Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа внеурочной деятельности 5-х классов в соответствии с федеральными... 1 227.87kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования 7 2070.21kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт 5 797.38kb.
Рабочая программа разработана на основании документов: Федеральный... 1 254.95kb.
С требованиями федерального государственного образовательного стандарта... 2 455.68kb.
Рабочая программа учителя изобразительного искусства iкк блощицыной... 2 583.28kb.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного... 7 487.7kb.
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) 3 874.88kb.
Организация введения фгос до на уровне дошкольного образовательного... 1 78.52kb.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) 1 287.35kb.
А. А. Снарская В. Ф. Арискин приказ № от 2013г 1 95.61kb.
«строение вещества» 11 класс (профиль) 1 37.17kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - страница №1/13

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция ОС «Школа 2100».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


1. ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МОУ КСОШ №2 ПО ФОРМИРОВАНИЮ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в три этапа.


Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения

по данному направлению, в том числе по:

- организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

- организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

- выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этапорганизация работы образовательного учреждения по данному

направлению.

1.Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

-внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

-лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

-создание в школе творческого объединения по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей.

2.Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

-проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

-приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

-привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Третий этап. Анализ результатов работы, корректировка методик, разработка

методических рекомендации по организации формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, классных часов валеологического направления.


3. СТРУКТУРА СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде системы взаимосвязанных направлений и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.:

1. По созданию здоровьесберегающей инфраструктуры,

2.Рациональное использование возможностей ОС «Школа 2100» в образовательном процессе,

3.Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

5. Реализация дополнительных образовательных программ

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
3.1 Направления реализации программы

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

МОУ КСОШ №2 имеет столовую на 108 посадочных мест. Обеспечение продуктами столовой осуществляется на основе договора ЧП «Муранова». С 2004 г. технологическое оборудование (плита электрическая, жарочный шкаф, мясорубка, столы разделочные, …) заменено. Холодильное оборудование (холодильники, морозильная камера) заменены. Приобретены электрические водонагреватели на 15 л, 50 л, 100л – две штуки, а также электрические сушилки для рук, сушилки для посуды, полки для хранения разделочных досок и другое оборудование.

Питьевой режим в учреждении осуществляется через школьный фонтанчик и двухрежимный диспансер.

Горячее питание детей организовано за счёт регионального муниципального бюджета за счёт средств родителей обучающихся.

Одноразовое питание получают :

- дети начальной школы;

- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

- дети, питающиеся за родительский счёт;

Двухразовое питание организовано для детей:

- группы продлённого дня;

- опекаемых.
В школе работают оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

В школе имеется спортивный зал. Площадь зала 158,4кв.м . Имеются вспомогательные помещения: тренерская, раздевалки для мальчиков и девочек, санузлы.

Спортивный зал обеспечен спортивным оборудованием и инвентарём. Миллионный гранд «подарил» школе: лыжи, мячи, перекладину гимнастическую, стойки для прыжков, медицинболы, палатки, спальные мешки, тренажёры, (беговая дорожка, «велосипед», силовой тренажёр) и др. оборудование.

Спортивный зал школы используется для уроков физкультуры, для занятий спортивных кружков и секций, для внеклассной работы, проведения спортивных соревнований. В зале имеются инструкции по технике безопасности, журнал инструктажа ведётся.


В школе работает медицинский кабинет:

- кабинет врача (кабинет приёма), площадь 2,2 кв.м;

- совмещённый кабинет (кабинет прививок и стоматологический), S=16,6кв.м, работающий по графику.
В школе действует кабинет здоровья. Где проводятся тренинги, оздоровительные мероприятия, лектории, практикумы, консультации, просматриваются видеоролики, конкурсы и др. Все они нацелены на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Приложение 1
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

Всего 32 человека.



КАТЕГОРИЙНОСТЬ:

Высшая категория

17 чел.

53%

Первая категория

8 чел.

25%

Вторая категория

1 чел.

3,1%




ОБРАЗОВАНИЕ:

Высшее

22 чел.

68,73%

Среднее специальное

9 чел.

28,15%

Среднее общее

1 чел.

3,1%



3.2. Использование возможностей ОС «Школа 2100» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов ОС «Школа 2100».  Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в  системе учебников «Школа 2100» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.



