Харанжинская сош - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Харанжинская сош - страница №1/1

Отдел образования администрации МО Братский район

МКОУ “Харанжинская СОШ”


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол № ___ ___________________ ______________________

от «__» _____ 2012 г. «___»__________ 2012 г. «___»____________ 2012 г.




Рабочая программа по физике,

10-11 классы

Учебный год: 2012 - 2013


Ступень обучения (классы) 10-11 (среднее образование)
Количество часов – 138 (2 года обучения)
Образовательная область – физика
Уровень – базовый
Учитель физики Рубцова Л.Г., I категория
п. Харанжино

2012 г.


Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в её историческом развитии человек не поймёт историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:


  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;




  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

Место курса физики в базисном учебном плане
В базисном учебном плане средней (полной) школы физика включена в раздел «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса». Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания, или физику как на базовом, так и на профильном уровне.

Примерная программа по физике для среднего (полного) общего образования составлена из расчёта часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования: по 2 часа в неделю (138 часов за два года обучения) на базовом уровне.

Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:



  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.



Результаты освоения курса физики

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении физике в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:



  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по физике являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться на базовом уровне:

в познавательной сфере: давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;

описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

структурировать изученный материал;

интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

применять приобретённые знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

в трудовой сфере — проводить физический эксперимент;

в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Ожидаемые результаты освоения курса

(требования к уровню подготовки обучающихся):

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:



Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Содержание программы
Раздел 1. Научный метод познания природы

Физика — фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерений физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства.

Раздел 2. Механика

Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчёта. Закон всемирного тяготения.

Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела.

Закон сохранения механической энергии.

Механические колебания и волны.



Раздел 3. Молекулярная физика

Молекулярно-кинетическая теория строения вещества и её экспериментальные основания.

Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Строение жидкостей и твёрдых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.

Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Раздел 4. Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Разность потенциалов.

Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.



Раздел 5. Электромагнитные колебания и волны

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.

Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.

Раздел 6. Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.

Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.

Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Раздел 7. Строение Вселенной

Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звёзд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звёзд, источники энергии. Физические характеристики звёзд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.

Раздел 8. Экспериментальная физика

Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.




Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий в 10 - 11 классах по физике необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются различные методы, связанные также с применением средств ИКТ:



  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, демонстрация опытов, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

Основные типы уроков:



  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучающимися порций материала;

  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.


Формы итогового контроля:

  • контрольная работа;

  • тест;

  • творческая работа;



Критерии и нормы оценки знаний,

умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня усвоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса физики в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса, выполнения тестовых заданий, лабораторных работ и компьютерных лабораторных работ. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.


Критерии оценки

Оценка ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся:

обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации при выполнении практических заданий;

даёт точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.



Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся:

Правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

затрудняется применить знания при решении задач различного типов, при объяснении физических явлений, примеров практического применения теории;

отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, обнаруживая недостаточное понимание отдельных положений.



Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки три.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочёта или не более одной негрубой ошибки.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.


Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной не грубой ошибки и одного недочета; не более трёх недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной не грубой ошибки; не более трёх не грубых ошибок; одной не грубой ошибки и трёх недочетов; при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превышает норму для оценки три или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Перечень ошибок
Грубые ошибки:


  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


Негрубые ошибки :


  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванных неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия.

  2. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  3. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  4. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  5. Нерациональный выбор хода решения.


Недочёты:


  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса
Для обучения физике учащихся старших классов в соответствии с примерными программами необходимо реализовать деятельностный подход к процессу обучения. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике.

Демонстрационное оборудование обеспечивает возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включённых в примерную программу, качественное и количественное исследование процессов и изучаемых законов. Лабораторное оборудование в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение фронтального эксперимента с прямым доступом учащихся к учебному оборудованию в любой момент времени. Это достигается путём хранения комплектов лабораторного оборудования в шкафах, расположенных вдоль задней или боковой стены кабинета, или использования специализированных лабораторных столов с выдвижными ящиками. Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике способствует:

  • формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;

  • проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;

  • уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.

При изучении физики на профильном уровне тематические фронтальные комплекты основной школы должны быть дополнены оборудованием, состав которого определяется содержанием лабораторных работ, выбранных учителем, способом организации самостоятельного эксперимента.

