Глазовой Тамары Фёдоровны, учителя биологии и географии Базовый уровень 2013-2014 учебный год - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по биологии для 10 класса глазовой Тамары Фёдоровны... 1 206.75kb.
Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса на 2013-2014 учебный... 1 141.99kb.
Рабочая программа по физике в 9 (общеобразовательном) классе базовый... 1 192.77kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» базовый уровень... 1 250.05kb.
Рабочая учебная программа по географии 6 (шестой) (класс) Базовый... 2 380.04kb.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А»,8 «Б»,8 «В»... 6 651.87kb.
Рабочая программа по биологии для 11 класса 2013-2014 учебный год 1 240.31kb.
2013 — 2014 учебный год Рабочая программа предмета «Английский язык»... 3 790.16kb.
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 5 1404.97kb.
Рабочая программа по биологии для 8 «Б» класса VII вида на 2013-2014... 1 398.44kb.
Методического объединения 1 320.12kb.
Подробно презентация Тема: Двойные звезды Ход урока: Повторение материала 1 76.76kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Глазовой Тамары Фёдоровны, учителя биологии и географии Базовый уровень 2013-2014 - страница №1/1


Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение вечерняя средняя общеобразовательная школа №30 города Нижнего Новгорода






Согласовано:

зам. директора по УВР

Логинова Н.Б
«____»__________г.


Утверждено:

директор школы

Алексеева С.А.
«____»__________г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА

Глазовой Тамары Фёдоровны,

учителя биологии и географии

Базовый уровень


2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 часа в неделю. 34 часа в год.

Контрольных работ – 2 часа. Зачётных работ – 2

Форма итоговой аттестации – контрольная работа

 

 



Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Но в связи со спецификой обучения в МБОУ ВСОШ №30 обучение биологии в 9 классе предусмотрено 1 час в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

         освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

         иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

 

Дополнительный материал:

- Тематическое и поурочное планировании к учебнику. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Дрофа. Москва. 2004г.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Учебные единицы

 


количество количество

уроков

Введение.

Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого.



1

Раздел I. Уровни организации живой природы

27

  • Молекулярный уровень.

Уровни организации живой природы. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы. К.Р. «Химический состав клетки»



6

  • Клеточный уровень.

Основные положения клеточной Л.Р.1 «Изучение строения растительной и животной клетки». Ядро клетки. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Органойды движения. Клеточные включения. Прокариоты и эукариоты. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Типы питания в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез. Синтез белков в клетке. Зачёт «Основные органойды клетки». Деление клетки. Митоз.

7

  • Организменный уровень.

Размножение организмов. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Менделем. Многогибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепление наследственных признаков. Закон Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование признаков. Л.Р. 2 «Решение генетических задач. Составление родословных». Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Л.Р. 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой». Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Зачёт «Основы генетики».

10

  • Популяционно-видовой уровень.

Вид. Критерии вида. Л.Р.4 «Морфологические критерии вида». Популяции.

2

  • Экосистемный уровень.

Сообщество, экосистема, биоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистем.

2

  • Биосферный уровень.

Биосферы. Среды жизни. Круговорот веществ в природе.

2

Раздел II. Эволюция.

6

  • Основы учения об эволюции.

Развитие эволюционного учения. Изменчивость организмов. Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции

К.Р. «Основы учения об эволюции».



4

  • Возникновение и развитие жизни на Земле.

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

2







Итого:

34

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по биологии.



В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток (химический состав и строение) живых организмов, клеток прокариот и эукариот, гамет; взида и популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, хемосинтез, митоз, мейоз, индивидуальное развитие организма, взаимодействие генов, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость;

- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологической наследственности изменчивости). Правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни);
Уметь

-объяснять роль биологических теорий, наследственных и ненаследственных изменений, генных и хромосомных мутаций, устойчивости и саморегуляции, саморазвития и смены экосистем;

-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, строение и функции органоидов в клетке; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

- составить схемы скрещивания, путей переноса и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

- описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агросистемы своей местности;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- анализировать и оценивать воздействия факторов окружающей среды;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

 





п/п








Лабораторные работы.




Наименование раздела программы. Тема урока.

(Кол-во часов)



Тип и форма урока

Элементы содержания

Требование к уровню подготовки учащихся

1

ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)

Биология – наука о жизни.

Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.



Рассказ с элементами

беседы.


