Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных тр - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О направлении методических материалов орксэ 1 169.67kb.
Цель. Усвоение 2 учебных задач: Проблема экспансии в Россию западной... 1 100.71kb.
Социализация личности младшего школьника на основе этнокультурных... 1 274.55kb.
Основное культурологическое понятие учебного курса «российская религиозно-культурная... 1 59.21kb.
I. Пояснительная записка Курс русского языка в начальных классах... 1 214.67kb.
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык... 1 64.82kb.
Темы родительских собраний 2011-2012 учебный год 1 40.22kb.
Содействие нравственному воспитанию обучающихся через экскурсионную... 1 60.51kb.
Комплекс физкультминуток для начальной 1 335.33kb.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. 1 75.33kb.
Занятие кружка «Волшебные краски» 1 76.86kb.
Система работы над формированием грамотного письма младших школьников 2 366.38kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению - страница №1/1

Рабочая программа

учителя начальных классов

Рудых Елены Николаевны

по курсу «Основы религиозных культур и

светской этики.

Модуль « Основы светской этики»

4 класс

2012-2013
Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.


Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.
Основные задачи комплексного учебного курса:


  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы

  • развитие способностей младших школьников к общению

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:



  1. Основы православной культуры

  2. Основы исламской культуры

  3. Основы буддийской культуры

  4. Основы иудейской культуры

  5. Основы мировых религиозных культур

  6. Основы светской этики

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. В 2012 учебном году с 1 сентября курс распределен в 4 классе.

Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определило для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».

Описание модуля «Основы светской этики»
Данный модуль является частью курса ОРКС, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции, познакомится с ее характеристиками.
Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.



Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Примерная программа комплексного учебного курса

«ОРКСЭ» (34 часа)


Основы светской этики

Дата проведения

Корректировка

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)







Урок 1. Россия - наша Родина.







Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)







Урок 2. Что такое светская этика







Урок 3. Культура и мораль







Урок 4. Особенности морали







Урок 5 – 6 Добро и зло







Урок 7 – 8 Добродетель и порок







Урок 9. Свобода и моральный выбор человека







Урок 10. Свобода и ответственность







Урок 11. Моральный долг







Урок 12. Справедливость







Урок 13. Альтруизм и эгоизм







Урок 14. Дружба







Урок 15. Что значит быть моральным







Урок 16 -17. Подведение итогов.







Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)







Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений







Урок 19. Нравственный поступок







Урок 20. Золотое правило нравственности







Урок 21. Стыд, вина и извинения







Урок 22. Честь







Урок 23. Совесть







Урок 24 – 25. Образцы нравственности







Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества.







Урок 27. Этикет







Урок 28. Семейные праздники







Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часа)







Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность







Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству







Урок 31 – 32. Подготовка творческих проектов







Урок 33 – 34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.








Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).



Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;



Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.