Снабжение кабинета физики электричеством и водой должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закреплённым на полу кабинета, специализированными организациями подводится переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числа столов в кабинете.

К демонстрационному столу от щита комплекта электроснабжения должно быть подведено напряжение 42 В и 220 В. В торце демонстрационного стола должна быть размещена тумба с раковиной и краном. Одно полотно доски в кабинете физики должно иметь стальную поверхность.

В кабинете физики необходимо иметь:

  • противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ.

В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекционного оборудования кабинет должен быть оборудован системой полного или частичного затемнения. В качестве затемнения с электроприводом удобно использовать рольставни.

Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату — лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть также оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организациисамостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

  • комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

При использовании технических средств обучения следует учитывать временные ограничения, налагаемые санитарными правилами и нормами (СанПиН). Непрерывная продолжительность демонстрации видеоматериалов на телевизионном экране и на большом экране с использованием мультимедийного проектора не должна превышать 25 мин. Такое же ограничение — не более 25 мин — распространяется на непрерывное использование интерактивной доски и на непрерывную работу учащихся с персональным компьютером. Число уроков с использованием таких технических средств обучения, как телевизор, мультимедийный проектор, интерактивная доска, должно быть не более шести в неделю, а с работой учащихся с персональным компьютером — не более трёх в неделю.

Поурочное планирование “Физика - 11”



№ п/п

Тема

Основные понятия

Демонстрации

Умения, навыки

Методы, приёмы

1(1)

3-8 сен


Повторение материала 10 класса










УПиО

2(2)

3-8 сен


Вводная контрольная работа










КР

Глава I. Магнитное поле тока (4 ч.)

3(1)

10-15 сент



Взаимодействие токов. Магнитное поле тока.

Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.



Магнитное поле, индикатор магнитного поля

Магнитная индукция, “правило буравчика”



Действие тока на магнитную стрелку, взаимодействие токов

Ориентирующее действие магнитного поля на рамку с током



Уметь объяснять взаимодействие токов.

Уметь определять направление магнитного поля.



ИНМ

4(2)

10-15 сент



Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы.

Правило левой руки

Действие магнитного поля на ток

Решать задачи на расчёт силы Ампера и на использование правила левой руки, знать устройство и принцип действия электроизмерительных приборов.

ИНМ

5(3)

17-22 сент



Сила Лоренца.

Сила Лоренца

Действие магнитного поля на движущийся заряд (в кинескопе телевизора)

Уметь рассчитывать силу Лоренца и её направление по правилу левой руки, использование силы Лоренца на практике.

ИНМ

6(4)

17-22 сент



Магнитные свойства вещества.

Диа-, пара- и ферромагнетики, точка Кюри

Демонстрация “точки Кюри”, магнитная защита, “гроб Магомета”

Уметь объяснять магнитные свойства вещества. Знать, как можно защититься от магнитного поля.

ИНМ

Глава II. Электромагнитная индукция (6 ч.)

7(1)

24-29 сент



Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

Электромагнитная индукция, магнитный поток, индукционный ток

Опыты Фарадея по обнаружению электромагнитной индукции

Объяснять сущность явления электромагнитной индукции, уметь рассчитывать магнитный поток

ИНМ

8(2)

24-29 сент



Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Электромагнитная индукция, магнитный поток, индукционный ток

Демонстрация различного направления индукционного тока, притягивания и отталкивания к магниту кольца из алюминия

Уметь определять направление индукционного тока по правилу Ленца

ИНМ

9(3)

1-6 окт


Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Электромагнитная индукция, магнитный поток, индукционный ток

Вихревое поле



Зависимость Еинд от скорости изменения магнитного потока

Уметь решать задачи на использование закона электромагнитной индукции. Знать отличия электростатического и вихревого электрических полей

ИНМ

10(4)

1-6 окт



Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Самоиндукция, индуктивность

Электромагнитное поле



Демонстрация самоиндукции при замыкании и размыкании цепи

Решать задачи на использование закона электромагнитной индукции (в случае самоиндукции). Уметь рассчитывать энергию магнитного поля тока.

ИНМ

11(5)

8-13 окт


Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме “Электромагнитная индукция”

Электромагнитное поле







ОУ

12(6)

8-13 окт


Самостоятельная работа “Магнитное поле. Электромагнитная индукция”










КР

Глава III. Механические колебания (4 ч.)

