Философия и ее роль в жизни человека - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изобразительное искусство в жизни человека (34 часа) Роль и значение... 2 449.4kb.
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. 3 426.2kb.
Кризис европейского человечества и философия 1 433.31kb.
Урок- игра «Покорение вершины» 7 класс. Тема: общая характеристика... 1 138.78kb.
Значение питания в жизни человека Г. Гейне: «Человек есть то, что... 1 299.21kb.
Урок 8/60. Тепловые двигатели и их роль в жизни человека 1 60.48kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине 1 109.71kb.
Урока: Вода в природе и в жизни человека 1 78.9kb.
Статья на сайте педагогического клуба «науки и творчество» 1 68kb.
Существования человека на Земле. Мы не можем объективно видеть свою... 9 2332.22kb.
8. Познание и его формы 1 99.52kb.
Разработка урока литературы "Слово о полку Игореве" в литературе... 1 108.29kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Философия и ее роль в жизни человека - страница №1/3

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 Предмет философии

 Место и роль философии в культуре

 Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения

 Специфика философского знания

 Методы философии

 Функции философии

 Онтологическая сторона основного вопроса философии

 Гносеологическая сторона основного вопроса философии
БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

 Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия

 Категория материи в философии

 Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи. Материалистическая картина мироздания

 Движение и его основные формы

 Пространство и время как атрибутивные свойства материи

 Отражение как свойство материи

 Основные подходы к проблеме сознания в философии

 Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения

 Сознание и язык

 Структура сознания

 Сознание и бессознательное


ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

 Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей

 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

 Закон отрицания отрицания

 Категории диалектики

 Альтернативы диалектики


ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

 Эпистемология – теория познания

 Структура процесса познания: этапы и формы процесса познания

 Практика — основа, движущая сила и цель познания

 Диалектико-материалистическая теория истины

 Природа заблуждений. Критерии истины


ЧАСТЬ II
ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 Философия Сократа

 Учение Платона об «идее»

 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение

 Учение Ф. Бэкона и Р. Декарта

 Трансцендентальная философия Канта. «Критика чистого разума»

 Основы метафизики нравственности. «Критика практического разума» И. Канта

 Философия Г. Гегеля


ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 Социальные функции науки. Закономерности развития науки

 Научная и философская картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания

 Научное познание и роль науки. Философия науки

 Структура, методы и формы научного познания

 Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники

 Философия позитивизма. Позитивизм первой волны: О. Конт, Дж. С. Милль, Г.Спенсер.

 Эмпириокритицизм (позитивизм второй волны)

 Логический позитивизм (позитивизм третьей волны)

 Логико-методологическая концепция К. Поппера.

 Концепция научных революций Т. Куна.

 Плюралистическая методология П. Фейерабенда.

 Концепция личностного знания М. Полани.
ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 Социальное бытие как объект философского анализа. Структура общества

 Роль материального производства в развитии общества: диалектика производительных сил и производственных отношений

 Социальная сфера общественной жизни: социальная структура общества и ее изменение

 Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества

 Духовная жизнь общества

 Общественное бытие и общественное сознание

 Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

 Культура и цивилизация

 Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма»



ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Предмет философии. Место и роль философии в культуре
Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает лю­бовь к мудрости (филос — любить, софия — мудрость).

Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мысли­тель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремя­щимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Ис­толкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.). Если бы в представле­нии Платона философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, то есть выяснять смысловую сущность вещей, он не стал бы вводить имен­но это слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-гречески «софист»). Дело в том, что под Софией Платон имел в виду не приобретенное субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с Софией, он может только любить ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в термин «философия», и отсюда более адек­ватным было бы перевести его как «любовь к истине», хотя и это не со­всем точно. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Как мы видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия, таким образом, при своем зарождении мыслилась не как простое собрание истин, а как стремление к истине, как такой иде­альный настрой души и ума человека, который способен привести к гар­моничному равновесию.

На состоявшемся в 399 г. до н. э. суде над Сократом, где его обвинили в распространении опасных идей, он заявил, что занимается фило­софией потому, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит». Сократ обнаружил, что почти все его современники тратят свою жизнь добиваясь различных целей — славы, богатства, удовольствия, не удосужившись даже спросить себя, важно ли это. А пока человек не задаст себе этого вопроса и не подумает над ним, он не может быть уверен, что делает нечто правильное. И вся его жизнь может оказать­ся потраченной на бесполезное, а то и пагубное дело.

