Государственная символика России. Я – гражданин России - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Государственная символика России. Я – гражданин России - страница №1/1

















Классный час по теме: "Государственная символика России. Я – гражданин России»

Учитель физики МОУ «Леплейская средняя общеобразовательная школа»

Ежикова Любовь Ивановна

Цель: изучение истории государственных символов Российской Федерации, их истории, сущности и значения в различные периоды истории;

воспитание патриотизма и гражданственности у детей.

Оборудование: изображение герба и флага Российской Федерации, фонограмма гимна России,

экран и диапроектор, презентация к классному часу, конституция РФ

Оформление зала. На стендах красиво оформлены государственные герб, флаг и гимн РФ.

Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Наш классный час посвящен символам Российской государственности.

“Знаки и символы управляют миром…” - высказывание Конфуция послужат эпиграфом сегодняшнего занятия. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и государство

Ход классного часа

Учитель

Ребята, как вы думаете по каким признакам можно узнать нашу страну, например, на международных соревнованиях, встречах глав государств, международных ярмарках и т. д.? Правильно это символы нашей страны: Флаг Российской Федерации, Герб Российской Федерации, Гимн Российской Федерации.

Давайте откроем первую страницу нашего рассказа. Она посвящена Гербу нашей страны и его истории.

I страница.



Ученики: Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. (Дальнейшее выступление ученика Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях. К ключевым государственным символам относятся:

Государственный герб Государственный флаг Государственный гимн

Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Пусть славится наша страна в веках.

Ребята, как вы думаете по каким признакам можно узнать нашу страну, например, на международных соревнованиях, встречах глав государств, международных ярмарках и т. д.? Правильно это символы нашей страны: Флаг Российской Федерации, Герб Российской Федерации, Гимн Российской Федерации.

Давайте откроем первую страницу нашего рассказа. Она посвящена Гербу нашей страны и его истории.

1-ый учащийся рассказывает о Государственном гербе,

2-ой учащийся рассказывает о Государственном флаге,

3-ий учащийся рассказывает о Государственном гимне

Государственный флаг России знают все. Он состоит из трех цветов, его еще иногда называют “триколор”, т.е. три цвета

.Многие сразу могут назвать эти три цвета, из которых состоит флаг, но не все знают их порядок.


Может быть, современному школьнику такое незнание не грозит особыми неприятностями, но лет сто назад, если ученик не знал ответа на этот вопрос, его могли наказать розгами, а проще говоря, выпороть на глазах у всех учеников. В таких случаях особенно доставалось маленьким юнкерам – мальчикам, которые учились в военных школах и училищах.

Но ведь из любого положения есть выход, стоит только хорошо подумать. Вот и юнкера подумали – подумали и придумали слово “бесик” – белый, синий, красный – именно в таком порядке распологаются три полотнища на государственном флаге России. Сначала белая полоса –“бе”, потом синяя –“си” и красная – “к”. А если составить этот на первый взгляд бессмысленный набор букв в одно слово, то и получится “бесик”. Стоит запомнить это забавное слово “бесик” и сразу же можно ответить : из каких трех цветов состоит государственный флаг России и в каком порядке они следуют друг за другом: “бесик”- белый, синий, красный.

Символы - это условные знаки, имеющие для целого народа, для граждан. живущих в этой стране, важное значение.

Я учитель и гражданин РФ, а вы ученики 7 класса и тоже являетесь гражданами России, и каждый из нас должен знать уважать и почитать символы российской государственности.


Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Все мы граждане Земли, мира, своей страны, своей республики, своего поселка. От того какими будем мы с вами, наши дела и поступки зависит наша жизнь и жизнь нашего города. Об этом мы порассуждаем сегодня.

С любви к родному городу начинается гражданин любого государства.

На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.


Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились.

Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

Какие понятия включает в себя слово “гражданин»?

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине Настоящий гражданин горячо любит свою Родину ( Моя гражданская позиция - не допустить страшной катастрофы)

Но что такое Родина?

Мне кажется, что стихотворение М. .Пляцковского "Родина" дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. (Читает Норкина Маша)

"Родина" - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев



.

Стихотворение Н.Старшинова "Давайте сохраним".



Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

О как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях - осетра,

Касатку в небесах,

В таежных дебрях - тигра,

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.


Все мы врачуем свои души на лоне природы. Ребята, послушайте две разные картины.

Ученик:

Как приятно порой бывает побродить по лесу, по берегу реки, вскарабкаться по крутому склону горы и оттуда, сверху, увидеть все как на ладони: вот чайки, играя, парят над шумной волной, вот проплыл теплоход, оставляя за собой тянущиеся брызги. Солнце по-прежнему слепит глаза, пытается проникнуть во все живое и неживое - все, что встречается на пути, и столько красоты вокруг, аж дух захватывает.



Учитель:

А вот другая картина. Человек, дитя природы, поднял руку на свою мать. Над нами нависла смертельная угроза экологической катастрофы.

По грязной, замусоренной, отравленной пустыне, покрытой обломками каменных плит, банками, осколками стекла, с лужей темной жидкости, переливающейся бликами под лучами тусклого, едва видимого за грязными тучами солнца, бредет, спотыкаясь, человек. По его лицу нельзя определить возраст. Мужчина тяжело, со свистом вдыхает отравленный ядовитыми испарениями воздух. Он спотыкается и падает в лужу, не в силах дальше идти, поднимает мутные, блуждающие глаза на тусклое солнце. В этих глазах безумие, жалость и тоска по прошлой жизни.

Человек издает хриплый, протяжный, жалостный крик и роняет голову. Его глаза закрываются. Он мертв.

Так я представляю себе экологическую катастрофу земли и гибель человека, уничтожившего самого себя.

Страшно? Да! Но не все потеряно. Судьба земли и Родины в ваших руках.

Эти руки должны быть надежными.

Так я представляю себе экологическую катастрофу земли и гибель человека, уничтожившего самого себя. Страшно даже в это поверить.Страшно? Да! Но не все потеряно.Судьба земли и Родины в ваших руках.

Нет! Мы, молодое поколение, не должны допустить этого. Я считаю, это и есть моя позиция гражданина. Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа.


На мой взгляд, эта же мысль прослеживается и в стихотворении Н.Старшинова "Давайте сохраним".

Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

О как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях - осетра,

Касатку в небесах,

В таежных дебрях - тигра,

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.


III. Я-позиция. Ребята, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин? В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

( Посадил одно дерево - хвала тебе, посадил два - благодарность от всех, три - гражданский подвиг).

Стихотворение "Гражданственность" Е.Евтушенко. Прочтет стихотворение Осипенко Андрей


Ты, гражданственность, - флаг, а не флюгер.

Флюгер слишком усердно скрипит.

Тот, кто Родину подлинно любит,

Тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище –

ведь прохожих нелепо хватать

И, бия себя в грудь кулачищем,

Им орать: "Я люблю свою мать!"

Боль гражданства - не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин,

защищает собой все поле,

даже если он в поле один.

Все мы порознь, как в чаще тропинка,

и дорога, когда мы одно.

Все мы порознь, как в поле травинка,

ну а вместе Бородино.

Показной героизм - криводушен.

Вы, не чувствуя собственных ран,

защищайте Россию, как Пушкин,

незаметный ее капитан.

Защищайте ее от двуличных

подхалимов и клеветников,

и от "умников" заграничных,

и отечественных дураков.

Защищайте леса и озера,

прикрывая их грудью своей,

от губительного разора...

Не забудьте защиту людей!

Защищайте, как наши высоты,

нашей совести рубежи,

наших женщин - от хамства чьего-то

и детей - от безверья и лжи.

Крикуны исчезают бесследно,

но, как совести внутренний глас,

на защиту России - бессмертно

поднимает гражданственность нас.


Подводя итоги вышесказанному, на мой взгляд, очень серьезному разговору, мне хочется прочитать стихотворение тольяттинского поэта Б.Скотневского:



У каждого заботойСвоейГлаза полны,Наша Родина не что-то,Она сегодня - мы.У каждого дорога

Да, ребята, "она такою будет", какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод.

Ты гражданин!

