I. Организационно-методический раздел - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к выполнению организационно-экономической части... 3 418.01kb.
1 Методический совет создается в целях координации деятельности всех... 1 54.36kb.
Установочная лекция по выполнению организационно-экономической части... 1 75.4kb.
Районный методический кабинет является методическим учреждением,... 1 59.83kb.
Rgo ru "rgo ru" географический портал Планета Земля 1 63.89kb.
Организационно-правовая форма муниципальное учреждение 2 367.63kb.
Организационно-правовая форма: учреждение. Тип 1 341.39kb.
Организационно-правовая форма Учреждения государственное учреждение 2 673.92kb.
Статья в методический журнал 1 38.72kb.
Программа развития моу- люксюгунская 1 90.79kb.
Мотивация профсоюзного членства (Методический материал) актуальность... 1 183.45kb.
По профилактики дорожно-транспортного травматизма на 2013-2014 уч год 1 76.42kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
I. Организационно-методический раздел - страница №1/1



ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

основной образовательной программы



специальности 100103 (65) – Социально-культурный сервис и туризм

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева


Рекомендован решением Методического совета



« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов


Автор-разработчик

к.фил.н., доцент, профессор кафедры

философии и социологии В. В. Кузнецова

Санкт-Петербург

2009


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Речевая коммуникация» федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 100103 (65) – социально-культурный сервис и туризм для студентов очной (3 курса) и заочной (5 и 6 курсов) форм обучения на Факультете экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».


I. Организационно-методический раздел


  1. Цель дисциплины

Цель изучения дисциплины «Речевая коммуникация» – изучение теоретических основ речевой коммуникации, освоение категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм речевой коммуникации, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста. Освоение навыков правильного общения и взаимодействия между социальным субъектом, социальными группами, общностями и обществом в целом. Понимание возможностей практического приложения речевой коммуникации, ее взаимосвязи с жизненной средой и речевым поведением человека.
1.2. Задачи дисциплины

Основные задачи курса:



  • Формирование знаний о научном содержании и практической актуализации речевой коммуникации, сути предмета речевой коммуникации, его функций и средств, обуславливающих его выделение в самостоятельную научно-практическую коммуникативную систему.

  • Знание целей, задач и методов профессиональной деятельности специалиста в области речевых коммуникаций.

  • Представление об истоках, истории и специфике развития теории коммуникации.

  • Понимание зависимости коммуникационного процесса от изменений, происходящих в социально-экономической, политической жизни общества и научно-технических преобразований в мире.

  • Освоение новых форм коммуникационного пространства, отвечающих потребностям информационного общества.

  • Овладение социально-коммуникативными методами анализа коммуникативного пространства.

  • Знание основных направлений прикладных исследований в современной речевой коммуникации.


1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина «Речевая коммуникация» изучается на третьем году обучения для студентов очной формы обучения и на пятом и шестом годах обучения для студентов заочной формы обучения на Факультете экономики, управления и права, он базируется на знании основ философии и социологии.


1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования связаны с уровнем овладения представленного в курсе материала, теоретического и практического, включающего научные концепции и интерпретации системы понятийных категорий. Широкого содержательного потенциала речевой коммуникации, актуализация которого обуславливается целым рядом социально-значимых факторов, с умением применять современные методы анализа социальных и коммуникативных взаимодействий и прогнозировать их эффективность в определенных условиях социальных и коммуникационных.




      1. Содержание дисциплины, изложенное в Государственном

образовательном стандарте высшего профессионального образования

второго поколения по специальности

100103 (65) – социально-культурный сервис и туризм

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы



Всего

часов


ОПД.Ф.07

Речевая коммуникация

Роль речевой коммуникации в «контактной зоне». Понятие о языке и стиле речи. Совершенствование основных видов речевой деятельности: чтения пись­ма, слушания и устной речи. Техника речи. Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг. Пути достижения согласия в речевой коммуникации. Эго-состояния клиента и их использование в общении. Этика и психология речевого поведения.


140




      1. Распределение дидактических единиц по темам




N ДЕ

Наименование
дидактической единицы ГОС ВПО


N

темы

Название темы

1

2

3

4

1

Роль речевой коммуникации в «контактной зоне».

1.1

Предмет, цели и задачи курса «Речевая коммуникация»

1.2

Специфика речевой коммуникации в «контактной зоне»

2

Понятие о языке и стиле речи.