13(1)

15-20 окт



Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания.

Свободные колебания, вынужденные колебания. Математический маятник Фаза колебаний, гармонические колебания, начальная фаза, сдвиг фаз

Колебания груза на нити, груза на пружине


Различать свободные и вынужденные колебания, уметь определять основные характеристики колебаний, знать условия существования свободных колебаний.

ИНМ

14(2)

15-20 окт



Лабораторная работа №3 “Определение ускорения свободного падения с помощью маятника”







Уметь проводить опыты согласно заранее составленного плана, вычислять значения величин и определять погрешность измерений, уметь составлять вывод по работе.

ЛР

15(3)

22-27 окт




Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.


Резонанс

Резонанс маятников

Уметь объяснять природу затухающих колебаний с динамической и энергетической точек зрения.

ИНМ

16(4)

22-27 окт



Контрольная работа №1 по теме “Механические колебания”







Знать условия существования механического резонанса.

КУ

Глава IV. Электромагнитные колебания (6 ч.)

17(1)

29 окт-3 ноя



Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур

Колебательный контур, электрические колебания




Знать необходимые составные части колебательного контура

ИНМ

18(2)

29 окт-3 ноя



Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.

Период колебаний в контуре, гармонические колебания




Понимать универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы, уметь определять основные характеристики колебаний в контуре по уравнению колебаний и по графику гармонических колебаний

ИНМ

19(3)

12-17 ноя




Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток. Активное, ёмкостное и индуктивное сопротивления. Электрический резонанс

Понятие о переменном токе как вынужденном электрическом колебании. Активное сопротивление, ёмкостное и индуктивное сопротивления, резонанс, резонанс в электрической цепи.

Модель генератора переменного тока, таблица

Уметь находить мгновенные значения ЭДС, напряжения и тока из графиков или уравнений. Знать применения и учёт резонанса в технике

ИНМ

20(4)

12-17 ноя




Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

Генератор переменного тока

Трансформатор, первичная и вторичная катушки. ЛЭП



Модель генератора переменного тока, таблица, модель трансформатора, таблица

Знать преимущества электрической энергии перед другими видами энергий, принципиальное устройство генератора переменного тока, назначение, устройство и принцип действия трансформатора. Знать физические основы производства и использования электрической энергии

ИНМ

21(5)

19-24 ноя



Производство, передача и использование электрической энергии.




Компьютерные презентации

Уметь самостоятельно приобретать знания, представлять и отстаивать свою точку зрения.

КУ

22(6)

19-24 ноя



Обобщающий урок “Механические и электромагнитные колебания”.










ОУ

Глава V. Механические и электромагнитные волны (7 ч.)

23(1)

26 ноя - 1 дек



Волновые явления. Распространение волн. Длина волны. Скорость волны. Уравнение бегущей волны. Волны в среде

Волна, поперечная, продольная волна. Длина волны, скорость распространения, период и частота. Волновая поверхность, луч

Поперечные и продольные волны на волновой машине, волны на шнуре

Уметь различать типы волн. Уметь определять основные характеристики волны и связь между ними. Уметь пользоваться понятиями “волновая поверхность” и “волновой луч”

ИНМ

24(2)

26 ноя - 1 дек



Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитной волны

Электромагнитная волна




Уметь объяснять механизм образования электромагнитной волны. Знать условия излучения электромагнитных волн и их свойства

ИНМ

25(3)

3-8 дек


Изобретение радио А.С.Поповым.

Принципы радиотелефонной связи, антенна, заземление, когерер




Знать основные принципы радиотелефонной связи

ИНМ

26(4)

3-8 дек


Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприёмник.

Амплитудная модуляция, детектирование

Детекторный приёмник

Знать сущность модуляции и детектирования

ИНМ

27(5)

10-15 дек



Распространение радиоволн. Радиолокация.

Радиолокация, принципы радиолокации

Таблица

Знать свойства радиоволн различной длины, принципы радиолокации, её применение

ИНМ

28(6)

10-15 дек



Развитие средств связи.

Телевидение, средства связи

Компьютерные презентации

Уметь самостоятельно приобретать знания, представлять и отстаивать свою точку зрения.

