Формирование универсальных учебных действий средствами Лего-конструирования на уроках информатики - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников на... 1 41.27kb.
Оценка метапредметных результатов Объектом оценки метапредметных... 2 546.47kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у 15 2542.24kb.
Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований... 1 119.58kb.
Программа развития универсальных учебных действий для начальной ступени... 1 390.79kb.
Учитель: Тришина Ирина Анатольевна 1 65.63kb.
Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... 9 2702.58kb.
Л. С. Атанасян [и др.]. М. Просвещение, 2012 6 938.18kb.
Чем отличаются новые стандарты образования от «старых»? Сравнительная... 1 99.46kb.
Теоретическое изучение основ Универсальных Учебных Действий в учебной... 1 63.21kb.
Му дпо «Центр развития образования» «Музейная педагогика в повышении... 1 216.75kb.
Сведения о реализуемых образовательных программах дополнительного... 1 33.62kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Формирование универсальных учебных действий средствами Лего-конструирования на уроках - страница №1/1

Формирование универсальных учебных действий

средствами Лего-конструирования на уроках информатики
Невзорова Е.Н., учитель информатики

МКОУ СОШ №1 г.Коркино, Челябинской обл.

e-mail: Nevzorova_chel@mail.ru
Тенденции развития современного общества объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования. Институтом информатизации образования РАО сформулированы предложения по развитию приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в области образования в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Разрабатываются инновационные подходы к внедрению новых образовательных стандартов на основе информационных и коммуникационных технологий [1].

Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребёнка познавательных интересов. Чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С Выготского, А.Н, Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г.Асмолова, В.В.Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образованияобеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий(УУД) также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Следование этой теории при формировании содержанияобщего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки[2].

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:



  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса [2].

Такую стратегию обучения можно реализовать через введение курса «Лего-конструирование». Данный курс позволяет в непринуждённой обстановке вовлечь обучающихся в мир конструирования и программирования. Лего-конструирование побуждает работать учащихся и руками, и головой. Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин.

В стандарте общего образования выделены основные виды универсальных учебных действий:

1. Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

2. Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

3. Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

4. Коммуникативные.

Рассмотрим возможность формирования выделенных учебных действий средствами Лего-конструирования.



В личностные универсальные учебные действия входит жизненное, личностное профессиональное самоопределение.

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.

Курс Лего-конструирование организует активную самостоятельную деятельность ребёнка, создание собственного, личностно-значимого продукта. У детей появляется стремление к самостоятельной деятельности, они начинают сознательно подходить к написанию программ на языке программирования, появляется стремление повысить свои знания и двигаться вперёд.

В регулятивные действиявходят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

1)Планированиеопределение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2)Целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

3)Составление плана и последовательности действий.

4)Прогнозированиепредвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

5)Контрольв форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6)Коррекциявнесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7)Оценкавыделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

В курсе «Лего-конструирование» особое место занимают такие формы занятий как комбинированные уроки, практические уроки, уроки-соревнования. Они обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

- самостоятельно выбирать уровень сложности заданий;

- находить несколько вариантов решения задачи;

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

- решать познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения.

В результате учащийся стремится понять, запомнить и воспроизвести знания, выявить смысл изучаемого содержания, познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях[3].

К познавательным действиям относятся общеучебные действия (универсальные, интегративные способы учебной деятельности, получения и применения знаний), включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Средствами Лего-конструирования на уроках информатики организуется активная самостоятельная деятельность ребёнка, создание собственного, личностно-значимого продукта. Дети учатся моделировать, преобразовывать модель для выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельно создавать алгоритмы, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств. Формируется одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение находить способы решения поставленной задачи.



Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Изучая курс «Лего-конструирование» ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работе в группах, а также в последующей взрослой жизни при решении проблем на работе и в семье[4].

Лего-конструирование будет являться эффективным средством формирования универсальных учебных действий на уроках информатики и во внеурочной деятельности за счёт новых форм организации самостоятельной работы, работы в группах, коллективного обсуждения проблем и др.Лего-роботы позволяют учащимся воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая решать задачи, видя конечный результат.

Литература



  1. Информатизация образования. Электронный ресурс [http://www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/]

  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Электронный ресурс [http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619] (20.12.2011)

  3. Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики при помощи Лего-конструирования. Электронный ресурс. [http://www.centersot.org] (20.12.2011)

  4. Реферат. Виды учебных действий. Электронный ресурс [http://www.bestreferat.ru/referat-217989.html] (17.02.2012)

  5. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики. Электронный ресурс [http://festival.1september.ru/articles/592471/] (20.12.2011)