Физика для 10 класса составлена на основе примерных программ основного общего образования, в соответствии с требованиями федеральног - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа составлена в соответствии с содержанием федерального компонента... 1 84.32kb.
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального... 1 430.79kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе... 1 103.57kb.
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса составлена на... 1 166.8kb.
Рабочая программа по алгебре на 2013 2014 учебный год 1 367.28kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 8 класса составлена на... 1 150.6kb.
Рабочая программа по химии 10 класса составлена на основе федерального... 4 368.79kb.
Программа по информатике и икт составлена на основе федерального... 1 289.02kb.
Примерная программа по немецкому языку составлена на основе федерального... 1 206.27kb.
Обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни 1 185.06kb.
Приказ мо от 5 марта 2004 г 3 1125.6kb.
Рабочая программа по музыке 1-4класс 1 181.53kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Физика для 10 класса составлена на основе примерных программ основного общего образования - страница №1/2



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета Физика для 10 класса составлена на основе примерных программ основного общего образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта 2004 г., использованием рекомендаций Авторской программы ГенденштейнаЛ.Э., Дика Ю.И.2008.

Рабочая программа класса рассчитана на 102учебных часа по 3 часа в неделю.

Тематическое планирование используется без изменений, содержание, последовательность изложения тем и количество часов на их изучение сохранены.

Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики:

Личностно-ориентированное обучение, проектная, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемное обучение, экспериментальные задания, написание и защита рефератов и др.


Цели обучения в 10 классе:

  • Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики,

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСз, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств,

  • Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием современных информационных технологий

  • Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Характеристика особенностей курса.

Изучение физики в 10-11 на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества –важнейший элемент общей культуры. Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром. Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10-11 классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы фокусируется внимание на центральной теме и ее практическом применении. Особое внимание уделяется взаимосвязи теории и практики. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Содержании тем учебного курса «Физика – 10 класс» соответствуют темам федерального компонента государственного стандарта общего образования примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
Резерв учебного времени использован для усиления практической направленности обучения: выполнение экспериментальных работ и решения задач. Итоговый контроль проводится в форме кратковременных тестовых тематических заданий, разноуровневых самостоятельных и контрольных работ. Материалы контроля представлены в приложении.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:


  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  1. Л.Э.Генденштейн. Физика-10 – М.: Мнемозина, 2008;

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  • Л.Э.ГенденштейнФизика 10 класс. Задачник– М.: Мнемозина, 2009;

  • Гладышева Н.К. Тесты. Физика 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2006;

  • Годова И.В. Контрольные работы в новом формате. Физика 10 класс, - М.: Интеллект-центр, 2011


Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики,;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

 рационального природопользования и защиты окружающей среды.



Содержание тем учебного материала.

Физика и методы научного познания (2ч). Физика – наука о природе. Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и идеализация. Границы применимости физических законов. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы? Знать (понимать): различные естественнонаучные методы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. Уметь: различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; формулировать гипотезу наблюдения или опыта, понимать условия его проведения и формулировать выводы.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: определять основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы технического устройства; уметь оценивать возможности его безопасного использования.

Механика (51 час). Кинематика (13 ч). Система отсчѐта. Материальная точка. Какое тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Кинематика свободного падения (вертикальное равноускоренное движение). Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение тела по окружности. Ускорение при равномерном движении тела по окружности. Демонстрации: зависимость траектории от выбора системы отсчета, падение тел в воздухе и вакууме. Лабораторные работы: 1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. 2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально. Знать: понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение.Уметь: пользоваться секундомером, измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение), читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях, решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, проверять зависимость времени движения тела по наклонному желобу от угла наклона желоба и других параметров системы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: оценивать тормозной путь транспортных средств для обеспечения безопасности собственной жизни, оценивать и анализировать информацию по теме «Кинематика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Динамика (16 ч). Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Место человека во вселенной. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Сила.ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Силы всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение тел под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. . Первая и вторая космические скорости. Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах. Лабораторные работы:

3. Определение жёсткости пружины.