КУ

29(7)

17-22 дек



Контрольная работа №2 “Электромагнитные колебания и волны”







Уметь применять полученные знания для решения задач и объяснения различных опытных фактов и явлений.

КР

Глава VI. Оптика. Световые волны (13 ч.)

30(1)

17-22 дек



Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Свет, скорость света, корпускула. Отражение, диффузное и рассеянное отражения, плоское зеркало

Таблица. Изображение в плоском зеркале, отражение от плоского зеркала (оптическая шайба)

Знать положения корпускулярной и волновой теорий о природе света. Знать законы прямолинейного распространения и отражения света, уметь строить изображение в плоском зеркале и давать характеристику изображения.

ИНМ

31(2)

24-29 дек



Закон преломления света. Полное отражение.

Преломление, абсолютный и относительный показатели преломления. Полное отражение

Преломление света (оптическая шайба), карандаш в воде, монета в чашке. Полное отражение (оптическая шайба), полное отражение от закопчённого шарика

Уметь решать задачи на использование закона преломления света, знать физический смысл понятий “абсолютный показатель преломления” и “относительный показатель преломления”. Понимать сущность явления полного внутреннего отражения

ИНМ

32(3)

24-29 дек



Лабораторная работа №4 “Измерение показателя преломления стекла”







Уметь проводить опыты согласно заранее составленного плана, вычислять значения величин и определять погрешность измерений, уметь составлять вывод по работе.

ЛР

33(4)

14-19 янв



Линза. Построение изображений, даваемых линзой.

Линза, собирающая и рассеивающая линза

Получение изображений с помощью линзы, преломление света с помощью линзы (оптическая шайба)

Знать виды линз и уметь строить изображение в плоской линзе

ИНМ

34(5)

14-19 янв



Лабораторная работа №5 “Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы”







Уметь проводить опыты согласно заранее составленного плана, вычислять значения величин и определять погрешность измерений, уметь составлять вывод по работе.

ЛР

35(6)

21-26 янв



Дисперсия света.

Дисперсия

Получение спектра с помощью треугольной призмы, использование светофильтров

Уметь объяснять явление дисперсии с точки зрения электромагнитной теории

ИНМ

36(7)

21-26 янв



Интерференция механических волн и света. Некоторые применения интерференции.

Интерференция, когерентные волны

Интерференция света (кольца Ньютона)

Знать физическую сущность интерференции волн и знать условия её возникновения

ИНМ

37(8)

28 янв – 2 фев



Дифракция механических волн и света.

Дифракционная решётка.



Дифракция

Дифракционная решётка



Дифракционная решётка

Знать физическую сущность дифракции волн и знать условия её возникновения, уметь решать задачи на условия максимума дифракционной решётки.

ИНМ

38(9)

28 янв – 2 фев



Поляризация света. Поперечность световых волн.

Поляризация

Поляризация света




ИНМ

39(10)

4-9 фев


Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральный анализ. Лабораторная работа №7 “Наблюдение сплошного и линейчатого спектров”

Тепловое излучение, люминесцентное излучение (электро-, катодо-, хэми-, фото-). Спектр, спектральные приборы

Фотолюминесценция, катодолюминесценция. Спектроскоп, таблица, получение спектра с помощью спектроскопа

Различать виды излучения, типы спектров. Уметь проводить опыты согласно заранее составленного плана, вычислять значения величин и определять погрешность измерений, уметь составлять вывод по работе.

КУ

40(11)

4-9 фев


Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения

Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучение




Знать основные свойства инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучений

ИНМ

41(12)

11-16 фев



Урок-конференция “Шкала электромагнитных излучений”




Компьютерные презентации

Знать, как с изменением длины волны изменяются свойства излучений

КУ

42(13)

11-16 фев



Контрольная работа №3 “Оптика. Световые волны”.










КР

Глава VII. Элементы теории относительности (3 ч.)

43(1)

18-23


фев

Законы электродинамики и принцип относительности

Инерциальная система отсчёта




Понимать, что принцип относительности Г.Галилея является частным случаем принципа относительности А.Эйнштейна

ИНМ

44(2)

18-23 фев



Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей.

Постулаты теории относительности, релятивистский закон




Понимать физическое содержание постулатов теории относительности.

ИНМ

45(3)

25 фев- 2 мар



Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией.

