Формирование самооценки у учащихся начальных классов через введение рефлексивных дневников - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитель начальных классов Егорова Галина Алексеевна 1 76.71kb.
Школьного методического объединения учителей начальных классов на... 1 163.32kb.
I. Пояснительная записка Курс русского языка в начальных классах... 1 214.67kb.
«Читательская грамотность младших школьников» 1 38.76kb.
Учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения... 1 119.19kb.
Урок литературного чтения во 2-м классе. Учитель начальных классов... 1 63.79kb.
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов 1 65.62kb.
Урока физической культуры №19 для учащихся 11-х классов 1 227.56kb.
Цели и задачи классного часа: познакомить учащихся с историей возникновения... 1 121.91kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по здоровому образу... 1 57.19kb.
Шутько Ирина Владимировна учитель начальных классов первой категории... 1 372.94kb.
Доклад на районном августовском совещании на тему: «Педагогические... 1 100.65kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Формирование самооценки у учащихся начальных классов через введение рефлексивных - страница №1/1

Формирование самооценки у учащихся начальных классов через введение рефлексивных дневников.

Особенности современного образовательного процесса и социальные предпосылки побудили к написанию данного проекта. Желание в учебно-воспитательном процессе уделить внимание не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций.

Предлагаемый проект опирается на идею гуманизации образования

- распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения;

- обеспечение образовательным процессом всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

- организация помощи обучающимся в осмыслении значения новых знаний лично для себя.

- направленность образования на внутренний мир учащихся — их чувства, отношения, мнения, понимание себя и окружающих.

Концептуальной основой проекта является формирование положительной «Я-концепции личности» – системы осознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит своё поведение.

Проект опирается на принципы: личностно-ориентированного образовательного процесса: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения, принцип образовательной рефлексии (А.В. Хуторской); активности ребёнка в образовательном процессе, подразумевающий такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

Цель проекта: уделить внимание в учебно-воспитательном процессе не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций.

Основная задача проекта: формировать оценочную деятельность учащихся на основе разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс рефлексивных дневников учащихся.

Реализация проекта возможна в условиях педагогики сотрудничества:

1) в основе оценки работ учащихся должны лежать гуманный подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей;

2) каждое школьное дело, достижение, результат работы ученика должны быть проанализированы коллективом и самим учащимся в целях формирования правильных оценок, самооценок и взглядов личности;

3) необходимо сделать семью союзником в воспитании и обучении детей;

4) самоуважение, положительное отношение к себе и адекватная оценка себя являются необходимыми условиями правильного формирования личности;

5) процесс саморегуляции личности наиболее эффективно происходит в условиях предоставления самостоятельности и инициативы.

Методический паспорт проекта

Тема проекта:

Предмет: рефлексивный дневник

Уровень: средний.

Класс: 2 «А»

Возраст: 9 - 10 лет.

Количество учащихся: 28.

Время работы над проектом: год.

Форма работы: урочно-внеурочная.

Цели образовательные и воспитательные:

- развивать навыки самооценки и самоконтроля у младших школьников в процессе ведения рефлексивных дневников;

- воспитывать чувство причастности и собственной значимости в процессе обучения и воспитания в будущем.

Задачи учебно-педагогические:

- показать родителям и детям необходимость и возможность развития познавательной и чувственно переживаемой рефлексии в младшем школьном возрасте в процессе работы с рефлексивными дневниками;

- разработать и апробировать модель дневника, способствующего развитию рефлексивных умений адекватных возрастным и индивидуальным особенностям учащихся начальной школы;

развивать у учащихся умение:

а) анализировать и прогнозировать свою учебную деятельность;

б) анализировать и прогнозировать личностные, поведенческие качества, проявляющиеся во внеурочной деятельности.



Мотивация к работе желание в учебно-воспитательном процессе уделить внимание не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций. Мотивация основывается на интересе к данной теме.

Информационно-техническое обеспечение: рефлексивные дневники, дети используют домашний компьютер, ресурсы районной библиотеки т. к. учащимся будет необходимо использовать научную и художественную литературу, фотографии, делать рисунки.

Дополнительно привлекаемые специалисты: в качестве консультанта по содержанию выбранной темы выступили психологи:…………
Работа над проектом

I этап: организационный

  • проведение родительского собрания с привлечением психолога с целью ознакомления с проектом модели рефлексивного дневника школьника, обоснования необходимости его ведения. На собрании при необходимости родители вносят коррективы и дополнения в предлагаемую модель дневника и утверждают её;

  • проведение классного собрания учащихся, на котором дети знакомятся с содержанием рефлексивного дневника, формируется мотивация к его ведению. Роль учителя – разъясняющая и направляющая на основе мотивации.

II этап:

  • информационно-деятельный учащиеся творчески работают над оформлением первой страницы дневника – визитная карточка, собирают информацию о себе самом (беседы с родителями, родственниками, друзьями) и сопоставляют мнение о себе окружающих, со своим восприятием себя самого. Роль учителя – по необходимости консультативная, но в большей части наблюдательная, учащиеся в основном работают самостоятельно.

  • практико-ориентированный учащиеся учатся ведению рефлексивного дневника.

Этот этап самый длительный. Дети учатся анализировать своё поведение в урочное и внеурочное время, планируют, как «очистить свою планету от сорняков» (Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Учатся планировать свою учебную деятельность по всем изучаемым предметам на каждую неделю. Анализируют, совпал ли прогноз с результатом. Ведут, по выбранному предмету рефлексивную карту уроков. Выбирают для себя интересующую тему (вопрос, на который я хочу найти ответ), изучают её и в конце недели выступают с рефератом. Опираясь на результаты и допущенные ошибки в самостоятельных, проверочных и контрольных работах, ведут карты достижений по всем основным предметам в течение года. Роль учителя – обучающая (путём консультаций).

III этап: предъявление проекта и его продукта.

Проводится в форме конференции совместно с родителями, на которой отдельные учащиеся, по желанию, предъявляют свои рефлексивные дневники и дают оценку своей деятельности. Все вместе решают, будут ли они в дальнейшем вести дневники, или считают, что в этом нет необходимости. Предоставление психологами результатов психолого-педагогических диагностик. Роль учителя - сотрудничество.



Презентация проекта

Презентация, предъявление детских рефлексивных дневников, прогнозируемый вывод - ведение рефлексивных дневников помогает развитию навыка самооценки и самоконтроля у младших школьников; формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций; воспитывает чувство причастности и собственной значимости в процессе обучения и воспитания в будущем.



Продукт проекта

  • Рефлексивные дневники учащихся

  • «Книга Знаний класса»