«Использование педагогических технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект «Взаимодействие доу и семьи при ознакомлении детей старшего... 1 123.9kb.
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта 1 278.32kb.
Использование икт в комплексном подходе при коррекции общего недоразвития... 1 39.59kb.
Цикл нод для детей старшего дошкольного возраста 1 78.09kb.
1. 3 Перечень программ, технологий и пособий по основным направлениям... 10 4146.24kb.
Метод наглядного моделирования в коррекции онр у детей старшего дошкольного... 1 107.28kb.
Лексическая тема «Посуда» Родителям рекомендуется 1 67.93kb.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый цирк» 1 25.53kb.
"Мы юные олимпийцы" в разновозрастной группе детей старшего дошкольного... 1 33.43kb.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Добру откроем мы... 1 47.42kb.
"Особенности восприятия русской народной сказки детьми старшего дошкольного... 1 43.28kb.
Положение 1 62.23kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
«Использование педагогических технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «РОМАШКА»

Выступление на тему:
«Использование педагогических технологий

при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста

с архитектурой»

старший воспитатель:

Свечникова О.Н.http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/133671325.73/0_7caf9_27562811_xl

г. Серпухов, 19.02.2014 г.

Содержание


  1. Понятие архитектуры как одного из видов изобразительного искусства.

  2. Ознакомление дошкольников с архитектурой.

  3. Использование педагогических технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой.

  4. Заключение.

  5. Список литературы.



  1. ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная.



Гилберт Честертон
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.

Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура — это особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты (греческое слово «архитектор» означает «строитель»). Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения.

Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией.

Архитектуру справедливо считают синтезом искусства, науки и производства. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота).

Архитектура, так или иначе, задевает все области жизнедеятельности человека, но самыми важными (основными) областями архитектуры являются:

Градостроительство — область архитектуры, отвечает за развитие и проектирование городской среды.

Объёмное проектирование это и есть просто архитектура или зодчество, основной раздел науки архитектуры, который изучает проектирование и строительством сооружений (домов, промышленных зданий).

Ландшафтная архитектура (садово-парковая)— еще один раздел архитектуры, который изучает организацию, парков, садов и других территорий, где материалом является растительность и различные ландшафтные формы.

Архитектура малых форм (малая архитектура) — область архитектуры, которая изучает функционально-декоративные объекты (ограды), мемориальные (надгробия, памятники), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари, скамейки, беседки), объекты-носители информации (рекламные щиты, стенды).

Дизайн интерьеров — область деятельности архитектуры, связанная с оформлением внутреннего пространства (интерьера) среды обитания человека, то есть зданий, домов, офисов…

Многие архитектурные памятники, дошедшие до нас из древности, раскрывают нам тайны прошлого.




  1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С АРХИТЕКТУРОЙ.

Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.


Цель: приобщая детей к архитектуре, способствовать формированию отзывчивости к красоте, развивать художественное восприятие, воспитывать эстетическое отношение к действительности.

При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником своего «местопроживания», как правило, начинается с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется прежде всего в контексте ознакомления с родным городом/краем, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.

Чтобы помочь дошкольникам овладеть азбукой архитектуры, должен быть соблюден целый ряд условий.



  • И первое, главное, состоит в следующем: педагог сам должен хорошо знать и понимать этот вид искусства.

Используя свой запас знаний и представлений, воспитатель может познакомить детей с памятниками разных архитектурных стилей, выбранными по своему усмотрению:

  • Деревянное зодчество. В городах Древней Руси большинство жилых построек и укреплений строилось из бревен. Прочные, удобные и красивые постройки меняли свой стиль в зависимости от того, для кого они создавались. Красивые деревянные дома в Древней Руси называли хоромами; жилища, возведенные из камня или кирпича,— палатами, а высокие здания в виде башни или жилое помещение в верхней части дома — теремами.

  • В романской архитектуре (X—XII вв.) массивные, суровые и неприступные, построенные из камня церкви, монастыри, замки воздвигались на возвышенных местах и господствовали над местностью.

  • В готике (XII—XV вв.) соборы возводились в центре города и могли вместить его взрослое население. В стенах прорезались огромные окна, в том числе и круглые («розы»), с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь подчеркивалось гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками. Собор Нотр-Дам (Париж); Вестминстерское аббатство

  • Для эпохи Возрождения (XIV- XVI вв.) характерны изящные и легкие формы, согласованность и пропорциональность. Дворец Дожей (Венеция), Воспитательный дом (Флоренция).

  • Барокко (конец XVI — середина XVIII вв.) тяготело к торжественности и пышности. Петропавловская крепость (Санкт-Петербург), арх. Д. Трезини; Зимний дворец (Санкт-Петербург), арх. В. Растрелли.

  • Классицизм (XVII - начало XIX в.) - стиль строгих линий, уравновешенной композиции и четких пропорций. Казанский собор (Санкт-Петербург) арх. А. Воронихин; Михайловский дворец (Санкт-Петербург), арх. Росси;

  • Представители стиля модерн использовали возможности новых конструкций, строительных и отделочных материалов. Эйфелева башня (Париж), арх. Эйфель.

  • Конструктивизм — это современные многоэтажные дома, предназначенные для проживания большого количества людей.

  • Второе условие: знакомство с шедеврами зодчества лучше проводить не один раз в неделю в специально отведенное время, а регулярно, в процессе совместной деятельности взрослых и детей в общении. Для того чтобы заинтересовать детей, обязательным компонентом должна быть организация предметно-развивающей среды группы наличие альбомов, открыток с изображением памятников архитектуры.