Релятивистская динамика




Иметь представление о релятивистском характере массы, длины и времени, о границах применимости механики Ньютона, о физической сущности закона взаимосвязи массы и энергии.

ИНМ

Глава VIII. Световые кванты (3 ч.)

46(1)

25 фев – 2 мар



Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Теория фотоэффекта

Квантовая теория

Фотоэлектрический эффект Квант света, фотон



Таблица

Иметь представление о зарождении квантовой теории, о явлении фотоэффекта. Уметь объяснять законы фотоэффекта на основе квантовых представлений

ИНМ

47(2)

4-9 мар


Фотоны.

Применение фотоэффекта



Фотон

Таблица, фотоэлементы

Иметь представление о фотоне как элементарной частице электромагнитного излучения, знать его основные свойства, иметь представление о практическом применении фотоэлементов, внутреннего и внешнего фотоэффекта.

ИНМ

48(3)

4-9 мар


Давление света. Химическое действие света.

Давление света. Фотохимические реакции, фотосинтез, фотография

Таблица. Фотоаппарат

Уметь объяснять физическую природу давления света с точки зрения электромагнитной и квантовой теорий. Иметь представление о фотохимических реакциях, уметь разъяснять сущность фотосинтеза.

ИНМ

Глава IX. Атом и атомное ядро (13 ч.)

49(1)

11-16 мар



Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Планетарная модель атома

Таблица

Уметь раскрывать последовательность развития учения о строении атома

ИНМ

50(2)

11-16 мар



Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

Квантовые постулаты







ИНМ

51(3)

18-23 мар




Вынужденное излучение света. Лазеры.

Вынужденное излучение, лазер, накачка, инверсная заселённость, основной и возбуждённый уровни

Таблица

Иметь представление об устройстве и принципе работы лазера

ИНМ

52(4)

18-23 мар




Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений.

Элементарные частицы, счётчик Гейгера, ударная ионизация, ионизирующее излучение, камера Вильсона, пузырьковая камера


Таблица, фото, “камера Вильсона”

Иметь представление о современных методах обнаружения и исследования элементарных частиц

ИНМ

53(5)

1-6 апр


Открытие радиоактив-ности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Радиоактивность, естественная радиоактивность

Таблица

Знать свойства радиоактивного излучения

ИНМ

54(6)

1-6 апр


Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Радиоактивный распад

Период полураспада. Изотопы






Знать природу радиоактивного распада и его закономерности, иметь представление о статистическом характере этого закона. Уметь решать задачи на использование закона радиоактивного распада

ИНМ

55(7)

8-13 апр


Открытие нейтрона.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.



Нейтрон

Ядерные силы, энергия связи атомного ядра, удельная энергия связи






Иметь представление о методах изучения строения ядра атома, знать строение атомного ядра, уметь рассчитывать его энергию связи. Понимать необходимость наличия ядерных сил.

ИНМ

56(8)

8-13 апр


Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

Ядерная реакция. Энергетический выход ядерной реакции




Иметь представление о возможности преобразования ядер химических элементов.

ИНМ

57(9)

15-20 апр



Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

Цепная ядерная реакция

Ядерный реактор



Таблицы


Понимать возможность получения большого количества ядерной энергии в результате деления ядер урана-235, знать устройство и принцип действия ядерного реактора

ИНМ

58(10)

15-20 апр



Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики.

Термоядерная реакция, управляемая термоядерная реакция

Таблица

Иметь представление о термоядерной реакции, об управляемом термоядерном синтезе

ИНМ

59(11)

22-27 апр



Этапы развития физики элементарных частиц.

Элементарная частица




Иметь представление об элемен-тарных частицах и их свойствах

ИНМ

60(12)

22-27 апр



Повторительно-обобща-ющий урок “Развитие представлений о строении и свойствах вещества”.










УПиО

61(13)

29 апр – 4 мая



Итоговая контрольная работа







Уметь применять полученные знания для объяснения различных фактов и явлений, для решения задач.

КР

Глава Х. Строение и эволюция Вселенной (7 ч.)

62(1)

29 апр - 4 мая



Строение Солнечной системы.

Солнечная система, комета, астероид, болид, спутник, планета

Таблицы

Знать строение и состав Солнечной системы.

ИНМ

63(2)

6-11 мая


Система Земля – Луна.