4. Определение коэффициента трения скольжения.

Демонстраци: явление инерции, сравнение масс взаимодействующих тел, второй закон Ньютона, измерение сил, сложение сил, зависимость силы упругости от деформации, силы трения. Знать: понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость; законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления; практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракетыУметь: измерять и вычислять физические величины (массу, силу, жесткость, коэффициент трения); читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации; проверять зависимости периода колебания нитяного маятника от длины нити (или независимости периода от массы груза); решать простейшие задачи на определение массы, силы; изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы; рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: применение законов динамики для решения практических расчетных задач; оценивать безопасность использования механических устройств и транспортных средств; анализировать информацию по теме «Динамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Условия равновесия тел

Законы сохранения в механике (9ч). Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. Лабораторные работы: 5. Изучение закона сохранения механической энергии. Демонстрации: Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно. Знать: понятия: импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия; законы и принципы: законы закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии; практическое применение: КПД машин и механизмов. Уметь: измерять и вычислять физические величины (мощность, КПД механизмов); читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации; решать простейшие задачи на определение импульса, работы, мощности, энергии, КПД; изображать на чертеже при решении задач импульса тела; рассчитывать силы вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: применять законы сохранения импульса и энергии для решения физических задач.

Молекулярная физика и термодинамика (22ч).

Молекулярная физика (12ч). Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача МКТ. Количество вещества. Температура и еѐ измерение. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Состояние вещества. Строение газов, жидкостей и твѐрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости. Лабораторные работы 6. Опытная проверка закона Бойля – Мариотта. 7. Проверка уравнения состояния идеального газа. Демонстрации: Механическая модель броуновского движения. Изопроцессы. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объѐмные модели строение кристаллов. Знать: понятия: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул); анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации; законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; практическое применение: использование кристаллов и других материалов и технике. Уметь: решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева – Клайперона; связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры; наблюдать и описывать изменения давления воздуха при изменении температуры и объема; читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа; определять экспериментально параметры состояния газа.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: определять температуру, атмосферное давление; оценивать их соответствие нормам и влияние на здоровье человека. Грамотно использовать устройства, изменяющие параметры газа (медицинские банки, вентиляторы и др.), оценивать и анализировать информацию о тепловых явлениях, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Основы термодинамики (10ч). Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризисы. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар. Лабораторные работы 8. Измерение относительной влажности воздуха. 9. Определение коэффициента поверхностного натяжения. Демонстрации: Модели тепловых двигателей. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Знать: понятия: внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, удельная теплоемкость, необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели; законы и формулы: первый закон термодинамики; практическое применение: тепловых двигателей на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды. Уметь: строить график зависимости температуры от времени остывания воды, решать задачи на применение первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей; вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объема. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: оценивать информацию об открытии «вечных двигателей», о влиянии тепловых двигателей на окружающую среду, осуществлять рациональное природопользование и охрану окружающей среды; использовать факт большой теплоемкости воды в сельском хозяйстве и быту.

Электростатика (10ч).

Электрические взаимодействия (2ч). Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.

Свойства электрического поля (7ч). Напряженность электрического поля. Линии напряженности. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжѐнностью электростатического поля. Электроѐмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Демонстрации: Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряжѐнного конденсатора.

Подведение итогов (1ч).

Резерв учебного времени (5ч). 9
Контрольно-измерительные материалы: Контрольно-измерительные материалы предназначены для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся на уроках физики в 10 классе. Самостоятельные работы рассчитаны, на 10-15 минут урока и позволяют учителю в течение учебного года регулярно контролировать степень усвоения учащимися изучаемого материала. Контрольные работы находятся в логической связи с содержанием учебного материала, и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета, составлены в двух вариантах, отличающихся по уровню сложности заданий.
Содержание. Контрольные работы.

1. Контрольная работа № 1 «Кинематика».

2. Контрольная работа № 2 «Динамика».