1.3

Язык и речь

1.4

Стили речи

2.1

Общение и коммуникация

2.2

Модели речевой коммуникации

2.3

Механизмы, виды речевой деятельности

1

2

3

4

3

Совершенствование основных видов речевой деятельности: чтения пись­ма, слушания и устной речи.

2.4

Методы совершенствования чтения

2.5

Формы и методы совершенствования письма

2.6

Способы и методы совершенствования слушания

4

Техника речи. Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг.

2.7

Работа над совершенствоваием устной речи. Техника речи

2.8

Невербальная коммуникация

5

Пути достижения согласия в речевой коммуникации. Эго-состояния клиента и их использование в общении.

2.9

Метод трансактного анализа в общении с клиентом

2.10

Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг

6

Этика и психология речевого поведения.

2.11

Этика и психология речевой коммуникации


II. Распределение тем по видам занятий
2.1. Для очной формы обучения


N

п / п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоя-тельная работа

(часы)

лекции

семинарские

занятия

1

2

3

4

5

6

I

Раздел 1. Введение в основы речевой коммуникации

30

4

8

18

1.1

Предмет, цели и задачи курса «Речевая коммуникация»

6

1

2

3

1.2

Специфика речевой коммуникации в «контактной зоне»

8

1

2

5

1.3

Язык и речь

8

1

2

5

1.4

Стили речи

8

1

2

5

II

Раздел 2. Понятие речевой деятельности. Совершенствование основных видов речевой деятельности

110

22

16

72

1

2

3

4

5

6

2.1

Общение и коммуникация

6

2

2

2

2.2

Модели речевой коммуникации

10

2

2

6

2.3

Механизмы, виды речевой деятельности

10

2

2

6

2.4

Методы совершенствования чтения

12

2

1

9

2.5

Формы и методы совершенствования письма

8

2

1

5

2.6

Способы и методы совершенствования слушания

14

2

2

10

2.7

Работа над совершенствованием устной речи. Техника речи

14

2

2

10

2.8

Невербальная коммуникация

10

2

1

7

2.9

Метод трансактного анализа в общении с клиентом

8

2

1

5

2.10

Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг

8

2

1

5

2.11

Этика и психология речевой коммуникации

10

2

1

7

Итого

140

26

24

90




    1. Для заочной формы обучения




N

п / п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоя-тельная работа

(часы)

лекции

семинарские

занятия

1

2

3

4

5

6

I

Раздел 1. Введение в основы речевой коммуникации

18

4

1

14

1.1

Предмет, цели и задачи курса «Речевая коммуникация»

5

1

0

4

1.2

Специфика речевой коммуникации в «контактной зоне»

8

1

1

6

1.3

Язык и речь

5

1

0

4

1.4

Стили речи

8

1

2

4

II

Раздел 2. Понятие речевой деятельности. Совершенствование основных видов речевой деятельности

122

4

5

56

2.1

Общение и коммуникация

4

0

0

4

2.2

Модели речевой коммуникации

7

1

0

6

2.3

Механизмы, виды речевой деятельности

7

0

1

6

2.4

Методы совершенствования чтения

12

1

1

10

2.5

Формы и методы совершенствования письма

10

0

0

10

2.6

Способы и методы совершенствования слушания

12

1

1

10

2.7

Работа над совершенствованием устной речи. Техника речи

12

0

0

12

1

2

3

4

5

6

2.8

Невербальная коммуникация

14

0

0

14

2.9

Метод трансактного анализа в общении с клиентом

11

0

1

10

2.10

Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг

16

1

1

14

2.11

Этика и психология речевой коммуникации

16

0

0

16

Итого

140

8

6

126


III. Содержание курса
3.1. Разделы, темы, их краткое содержание
Раздел 1. Введение в основы речевой коммуникации

1.1. Предмет, цели и задачи курса «Речевая коммуникация»

Лекция. Речевая коммуникация как объект научного исследования. Предмет речевой коммуникации. Основные этапы развития теории речевой коммуникации. Структура коммуникативного знания и уровни обобщения коммуникативного знания.

Специфика законов и категорий теории коммуникации. Роль коммуникации в информационном обществе.


Семинар. Речевая коммуникация в современном обществе


  1. Место речевой коммуникации в системе научного знания.

  2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории речевой коммуникации.

  3. Речевая коммуникация в информационном обществе.

