Элективный курс «Энциклопедия русского быта или что непонятно у классиков» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс. «Углубленное изучение некоторых вопросов математики» 1 64.91kb.
Элективный курс «Золотая пропорция» 1 166.09kb.
Элективный курс по математике «Проценты на все случаи жизни» 2 459.88kb.
Элективный курс. Построение сечений многогранников 1 117.54kb.
Элективный курс. «Учимся проводить экскурсии на английском языке»... 1 59.15kb.
Справочник Репетитор: Русский язык 1 71.3kb.
Новый взгляд на уравнения 1 45.59kb.
Элективный курс по математике «Решение нестандартных задач» Класс 1 138.69kb.
Элективный курс «Расширенное изучение отдельных тем по математике»... 1 67.17kb.
Губайдуллина Светлана Александровна Нурлат 2008 год пояснительная... 1 69.61kb.
«Утюги и самовары». Своими впечатлениями от экскурсии в комнате быта... 1 90.13kb.
Впервые это определение было дано Фредом Коэном, который сказал,... 1 26.72kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Элективный курс «Энциклопедия русского быта или что непонятно у классиков» - страница №1/4

Министерство образования Российской Федерации

МОУ Красноярская основная общеобразовательная школа

Зырянского района Томской области

Элективный курс

«Энциклопедия русского быта или что непонятно у классиков»

Разработала: учитель русского языка и литературы Гусева Л.М.

Красноярка 2006

Данный курс рассчитан на 15 занятий. Время проведения между занятиями составляет две недели. Это самый оптимальный вариант: учащиеся не забудут то, что проходили на занятиях, и у них будет время, чтобы приготовиться к следующему занятию.

Первое занятие – вводное. Его желательно провести в форме лекции, которая представляет обзор содержания русской литературы 19 века. Здесь необходимо подробно осветить все аспекты бытовой и духовной культуры 19 века: политику, финансы, культуру и так далее, используя богатый иллюстративный материал, музыкальные записи, таблицы. В обязательном порядке в первую очередь следует объяснить учащимся, чем они будут заниматься, изучая данный курс, для чего он предназначен (в чём его актуальность). На первом же занятии необходимо объяснить детям, что будет являться конечным результатом их работы.

2 раздел. Народный календарь.
Этот раздел состоит из трёх частей:

А) церковный календарь;

Б) старый и новый стиль;

В) праздники и посты.

Необходимо объяснить учащимся, что у наших вовсе не дальних предков было другое счисление – по церковным праздникам и постам. Поэтому здесь уместно составить «Календарь церковных праздников и постов».

Например:



  1. День святой Екатерины – 24 ноября старого стиля (7 ноября нового стиля).

  2. Благовещение – 25 марта (7 апреля).

  3. Осенний праздник иконы Казанской Богоматери – 22 октября (4 ноября).

При изучении раздела «Старый и новый стиль» необходимо объяснять ученикам, почему происходит такая путаница в календарном летосчислении. Для этого необходимо обратиться к истории (Древний Рим, 45 год до нашей эры и Рим 1582 года), выяснить, какую позицию заняла Россия в этой календарной чехарде, разобраться, почему Западная Европа и Америка отмечает Рождество Христово 25 декабря, а Россия – 7 января.

Учащиеся должны знать, что главных христианских праздников в году насчитывается 12, знать названия этих праздников и даты их проведения. Для этого совместно с учащимися составляем таблицу.




№ п\п

Названия праздников

Дата проведения

1.

Вход Господень в Иерусалим, или

Вербное Воскресенье



За неделю до Пасхи

2.

Вознесение

1\14-05\4-17.06

3.

Троица

50-й день после Пасхи

4.

Крещение (Богоявление)

19 января

5.

Сретение

2\15.02

6.

Благовещение




7.

Преображение

6\19.08

8.

Успение

1\14-15\28.08

9.

Рождество Богородицы

8\12.09

10.

Воздвижение

14\27.09

11.

Введение

21.11\4.12

12

Рождество Христово

7 января

Главный православный праздник – Пасха – стоит отдельно. С учащимися можно провести Рождественские колядки, крещенские гадания, Масленицу.

Особое внимание следует всё же уделить главному празднику для каждого христианина – Пасхе.