А задумывался ли кто из вас о потомках? Каким воздухом будут дышать твои дети? Попробуют ли чистой колодезной воды твои внуки? Знаком ли будет твоим правнукам запах соснового бора и свежескошенной травы? Пробил час правды!

Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Звучит песня “Любите Россию” (сл. В. Милявского, муз. С. Туликова).

Сценка "Собрание"

Председатель: Ребята, тише! Сами же затягиваете. Тихо! Курочкин, закатай Семке в лоб, ты там к нему поближе сидишь, а то его по-другому не успокоишь. (С трудом водворяется тишина). Продолжаю. На собрании присутствуют семь человек. Двадцать отсутствуют по уважительной причине: все встречают тетю.

На повестке дня - вопрос об успеваемости. Какие будут предложения?

Голос: Есть предложение!

Председатель: Какое?

Голос: Короче! В кино опаздываем!

Председатель: Без тебя знаем и стараемся. Есть предложение хорошо учиться! Кто "за"? Так... Лопухов, а ты что ногу вместо руки поднял?

Лопухов усиленно надувает футбольную камеру.

Лопухов: Не видишь, руки заняты? (Опускает ногу, поднимает руку).

Председатель: А сам-то ты намерен свои тройки ну хотя бы на четверки переправить?

Лопухов: А на Доску почета выставите?

Председатель: Семка, опять вертишься? Курочкин, повтори внушение! Ну, Лопухов, так как же ты насчет хорошей учебы думаешь? На тройках ведь далеко не уедешь!

Лопухов: Ну да, не уедешь, а вот классики по-другому думали: "Эх, тройка! Птица тройка!.." Слыхали? Не знаю уж, кому верить - классикам или тебе.

Голос: Председатель, давай распускай людей, в кино опаздываем! А если надо, мы его на поруки возьмем.

Другой голос: Не на поруки, а на буксир.

Голос: Лопухов, ну пообещай, чего тебе стоит!

Другой голос: Ну пообещай, в кино опаздываем!!!

Лопухов: Ладно, так и быть, обещаю.

Курочкин: Ну вот и все. По домам, ребята!

Председатель: Ну ты, Курочкин, не командуй! Переходим к выбору старосты. Сами понимаете, старостой должен быть самый аккуратный, самый авторитетный, самый прилежный ученик, поэтому мы должны к этому вопросу отнестись со всей серьезной ответственностью. И чтобы не тянуть, я предлагаю Лину Кочергину избрать!

Мальчишка дергает Лину за косу.

Голос: Вставай, Кочерыжка, тебе класс доверяют.

Девочка встает.

Лина: Да что вы, ребята... Я же этого... я плаванием занимаюсь в бассейне - мне до Лужников ехать далеко. (Хнычет).

Лопухов: Удивила, ты только в Лужниках, а я вот плаваю чуть ли не на каждом уроке - и то не плачу.

Лина: А еще я в кружок художественного свиста хожу.

Голос: Вот свист! Ну и ну, где же это ты такой кружок раскопала? А если ходишь, то докажи...

Лина засунула пальцы в рот и засвистела.

Все зааплодировали.

Председатель: Причина уважительная. Отвод принимаем. Кто "за"?

Лина: Спасибо, ребята, век не забуду. Спасибо большое! (Садится).

Председатель: Вовку Курочкина предлагаю в старосты. Во-первых, он сильный и самый большой. И к тому же у него еще преимущество перед другими: он в этом классе старожил - третий год сидит, а потому все порядки знает.

Курочкин (встает): Что вы, что вы, я, ребята, человек нервный. У меня даже справка есть, и потом у меня рука тяжелая. (Показывает кулак председателю).

Председатель (заикаясь): Причина уважительная. Отводим. Кто "за"!

Голос: Предлагаю Золотарева!

Золотарев: Я не могу. Я сестренку нянчу, а у нее к тому же еще золотуха.

Председатель (тихо): Предлагаю, пока Пашка Орлов Фенимором Купером зачитался, выбрать его. Кто "за"?

Все поднимают руки. Пашка Орлов тоже машинально поднял руку и проголосовал сам за себя.

Единогласно! Пашка, поздравляем тебя со старостой.

Орлов (оторвался от книги): А кого... кого выбрали?