Самостоятельная работа. Работа над презентациями по теме «Как добиться оптимального общения». Работа с предложенной литературой, знакомство с параметрами анализа эффективного общения, сбор и анализ собранного материала. Демонстрация презентаций на семинарах в течение семестра. Каждому студенту данная тема должна быть зачтена.
1.2. Роль речевой коммуникации в «контактной зоне»

Лекция. Проксемика, как наука. Понятие интимной, персональной, социальной и публичной дистанций. Анализ понятия «контактная зона. Речевая коммуникация в «контактной зоне».

Межличностная коммуникация. Понятие специализированной коммуникации. Коммуникативные максимы Грайса. Особенности речевого поведения в межличностной коммуникации.



Семинар. Уровень межличностной коммуникации

  1. Понятие межличностной коммуникации.

  2. Особенности межличностной коммуникации.

  3. Стили межличностной коммуникации.

Самостоятельная работа. Письменная работа с использованием дополнительной литературы «Речевая коммуникация в «контактной зоне». Сдают преподавателю, работа оценивается.
1.3. Язык и речь

Лекция. Язык как система знаков. Естественные искусственные языки. Коммуникативная, когнитивная, эмоциональная и метаязыковые функции языка. Социальный характер языка. Языковая ситуация. Речь как специфическая человеческая деятельность.

Семинар. Язык и речь

    1. Концепции происхождения языка.

    2. Язык и речь.

    3. Стили речи.

Самостоятельная работа. Работа с текстами (тексты подготовлены преподавателем) «Коммуникативные качества речи». Каждый студент получает раздаточный материал, с которым работает дома. Сдают в письменной форме.
1.4. Стили речи

Лекция. Стилистическая окраска текста. Функциональные стили речи. Особенности разговорного, научного, публицистического и других стилей.

Семинар. Функциональные стили

  1. Функции разговорного стиля.

  2. Стилевые особенности научного стиля.

  3. Официально – деловой стиль в коммуникации.

Самостоятельная работа. Индивидуальные коммуникативные задачи, целью которых является формирование навыков коммуникативных стилей. Мини – контрольная на семинаре «Общение и коммуникация».
Раздел II. Понятие речевой деятельности. Совершенствование основных видов речевой деятельности

2.1. Общение и коммуникация

Лекция. Общение и коммуникация. Коммуникация, интеракция, перцепция. Общение как социально – психологический механизм взаимодействия в профессиональной сфере.

Общение и коммуникация. Подходы к определению общения и коммуникации.(три точки зрения). Виды и формы общения. Методики оптимального общения.


Семинар. Общение и коммуникация


  1. Общение в процессе коммуникации.

  2. Виды и формы общения.

  3. Пути достижения оптимального общения.

Самостоятельная работа. Самоподача в речевой коммуникации. Самоподача привлекательности, самоподача превосходства, самоподача отношения. Отчёт в письменном виде.
2.2. Модели речевой коммуникации

Лекция. Коммуникация как процесс. Модель речевой коммуникации Морозова. Семиотические модели коммуникации (Модель Якобсона, модель Лотмана, модель Эко). Модели аргументирующей коммуникации.

Семинар. Модели речевой коммуникации


  1. Коммуникативный процесс и его структура.

  2. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации.

  3. Модели речевой коммуникации.

Самостоятельная работа. Самостоятельно проанализировать изученные модели, найти те модели коммуникации, которые не обсуждались на семинаре и показать их значение для процесса коммуникации. Мини – контрольная на семинаре «Модели речевой коммуникации».
2.3. Механизмы, виды речевой деятельности

Лекция. Понятие речевой деятельности. Механизмы речи. Виды речевой деятельности. (Говорение, чтение, письмо, слушание).

Семинар. Механизмы и виды речевой деятельности

  1. Продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности.

  2. Механизмы речи.

  3. Виды речевой деятельности.

Самостоятельная работа. Решение коммуникативных задач. Тексты заданий подготовлены преподавателем. Студенты получают раздаточный материал, с которым работают дома. Сдают в письменном виде.
2.4. Методы совершенствования чтения

Лекция. Эффективная работа с текстом. Содержание процесса чтения.

Способы фиксирования прочитанной информации. Конспектирование, реферирование, составление аннотаций.


Семинар. Совершенствование чтения


  1. Конспектирование, прочитанного текста.

  2. Реферирование.