В МОУ КСОШ №2 программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни реализуется через организацию физкультминуток на предметных уроках, подвижных перемен, экскурсий, профилактических встреч с работниками правоохранительных органов, медицинской сферы.
В 1-х классах проводится 1 час в неделю групповые занятия психологического развития, со 2-го класса в курсе «Педагогика здоровья» формируется выработка у ребёнка навыков ведения здорового образа жизни и уважительного отношения к собственному здоровью. Данный курс даёт возможность внедрить здравотворящие технологии в содержательный компонент образования и научить младших школьников умению формировать и приумножать собственные ресурсы здоровья.
В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы. Так, с 1 класса в курсе «Я и мир вокруг» широко реализуется богатый здоровьеформирующий потенциал в темах «Как мы понимаем друг друга», «Как ты узнаёшь мир», «Твоя семья и твои друзья» . Во 2 классе в курсе «Наша планета Земля» при изучении тем связанных с особенностями строения поверхности Земли проходит ознакомление обучающихся с правилами поведения в экстремальных ситуациях. В 3 классе в курсе «Обитатели Земли» продолжается формирование ценностных ориентиров: ценность жизни –признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом, как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания, ценность человека –как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье, ценность добра –направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви и др. В 4 классе в курсе «Человек и природа» вопрос об особенностях строения организма рассматривается в темах раздела «Как работает организм человека» («Как устроен организм человека?», «Что такое кровь», «Отчего мы иногда болеем?» и др.), охране психологического здоровья изучается в разделе «Человек и его внутренний мир» (темы: «Кого можно назвать человеком», «Как понять , что творится у друга на душе?», «Переживания испытанные временем» и др.), в разделе «Человек и мир людей» проходит ознакомление с Конституцией России и правами ребенка (тема «Что такое общество?»,»Как жить в мире людей», «Моё общество», «Права человека в обществе»).

В курсе «Физическая культура» весь материал УМК способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни.

В курсе «Технология»  при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех тем учебников.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы УМК «Школа 2100», в течение всего учебно-воспитательного процесса.
3.3 Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, формирование правильной осанки при посадке, нормального чередования труда и отдыха. Приложение 2.


Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) :

- Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы приём осуществляется детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

- Наполняемость классов не превышает 25 человек.

- Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусматривается равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

- Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.

- Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемая через урочную и внеурочную деятельность, определяется в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки



Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

1

-

21

2-4

26

23

- Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

- Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов Приложение 3.

- При составлении расписания уроков чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы проводятся на 2 уроке; 2- 4 классов - 2-3 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы. Контрольные работы проводятся на 2-4 уроках.

- Продолжительность урока (академический час) во всех классах не превышает 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;


  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

  • в середине учебного дня организуется динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

-Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам составляет 60- 80 %.

- Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся имеют облегченный учебный день в четверг или пятницу.

-. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут.

- Перерыв между сменами составляет 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку не группируются на один день.

Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-ом – до 1,5 часов,

в 3-м, 4-м – до 2-х часов.
Группы продленного дня укомплектована из обучающихся начальных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательным процессом, охватывает период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 9.00до 18.00. часов.

Для обеспечения максимально возможного оздоровитель­ного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продлен­ного дня, необходима осуществляется рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня предусмотрены: питание, про­гулка, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий, организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого вре­мени отводится на свежем воздухе. Предусмотрены прогулки:

- до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;

- перед самоподготовкой, в течение часа.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) соблюдаются следующие рекомендации:

- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

- начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому вре­мени отмечается физиологический подъем работоспособности;

- ограничивать длительность выполнения домашних задании, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч.

- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения до­машних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней труд­ности для данного обучающегося;

- предоставлять обучающимся возможность устраивать произволь­ные перерывы по завершению определенного этапа работы;

- проводить «физкультурные минутки» длительностью 1—2 минуты;

- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, чтобы предоставить возможность приступить к заняти­ям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочную деятельность реализуюется в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные за­нятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях широко используются элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов прово­дятся не чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4-8 классов. Приложение 4.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

Используемый в школе учебно-методический комплекс ОС «Школа 2100» позволяет это сделать благодаря тому, что он разработан с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу этого УМК положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией деятельностного метода. Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках ОС «Школа 2100» задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная  активность,  познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

во время урока чередуются различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не превышает 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических средств

обучения на уроках



Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более




Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники соответствует гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.


