Элективный курс «Понятие функции в математике и функциональной зависимости величин в физике» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс. «Углубленное изучение некоторых вопросов математики» 1 64.91kb.
Элективный курс «Золотая пропорция» 1 166.09kb.
Элективный курс по математике «Решение нестандартных задач» Класс 1 138.69kb.
Элективный курс «Расширенное изучение отдельных тем по математике»... 1 67.17kb.
Элективный курс по математике «Проценты на все случаи жизни» 2 459.88kb.
Для решения практической задачи о кораблике на основе 1 153.47kb.
Практическая работа по математике для групп 2- бд-1 1 15.19kb.
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников... 1 157.33kb.
Элективный курс. Построение сечений многогранников 1 117.54kb.
Элективный курс. «Учимся проводить экскурсии на английском языке»... 1 59.15kb.
Элективный курс «Энциклопедия русского быта или что непонятно у классиков» 4 677.14kb.
Анализ воспитательной работы мобу «Башкирская гимназия» 1 250.5kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Элективный курс «Понятие функции в математике и функциональной зависимости величин - страница №2/4


2.3 Острова “Успех” и “Удача”.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Мы благополучно миновали “Исторический залив и теперь можем спокойно двигаться к островам “Успех” и “Удача”, где нас ждут новые испытания.

Учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями, выполняют написанные на них задания и сдают их для проверки капитану и штурману. Задания одной из карточек представлены ниже.

Карточка: острова “Удача” и “Успех”.

1. На рисунке построены три графика. Задайте каждую функцию соответствующей формулой по рисунку 3.

2. В открытом море находятся корабли, движение которых задаётся следующими функциями:

1). Y = 6x – 5/3;
2). Y = 7 + x;
3). Y = 10 – 8x/10;
4). Y = 7x + 4/7;
5). Y = 7 – 0,8x;
6). Y = 2x + 0,25.

Укажите, какие корабли движутся параллельным курсом?



2.4 Море – океан.

Учитель: Наш корабль оказался в открытом море и нужно использовать это время с пользой. Давайте, выполним задания, в которых можно увидеть взаимосвязь между различными областями знаний, например, между физикой и математикой. Для этого выполним следующее задание.
На рисунке 5 изображён график движения пешехода и пункта А в пункт В и график движения пешехода из пункта В в пункт А. Ответьте на вопросы по этим графикам:

1. На каком расстоянии от пункта А находится пункт В?

2. На каком расстоянии от пункта А были велосипедист и пешеход через 0,5 часа и через один час после начала движения?

3. Через какое время после начала движения велосипедист встретил пешехода и сколько километров к этому времени проехал велосипедист?

4. Кто раньше прибыл в конечный пункт: велосипедист или пешеход – и на сколько времени это произошло?

5. Каковы скорость движения велосипедиста и пешехода?



Учащиеся работают парами и при этом за работу выставляются две оценки (самооценка и оценка товарища).

2.5 Мыс “Надежды”.

Учитель: Наш корабль подошёл к мысу “Надежда”. Пока капитан и штурман оценивают работу членов экипажа по индивидуальным карточкам всем предлагается выполнить фронтальную работу по заданиям на классной доске: В одной и той же системе координат постройте графики функций:

1) Y = 0,7x – 2;


2) Y = –1,5x – 5;
3) Y = 3 – 0,8x;
4) Y = 2x + 2;
5) Y = 2x;
6) Y = –0,5x.

III. Подведение итогов занятия и получение самостоятельного задания.

IV. Самостоятельное задание по карточкам.

1. Дана функция Y = –4x – 18

а). Чему равно значение y при x = 2,5?
б). При каком значении x значение y = 2?
в). Найдите точки пересечения графика функции с осями координат.
г). Проходит ли график функции через точку К (2;–20)?
2. Постройте график функции Y = –2x + 6. Укажите с помощью графика, при каком значении x значение функции равно –2?

3. В одной и той же системе координат постройте графики функций: Y = 2x;Y = 4.

4. Найдите значения k, если известно, что график функции Y = kx + 15 проходит через точку C(8;11).

5. Запишите уравнение прямой, параллельной графику функции Y = 12x – 3 и проходящей через начало координат.


Приложение к блоку №2 «Линейная функция»

Справка.

Линейной функцией называется та­кая функция, которая задана формулой

у = kx + b, где k и b — действительные числа. Если, в частности, k = 0, то по­лучаем постоянную функцию у = b; если b = 0 то получаем прямую пропорциональность у = kx.

