Интегрирование составляет необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ учебно-воспитательного процесса системы образования муниципального... 2 399.5kb.
План научно- методической работы школы в 2013-2014 учебном году 1 71.19kb.
Социальный проект я-волонтер 1 206.79kb.
Активизация познавательной деятельности обучающихся как необходимое... 1 257.19kb.
Современные инновационные технологии в школьном образовании 1 57.67kb.
"Система психолого-педагогического сопровождения участников учебно-воспитательного... 1 117.63kb.
Организация учебно-воспитательного процесса. Организация работы кружков... 1 18.22kb.
«Открытость общеобразовательного учреждения как необходимое условие... 1 61.72kb.
Управление рисками в коммерческих банках 13 1300.75kb.
Столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы... 1 341.5kb.
Социально-психологическая служба (спс) является одним из структурных... 1 97.97kb.
Исследования стр 1 330.11kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Интегрирование составляет необходимое условие организации учебно-воспитательного - страница №1/1

Фардеев В.Ш., учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 16


Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры
Интегрирование составляет необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Интеграция выступает как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства, с воспитанием.

В связи с этим, возникает необходимость интеграции предмета физической культуры с другими предметами. Прежде всего, это предметы естественного цикла: биология, физика, химия.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

-в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

-не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

-интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся.

Обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно - силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.

С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д.

Связывая преподавание с историей, учитель реализует принцип историзма. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность научных событий, взглядов, идей.

Связь с литературой. При выполнении строевых упражнений можно вспомнить басню: где щука, рак и лебедь действуют по своему.

Без знаний информатики, учащиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации, проекты, буклеты).

Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ.

Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии.

На уроке по теме "Работа сердца" приводятся данные об изменении деятельности сердечно-сосудистой системы при мышечной работе - учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови - 8-10 с, кровяное давление 160/80 мм рт.ст. После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений - 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови 22-25 с, кровяное давление - 120/70 мм рт. ст.) Еще лучше продемонстрировать пульс и кровяное давление на конкретном ученике, потом дать нагрузку - 20 приседаний за 30 с, и снова определить эти показатели.

Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем лучше". При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины допущенных ошибок при выполнении упражнений. Например, не пояснив, что при прыжке через козла лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно.

Возможности осуществления межпредметных связей «Физического воспитания» значительно расширились с введением в учебные планы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Общность тем некоторых школьных предметов приводится в данной таблице:


Физическая культура

ОБЖ

Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн

Правила использования факторов окружающей среды для закаливания

Значение закаливания. Основные виды и принципы закаливания.

Физиологические особенности влияния закаливания на организм

5-9 классы

Правила выполнения упражнений, д/з. Дыхание во время выполнения упражнения. Питание и двигательный режим школьников



Основные элементы жизнедеятельности человека (физ. Нагрузка, питание и т.д.)

Значение физических упражнений для поддержания работоспособности

Значение двигательной активности для обеспечения высокого уровня работоспособности

Реакция организма на различные физические нагрузки. Основные приемы самоконтроля. Оказание первой медицинской помощи при травмах

Оказание первой медицинской помощи

Вред курения и алкоголя; последствия употребления наркотиков

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

10-11 классы (девушки)

Значение физ. Культуры для совершенствования психофизической природы человека. Гигиена девушек во время занятий физической культурой. Влияние образа жизни на состояние здоровья будущей матери. Физическая культура в семье.



Раздел «Репродуктивное здоровье женщины»

10-11 классы (юноши)

ФК и спорт – одно из средств подготовки к трудовой деятельности и воинской службе Утомление и переутомление, их признаки, меры предупреждения



Добровольная подготовка граждан к военной службе. Значение двигательной активности для здоровья и работоспособности.

По предмету "Физическое воспитание" в школе осуществляется проведение совместных внеклассных мероприятий с родителями, учителями, шефами, а также участие в городских спортивных мероприятиях.



Например, соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья" осуществляют связь физвоспитания в школе с пропагандой здорового, спортивного образа жизни в каждой семье. Совместные спортивно-оздоровительные соревнования, вечера со спортивной тематикой, проведение товарищеских встреч по различным видам спорта, спортивных праздников к Дню защитника Отечества, к Дню 8 марта, к годовщине Дня победы, дают правильную направленность и повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом учащихся, в подготовке юношей к службе в вооруженных силах РФ.

С учетом возрастания объема получаемых знаний, повышения интенсивности учебной работы в современной общеобразовательной школе, необходима интеграционная связь учителей-предметников и воспитателей группы продленного дня с учителями физического воспитания. Здесь необходима взаимосвязь по разработке физкультурных пауз на уроках (особенно в начальных и средних классах), проведении спортивных часов в ГПД и динамических перемен.