3. Контрольная работа № 3 «Законы сохранения в механике»

4. Контрольная работа № 4 «Молекулярная физика».

5. Контрольная работа № 5 «Термодинамика».

6. Контрольная работа №6 «Электростатика».


Тематическое планирование уроков физики УМК авт. Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. Физика 10

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Сроки прохождения

из них

Лабораторных работ

Контрольных уроков

1.

Физика и методы научного познания

2 часа










2.

Механика

51час




8 часов

3 часа

2.1

Кинематика

13 часов




1. Измерение ускорения тела при ПРУД

2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально



1. Контрольный урок по теме «Кинематика»

2.2

Динамика

16 часов




3. Определение жесткости пружины

4. Определение коэффициента трения скольжения



2. Контрольный урок по теме «Применение законов Ньютона»

2.3

Условия равновесия тел

4 часа










2.4

Законы сохранения в механике

10 часов




5. Исследование упругого и неупруг столкновения тел.

6. Сравнение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

7. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.


3. Контрольный урок по теме

« Механика»



2.5

Механические колебания и волны

8 часов




8. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника




3.

Молекулярная физика и термодинамика

36 часов




3 часа

2 часа

3.1

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа

13 часов




9. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта

4. Контрольный урок по теме «МКТ идеального газа»

3.2

Основы термодинамики

8 часов










3.3

Фазовые переходы

15 часов




10. Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости

11. Определение относительной влажности воздуха



5. Контрольный урок по теме «Молекулярная физика и термодинамика»

4.

Электростатика

10 часов







1 час

4.1

Электрические взаимодействия

2 часа










4.2

Свойства электрического поля

8 часов







6. Контрольная работа по теме «Электрические взаимодействия»




Резерв времени

3 часа







1 час Годовая контрольная работа




Итого

102 часа




11 часов

7 часов


Календарно-тематическое планирование по физике, 10 класс, 3 часа в неделю

Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10


п./п.





Дата

Тема урока

Минимум содержания

Демонстрации и л. работы

Требования к уровню

подготовки учащихся



Демонстрации

Л. работы

Физика и научный метод познания 2 часа





2.09

Физика и методы познания мира

Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика







Знать/понимать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики. Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий





4.09

Современная физическая картина Мира

Границы применимости физических законов, Современная Картина Мира. Использование физических знаний и методов. Принцип соответствия.







Знать и понимать смысл понятий вещество, взаимодействие, материя

Механика51 час

Кинематика 13 часов





6.09

Основные характеристики движения тел

Основная задача механики. Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение

Примеры механического движения. Относительность покоя и движения.




Узнавать определение понятий «материальная точка», «траектория», «путь», «перемещение», или определять эти понятия по их определению.

Выделять (различать) характерные признаки этих понятий.







9.09

Скорость. Сложение скоростей

Мгновенная скорость. Векторные величины и их проекции Закон сложение скоростей.







Знать/понимать физический смысл понятия скорости, физический смысл относительной скорости





11.09

Решение задач на закон сложения скоростей










Уметь применять полученные знания для решения физических задач





13.09

Прямолинейное равномерное движение

Законы равномерного прямолинейного движения

Равномерное прямолинейное движение




Знать/понимать законы прямолинейного равномерного движения





16.09

Прямолинейное равноускоренное движение Свободное падение

Ускорение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Равноускоренное движение по наклонной плоскости




Знать/понимать физический смысл ускорения, ускорения свободного падения; законы прямолинейного равноускдвижия





18.09

Входная контрольная работа

















20.09

Измерение ускорения тела при ПРУД







Лабораторная работа №1 « Измерение ускорения тела при ПРУД»

Уметь описывать и объяснять результаты эксперимента





23.09

Решение задач на законы равноускоренного движения










Уметь применять полученные знания для решения физических задач





25.09

Криволинейное движение

Траектория тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту







Уметь применять законы равноускоренного движения к частным случаям





27.09

Изучение движения тела, брошенного горизонтально







Лаб работа.№2 Изучение движения тела, брошенного горизонтально








30.09

Равномерное движение по окружности

Что изучает динамика. История открытия I закона. Принцип относительности Галилея. Выбор системы отсчёта

Движение тел по инерции




Знать/понимать законы вращательного движения.