  3. Специфика составления аннотаций.

Самостоятельная работа. Работа над текстами, составленными преподавателем. Нарабатываются навыки фиксирования прочитанной информации. Работа с конспектами, составление аннотаций, реферирование. Тест проводится на семинаре «Совершенствование чтения».
2.5. Формы и методы совершенствования письма

Лекция. Письменная коммуникация. Понятие о документной коммуникации. Современная система документной коммуникации. Структура документально-коммуникационной системы. Основные институты документной коммуникации.

Семинар. Письменноречевая коммуникация

  1. Навыки и умения письма.

  2. Речевое воздействие письменной информации.

  3. Возможности фиксации письменноречевых произведений.

Самостоятельная работа. Работа с дидактическим материалом по теме. Студенты получают раздаточный материал, с которым работают самостоятельно. Сдают в письменном виде.
2.6. Способы и методы совершенствования слушания

Лекция. Эффективное слушание. Факторы, определяющие эффективность слушания.

Принципы эффективного слушания. Слушание в процессе диалога. Эмпатическое, критическое и нерефлексивное слушание.



Семинар. Ролевая игра «Эффективное слушание».

Обсуждение результатов игры. Обучающий тест.



Самостоятельная работа. Работа с тестами, задания и упражнения, подготовка к ролевой игре «Эффективное слушание». Ролевая игра.
2.7. Работа над совершенствованием устной речи. Техника речи.

Лекция. Факторы, обуславливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: коммуникативная компетентность, социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, этнокультурные особенности, коммуникативная установка, намерение.

Стили речевого поведения – вербальный, ритуальный, манипулятивный. Ритуальная речь, провокационная речь, императивная речь.



Семинар. Коммуникативная компетентность

  1. Речевые роли в коммуникации.

  2. Коммуникативная личность в коммуникативной ситуации.

  3. Стили вербальной коммуникации.

4. Социальная ситуация и её роль в коммуникативной практике.

5. Виды речей.



6. Манипулятивные практики.

Самостоятельная работа. Стили речевого поведения, отрабатывать навыки диагностики коммуникативной ситуации и коммуникативных ролей. Мини – контрольная на семинаре «Коммуникативная компетентность».
2.8. Невербальная коммуникация

Лекция. Роль невербальной поведения в коммуникации. Формы проявления невербальной коммуникации: оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическая (интонация, тембр, тональность голоса), экстралингвистическая (паузы, плач, смех, покашливание), пространственно-временная, визуальная. Ольфакторная система невербальной коммуникации.

Семинар. Невербальная коммуникация


  1. Структура невербального поведения.

  2. Особенности экстралингвистики, кинесики.

  3. Организация пространства и времени коммуникации.

  4. Знаки межкультурной коммуникации.

  5. Психологический детектор лжи.

  6. Ольфакторная система коммуникации.

Самостоятельная работа. Выполнение задания «Наблюдаем за невербаликой». Письменный отчет к семинару «Невербальная коммуникация».
2.9. Метод трансактного анализа в общении с клиентом

Лекция. Концепция трансактного анализа Э. Бёрна. Эго – состояния и трансакции. Дополнительные, пресекающиеся, скрытые трансакции. Анализ трансакций в общении.

Семинар. Метод трансактного анализа. Презентации студентов и обсуждение презентаций.

Самостоятельная работа. Выполняется задание по теме «Технологии эффективной коммуникации и рационального поведения в конфликте. Отчет в виде презентации. Презентация сдаётся преподавателю на дискете.
2.10. Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг

Лекция. Переговоры в процессе оказания услуг. Стратегия и тактика аргументации в речевой коммуникации. Диалог. Фазы диалога.

Семинар. Презентации «Составление проектов принятия решений в процессе переговоров» и обсуждение презентаций.

Самостоятельная работа. Составление проектов принятия решений в процессе переговоров. Инструкции составлены преподавателем. Отчет в виде презентации. Сдаётся преподавателю на дискете.
2.11. Этика и психология речевого поведения

Лекция. Управление коммуникацией. Управление как целенаправленное регулирующее воздействие на объект. Цели управления коммуникацией. Понятие коммуникационного менеджмента. Критерии диагностики коммуникативной структуры организации. Коммуникационная составляющая связей с общественностью.

Семинар. Этика и психология речевого поведения

  1. Этические нормы.

  2. Коммуникативные нормы.

