуск. Изд ЗАО «ИНЭКО» по заказу Федер. Агентства лесного х-ва / ООО ОИД «Медиа-Пресса».

  14. Подборка периодических журналов «Муравейник». Детский журнал о природе для семейного чтения / Изд.ООО Издательское дело «Муравейник» ООО ИД «Медия-Пресса».

  15. Подборка научно-популярных ежегодников о лесе и его роли в нашей жизни / Изд. «Лесная промышленность».

  16. Изучайте природу. Методический сборник работ школьников. Выпуск 1. / М. 1999.

  17. Буклет к III съезду лесоводов Оренбургской обл. «Лесное х-во Оренбуржья» / Агентство лесного х-ва по Оренб. Обл., 20 июля 2006 г.

  18. III Всероссийский конкурс детских экологических проектов им. Н.Н.Моисеева «Человек на Земле». / Мин. прир. Ресурсов РФ НП «Содействие химическому и экологическому образованию» . Журнал «Химия и жизнь – XXI век», газета «Зелёный мир». М, 2001 г.

  19. Буклет ГУДО ОЭБЦ «Сохраняй и уважай родной Оренбургский край» /

Отпечатано в ООО «Принт-Сервис».


Общие выводы.
Данный вид курсовой подготовки способствует повышению качества исследовательских проектов школьников, т.к даёт возможность учителю, ознакомиться с технологией научных исследований на местности и технологией написания и защиты проектов.
За время экспедиции я достигла цели курсовой подготовки. Мной была изучена литература по теме исследования, я увидела методику и порядок полевых исследований эколого-биологического характера, научилась камерально обрабатывать материал, делать выводы по работе, давать прогноз дальнейшему существованию биотопов или его отдельных обитателей и давать рекомендации по сохранению природных экосистем. Я увидела презентацию научно-исследовательских проектов учащихся, отмеченных на муниципальном, региональном и российском уровне. Думаю в последующем заниматься более детально научно-исследовательской и природоохранной деятельностью с учащимися.