2.10

Решение задач на законы равноускоренного движения










Уметь применять полученные знания для решения физических задач





4.10

Контрольная Ра бота по теме «Кинематика материальной точки»













Динамика16 часов





7.10

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета

Что изучает динамика. История открытия I закона. Принцип относительности Галилея. Выбор системы отсчёта

Движение тел по инерции




Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона Знать / понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике





9.10

Взаимодействие тел. Сила упругости

Взаимодействие и силы. Три вида сил. Виды деформаций. Закон Гука. Динамометр. Измерение сил.

Искривление траект движения шарика в магнитном поле. Взаимод тележек. Измерен сил динамометром.




Знать / понимать смысл понятия сила; смысл физических величин в законе Гука.





11.10

Определение жесткости пружины







Лаб работа. №3Определение жесткости пружины








14.10

Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона

Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Примеры применения II закона Ньютона.

Зависимость ускорения от силы и массы тела




Знать / понимать зависимость между ускорением и действующей





16.10

Третий закон Ньютона

Третий закон Ньютона. Свойства сил, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе

Опыты, иллюстрирующие III закон Ньютона




Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона





18.10

Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона»










Знать / понимать смысл границы применимости законов Ньютона





21.10

Закон Всемирного тяготения

Развитие представлений о тяготении



Закон Всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Границы применимости закона

Открытие закона тяготения. Причины тяготения. Открытие новых планет.









Знать / понимать содержание закона Всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной

Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли на основе научной теории.







23.10

Сила тяжести. Движение тел под действием силы тяжести

Сила тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело только под действием силы тяжести?







Знать/понимать физический смысл «сила тяжести»





25.10

Все тела. Невесомость

Все тела. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость. Перегрузки

Состояние невесомости




Знать / понимать смысл физической величины «вес тело», и физических явлений: невесомости и перегрузок





28.10

Движение планет и искусственных спутников Земли. Решение задач

Первая и вторая космические скорости. Роль сил тяготения в эволюции Вселенной. Закон тяготения в объяснении явлений природы.







Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников .





30.10

Силы трения

Сила трения покоя. Природа силы трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения

Трение покоя, скольжения, качения. Измерение силы трения




Знать/понимать природу сил трения; способы их уменьшения и увеличения





1.11

Определение коэффициента трения скольжения







Лабораторная работа №4 Определение коэффициента трения скольжения








11.11

Решение задач на движение тела под действием нескольких сил.

Алгоритм решения задач на законы Ньютона.







Уметь применять полученные знания для решения физических задач





13.11

Решение задач на движение системы связанных тел

Алгоритм решения задач на законы Ньютона.







Алгоритм решения задач на законы Ньютона.





15.11

Решение задач на движение тел по наклонной плоскости

Алгоритм решения задач на законы Ньютона.







Алгоритм решения задач на законы Ньютона.





18.11

Контрольная работа по теме «Применение законов Ньютона»













Условия равновесия тел 4 часа





20.11

Равновесие тел при отсутствии вращения

Понятие равновесия. Статика. Условие равновесия при отсутствии вращения, разложение сил на составляющие

Прибор по «Статике» с магнитными держателями




Знать/понимать смысл равновесия; уметь раскладывать силу на составляющие по правилу проецирования вектора на оси координат.





22.11

Равновесие тел, имеющих ось вращения

Момент силы, плечо силы, условие равновесия тел с закрепленной осью вращения

Диск с осью вращения, грузы на нити, динамометр




Знать/понимать смысл понятия момент силы, условие равновесия тел, имеющих ось вращения; уметь находить плечо силы





25.11

Решение задач на условие равновесия тел.