  3. Речевой этикет.

Самостоятельная работа. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Тест. Тестируются на семинаре «Этика и психология речевого поведения».


    1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Работа над презентациями по теме «Как добиться оптимального общения». Работа с предложенной литературой, знакомство с параметрами анализа эффективного общения, сбор и анализ собранного материала. Демонстрация презентаций на семинарах в течение семестра. Каждому студенту данная тема должна быть зачтена.

Письменная работа с использованием дополнительной литературы «Речевая коммуникация в «контактной зоне». Сдают преподавателю, работа оценивается.

Работа с текстами (тексты подготовлены преподавателем) «Коммуникативные качества речи». Каждый студент получает раздаточный материал, с которым работает дома. Сдают в письменной форме.

Индивидуальные коммуникативные задачи, целью которых является формирование навыков коммуникативных стилей. Мини – контрольная на семинаре «Общение и коммуникация».

Самоподача в речевой коммуникации. Самоподача привлекательности, самоподача превосходства, самоподача отношения. Отчёт в письменном виде.

Самостоятельно проанализировать изученные модели, найти те модели коммуникации, которые не обсуждались на семинаре и показать их значение для процесса коммуникации. Мини – контрольная на семинаре «Модели речевой коммуникации».

Работа над текстами, составленными преподавателем. Нарабатываются навыки фиксирования прочитанной информации. Работа с конспектами, составление аннотаций, реферирование. Тест проводится на семинаре «Совершенствование чтения».


3.2.1. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов


  1. Понятие речевая коммуникация.

  2. Подходы к определению коммуникации.

  3. С чем связан рост научного интереса к проблеме коммуникации?

  4. Этические и коммуникативные нормы.

  5. Как соотносится понятия «коммуникация» и «общение».

  6. Коммуникативная ситуация.

  7. Понятие коммуникативной деятельности, виды коммуникативных действий.

  8. Коммуникативные нормы.

  9. Критерии коммуникативной компетентности.

  10. Речевая деятельность.

  11. Механизмы речи.

  12. Виды речевой деятельности.

  13. Речевые жанры.

  14. Охарактеризовать основные модели речевой коммуникации.

  15. Модель речевой коммуникации Морозова.

  16. Стилистическая окраска текста.

  17. Коммуникативные барьеры.

  18. Проблема смысла в коммуникации.

  19. Определение процесса коммуникации.

  20. Основные элементы коммуникационного процесса.

  21. Значение обратной связи в коммуникационном процессе.

  22. Культура речи.

  23. Уровни межкультурной коммуникации.

  24. Структура диалога.

  25. Техника аргументации.

  26. Формы речевой коммуникации. Краткая характеристика.

  27. Понятие активного слушания.

  28. Невербальная коммуникация.

  29. На чем основан психологический «детектор лжи»?

  30. Аксиомы межличностной коммуникации.

  31. Социальная ситуация и её структура.

  32. Коммуникативные стили.

  33. Критерии оценки культуры речи.

  34. Коммуникативные качества речи.

  35. Этика и психология речевой коммуникации.


3.2.2. Методические указания к видам контроля самостоятельной работы

студентов и критерии их оценивания
При подготовке презентации важно раскрыть тему презентации. Оценивается умение студента логично выстроить текст и грамотно проиллюстрировать его.

  • Презентация должна содержать не менее 15 слайдов.

  • В каждом слайде должен быть текст и иллюстрация.

  • Обязательным является наличие графиков, схем, диаграмм.

  • Слайды должны быть прокомментированы.

  • Студент должен ответить на вопросы, возникающие в процессе презентации.

При подготовке к тестам студенты обращаются к списку литературы по теме, рекомендованной для самостоятельной работы. Оценивается умение студента выбрать из четырёх предложенных ответов правильный.

Решение коммуникативных задач. Тексты заданий подготовлены преподавателем. Студенты получают раздаточный материал, с которым работают дома. Сдают в письменном виде. Оценивается умение и навыки студента при разрешении коммуникативной задачи.

Коммуникативные задачи из учебного пособия Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.2001.



Выполнение задания «Наблюдаем за невербаликой». Студентам предложено задание, суть которого сводится к тому, что проводится наблюдение за определённым срезом невербального поведения в различных коммуникативных ситуациях. Письменный отчет к семинару «Невербальная коммуникация». Письменный отчёт в виде таблице из двух столбцов. В первом коммуникативная ситуация, во втором – реакции в рамках коммуникативной ситуации. Оценивается способность студента наиболее полно отразить разнообразные типы коммуникативных ситуаций и реакций на них.