 

Поисковая беседа.



Значение биологических

знаний.


Сравнительный, описательный, исторический методы

Свойства живого, уровни организации жизни.



Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы

исследования в биологии.




 

 








2

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ

ПРИРОДЫ. (27 Ч)

Молекулярный уровень

(6 ч)

Уровни организации живой природы.



 

 Рассказ с элементами беседы



 

  Химический элемент.

Полимер. Мономер.


Уметь характеризовать УОЖ, молекулярный уровень,

неорганические вещества.




 

3

Углеводы. Липиды.

Рассказ с использованием таблиц

Простые и сложные углеводы. Классы липидов.

Знать характеристику углеводов и липидов. Их функции. Приводить примеры.


 

4

Состав и строение белков.

Рассказ с заполнением рабочей тетради

Биополимер. Структура белковой молекулы. Функции белков

Уметь объяснять

состав и строение белков. Знать функции белков, приводить примеры. 



 




5

Нуклеиновые кислоты.

Рассказ с использованием таблиц

ДНК и РНК. Особенности их строения. И функции.

Знать особенности строения и

функционирования нуклеиновых кислот.



 




6

АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы

Рассказ беседа с заполнением рабочей тетради

Состав АТФ. Функции. Биологические катализаторы.

Знать особенности строения и

Функционирования АТФ.



 

7

К.Р. «Химический состав клетки»

Урок – контроль.







 




8

Клеточный уровень.

(7ч)

Основные положения клеточной Л.Р.1 «Изучение строения растительной и животной клетки»



Комбинированный урок.

Клеточная теория.

Клетка. Клеточная мембрана. Пиноцитоз и фагоцитоз.



Знать и уметь объяснять основные положения клеточной теории. Знать особенности строения и функционирования клеточных мембран.Уметь работать с микроскопом,.

 Л.Р.1 «Изучение строения растительной и животной клетки»







9

Ядро клетки. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Самостоятельная работа с учебником с заполнением рабочей тетради

Эукариоты. Строение и функции ядра. Лизосомы. Кристы. Лейкопласты, хромопласты, хлоропласты.

Знать особенности строения и функционирования клеточного ядра.










10

Органойды движения. Клеточные включения. Прокариоты и эукариоты

Беседа с заполнением рабочей тетради

Особенности строения и функции органоидов.

Знать особенности строения и функционирования клеточных органоидов.










11

Ассимиляция и диссимиляция.

Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке.


Рассказ - беседа.

Синтез белка, Фотосинтез, метаболизм.

Уметь объяснять что такое

ассимиляция и диссимиляция. Знать основные этапы

энергетического обмена в клетке.











12

Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез.

Самостоятельная работа с учебником. Рассказ с использованием таблиц

Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, нитрифицирующие бактерии, серобактерии. Фазы фотосинтеза.

Знать особенности питания автотрофов и гетеротрофов. Уметь объяснять значение фотосинтеза, знать особенности световой и темновой фазы фотосинтеза. Объяснять, что такое хемосинтез.










13

Синтез белков в клетке.

Рассказ с использованием таблиц


Генетический код, транскрипция и трансляция.

Знать основные этапы синтеза белков. Объяснять, что такое генетический код.










14

Деление клетки. Митоз. Зачёт «Основные органойды клетки».

Рассказ. Тестирование.

Урок – контроль.



Фазы митоза.

Знать основные фазы жизненного цикла клетки, уметь объяснять биологическое значение митоза.










15

Организменный уровень. (8 ч)

Размножение организмов. Мейоз. Оплодотворение.



Рассказ с использованием таблиц

Почкование, деление тела, спора , вегетативное размножение. Гермофродиты, раздельнополые организмы. Мейоз.

Знать способы размножения

организмов, характеризовать

бесполое размножение Уметь характеризовать половое размножение, Знать сущность мейоза, оплодотворения, их значение.











16

Индивидуальное развитие

организмов. Биогенетические закон.



Рассказ с элементами беседы, с использованием таблиц

Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации наследственной информации










17

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Рассказ с использованием таблиц и наглядных пособий.

Генетика. Гибридологический метод. Единообразие первого поколения. Закон расщепления.

Знать сущность закономерностей наследования, установленные Г.Менделем.










18

Анализирующее

скрещивание. Дигибридное скрещивание



Рассказ с использованием таблиц

Генотип и фенотип. Анализирующее

скрещивание. Решетка пеннета.