Уметь применять полученные знания для решения физических задач





27.11

Центр масс. Центр тяжести. Виды равновесия

Центр масс. Центр тяжести. Виды равновесия. Определение центра тяжести плоских пластин

Шарик на выпуклой и вогнутой поверхностях, линейка, призма с отвесом.




Уметь применять полученные знания для решения практических задач

Законы сохранения в механике10 часов





29.11

Импульс. Закон сохранения импульса Реактивное движение

Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса.

Взаимодействие двух шаров или тележек. Движение модели ракеты




Знать смысл понятия импульса тела и импульса силы; знать/понимать смысл закона сохранения импульса Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике.





2.12

Решение задач на закон сохранения импульса










Уметь применять полученные знания для решения физических задач





4.12

Механическая работа и мощность

Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через F и v.

Определение работы при перемещении бруска




Знать/понимать смысл понятия работа и мощность





6.12

Механическая энергия. Закон сохранения энергии

Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии

Энергия тела, поднятого на некоторую высоту, энергия пружины, зависимость кинетической энергии от массы и скорости тела. Переход потенциальной энергии в кинетическую



Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии








9.12

Решение задач на закон сохранения энергии и импульса










Уметь применять полученные знания для решения физических задач





11.12

Исследование упругого и неупругого столкновения







Лабораторная работа№5 «Исследование упругого и неупругого столкновения»

Проверить выполнение закона сохранения импульса и оценить погрешность





13.12

Сравнение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости







Лабораторная работа№6«Сравнение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости»

Проверить выполнение закона сохранения механической энергии и оценить погрешность





16.12

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии







Лабораторная работа №7 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии»

Проверить выполнение закона превращения механической энергии и оценить погрешность





18.12

Повторение темы «Механика»










Уметь приводить примеры практич.примен. физических знаний законов механики, использующихся для создания различных технических устройств. Различать проявление законов механики в окружающей среде





20.12

Контрольная работа по теме «Механика»













Механические колебания и волны 8 часов





23.12

Механические колебания.

Понятие механических колебаний, примеры, характеристики, условия возникновения колебаний, свободные, гармонические колебания, уравнение гармонических колебаний, периоды пружинного и математического маятников.

Шарик на нити, груз на пружине, две пружины разной жесткости, два груза разной массы.




Знать/понимать смысл понятий механического колебания, свободных колебаний, уметь объяснять условия возникновения колебаний..





25.12

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника







Лабораторная работа№8 Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника








27.12

Решение задач на составление уравнения гармонических колебаний и расчет периода и частоты колебательного

движения












Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами. .





10.01

Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

Превращение энергии при колебаниях, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс.

Шарики на нитях.




Знать/понимать смысл понятий: затухающие, вынужденные колебания; явления резонанса. Уметь объяснять явление превращения энергии при колебаниях.






13.01

Механические волны.

Механические волны, характеристики и свойства волн. Скорость волны. Интерференция волн. Поперечные и продольные волны.

Волновая машина




. Знать/понимать смысл понятия механическая волна, уметь объяснять условия возникновения различных видов волн.





15.01

Решение задач на расчет характеристик волнового движения










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.





17.01

Уравнение бегущей волны

График бегущей волны; отличие его от графика колеб. Стоячая волна.

Волновая машина, шнур.




. Знать/понимать смысл понятия бегущая волна; стоячая волна





20.01

Звук

Звуковые волны, ультразвук и инфразвук, характеристики звука, акустический резонанс.

Камертоны на резонаторных ящиках.



Камертоны на резонаторных ящиках.




Знать/понимать смысл понятия звуковая волна, явления акустического резонанса, смысл физических величин, характеризующих звук.

Молекулярная физика и термодинамика 36 часов

Молекулярная физика 13 часов





22.01

Основные положения МКТ.

Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ.

Броуновское движение – модель, диффузия в газах, взаимодействующих молекул.




Знать/понимать смысл основных положений МКТ. Уметь приводить опытные доказательства основных положений МКТ.





24.01

Масса и размеры молекул. Количество вещества.

Оценка размеров молекул, количество вещества, относительная молекулярная масса, молярная масса, число Авогадро.







Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы.