Мини-контрольная предполагает быстрый контроль знаний студентов, полученных в процессе самостоятельной работы. Студенты обращаются к списку дополнительной литературы. Список прилагается.


    1. Методические рекомендации по написанию контрольной работы

для студентов заочной формы обучения
3.3.1. Тематика контрольных работ
3.3.1.1. Контрольная работа № 1

  1. Теоретические и методологические проблемы речевой коммуникации: актуальность и современное состояние.

  2. Язык и речь.

  3. Естественный и искусственный языки.

  4. Проблема происхождения речи.

  5. Конгруэнтность в коммуникации.

  6. Коммуникативные качества речи.

  7. Мышление и речь.

  8. Система категорий и понятий речевой коммуникации.

  9. Формы речевой коммуникации.

  10. Общение как основная форма социальной коммуникации.

  11. Знаковые системы, используемые в различных коммуникационных каналах.

  12. Структурно-динамические модели коммуникации.

  13. Проблемы межкультурной коммуникации.

  14. Современные информационные технологии в системе средств социальной коммуникации.

  15. Коммуникационные барьеры.

  16. Речь как канал социальной коммуникации.

  17. Прикладные модели речевой коммуникации.

  18. Семантические барьеры коммуникации.

  19. Логические барьеры коммуникации.

  20. Современные концепции речевой коммуникации.

  21. Регулятивная функция речи.

  22. Становление, развитие и взаимодействие языков.

  23. Речевая норма и культура речи.

  24. Функциональные стили речи.

  25. Язык и общество.

  26. Функции языка и речи.

  27. Речевые тактики в речевой коммуникации.

  28. Модель речевой коммуникации.

  29. Речевое поведение в межличностной коммуникации.

  30. Слушание в ситуации делового общения.




        1. Контрольная работа № 2

  1. Место и роль невербальной коммуникации в коммуникативном процессе.

  2. Специфика подготовки публичной речи.

  3. Подготовка пресс-конференции.

  4. Формы публичной коммуникации.

  5. Проксемика как коммуникационная система.

  6. Проблемы межкультурной коммуникации.

  7. Публичная речь в коммуникативном процессе.

  8. Конфликт как форма речевой коммуникации.

  9. Культура устной и письменной речи.

  10. Жанры устной и письменной речи.

  11. Совершенствование устной речи.

  12. Методики совершенствования письменной речи.

  13. Путь к согласию или переговоры без поражений.


3.3.2. Требования к оформлению и критерии оценивания

контрольных работ
При выборе темы контрольной работы необходимо ознакомиться со списком контрольных работ и согласовать тему контрольной работы с ведущим преподавателем.

Ознакомиться со списком дополнительной и обязательной литературы, а также предложить свои источники. Список литературы должен включать не менее 8 источников.

Контрольная работа включает в себя:

- титульный лист стандартного образца;

- содержание работы (указываются разделы и страницы);

- введение (не более полутора страниц формата А 4);

- основная часть (18 – 20 формата А 4) страниц;

- заключение ( не более одной страницы ).

Схемы, графики, чертежи прилагаются в конце работы.

При выполнении контрольной работы студент должен показать навыки самостоятельного анализа используемых источников.

Каждый раздел работы должен содержать выводы по проведённому исследованию.

При цитировании текста первоисточника необходимо выделить его кавычками и сделать ссылку. Ссылки постраничные.



Контрольная работа должна иметь вид цельного, связного текста с выводами и определённой позицией автора по исследуемому вопросу.


    1. Объёмные требования к экзамену




    1. Механизмы кодирования и декодирования информации.

    2. Аксиомы межличностной коммуникации.

    3. Виды, уровни и формы речевой коммуникации.

    4. Значение обратной связи в коммуникационном процессе.

    5. Как соотносится понятия «коммуникация» и «общение».

    6. Механизмы речи.

    7. Коммуникативные барьеры.

    8. Коммуникативные стили.

    9. Критерии коммуникативной компетентности.

    10. Вербальная коммуникация.

    11. Модель речевой коммуникации.

    12. Модель Лассуэлла.

    13. На чем основан психологический «детектор лжи»?

    14. Невербальная коммуникация.