Возникновение философии в VI в. до н. э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человечес­кой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Муд­рость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизмен­ного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей, стрем­ление открыть первопричину, которая все порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т. е. перво­начала, вечного и неизменного бытия. Или, как говорил один из пер­вых греческих философов Гераклит, познания самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни. Истинное знание обо всем дает только разум, а не чувства человека. Поэтому философия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель). Философия — это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира и не исследуют общую природу сущего.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на по­становку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место челове­ка в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у челове­чества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т. д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный ма­териал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемир­но-исторической практики и познания, является духовной квинтэссен­цией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

В настоящее время под философией понимается наука о всеоб­щих законах развития природы, общества и познания. Философия – это осо­бая форма общественного сознания, теоретическая основа мировоз­зрения. Философия представляет собой систему дисциплин, способствующих формиро­ванию духовного мира человека.

В чем же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеоб­щностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия иссле­дует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-тре­тьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, форми­рует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На многие важные вопросы ответ дает именно философия. Что представляет собой окружающий мир? Каковы место и роль в нем чело­века? В чем заключается смысл и цель жизни? Существуют ли не зави­сящие от человека законы развития природы и общества? Каковы отно­шения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им воп­росы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии.



Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  • онтология (учение о бытии);

  • гносеология (учение о познании);

  • учение о человеке;

  • социальная философия.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:



  • сущность бытия;

  • происхождение бытия;

  • материя (субстанция), ее формы;

  • сознание, его происхождение и природа;

  • взаимоотношение материи и сознания;

  • бессознательное;

  • человек, его сущность и существование;

  • душа, духовный мир человека;

  • общество;

  • общество и человек;

  • природа;

  • природа и общество;

  • духовная сфера жизни общества;

  • материально-экономическая сфера жизни общества;

  • социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;



  • экология, проблемы выживания;

  • особенности познания;

  • влияние познающего субъекта на процесс познания и его резуль­таты;

  • ограниченность и безграничность познания;

  • движение;

  • философские категории;

  • диалектика и ее законы.

Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения


Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззре­ния: мифология, религия, философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древ­него общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные воп­росы: происхождение Вселенной, Земли и человека, объяснение природ­ных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения, вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фанта­стических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии), практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.), однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека, и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм.

Крупнейшими и наиболее распространенными в мире нацио­нальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм.

Помимо мировоззренческих, религия имеет ряд иных функций: объе­динительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей), культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру), нравственно-воспитательную (культи­вирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании (а не на вере либо вымыс­ле), рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каж­дый человек имеют более или менее ясное или, наоборот, расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. В качестве примера можно привести, например, вопрос, заданный Платоном еще двадцать три века назад: «Что есть справедливость?», и связанные с ним проблемы, среди кото­рых: «Как мы отличаем справедливые действия от несправедливых?», «Откуда мы знаем, что мы должны делать и что является правильным?», «Основывается ли справедливость только на юридических отношени­ях или же для нее существуют более фундаментальные критерии?». Си­стема этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в це­лом и отдельной личности в частности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распо­ряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что окружает человека. Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит свою деятельность, определяет общие и частные цели в соот­ветствии с определенным мировоззрением.

Мировоззрение — это фундамент человеческого сознания. Суще­ственное значение для его характеристики имеет пропорциональное при­сутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, на­строений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В струк­туре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представля­ет собой конкретно-научную и универсальную картины мира (универсаль­ная картина мира — это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей), систематизирующие и обоб­щающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественны­ми регуляторами. Ценность — это свойство какого-либо предмета или яв­ления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное от­ношение человека к миру и к самому себе образует опреде­ленную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Вследствие устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми появляются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в лич­ные взгляды, убеждения, верования, а также выработка психологи­ческой установки на готовность действовать определенным образом.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обоб­щение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готов­ность человека к определенному типу поведения в конкретных об­стоятельствах.

Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, на­строения, соединяясь в мировоззрении, образуют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Понятие структуры мировоззрения предполагает, исходя из ха­рактера формирования и способа функционирования, выделение его структурных уровней:



  1. Элементарный уровень – представляет собой совокупность мировоз­зренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складывают­ся и функционируют в обыденном сознании.

  2. Концептуальный уровень – включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития, человека, его деятельнос­ти или познания, будущее человечества и т. д.

  3. Методологический уровень — высший уровень мировоззрения, который включает в себя основные понятия и принципы, составляющие «ядро» ми­ровоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и места человека в нем.

Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения. Относя философию к ми­ровоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия — это теоретичес­кий уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в филосо­фии выступает в форме знания и носит систематизированный, упоря­доченный характер.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могу­щество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса. Со­гласно этому мировоззрению, все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, других стран Востока, а также для Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе кото­рого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы, Бога (был распространен в средневеко­вой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Ново­го и Новейшего времени, современные философские школы).