Дети должны знать, что Пасха – это передвижной праздник, который зависит не только от стояния Солнца, но и от местонахождения Луны; что Пасха празднуется только в воскресение, первое после весеннего равноденствия и полнолуния. Необходимо рассказать детям о постах вообще и отдельно о сорокадневном посте в частности.

Можно предложить учащимся следующие задания:


  1. составить календарь пасхальной и послепасхальной недель.

  2. приготовить сообщения: «История возникновения праздника – Пасха», «Как празднуют Пасху люди других стран».

  3. Составить сборник рецептов «Пасха. Куличи и другие пасхальные блюда»

  4. Разрисовать пасхальные яйца.


Примечание. На данном этапе работы необходимо привлечь учителей труда (можно выточить деревянные яйца или сделать их из папье-маше). Объяснить детям, что раскрашивать яйца нужно не как Бог на душу положит, а с соблюдением необходимых требований. Учащиеся должны знать: почему на Пасху раскрашивают яйца, какие существуют традиции и технологии в раскрашивании яиц.

Ко всему разделу можно составить сборник «Народный календарь: пословицы, поговорки, загадки», его составляют учащиеся под руководством учителя. Сборник необходимо сопроводить иллюстративным материалом, в том числе и рисунками самих учащихся на заданную тему.

Учащиеся должны знать и другие не менее важные праздники в жизни русского народа в 19 веке.


  1. Петров день (середина лета).

  2. Главный осенний праздник – Покров (1\14 октября).

  3. Спас Первый (медовый – 1\14 августа).

  4. Спас Второй (яблочный – 6\19 августа).

  5. Спас Третий (на полотне – 16\19 августа).

  6. Ильин день (20 июля\2 августа).


Третий раздел. Родство, свойство, обращение.
Данный раздел относится к бытовой жизни. В первую очередь здесь нужно составить словарь «Термины родства и свойства».

Свёкор – отец мужа;

Свекровь – мать мужа;

Тесть – отец жены;

Тёща – мать жены;

Зять – 1) муж дочери; 2) муж сестры;

Сноха – жена сына по отношению к его отцу; реже – по отношению к его матери;

Невестка – 1) жена брата; 2) жена сына по отношению к его матери; реже – по отношению к его отцу; 3) жена одного брата по отношению к жене другого брата;

Шурин – брат жены;

Деверь – брат мужа;

Золовка – сестра мужа;

Свояченица – сестра жены;

Свояк – муж сестры жены;

Сват – отец жены сына или мужа дочери;

Сватья – мать жены сына или мужа дочери.

Составив данный словарь, предложить учащимся провести небольшое исследование на тему «в какой степени родства по отношению друг к другу находятся члены вашей семьи»?

На данном этапе работы можно исследовать следующие тексты и попытаться ответить на вопросы:


  1. Кем приходится Борис Годунов Малюте Скуратову в трагедии А.С. Пушкина

«Борис Годунов»?

  1. Может ли зять Ноздрёва Мижуев быть мужем его дочери, если Ноздрёву всего 35 лет? Или это муж сестры Ноздрёва? Поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя;

  2. Каково значение слова «сват» в драме «Русалка» А.С. Пушкина, Салтыкова-Щедрина в романе «Пошехонская старина» и слова «сваха» и «сватья» в комедиях Н.Островского и Н.В. Гоголя?

  3. Почему в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин назвал злую Бабариху сватьей бабой? И кем, в конце концов, она доводится царевичу Гвидону?

  4. В каких родственных отношениях находятся Николай Первый и прусский король Фридрих Вильгельм Четвёртый? (Л.Н. Толстой «Хаджи Мурат»);

  5. Определи степень родства героев романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»?

Эту работу можно провести как тестирование или литературную викторину. Также необходимо составить словарь-справочник «Родство, свойство, обращение, включающий в себя следующие разделы:

    • «Духовное родство»;

    • Условные обращения;

    • Отмирающие слова;

    • Обращение между близкими друзьями;

    • Официальные и полуофициальные обращения;

    • «Слово – ер – с».

Необходимо обратить особое внимание учащихся на отличие кровного родства от духовного.

Духовное родство связывает неродных людей через обряд крещения ребёнка. Участники крещения – назывались крёстными родителями – крёстным отцом и крёстной матерью (официально – восприемниками ребёнка), сам младенец на всю жизнь становился их крестником – крёстным сыном или крёстной дочерью. В быту настоящие родители называли крёстных кумовьями – кумом и кумой. Обряд крестин навсегда запрещал крёстным родителям вступать между собой в брак.