Перечислим свойства линейной функции у = kx +b при k≠0, b≠0.



  1. Область определения функции — множество всех дейст­вительных чисел.

  2. Функция у = kx +b ни четна, ни нечетна.

3)При b > 0 функция возрастает, а при k<0 убывает на всей числовой прямой.


Графиком линейной функции y = kx+b является прямая.






Решение физических задач:

1. По заданным графикам найти начальные координаты тел и проекции скорости их движения. Написать уравнения движения тел х= x(t). Из графиков и уравнений найти время и место встречи тел, движения которых описы­ваются графиками II и III.

II

2. Движения двух велосипедистов заданы уравнения­ми: x1=5t, х2 = 150 - 10t. Построить графики зависимости x(t). Найти время и место встречи.
3. Графики движения двух тел представлены на ри­сунке. Написать уравнения движения х=x(t). Что означа­ют точки пересечения графиков с осями координат?

4. Уравнение движения материальной точки имеет вид х = 0,4t2. Написать формулу зависимости ) и построить график. Показать на графике штриховкой площадь, численно равную пути, пройденному точкой за 4 с, и вычислить этот путь.

5. На рисунке дан график зависимости проекции скорости от времени тела массой 2 кг. Найти проекцию силы (Fx), действующей на тело на каждом этапе движения.


6. На рисунке приведен упрощенный график изменения проекции скорости автобуса при движении между двумя остановками. Считая силу сопротивления постоянной и зная, что на участке, соответствующем отрезку ВС графика, сила тяги равна нулю, найти силу тяги на участках, соответ­ствующих отрезкам ОА и АВ. Масса автобуса 4т.

7. На рисунке приведен график зависимости между удлинением пружины и растягивающей силой. Опреде­лить потенциальную энергию пружины, растянутой на 8 см. Указать физический смысл тангенса угла а и площади тре­угольника под участком ОА графика.



8. На рисунке дан график проекции скорости ав­тобуса массой 20 т. Вычислить работу силы тяги, совершенную за 20 с, если коэффициент сопротивления равен 0,05. Каково изменение кинетической энергии автобуса?





9. На рисунке представлены две изохоры для газа одной и той же массы. Как относятся объемы газа, если углы наклона изохор к оси абсцисс равны α1 и α2 ?




10. На рисунке дан график зависимости упругого на­пряжения, возникающего в бетонной свае, от ее относительного сжатия. Найти модуль упру­гости бетона.


11. В воду массой т при температуре t опустили ме­таллическое тело, масса которого т1 и температура t1. Найти установившуюся температуру . Теплоемкостью сосуда и ис­парением воды пренебречь.

Металл

т, кг

t, °С

M1, кг

t1 °С

Медь

2

17

0,3

200

Свинец

0,63

17

0,25

208

Алюминий

3,68

22

0,48

240

Сталь

0,47

4

0,32

100

Олово

0,86

48

0,37

14

12. На рисунке приведены графики зависимости силы тока, идущего через фоторезистор, от приложенного на­пряжения. Какой график относится к освещенному фоторе­зистору и какой к находящемуся в темноте? Применим ли за­кон Ома к данному фоторезистору и при каких условиях? Во сколько раз сопротивление освещенного фоторе­зистора меньше затемненного?


3. В установке, изображенной на рисунке 1, ка­тод фотоэлемента может быть выполнен из различных мате­риалов. На рисунке 2 приведены графики зависимости запи­рающего напряжения U3 от частоты v облучающего света для двух разных материалов катода. Обосновать линейность этой зависимости. Какой из материалов имеет большую работу вы­хода? Какой физический смысл точек А и Б на графике?

Рис.1 Рис.2

14. На рисунке 2 изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением? Определите сопротивление каждого из проводников.



15. Тело массой т=2 кг движется вдоль оси х по гладкой горизонтальной плоскости. График зависимости vx от х показан на рис. Постройте график зависимости модуля силы, действующей на тело, от времени.





Приложение к блоку №3 «Квадратичная функция»

Знать: Определение квадратичной функции и ее свойства, формулы нахождения корней квадратного уравнения, алгоритм построения графика квадратичной функции, историю параболы и другие способы ее построения. Квадратичные зависимости в физике: 1) перемещения и координаты материальной точки при равноускоренном движении от времени; 2) кинетической энергии тела от скорости; 3) потенциальной энергии упруго деформированного тела от величины деформации. Разложение движения на составляющие при движении тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту.