Солнечное и лунное затмение.

Таблицы. Глобус Луны

Знать причины приливов и отливов, солнечных и лунных затмений, смены дня и ночи.

ИНМ

64(3)

6-11 мая


Солнце – ближайшая к нам звезда.

Фотосфера, корона, хромосфера, солнечный ветер

Таблицы

Знать строение Солнца и источники его энергии.

ИНМ

65(4)

13-18 мая



Звёзды и источники их энергии.

Диаграмма спектр – светимость

Таблицы

Знать типы звёзд и их распределение на диаграмме спектр-светимость.

ИНМ

66(5)

13-18 мая



Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звёзд, галактик.


Галактика, эволюция звезды

Таблицы

Знать современные представления о происхождении и эволюции звёзд и галактик.

ИНМ

67(6)

20-25 мая



Значение физики для понимания мира и развития производительных сил.










ИНМ

68(7)

20-25 мая



Резерв















ИНМ – урок изучения нового материала

ЗЗУН – закрепление знаний, умений, навыков

ОУ – обобщающий урок

УП – урок повторения

УПиО – урок повторения и обобщения

КР – контрольная работа

УС – урок-самостоятельная работа

КУ – комбинированный урок

ЛР – урок- лабораторная работа



Литература:



  1. Бухоцев Б.Б., Мякишев Г.Я.: “Физика-11”, изд-во “ Просвещение”, 2011 г.

  2. Шахмаев, Шахмаев, Шодиев: “Физика - 11”, изд-во “Просвещение”, 1996 г.

  3. Рымкевия, Рымкевич: “Сборник задач по физике” для 9 – 11, изд-во “Просвещение”, 1996 г.

  4. Степанова: “ Сборник задач по физике ” для 9 – 11, изд-во “Просвещение”, 1993 г.

  5. Глазунов: “Методика преподавания физики”, 11 класс, изд-во “Просвещение”, 1986 г.

  6. Транковский: “Книга о лазерах”, изд-во “Просвещение”, 1996 г.

  7. Билимович: “Световые явления вокруг нас”, изд-во “Просвещение”, 1986 г.

  8. Пирожников: “Невидимые лучи на службу строительству”

  9. Хорбенко: “Звук. Ультразвук. Инфразвук”, изд-во “Знание”, 1985 г.

  10. Погребысская: “Оптика Ньютона”, изд-во “Наука”, 1981 г.

  11. Зверева: “В мире солнечного света”, изд-во “Гидрометеоиздат”, 1988 г.

  12. “Ядерная и термоядерная энергетика будущего”

  13. Пономарёв: “Под знаком кванта”, изд-во “Советская Россия”, 1984 г.



  1. Шахмаев, Шилов: “Физический эксперимент в средней школе”, изд-во “Просвещение”, 1989.

  2. Хорошавин: “ Физический эксперимент в средней школе”, изд-во “Просвещение”, 1988.

  3. Колтун: “Мир физики”, изд-во “Детская литература”, 1984 г.

  4. Кабардин: “Физика (справочник)”, изд-во “Просвещение”, 1998.

  5. Енохович: “Справочник по физике и технике”, изд-во “Просвещение”, 2001.

  6. “Внеурочная работа по физике”, изд-во “Просвещение”, 1987.

  7. Елькин В.И и др:”Физика и астрономия в походе и на природе”, изд-во “Школьная пресса”, 2003.

  8. “Нестандартные уроки. Физика”, изд-во “Учитель”, 2003

  9. Горлова Л.А.:”Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия”, изд-во “Вако”, 2006.

  10. Сборник тестовых заданий, физика – 11, изд-во “Интеллект-Центр”, 2005 г.

  11. Тесты, физика, 10 – 11, изд-во “Дрофа”, 2005 г.

Запланированная индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

Дополнительные индивидуальные занятия 1 – 2 раза в неделю.

Запланированная индивидуальная работа с одарёнными учениками.

Дополнительные индивидуальные занятия 1 – 2 раза в неделю.

Планируемая инновационная деятельность.

Проведение компьютерных лабораторных работ.

Использование ресурсов Интернета для изучения экспериментов в физике, истории открытий в физике.

Использование групповой творческой работы при решении задач, при изучении нового материала.

Использование групповой творческой работы при подготовке и проведении пресс-конференций.