Воспитатель в непринужденной форме привлекает детей к рассматриванию иллюстративного материала и просит показать наиболее понравившиеся здания или постройки.

  • Третье условие: демонстрация педагогом собственного восприятия красоты архитектурного шедевра. Например, красочный искусствоведческий рассказ педагога.

  • Четвертое условие: и педагог, и ребенок при рассматривании иллюстраций делают формообразующие движения. Такой способ усиливает восприятие, так как архитектура — искусство пространственное и ее познание возможно только в движении.

  • Пятое условие: беседа с ребенком в форме совместного поиска ответов на вопросы, поставленные педагогом. Например, в разговоре об архитектурных шедеврах обязательно упоминаются их создатели. Можно предложить подумать, правильно ли, говоря о постройке здания, соотносить результат труда многих с одним именем.

Воспитатель. Архитектор задумывает и создает чертеж... Так что же такое чертеж архитектора? (Задумка.) Он выбирает материал. Если здание будет строиться в лесной местности, какой материал выберет архитектор? (Дерево.) А если леса нет, но есть мрамор, гранит? (Камень.) А может быть, это будет материал, который научились делать люди,— железобетон и стекло? Или кирпичи? Из чего делают кирпичи? (Из глины.) Значит, если много глины, то для строительства будут использованы кирпичи.

Архитектор знает, какие потребуются инструменты для постройки. Почему? (Потому что он выбрал материал.) Значит, архитектор пригласит тех рабочих, которые умеют обращаться с этим материалом. Кого он позовет? (Или плотников, или каменщиков, или бетонщиков.) Людей каких профессий еще пригласит архитектор? (Резчиков по камню, художников, крановщиков, шоферов, штукатуров и др.)

Архитектор не может выполнить то, что задумал, один. Но он наблюдает за работой других, чтобы все получилось правильно и красиво. И тогда люди будут любоваться зданием и говорить, например: «Это построил архитектор Росси». Так почему же мы называем имя архитектора, хотя в строительстве принимали участие люди разных профессий? (Потому, что задумал это здание архитектор.)


  • Шестое условие: в разговоре с детьми не следует увлекаться называнием стилей. Гораздо важнее при рассматривании иллюстраций обращать внимание на признаки, которые определяют данный стиль. Например, сравнить Зимний дворец (арх. Растрелли) и Михайловский дворец (Русский музей) (арх. Росси). Не следует требовать от детей знания терминологии.

Важно помнить: главная цель ознакомления с архитектурой — научить детей восхищаться красотой зданий и выражать свое отношение к увиденному.
Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с архитектурой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с этим видом искусства не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к архитектуре.
Наиболее успешной формой работы при ознакомлении детей с архитектурой можно назвать экскурсию. Именно здесь становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения.

Организация дидактических игр в форме занятий, с помощью которых дети учатся различать по внешнему виду разные по функциональному назначению архитектурные сооружения, также считается целесообразным.

При чтении художественной литературы со страниц детских книг дошкольники узнают о домах людей, живущих в разных странах, о выдающихся памятниках архитектуры, о фантастических проектах, сооружений.

Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется продуктивным видам деятельности. В рисовании на темы: «Сказочные дома», «Город настроений», «Улицы города» «Храмы города» дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой. Результатом подобной работы является умение оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности.


Большое значение в выявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятию художественных произведений, архитектурных сооружений имеют следующие методы и приемы: наблюдение, просмотр картин, фотографий, иллюстраций, видеофильмов с целью накопления запаса зрительных впечатлений и образов, беседа, рассказ, вопросы, устные высказывания детей, с целью накопления необходимых терминов из области различных видов искусства (формат, размер, цвет, пропорции, расположение…). Но работа со словом не должна быть единственной заботой воспитателя, она должна сочетаться с другими формами работы по произведениям искусства. Игра может выступать в качестве самостоятельного метода ознакомления дошкольников с архитектурой.


  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АРХИТЕКТУРОЙ.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).



Педагогические технологии, применяемые при ознакомлении детей с архитектурой:

• здоровьесберегающие технологии;

• информационно-коммуникационные технологии;

• технология исследовательской деятельности

• личностно-ориентированные технологии;

• игровая технология

• технология «ТРИЗ» и др.

• технологии проектной деятельности



Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровая технология. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Воспитание и обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Технология «ТРИЗ» создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Педагог использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.



Технологии проектной деятельности

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.


Каждый педагог – творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ознакомление дошкольников с архитектурой способствует повышению качества восприятия данного вида изобразительного искусства уже в зрелом возрасте. К тому же ребёнок на бессознательном уровне познаёт тайны мироздания, поскольку архитектура – это и летопись человеческой жизнедеятельности, память об историческом пути развития. Знакомство с ним может сделать наших детей участниками и сознательными продолжателями этого пути. Архитектура – это и летопись строительного, инженерного развития народа. И, наконец, не менее важно, что архитектура еще и летопись развития художественного мышления народа, духовно-нравственного развития.




  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Абаева И. Архитектура и дети. Архитектура СССР. – Л., 1983.

2. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой. – М.,2005.

3. Менжук Е. Архитектура, строительство, дизайн. Новые имена.- М., 2004.

4. Младковская А.Фестиваль детского архитектурно-художественного творчества. Информационный курьер МОСА. – М., 1986.

5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 128 с.



6. Иванова С. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания// Дошкольное воспитания . – 2001. -№6.

7. Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества// Дошкольное воспитание. 2006.- №2.