Уметь: 1) находить корни квадратного уравнения; 2) строить графики квадратичных зависимостей; 3) решать графические задачи; 4) находить время полета, дальность полета и максимальную высоту подъема при движении тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту.

Методические рекомендации:

На первом занятии необходимо рассмотреть с учащимися: 1.Зависимость перемещения и координаты материальной точки при равноускоренном движении от времени 2. Зависимость кинетической энергии тела от скорости 3.Зависимость потенциальной энергии упругодеформированного тела от величины деформации; 4.Повторить алгоритм построения графика квадратичной функции и научиться строить графики квадратичных зависимостей в физике.
На втором занятии экспериментально исследовать зависимость перемещений тела от времени при равноускоренном движении.
На третьем занятии изучить метод разложения движения тела на составляющие. На данном занятии рассмотреть ситуации, когда одной координаты для описания движения тела становиться недостаточно и необходимо применять разложения движения на составляющие: горизонтальную и вертикальную.

Четвертое и пятое занятие посвятить решению задач на движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту.

В ходе решения задач научиться определять время полета, дальность полета и максимальную высоту подъема при движении тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту.


Шестое занятие необходимо посвятить решению графических задач по теме «Равноускоренное движение». На данном занятии рекомендуется решать задачи, в которых необходимо от одних графиков переходить к другим.
Заключительное занятие: Итоговый тест.
Справка.

Функция y = x2

Область определения этой функции - множество R действитель­ных чисел.

Придавая переменной х несколько значений из области опреде­ления функции и вычисляя соответствующие значения у по формуле y = x2 , изображаем график функции.

 


Свойства функции у = х2.

1.  Если х = 0, то у = 0, т.е. парабола имеет с осями координат общую точку (0; 0) - начало координат.

2.  Если х ≠ 0, то у > 0, т.е. все точки параболы, кроме начала координат, лежат над осью абсцисс.

3.   Множеством  значений  функции у = х: является промежуток [0; + ∞).

4.  Если значения аргумента отличают­ся только знаком, то значения функции равны, т.е. парабола симметрична относительно оси ординат (функция у = х2 - четная).

5.  На промежутке [0; + ∞) функция у = х2 возрастает.

6.  На промежутке (-∞; 0] функция у = х2 убывает.

7.  Наименьшее значение функция принимает в точке х = 0, оно равно 0. Наибольшего значения не существует.

 

Квадратичной функцией называется функция, которую можно записать формулой вида y = ax2 + bx + c, где x – независимая переменная, a, b и c – некоторые числа, причем a0

Свойства функции и вид ее графика определяются, в основном, значениями коэффициента a и дискриминанта .

 

 
 Графиком квадратичной функции является парабола – кривая, симметричная относительно прямой , проходящей через вершину параболы (вершиной параболы называется точка пересечения параболы с осью симметрии).


Чтобы построить график квадратичной функции, нужно:

1) построить вершину параболы (x0 ; y0), вычислив x0 , y0 по формулам , y0= y ( x0);

2)  провести через вершину параболы прямую, параллельную оси ординат, - ось симметрии параболы;

3)  найти нули функции, если они есть, и построить на оси абсцисс соответствующие точки параболы;

4) построить две какие-нибудь точки параболы, симметричные относительно ее оси. Для этого надо взять две точки на оси Оx, симметричные относительно точки x0 ( x0≠0), и вычислить соответствующие значения функции (эти значения одинаковы). Например, можно построить точки параболы с абсциссами x =0 и x= 2x0 (ординаты этих точек равны c).

5) провести через построенные точки параболу.



Другие способы получения параболы.

Получить график квадратичной функции – параболу можно и другими способами.

Параболу можно определить как кривую, состоящую из всех точек М плоскости, одинаково удалённых от заданной точки – фокуса параболы – и от заданной прямой – директрисы. Такое определение параболы наводит на идею создания чертёжного прибора, способного вычерчивать параболу. Прибор состоит из линейки и угольника, к одному из острых углов которого прикреплена нить, по длине равная прилегающему к этому углу катету-I. Другой конец нити закрепляется в точке плоскости – фокусе параболы, линейка прикладывается к директрисе, угольник скользит катетом-II по линейке, а карандаш (мел) удерживает нить в натянутом состоянии и прижимается к катету-I, скользя вдоль него. При движении угольника вдоль линейки карандаш (мел) вычерчивает параболу.