    15. Определение процесса коммуникации.

    16. Основные элементы коммуникационного процесса.

    17. Особенности устной и письменной речи.

    18. Охарактеризовать основные модели речевой коммуникации.

    19. Подходы к определению коммуникации.

    20. Понятие активного слушания.

    21. Понятие коммуникативной деятельности, виды коммуникативных действий.

    22. Культура речи как культура речевой деятельности.

    23. Проблема смысла в коммуникации.

    24. Речевая культура общества и речевая культура личности.

    25. Синтаксические барьеры коммуникации.

    26. С чем связан рост научного интереса к проблемам речевой коммуникации?

    27. Публичная коммуникация и ее формы.

    28. Социальная ситуация и ее структура.

    29. Способы восприятия различий между культурами.

    30. Структура диалога.

    31. Техника аргументации.

    32. Уровни межкультурной коммуникации.

    33. Особенности письменноречевой коммуникации.

    34. Речь как способ передачи информации.

    35. Формы речевой коммуникации. Краткая характеристика.

    36. Спор как разновидность речевой коммуникации.

    37. Приемы эффективного слушания.

    38. Естественные и искусственные языки.

    39. Обратная связь в говорении и слушании.

    40. Нейро – лингвистическое программирование в коммуникации.

    41. Речевое воздействие письменной информации.

    42. Эго – состояния клиента и их использование в деловой коммуникации.




    1. Объёмные требования к зачёту

для студентов заочной формы обучения


  1. Коммуникация и общение.

  2. Понятие «речевая коммуникация».

  3. Модели речевой коммуникации.

  4. Виды, уровни и формы речевой коммуникации.

  5. Язык как система знаков.

  6. Язык и речь.

  7. Функции языка и речи.

  8. Речевая деятельность.

  9. Виды речевой деятельности.

  10. Механизмы речи.

  11. Основные элементы коммуникационного процесса.

  12. Подходы к определению коммуникации.

  13. Понятие коммуникативной деятельности, виды коммуникативных действий.

  14. Охарактеризовать барьеры коммуникации.

  15. Семантический барьер коммуникации.

  16. Синтаксический барьер коммуникации.

  17. Фонетический барьер коммуникации.

  18. Логический барьер коммуникации.

  19. Естественные и искусственные языки.

  20. Речевая культура общества и речевая культура личности.


IV. Форма итогового контроля
Освоение курса «Речевая коммуникации» предполагает в качестве формы контроля экзамен. Для студентов заочной формы обучения предварительной формой контроля являются две контрольные работы и зачёт.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
5.1. Рекомендуемая литература (основная)


  1. Зарецкая Е.Н. Риторика теория и практика речевой коммуникации. М. 2002.

  2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М. 2002.

  3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. М.2002.

  4. Основы теории коммуникации. Под.ред.проф. М.А.Василика. М.2003.

  5. Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. О.Я. Гойхмана. М.2007.

  6. Сопер П. Основы искусства речи / Пер. с англ. 2 – е изд., испр. М. 1992.

  7. Формановская Н.И. Коммуникативно – прагматические аспекты единиц общения. М. 1998.


5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
К разделу I.

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.1999.

  2. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация./ Пер.с англ. М.1989.

  3. Вацлавик П., Бивин Д.,Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. /Пер.с англ. СПб.2000.

  4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.1988.

К разделу II.

  1. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации.М.1980.

  2. Гулевич О.А. Убеждающая коммуникация. М.1999.

  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.2000.

  4. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПБ.1997.

  5. Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.1995.

  6. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия// Социологические исследования, 1995. №11.

  7. Касаткин С.Ф. Техника обратной связи. СПб.2002.

  8. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.1994.

  9. Павлова В.П. Обучение по инспектированию: Теория и практика. М.1989.

  10. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.2001.

  11. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю. Учебное пособие. СПБ.1999.

  12. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях ./ Пер.с англ. М.1980.

  13. Ситарам К., Коедел Р. Основы межкультурной коммуникации// Человек. 1992. №№2-5.

  14. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.1996.

  15. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций: Учебное пособие. СПб.1995.

  16. Шамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Учебное пособие. Волгоград. 1999.

  17. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения. Л.1979.


VI. Словарь основных терминов и понятий
Апелляция – обращение за поддержкой к общественному мнению.

Арго – речь социально замкнутых групп.