27.01

Температура в МКТ газов.

Температура и тепловое равновесие, измерение температуры, термометры, абсолютная температура, соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина.

Измерение температуры.




Знать/понимать смысл понятий температура, абсолютная температура. Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров





29.01

Изопроцессы в газах.

Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический.

Зависимость давления от объема (на приборе для газовых законов). Зависимость объема газа от температуры. Зависимость давления газа от температуры.




Знать/понимать смысл понятия изопроцесса, а также зависимость между двумя макропараметрами при неизменном третьем.





31.01

Опытная проверка закона Бойля-Мариотта







Л р.№9 Опытная проверка закона Бойля-Мариотта











3.02

Решение задач на изопроцессы










Уметь применять полученные знания для решения физических задач Уметь определять характер изопроцесса по графику





5.02

Уравнение состояния идеального газа

Уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клайперона. Закон Авогадро.

Зависимость между объёмом, давлением, температурой.




. Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа.





7.02

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа».










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.





10.02

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа

Модель давления газа.




Знать/понимать смысл понятия давление газа; его зависимость от микропараметров.





12.02

Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.

Температура – мера средней кинетической энергии молекул, постоянная Больцмана. Зависимость давления газа от его концентрации и температуры.







Знать/понимать смысл понятия температура – мера средней кинетической энергии, физический смысл постоянной Больцмана.





14.02

Измерение скоростей молекул газа

Опыт Штерна







Уметь объяснять опыт по определению скорости движения молекул.





17.02

Решение задач на основное уравнение МКТ










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





19.02

Контрольная работа по теме «Основы МКТ газов»













Термодинамика 8 часов





21.02

Внутренняя энергия.

Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа.

Способы измерения внутренней энергии.




Знать/понимать смысл понятия внутренняя энергия.





24.02

Решение задач на уравнение теплового баланса.

.


Изменение внутренней энергии при теплопередаче. Уравнение теплового баланса.








Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





26.02

Работа в термодинамике

Вычисление работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы. Физический смысл молярной газовой постоянной.


Работа при измерении объема газа




Знать/понимать термодинамический смысл понятия работа.






28.02

Первый закон термодинамики.

Закон сохранения энергии, первый закон термодинамики; следствия из первого закона термодинамики







Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь применять первый закон термодинамики к изопроцессам





3.03

Решение задач на первый закон термодинамики











Уметь применять первый закон термодинамики при решении расчетных задач.






5.03

Тепловые двигатели.

Принцип работы тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду.







Уметь объяснять принципы работы тепловых машин, экологические проблемы, связанные с использованием тепловых машин.





7.03

Решение задач на расчет КПД тепловых машин











Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





12.03

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.

Необратимые и обратимые процессы. Три формулировки второго закона термодинамики







Знать/понимать смысл второго закона термодинамики .

Фазовые переходы 15 часов





14.03

Свойства твердых тел

Кристаллические и аморфные тела, их свойства. Анизотропия, изотропия полиморфизм







Уметь объяснять различия в свойствах кристаллических и аморфных тел





17.03

Механические свойства твердых тел

Механическое напряжение, модуль Юнга, диаграмма растяжения, закон Гука Виды деформаций.







Знать/понимать смысл механического напряжения, смысл закона Гука





19.03

Решение задач на расчет механического напряжения










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





21.03

Плавление и кристаллизация.

Процесс плавления и кристаллизации. Уравнение теплового баланса для данных процессов. Удельная теплота плавления.

Модели кристаллических решеток.




Знать/понимать физический смысл процессов плавления и кристаллизации, смысл удельной теплоты плавления.





31.03

Поверхностное натяжение жидкости

Поверхностное натяжение, коэффициент поверхностного натяжения.







Знать/понимать смысл поверхностного натяжения.





2.04

Капиллярные явления. Смачиваемость.

Подъем жидкости в капиллярах. Явление смачивания.