Специфика философского знания


Основная специфика философского знания заключается в его двой­ственности, так как оно:

  • имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

  • однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдель­ной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не по­глощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Взаимодействие философии, других наук и вненаучных знаний
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В ЦЕЛОМ

(состоит из отдельных наук)

ФИЛОСОФИЯ



(предельное обобщение всего существующего знания;

высшее теоретическое мировоззрение)

ИНОЕ, ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ, РЕЛИГИЯ и др.



Можно выделить следующие особенности философского знания:


  1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, ло­гику и т. д.); носит предельно общий, теоретический характер;

  2. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые ле­жат в основе других наук;

  3. во многом субъективно — несет на себе отпечаток личности и миро­воззрения отдельных философов;

  4. является совокупностью объективного знания и ценностей, нрав­ственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

  5. изучает не только предмет познания, но и механизм самого позна­ния;

  6. характеризуется рефлексивностью – обращенностью мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

  7. испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами;

  8. в тоже время, оно динамично — постоянно развивается и обновляется;

  9. опирается на категории, предельно общие понятия;

  10. неисчерпаемо по своей сути;

  11. ограничено познавательными способностями человека (познающе­го субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (проис­хождение бытия, первичность материи или сознания, происхожде­ние жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его вли­яние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Методы философии


Основными методами философии (путями, средствами, с помо­щью которых осуществляется философское исследование) являют­ся: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, гер­меневтика.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, при­чин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при кото­ром объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт по­стоянных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведет­ся поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

В истории философии прослеживаются два основных философских метода – диалектика и метафизика. Принципиальные различия меж­ду ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:



  1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи яв­лений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

  2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изме­нений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

  3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

  4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне прису­щих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета. Характерной особенностью метафизики всегда выступала односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Изъяв не­который объект из связи его с другими, метафизически мыслящий человек упускает из виду целостный контекст бытия этого объекта, который только и позволяет уяснить его суть, показывая его взаимосвязи, его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто про­тивоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без ог­рубления, упрощения. Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении раз­розненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внеш­не правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклек­тика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привле­кательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онто­логической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но ис­кусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), но­вой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу, либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была рас­пространена в Древней Греции, имела своей целью не получение истины, а победу в споре, доказательство «чего угодно кому угодно» и использо­валась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика, как метод интерпретации, предпола­гает «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование от­дельных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душев­но-духовной жизни реконструируемой эпохи. В философской герме­невтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понимании, т. е. понимание — это способ существования человека. Метод герменевтики широко распространен в западной философии.

На каждом этапе развития науки философский метод синтезирует­ся из достижений частных конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику. А затем философия, в свою оче­редь, возвращает синтезированный ею «продукт» конкретным наукам в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересую­щих их явлений и процессов.

Философские методы, будучи универсальными, являются необхо­димым условием решения разнообразных конкретных задач, но не под­меняют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта.

Необходимость выбора и обоснования методов, выяснения их соотношения породила и специфическую область философского и научно-теоретического знания – методологию. Это система исходных прин­ципов или начал, обобщенных способов (методов) организации и пост­роения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Таким образом, философская теория выступает и в качестве содер­жательного теоретического знания, и в качестве общей методологии. В философии каждое теоретическое понятие, положение выступает од­новременно и методологическим принципом. Философская теория есть одновременно и метод. В силу этого философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими ме­тодами являются материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление материи (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — произ­водной идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (напри­мер, в Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).

Рационализм — философский метод и направление в философии, в соответствии с которым истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разу­ма) без влияния опыта и ощущений («все можно подвергнуть сомне­нию, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума»).

Функции философии
Функции философий — основные направления применения фило­софии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии; мировоззрен­ческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологи­ческую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую.



Мировоззренческая функция способствует формированию целост­ной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия выра­батывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что фи­лософия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предель­но обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций филосо­фии; имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). *

Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскры­вать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модер­низация, увеличение достоверности знания.



Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, эти­ческих, социальных, идеологических и др. Значение аксиологической функции особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX – начала XX в. и др.).

Социальная функция — состоит в том, чтобы объяснить общество, причины его возник­новения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться к окружающему миру и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке предсказать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения; и если и сужался предмет фи­лософии, то с ее общекультурной функцией происходило, скорее, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала.

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличе­ния можно сказать, что философия является сегодня важнейшим эле­ментом духовной культуры человечества. Философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта (практичес­кого, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода миро­воззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения.



Практическая функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, еще и действует. Русский философ П. Л. Лавров подчеркивал, что философия отождествляет мысль и действие. Поистине, в своем миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действу­ет, реализует свое миропонимание. В отличие от животного, он дей­ствует именно таким образом. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.

