Химия и экология - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Химия и экология - страница №1/1

МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа

ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ


Курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Составитель:

учитель химии

Романовской СОШ

Орлова Ирина

Николаевна


ст. Романовская 2005 – 2006 г.


II. Пояснительная записка.

Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Рост загрязнения среды проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей к сожалению, такая критика часто бывает мало-аргументированной. Чаще основные претензии населения обращены к химии.

В сложившихся условиях необходимо, провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического и биологического происхождения.

Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде - экологическим.

Химия в списке учебных предметов, формирующих экологическое мировоззрение, занимает первое место.

Одним из путей реализации школьного Экологического образования является программа предпрофильного курса «Химия и Экология».


Цель данного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественного профиля обучения.
Основная задача: показать положительную роль химии в решении проблемы охраны окружающей среды.
Задачи:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • ознакомление с методами охраны окружающей среды;

  • формирование умений и навыков работы с различными источниками информации;

  • изучение химических реакций, лежащих в основе отметки газообразных выбросов, сточных вод;

  • развитие творческого, экологически направленного мышления.

Главным содержанием курса является естественно-научная исследовательская деятельность, позволяющая максимально приближать обучение к жизни. Ничто так не пробуждает способности человека, как возможность его непосредственного влияния на окружающую природу. Без применения в жизни никакое знание не имеет цены и не дает ожидаемых результатов. В Экологическом образовании школьников это особенно важно, так как основными критериями сформированности экологического убежденности является способность личности к конкретным конструктивным действиям в области охраны и улучшения природного окружения.

Основой таких действий является умение анализировать экологические ситуации, принимать по ним решения, моделировать «отклик» природной среда на природо- защитное мероприятие.

Особенностью курса является то, что он позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких, как экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование и д.р.


Данная программа рассчитана на 16 часов.


Учебно-тематический план



ТЕМА


Количество часов

лекций

практических работ

  1. Хемофобия и реалии жизни

  2. Химическое загрязнение и его виды

  3. Экология жилища и здоровье человека

  4. Роле – игровой проект «Химия и охрана окружающей среды».

1
3

1
-


-
3

2
1



Содержание программы
Тема I. Хемофобия и реалии жизни. Истинная причина возникновения экологической проблемы и пути ее решения.
Тема II. Химическое загрязнение и его виды.


  1. Загрязнение атмосферы

а) основные источники загрязнения воздуха;

б) химическая формула загрязнителя;

в) вызываемый эффект – кислотные осадки, парниковый эффект, фотохимический смог;

г) механизм воздействия на экосистемы, организм человека и материала;

д) способы предотвращения попадания в окружающую среду;

е) анализ загрязненности воздуха г. Волгодонска и Ростовской области «Экологический вестник» - обзор журнала.



Практическая работа № 1


(2 варианта в зависимости от времени года, условий проведения).

«Как очистить воздух в классе? Приемы поддержания чистоты воздуха в закрытом помещении». «Изучение загрязненности воздуха по химическому анализу снега (пробы снега: у автомобильной трассы, ВКДП, ТЭЦ).»




  1. Загрязнение природных вод

    1. Физическое;

б) биологическое;

в) химическое: неорганическое, органическое;

г) современные способы очистки воды от органических и минеральных загрязнителей;

д) экономия воды;

е) использование безотходных технологий с замкнутой системой водоснабжения;

ж) современное экологическое состояние реки Дон, гидробиологический, гидро - химический, эколого – токсилогический мониторинги. Изучение материалов «экологический вестник». Перспективы развития реки Дон. (экологическое прогнозирование).



Практическая работа № 2


«Химический анализ проб воды из реки Дон. Качественное определение солевого состава. Оценка пригодности для питья».

Практическая работа № 3


«Как очистить воду в домашних условиях».

(Экологическое моделирование, конструирование).



Практическая работа № 4


«Очистка берега реки Дон. Интервьюирование жителей с целью выявления их отношения к загрязнению, разъяснительная работа с населением».


  1. Загрязнение почв

    1. загрязнение почв тяжелыми металлами (источники, последствия, защита);

б) влияние кислотных дождей;

в) накопление в почве пестицидов. Альтернативные способы борьбы с вредителями(экологическое прогнозирование);

г) проблема свалок и пути ее решения;

д) промышленные, твердые бытовые отходы и методы их переработки (экологическое прогнозирование, моделирование, конструирование).



Практическая работа № 5


«Определение кислотности почв. Способы ее уменьшения».

Практическая работа № 6


«Влияние ионов тяжелых металлов (Zn2+,Cu2+) на растения».


  1. Влияние человека на растительный и животный мир.

а) радиоактивное загрязнение биосферы

б) экологические проблемы биосферы



Практическая работа № 7


«Определение наличия свинца в растительности произрастающей у трассы Волгодонск – Ростов»

Практическая работа № 8


«Озеленение школьного участка, классов».
Тема III. Экология жилища и здоровье человека.

Экологические опасные вещества и факторы их воздействия на организм человека.

Как улучшить экологическую обстановку в вашем доме?

а) строительные и отделочные материалы

б) клей и краски

в) мебель и консерванты древесины

г) текстильные изделия

д) косметика и парфюмерия

е) моющие и чистящие средства

ж) упаковочные материалы




Практическая работа № 9


«Домашняя пыль. Как с нею бороться»?.

Практическая работа № 10


«Экологическое моделирование. Разработка проекта экологически безопасного жилища»
Тема IV. Роле - игровой проект «Химия и охрана окружающей среды».

Форма презентации – выступление перед 9 – ми классами. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.



Литература


  1. Сажнева Т.В. Экологическая оценка окружающей среды. Практикум. – РО ИПК и ПРО,. – 1997 г.

  2. Железнякова Ю.В. Учебно – исследовательские экологические проекты // Химия в школе – 2000 г. № 3.

  3. Турлакова Е.В. Отделение показателей качества воды //Химия в школе – 2001 г. № 7.

  4. Дроздов А.М. Природа экологических явлений в свете физико – химической модели жизни. //химия в школе – 2005 г. № 2.

  5. Чернова Н.М. Былова А.М., Экология. Учебное пособие для пед. институтов, М., Просвещение. 1988.

  6. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Экология М., «Дрофа»,. 1995 г.

  7. Небел Б. Наука об окружающей среде. – М.: Мир, 1993.

  8. Каменев В, Кузнецов В., Никитин И. Автомобиль на водороде // Ноябрь –декабрь, 1994 г.

  9. Речканова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьем. //Химия в школе -2003 г. № 6.

  10. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровья человека. Уфа: Слово. 1995 г.

  11. Енгелфрид Ю., Малхолл Д. Плетенева Т. В. Как защитить себя от опасных веществ в быту. Под ред. М. Браунгарта и Л.А. Алексеевой. – М.: изд. МГУ, 1994 г.