Аргументация – приведение доказательства.

Архетип – в коммуникавистике засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших продолжений, последующего развития.

Атрибуция – установление авторства или источника информации.

Аудиметр – прибор, датчик для фиксации принимаемых вещательных программ, используемый для учёта включённых приемников через компьютерные коммуникационные сети.

Аудиовизуальный – основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.

Аудитория – 1) помещение для чтения лекций; 2) слушатели лекции, доклада и др.; группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника.

Аудитория целевая – конкретная группа людей с определёнными демографическими, географическими, психологическими, поведенческими и др. характеристиками, отношениями и предпочтениями.

Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Мешают адекватному приёму, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

Валидность – обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. По отношению к информации – способность отражать фактическое состояние объекта.

Вербальный – устный, словесный.

Вербальные коммуникативные средства – устное словесное взаимодействие сторон.

Виды вербальной коммуникации – специалисты в сфере общения различают познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение.

Глобальная коммуникация – охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. В качестве одной из систем глобальных коммуникаций выступает Интернет.

Декодировать – раскрыть, отменить систему условных команд.

Дескриптор – слово или словосочетание, используемое в качестве индекса для поиска информационно-поисковых системах при проведении контент-анализа.

Диалог – в узком смысле, двусторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством масс-медиа. В более широком понимании – горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.

Естественный язык – язык, сложившийся в ходе общественной практики у того или иного народа, и выступающий важнейшим средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания между людьми.

Инициатор сообщения – в коммуникавистике то же самое, что и коммуникатор.

Инсайдер – коммуникант, входящий во влиятельные структуры и имеющий доступ к закрытой информации.

Интенсивность коммуникации – частота обмена информацией.

Информация – сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом. В коммуникативистике это понятие распространяется на обмены сведениями между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также и на сигнальные связи в животном и растительном мире.

Искусственный язык – язык, который строится по сформированным заранее правилам и предназначен для решения конкретных задач.

Каналы коммуникации – 1) комплекс средств связи между источником и приемником информации: телефонных, радиовещательных, телетрансляционных, компьютерных и и других; 2) специально сформированная среда, через которую передаётся информация от коммуникатора к реципиенту. Таким каналом могут быть и рекламные плакаты, содержание которых дошло до получателя рекламы; и митинги, посредством которых передаётся информация от его организаторов к участникам; и видеофильмы, передающие зрителям от его создателя определённый комплекс сведений, и др. В самом общем виде под каналом коммуникации подразумевается способ передачи сообщения (лицом к лицу, письменно, на плёнке, через технические средства связи и пр.
VII. Методические рекомендации для преподавателей
Курс «Речевая коммуникация» включает в себя два раздела и 15 тем, выстроен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В темах лекций отражены все дидактические единицы. Необходимо обращать внимание студентов на те дидактические единицы, которые представлены в темах. Студентов также необходимо отсылать к словарю основных терминов и понятий, который поможет им закрепить полученные знания.

Темы семинаров построены в соответствии с лекционным материалом, они расширяют и закрепляют знания студентов. Рекомендуется на семинарах прослушивать доклады проблемного характера. Желательно, чтобы студент хорошо ориентировался в тексте доклада, материал доклада должен являться лишь опорой, не допустимо чтение доклада. Текст рекомендуется сдавать преподавателю, для того, чтобы можно было более детально проанализировать и оценить доклад. Доклад должен сопровождаться вопросами и последующей дискуссией, которой управляет докладчик, желательно, чтобы преподаватель лишь только помогал при необходимости. По каждому докладу преподаватель должен сделать выводы, которые обобщат материал доклада с одной стороны и помогут закреплению знаний с другой.

Поощряется также подготовка студентами электронных презентаций, критерии подготовки должны бать поняты студентами и излагаются на первом семинарском занятии. Презентации сдаются в электронном виде преподавателю и в дальнейшем могут использоваться при проведении последующих семинаров.

При выборе темы контрольной работы необходимо ознакомиться со списком контрольных работ и согласовать тему контрольной работы с ведущим преподавателем.

Рекомендуется также проводить регулярно запланированные мини-контрольные, проверять самостоятельную работу студентов. Помогать студентам в отборе литературы. Тесты также способствуют закреплению материала.

Список литературы рекомендуется регулярно обновлять и расширять. У студентов желательно проверять конспекты и делать отметки о проверке.