Знать/понимать смысл явлений смачивания и капиллярности





4.04

Решение задач на расчет высоты подъема жидкости в капиллярах










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





7.04

Определение коэффициента поверхностного натяжения







Лабораторная работа №10«Определение коэффициента поверхностного натяжения»

Уметь описывать и объяснять результаты эксперимента






9.04

Решение задач на расчет коэффициента поверхностного натяжения и капиллярность










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





11.04

Испарение и конденсация. Кипение.

Процессы испарения и конденсации, удельная теплота парообразования. Количество теплоты поглощаемое при парообразовании и выделяющееся при конденсации. Кипение.

Зависимость скорости испарения от площади поверхности, температуры, движения воздуха, охлаждение жидкости при испарении, кипение воды при пониженном давлении




Уметь объяснять процессы испарения и конденсации на основе МКТ.





14.04

Насыщенный и ненасыщенный пар Влажность воздуха.

Динамическое равновесие. Зависимость давления насыщенного пара от температуры и объема. Изотерма реального газа Абсолютная влажность, относит влажность, зависимость влажности от температуры, способы определения влажности.

Устройство и применение гигрометра и психрометра.




Знать/понимать смысл понятия насыщенный пар, динамическое равновесие, влажности воздуха, а также физических величин, характеризующих влажность.





16.04

Определение относительной влажности воздуха.







Лабораторная работа №11 «Определение относительной влажности воздуха»

Уметь измерять влажность воздуха.





18.04

Решение задач на расчет абсолютной и относительной влажности воздуха










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





21.04

Повторение темы «Основы МКТ, термодинамика, свойства твердых те, жидкостей и газов»










Уметь приводить примеры практического применения физических знаний законов молекулярной физики и термодинамики, использующихся для создания различных технических устройств. Различать проявление этих законов окружающей среде





23.04

Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»













Электростатика10 часов

Электрические взаимодействия 2 часа





25.04

Электрический заряд. Закон Кулона.

Природа электричества, электризация тел, электрический заряд, закон сохранения заряда. Точечный заряд. Закон Кулона. Единица заряда. Элементарный заряд.

В/фрагменты «Два вида зарядов», «Электроскоп», «Взаимодействие заряженных тел», «Делимость заряда»




Знать/понимать закон сохранения заряда, смысл понятия электрический заряд.

Знать физический смысл закона Кулона и границы его применимости







28.04

Решение задач на закон сохранения заряда и закон Кулона.










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами

Свойства электрического поля8 часов





30.04

Напряженность электрического поля

Электрическое поле. Напряжённость поля. Принцип суперпозиции. Напряжённость поля точечного заряда. Линии напряжённости.

Обнаружение электрического поля, отклонение стрелки электрометра. Наблюдение спектра электрического поля точечных зарядов




Знать/понимать смысл электрического поля, понятия напряжённости электрического поля, линий напряженности электрического поля.





5.05

Решение задач на расчет напряженности электрического поля










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





7.05

Электрическое поле в веществе

Проводники. Электрическое поле внутри проводника. Электростатическая защита. Диэлектрик. Два вида диэлектриков.

В/фрагмент «Ориентация силовых линий относительно поверхности проводника»




Знать/понимать смысл понятия проводника, диэлектрика; уметь объяснять явления в проводниках и диэлектриках, помещенных в электрическое поле.





12.05

Решение задач на расчет величин, характеризующих электрическое поле в веществе.










Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами





14.05

Потенциал и разность потенциалов










Знать/понимать смысл понятия потенциал, потенциальная энергия, разность потенциалов





16.05

Электроемкость. Энергия электрического поля










Знать/понимать смысл понятия электроемкость, энергия электрического поля, конденсатор, уметь объяснять устройство конденсаторов и их применение





19.05

Решение задач по теме «Потенциал. Электроемкость».










Уметь применять полученные знания для решения задач





21.05

Контрольная работа по теме «Электрические взаимодействия»













Повторение 3 часа





23.05

Подготовка к годовой контрольной работе.

















26.05

Годовая контрольная работа

















28.05

Подведение итогов. Обобщающий урок по курсу «Физика-10»















следующая страница >>