Легко получить параболу с помощью обычного карманного фонарика. Световое пятно от вертикально расположенного фонаря будет кругом. Немного повернём его и пятно будет иметь форму овала. Такой овал называется эллипсом. При дальнейшем повороте фонарика эллипс будет всё больше и больше вытягиваться, а в некоторый момент его наиболее удалённая точка уйдёт в бесконечность. Кривая, ограничивающая такое пятно, называется параболой. Неограниченные кривые, которые получаются при дальнейшем вращении фонарика, называются гиперболами. Все получившиеся кривые – окружность, эллипс, парабола, гипербола – конические сечения. Такое название они получили заслуженно, поскольку световой столб, выходящий из фонарика, является конусом.

История параболы.

Сообщение ученика, сопровождаемое презентацией. Коническими сечениями много занимались математики Древней Греции. Ученик Евклида, Аполлоний Пергский, живший в 260-170 г.г. до нашей эры, в основном труде “Конические сечения” дал полное изложение их теории. Долгое время конические сечения, считавшиеся вершиной греческой геометрии – эллипсы, параболы, гиперболы – казались плодом математической фантазии, не имеющим отношения к реальной действительности.

Уже в XVI Николо Тарталья предположил, что траектория, брошенного тела, “не имеет ни одной части, которая была бы совершенно прямой”; в XVII веке Кеплер обнаружил, что по эллипсам двигаются планеты; а Галилео Галилей (XVI-XVII в.в.) показал, что параболы возникают в совсем “земной” ситуации. Догадка Галилея была гениально простой: тело, брошенное под углом к горизонту, двигается по параболе.

Парабола обладает очень важным оптическим свойством: лучи, исходящие из источника света, находящегося в фокусе параболы, оказываются направленными параллельно её оси. Это свойство используется при изготовлении зеркал для прожекторов, автомобильных фар, телескопов и в других областях жизни.



При решении графических задач по теме «Равноускоренное движение» рекомендуется решать задачи, в которых:

  1. по графикам скорости движения тела строятся графики пути;

  2. по графикам изменения координаты чертятся графики скорости;

  3. по графикам ускорения тел чертятся графики зависимостей скорости и пути.

Задача 1. Как двигался мотоцикл, график скорости движения которого изображен на рисунке?

Начертите график пути, соответствующий графику скорости. Площадь трапеции ОАВС равна площади трапеции ДЕКМ.

Решение. Из состояния покоя мотоцикл двигался равноускоренно, затем равномерно, равнозамедленно до остановки, некоторое время стоял на месте, после этого двигался равноускоренно в противоположную сторону, затем равномерно, равнозамедленно до остановки. График пути дан на рисунке.



Задача 2. Исследуйте график скорости движения автомобиля (рис.). Начертите график пути, соответствующий данному графику скорости.

Решение. Из состояния покоя автомобиль двигался равноускоренно (отрезок АО), затем равномерно (отрезок АВ), равнозамедленно ( отрезки ВС и СD), находился в покое (отрезок DE). График пути изображен на рисунке.





Задача 3. Опишите характер движения тепловоза, график изменения координаты которого изображен на рисунке. Начертите график скорости, соответствующий данному графику (ОА и ВС – участки параболы).

Решение. График скорости изображен на рисунке.





Задача 4. Как двигался автомобиль, график изменения координат которого представлен на рисунке. Начертите график скорости, соответствующий данному графику (ОА, ВС, ДЕ, МН – участки параболы).

Решение. График скорости дан на рисунке.





Задача 5. Начертите графики зависимости скорости и пути некоторых тел от времени, зная графики ускорения этих тел (рис.). Начальная скорость тел во всех случаях равна нулю.



Решение.



Тест по теме «Квадратичная функция»

  1. Какие из приведенных зависимостей описывают равноускоренное движение.

а) V=3+2t в) S=3t2

б) S=3+2t г) S=3t-t2 д) S=2-3t+4t2



2. Уравнение скорости движущегося тела V=5+4t.

Каково соответствующее уравнение пути?

а) S=So+5t+2t2 б) S=S0+5t+4t2

в) S=4t+5t2



3. Небольшой груз падает с вершины мачты на палубу равномерно и прямолинейно движущегося корабля. Какова траектория движения груза относительно палубы корабля? относительно берега?
4. В какой точке траектории летящий снаряд обладает наименьшей скоростью?

5. Чему равно отношение путей пройденных телом за 1 с и за 2 с после начала свободного падения?