Онтологическая сторона основного вопроса философии


Под основными вопросами философии имеются в виду те вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация фило­софией своих функций. Такими важнейшими философскими вопросами, находящими­ся между собой в системной связи, являются, например, следующие вопросы:

  • Каковы первичные, фундаментальные основы этого мира?

  • Познаваем ли окружающий нас мир?

  • Каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни чело­века?

  • Каковы основные принципы научного исследования мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений?

  • В чем состоит сущность человеческого общества?


Основным вопросом философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его решения зависит построение целостного знания об окружаю­щем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей фи­лософии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время про­тивоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеоло­гическая.

Онтологическая сторона основного вопроса филосо­фии заключается в постановке и решении вопроса о том, что первично — материя или сознание.

Суть гносеологической стороны основного вопроса философии состоит в ответе на вопрос, познаваем или непознаваем мир и что первично в процессе познания.

В зависимости от того, какой ответ дается на основной вопрос философии в его онтологическом и гносеологическом аспектах, в фи­лософии выделяются следующие основные направления: мате­риализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие способы его решения, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;


  • вульгарный материализм;

  • дуализм;

  • деизм

При рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие способы его решения, как:



  • гностицизм;

  • агностицизм;

  • эмпиризм (сенсуализм);

  • рационализм.

Итак, онтологическую сторону основного вопроса философии представ­ляют:



  • материализм;

  • идеализм;

  • дуализм.


Материализм («линия Демокрита») — направле­ние в философии, сторонники которого считают, что в отношениях ма­терии и сознания первичной является материя.
Следовательно:

  • материя реально существует;

  • материя существует независимо от сознания (то есть существует не­зависимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

  • материя является самостоятельной субстанцией – она не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

  • материя существует и развивается по своим внутренним законам;

  • сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя;

  • сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей.
К материалистическому направлению принадлежали такие филосо­фы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро и другие французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

Достоинства материализма — опора на науку, в особенности на точ­ные и естественные науки (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущ­ности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме можно выделить особое направление – «вульгарный» материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизировали роль материи, чрезмерно увлекались исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игно­рировали само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм иг­норирует качественное различие сознания и материи.


Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сто­ронники которого в отношениях материи и сознания первичным счита­ют сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятель­ных направления:

  • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

  • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно представлениям объективного идеализма:

  • реально существуют только идеи;

  • идеи первичны;

  • вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

  • «мир идей» изначально существует в мировом разуме (уме Бога);

  • «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного су­ществования и является воплощением «мира идей»;

  • каждая единичная вещь – воплощение идеи данной вещи (например, лошадь есть воплощение идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.);

  • большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

  • идеи существуют объективно, независимо от сознания человека.

В противоположность объективным идеалистам субъективные иде­алисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:



  • все существует только в сознании познающего субъекта;

  • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в сознании;

  • вне отдельного сознания ни материи, ни духа (идей) не су­ществует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чис­той идеи» в конкретную вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в Греции, в средневековой Европе; в настоящее время широко распространен в США, Германии и других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии, материализмом и идеализмом, существуют промежу­точные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.


Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

  • существуют две независимые субстанции — материальная (обла­дающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

  • все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой из указанных субстанций (материальные вещи — от матери­альной, идеи — от духовной);

  • в человеке соединяются одновременно две субстанции — и матери­альная, и духовная;

  • материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязан­ные стороны единого бытия;

  • основного вопроса философии (что первично — материя или созна­ние) в действительности не существует, так как материя и созна­ние дополняют друг друга и существуют всегда.


Деизм (лат. deus – бог) — направление в философии, сторонни­ки которого (преимущественно французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо и др.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, еди­ножды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (т. е. они признавали Бога, практи­чески не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь слу­жить нравственным символом). Деисты также считали материю оду­хотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии


Гносеологическая сторона основного вопроса философии представ­лена эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом.

Основателем эмпиризма является Френсис Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считает­ся Рене Декарт.

Основная идея рационализма состоит в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, считал Декарт, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение, представляющее собой мысль, – это деятельность разу­ма. Во-вторых, существуют истины очевидные для разума и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ниц­ше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не име­ет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан ра­зумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связа­ны также понятия «гностицизм» и «агностицизм».

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, возможности познания не ограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем, возможности познания огра­ничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту, человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои грани­цы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возмож­ностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:


Бог существует? — Бога не существует?
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выде­ляет четыре:
Первая антиномия: Ограниченность пространства


Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.


Вторая антиномия: Простое и сложное


Существуют только простые элементы и то, что состоит из про­стых элементов.
В мире нет ничего простого.



следующая страница >>