Председатель: Кого, кого? Тебя!

Орлов: Да вы что, ребята... За что меня?.. Я же совсем не авторитетный.

Смех ребят.

Других, что ли, нет? Я буду жаловаться! Что я, хуже других, что ли, чтобы меня в старосты выбирали?

Председатель: Ну не хуже, но ты же сам за себя проголосовал, и теперь нечего отбрыкиваться.

Орлов: Ребята... А вы знаете... А ведь если хотите знать, я не могу быть старостой.

Председатель: Почему?

Орлов: Я на даче пять скворечников разломал и десять птичьих гнезд разорил, трех скворчих и восемь скворцов кокнул. (Видя, что сказанное еще не произвело должного впечатления на ребят, Орлов бьет себя в грудь). И потом я тунеядец. Я дома никому ни в чем не помогаю. Только ем, сплю и в потолок плюю. Видели, кого вы в старосты выбрали?

Председатель: Ребята, простим тунеядцу?

Все: Простим!

Орлов (все больше распаляясь): Ребята, а я вам еще не все про себя рассказал. Помните, весной у нас в классе кто-то окно расколошматил и не признался, помните? Так вот это я его вдребезги разбабахал.

Встает высокий Мальчишка.

Мальчишка: Можно слово?

Председатель: Говори.

Мальчишка: Чтобы моя кандидатура в старосты случайно не попала, заявляю, что Пашка врет насчет окна. Окно я разбил!

Орлов (обрадованно): Ребята, видите, я еще и врать здоров.

Председатель: Видим, прощаем.

Все: Прощаем!!!

Орлов: Да почему прощаете? Почему все на меня? Я ведь и физорг, и звеньевой, и сандружина, и капитан баскетбольной команды... (Чуть не плача). Пожалейте, ребятушки!..

Председатель: Вот и хорошо. Если бы ни одной нагрузки не было, тогда б обидно было, а тут все равно, еще одно поручение для ровного счета.

Голос: Кончай уговаривать! В кино опаздываем!

Председатель: Пойми: надо же кому-то одному за всех отдуваться! Кто "за"?

Все поднимают руки. В классе появляется Владик.



Владик: А я против! (Обращается в зал).

Наверно, так не бывает, ребята...

Но, к классному часу готовясь ,ты должен знать,

Что, может быть, скоро не судьбы отряда,

А судьбы страны придется решать!

Неужто и там тебе будет скучно

И будешь дела ты решать вот так?

Запомни, товарищ,что равнодушье

Сегодня наш самый заклятый враг!

Да здравствуетспоров жаркое пламя!

Докажем, товарищ,что мы не дети:

На классном часе,как на военном совете,

Решения смелые примем сами все.

И будем сами за них в ответе!



1. Приятно ли вам было играть эти роли? Что вы ощущали?

2. Соотносится ли поведение этих ребят с понятием гражданственности?

3. Причина такого поведения.

4. Что вы вынесли для себя, просмотрев эту сценку?

5. Велика ли результативность такого собрания?

Хорошо подумайте!

Хотите узнать, каким гражданином являетесь вы? Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. С ними вы сталкиваетесь каждый день. Это поможет вам выявить, являетесь ли вы настоящим гражданином или вам еще надо работать над собой. Но надо отвечать честно.


1 ситуация - Тебе поручили оформить классный уголок:

а) Отложу все дела и займусь оформлением уголка

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация - Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация - Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) постараюсь защитить

б) попрошу вмешаться прохожих

в) пройду мимо

4 ситуация - В магазине нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам администратору

в) Возьму себе



Ответ А - 5 баллов; Б - 3 балла; В - 0 баллов.

Если вы набрали от 15-20 баллов - вы настоящий гражданин своего поселка. Продолжайте выполнять свой долг так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10-15 баллов - вам есть над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Каждый из учащихся выявил свою гражданскую позицию, а также задумался

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

ИТОГИ: Сегодня мы с вами расширили исторические знания и представления о государственной символике Российской Федерации. Следующий шаг в нашей исследовательской работе - знакомство с символикой нашей республики и нашего района..

У меня есть предложение закончить наше занятие песней.

“Широка страна моя родная”