В школе укомплектован компьютерный класс, в котором проходят уроки обучающихся начальной школы: уроки «Технологии» (реализация модуля ИКТ 3-4 классы), а также других предметов по плану.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа 2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

В своей практике педагоги школы реализуют принцип дифференцированного подхода при изучении всех предметов образовательного цикла на всех этапах урока. Средствами индивидуального обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания.


3.4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:



  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений Приложение 5.

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (соревнования по дворовому футболу, 2-4 классы, «Мама, и папа , я – спортивная семья» 1-е классы, президентские состязания 1-4 классы, новогодние весёлые старты, соревнования посвящённые Дню Защитника , соревнования по мини-футболу, однодневные походы, соревнования по подвижным играм и т. п.). Приложение 6.



3.5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:



  • кружок психологического развития для обучающихся 1-х классов;

  • танцевальный кружок для обучающихся начальной школы;

  • театральный кружок для обучающихся 1-4-х классов;

  • изостудия для обучающихся 1-4-х классов Приложение 7.


3.6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей осуществляется по трём направлениям:

- профилактика и оздоровление (физкульминутки, питание, физкультурно-оздоровительная работа);

- образовательный процесс;

- информационно-консультативная работа с родителями.

Работа по направлению здорового образа жизни, культуры поведения предусматривает проведение ряда мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма. А также мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков. В рамках этих мероприятий проводятся: семинары классных руководителей по проблемам детей из ассоциальных семей, педагогические советы, родительские собрания, встречи с участием педагогов, родителей и обучающихся, анкетирование и тестирование школьников по проблемам наркомании и алкоголизма, тренинги, выступление агитбригады с программой « Я выбираю жизнь!». Обучающиеся школы принимают участие в районном конкурсе творческих работ.



4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся:



  • создание системы комплексного  мониторинга состояния здоровья детей;

  • снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний;

  • снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;

  • внедрение здоровьесберегающих технологий в   образовательный   процесс;

  • совершенствование системы физического    воспитания;

  • уменьшение количества детей,  употребляющих табак;

  • повышение заинтересованности работников ОУ в укреплении здоровья учащихся;  

  • формирование у выпускника начальной школы, знающего как сохранить свое здоровье и здоровье других людей, ведущий здоровый образ жизни   в  повседневной деятельности.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках - в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности - в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.  Приложение 8.

























































  


 

 

 Приложение 2



к СанПиН 2.4.2.2821 -10

Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и колен­ном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до кни­ги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыкам письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спи­ны. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Приложение 3

к СанПиН 2.4.2.2821-10



Гигиенические рекомендации к расписанию уроков.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1



Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Приложение 4

к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации к организации и режиму работы

групп продленного дня

Общие положения.

Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса, либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательным процессом, может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00-8.30 до 18-19.00. часов.

Помещения групп продленного дня для обучающихся I-VIII классов це­лесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.

Рекомендуется для обучающихся первых классов группы прод­ленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.

Для обучающихся II—VIII классов, в зависимости от конкретных возмож­ностей, рекомендуется выделить закрепленные помещения для организа­ции игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Режим дня.

Для обеспечения максимально возможного оздоровитель­ного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продлен­ного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздорови­тельных мероприятий.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, про­гулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II-III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.



Отдых на свежем воздухе. После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий, организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого вре­мени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:

- до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;

- перед самоподготовкой, в течение часа.

Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными иг­рами и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется органи­зовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спор­том.

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движе­ний.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные пло­щадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.



Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.

Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.

Для организации дневного сна должны быть выделены либо специаль­ные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 м2 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600Х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.

При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями — 30 см; кроватью и наружной стеной — 60 см, а для северных районов страны - 100 см.

За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.

Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.



Подготовка домашних заданий.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

- начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому вре­мени отмечается физиологический подъем работоспособности;

- ограничивать длительность выполнения домашних задании, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч.

- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения до­машних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней труд­ности для данного обучающегося;

- предоставлять обучающимся возможность устраивать произволь­ные перерывы по завершению определенного этапа работы;

- проводить «физкультурные минутки» длительностью 1—2 минуты;

- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, чтобы предоставить возможность приступить к заняти­ям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочная деятельность.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные за­нятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекоменду­ется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует прово­дить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4-8 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятель­ности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.



Питание.

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении, долж­но быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных заня­тии; обед - в период пребывания на прод­ленном дне в 13—14 часов, полдник - в 16—17 часов.




следующая страница >>