а) 1 : V б) 1 : 2 в) 1 : 3 г) 1 : 4



6.
На рисунке показана траектория движения камня, брошенного под углом к горизонту со скоростью V . Какая стрелка показывает направление вектора ускорения камня в т. М. траектории, если сопротивление воздуха пренебрежительно мало?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5.


7. На рисунке представлены графики зависимости модулей скорости четырех тел от времени. Какое из этих тел прошло наибольший путь за первые 3 с?

а)1; б)2; в)3; г)4; д) все четыре тела прошли одинаковые пути.



8. Находящемуся на горизонтальной плоскости стола бруску сообщили скорость 5 м/с. Под действием силы трения брусок движется с ускорением по модулю, равным м/с2. Определите путь, пройденный бруском за 6 с.

а) 12м.; б)12,5м.; в)30м.; г)6м.



9. Тело брошено под углом к горизонту. Что займет больше времени: подъем или спуск? Учесть сопротивление воздуха.

Ответ:


В каждой точке траектории (рис.) силу сопротивления можно разложить на две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная составляющая не оказывает влияния на время движения, а только изменяет дальность полета. Вертикальная составляющая влияет на время подъема и падения, так как на восходящей части траектории совпадает с направлением силы тяжести, а на нисходящей части – направлена противоположно ей. Для всех точек, находящихся на одинаковой высоте на восходящей и нисходящей ветвях траектории, численное значение ускорения будет больше для восходящей ветви и меньше для нисходящей, поэтому время подъема будет меньше времени спуска.



Лабораторная работа «Исследование зависимости перемещения тела от времени при равноускоренном движении».

Цель работы: Установить зависимость перемещения тела от времени при равноускоренном движении.

Приборы и материалы: наклонная плоскость (желоб), шарик, секундомер и электронное устройство с электромагнитным реле.

Указания к работе:

Задание №1 Измерить перемещение шарика по наклонной плоскости за последовательные равные промежутки времени. Сравнить значения перемещений и сделать вывод. (S3>S2>S1;

S1

S2

S3

S4

2,5см.

7,5см.

12,5см.

17,5см.

Задание №2 Вычислить отношения, установить закономерность и сделать вывод.

S2/S1

S3/S1

S4/S1

3

5

7

(S1:S2:S3:S4=1:3:5:7)

Задание №3 Рассчитайте перемещения шарика не за отдельные равные промежутки времени, а за время от начала движения.

t,с

0

0,1

0,2

0,3

S,см

0

2,5

10

22,5

Установите зависимость перемещения от времени и сделайте вывод (Если время увеличивается в два раза, перемещение увеличивается в четыре раза; время увеличивается в три раза, перемещение в девять раз. Следовательно, перемещение пропорционально квадрату времени).

Задание №4 Постройте график зависимости перемещения шарика от времени (υ0=0, график – парабола).

Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Цель работы : исследовать изменение со временем (τ) температуры (t) остывающей воды, построить график этой зависимости t(τ), определить вид этой зависимости.

Приборы и материалы: сосуд с горячей водой, стакан, термометр.

Указания к работе



  1. Определите цену деления термометра.

  2. Обратите внимание на то, что при работе с термометром следует выполнять следующие правила: 1) для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз; 2) снимать показания термометра после того, как установится температура.

  3. Налейте в стакан горячую воду массой 100-150 г. Поместите термометр в воду и

каждую минуту снимайте его показания.

  1. Результаты измерений занесите в таблицу (таблицу составьте самостоятельно).

  2. По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени t(τ), определите вид зависимости.

  3. Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания.

  4. Сделайте выводы по полученным результатам.



Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от электрического сопротивления».

Цель работы: исследовать изменение силы тока в электрической цепи при изменении электрического сопротивления цепи, построить график этой зависимости I(R), определить вид этой зависимости.

Приборы и материалы: источник тока, магазин сопротивлений, амперметр, вольтметр, потребитель тока (лампочка), соединительные провода.

Указания к работе



  1. Соберите электрическую цепь.

  2. Нарисуйте схему электрической цепи.

  3. Меняйте сопротивление электрической цепи (магазина сопротивлений) и снимайте показания амперметра и вольтметра при каждом изменении сопротивления.

  4. Результаты измерений занесите в таблицу (таблицу составьте самостоятельно).

  5. По полученным данным постройте график изменения силы тока в цепи при изменении электрического сопротивления цепи, определите вид зависимости.

  6. Сравните показания вольтметров в каждом опыте. Запишите зависимость I(R) в виде формулы. Сделайте выводы по полученным результатам ( пункты 4- 6).

<< предыдущая страница   следующая страница >>