Знать и уметь раскрывать основные понятия генетики. Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи.










19

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Рассказ с с использованием наглядных пособий.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест.

Уметь объяснять почему иногда не соблюдается закон

независимого наследования признаков.












20

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование признаков. Л.Р. 2 «Решение генетических задач. Составление родословных».

Рассказ с использованием таблиц

Аутосомы, Гомогаметный и гетерогаметный пол.

Уметь объяснять механизм генетического определения пола, сцепленного наследования

Л.Р. 2 «Решение генетических задач. Составление родословных







21

Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Л.Р. 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

Рассказ с использованием таблиц, гербариев листьев.

Изменчивость. Модификации. Норма реакции. Генные, хромосомные, геномные мутации.

Знать сущность модификационной изменчивости, уметь пояснять, что такое норма реакции. Объяснять причины наследственности и изменчивости

Л.Р. 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».







22

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Зачёт «Основы генетики».

Самостоятельная работа с учебником. Тестирование.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Знать центры многообразия и происхождения культурных растений, уметь объяснять закон гомологических рядов наследственной изменчивости.










23

Популяционно-видовой уровень.(2 ч.)

Вид. Критерии вида. Л.Р.4 «Морфологические критерии вида». 



Рассказ с использованием таблиц.

Вид и его характерные признаки.

Уметь объяснять что такое биологический вид, каковы критерии вида, его структура.

Л.Р.4 «Морфологические критерии вида». 







24

Популяция.

Урок- лекция.

Изменчивость популяции. Демографические показатели.

Уметь объяснять понятие «популяция», ее «демографические» показатели.










25

Экосистемный

уровень (2 ч).

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества.



Рассказ с элементами беседы.

Биоценоз, Биогеоценоз, Биосфера. Видовое разнообразие и состав. Пищевая цепь.

Уметь различать Понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». Знать состав, свойства и структуру экосистем, на практике использовать полученные знания для охраны природы.










26

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистем.

Рассказ с элементами беседы.

Пирамиды численности и биомассы. Чистая, первичная, вторичная продукция. Экологическая сукцессия.

Уметь объяснять сущность пирамиды численности и биомассы. Уметь пояснять, что такое продуктивность, продукция. экосистем, уметь объяснять термин

«сукцессия».













27

Биосферный уровень (2ч)

Биосфера. Среды жизни.



Беседа с использованием таблиц

Водная, наземно-воздушная , почвенная среда.

Знать понятие биосферы, жизненные среды.










28

Круговорот веществ в природе.

Самостоятельная работа с последующим обсуждением.

Биогеохимический цикл. Биогенное вещество.

Знать какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов.










29

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

(4 ч)

Развитие эволюционного учения. Изменчивость организмов.



Рассказ последующей записью эволюционных учений.

Основные положения Ч.Дарвина. Естественный отбор. Борьба за существования. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генофонд.

Уметь объяснять основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Уметь объяснять и приводить примеры наследственной и ненаследственной

Изменчивости, приспособленность организмов к среде обитания,












30

Борьба за существованиею. Естественный отбор.

Рассказ с элементами беседы.

Борьба за существование и

естественный отбор



Знать в чем состоит действие борьбы за существование и естественного отбора. выявлять приспособления организмов к среде обитания,  










31

Видообразование. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции


Рассказ последующей записью определений

Филогенетические ряды. Параллелизм, конвергенция, дивергенция, идиоадаптация, дегенерация.

Уметь сравнивать макро- и микроэволюцию, называть движущие силы эволюции. Знать основные типы эволюционных изменений, главные линии эволюции.










32

К.Р. «Основы учения об эволюции».

Урок контроль.

.

.










33

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ч).

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.



Рассказ последующей записью определений

Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния и панспермии. Коацерваты. Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток.

Уметь называть и характеризовать гипотезы возникновения жизни на земле.Уметь перечислять основные положения теории А.И. Опарина, сравнивать ее с теорией Дж. Холдейна.










34

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

Рассказ последующей записью определений

Эра. Период, Эпоха.

Катархей. Архей. Протерозой. Палеозой. Мезозой. Кайнозой.



Знать гипотезу происхождения клетки, основные этапы развития жизни в архее, протерозое,палеозое. Знать основные этапы развития жизни в мезозое, кайнозое.







,