Ознакомив детей с теорией, следует обратиться к анализу текстов следующих произведений:


  • Л.Н. Толстой «Юность»;

  • И.С. Тургенев «Мой сосед Радилов»;

  • А.П. Чехов «Калека»;

  • И.А. Бунин «Купа».

Можно предложить ученикам следующее задание: «Найдите в этих текстах всё, что имеет отношение к «духовному родству», и объясните мотивацию поступков героев»?

Следует также ознакомить учащихся с тем, как обращались друг к другу люди разных сословий в 19 веке.


Четвёртый раздел. Меры и веса.
Работу с этим разделом нужно начинать с составления таблицы.

1 вершок -4,45 сантиметра;

1 аршин – 16 вершкам – 71 сантиметру;

1 сажень – 3 аршинам – 2,13 метра;

1 верста – 500 саженям – 1,06 километра.
Меры площади.
Русские квадратные меры по названиям аналогичны линейным мерам: квадратный аршин, квадратная сажень и тому подобное, но определение «квадратный», как правило, отсутствовало, оно само собой подразумевалось. Особняком стоит такая мера площади, как десятина (2400 квадратных сажень или 1,092 гектара). Хозяйственная десятина равнялась 3600 квадратным саженям.
Меры веса.
Золотник – 4,26 грамма;

Лот – 3 золотникам – 12,79 граммов;

Фунт – 32 лота – 410 граммов;

Пуд – 40 фунтов – 16,38 килограмма;

Берковец – 10 пудов – 163, 8 килограмма.

Меры ёмкости для сыпучих товаров.
Четверть (куль) – рогожный мешок, вмещающий это количество зерна.

Из старинного справочника: «В торговле принято, что в четверти заключается 9,5 пудов пшеницы, 6,25 пуда ржи, 7,25 пуда ячменя, 6 пудов овса»



Осьминка – полчетверти, или 105 литров.

Четверик (мера) – одна восьмая четверти, или 26,24 литра (по весу примерно пуд зерна).

Гарнец (осьмушка) – одна восьмая четверика, или 3,3 литра.
Меры объёма жидкости.
Шкалик (косушка) – 0,06 литра;

Чарка – 2 шкалика – 0,12 литра;

Четушка (четверть штофа или сороковка) – 0,31 литра;

Полуштоф (мерная бутылка) – 0,6 литра;

Штоф (на Украине кварта) – 1,23 литра;

Осьмуха – 1\8 ведра – 1,55 литра;

Четверть (четвертная, или сороковушка) – 1\4 ведра – 3,1 литра.

Ведро – 10 штофов – 12,3 литра;

Бочка – 40 вёдер – 492 литра.
Температурная шкала.


  1. Шкала Цельсия:10 = 1\100 разности температур кипения воды и таяния льда;

  2. Шкала Реомюра: 10 = 1\80 той же разности.

Учащимся предлагаются следующие задания:

    • Ответьте на вопрос: «Что в России 19 века измеряли в золотниках, лотах, фунтах»?

    • Имение Простаковой в «Недоросле» Д.И. Фонвизина находилось в 3-х верстах от города. Посыльный Лаврецких (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо») ходил в сутки по 60 вёрст. Имение Манилова (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») находилось в 15 верстах от городской заставы. Сколько это будет в километрах?

    • Определи температуру воздуха за окном по шкале Реомюра?

    • Определи свой рост в аршинах и вершках?

    • Если в бочку входит 200 литров воды, то, сколько это будет в четвертях?

    • Определи расстояние от вашего дома до школы в аршинах и вёрстах?

Предложите детям измерить, взвесить всё, что их душе угодно, определить объём чего угодно, они будут только рады и сделают такую работу с большим интересом. В случае затруднения при выполнении такой работы можно обратиться к учителю математики.
Пятый раздел. Деньги и ценные бумаги.
При изучении этого раздела не следует перегружать детей лишней информацией, но и обойтись без него тоже нельзя, так финансы играли важную роль в жизни народа, жившего в России в 19 веке.

1. Начнём с элементарного – разъяснения официальных и неофициальных названий денежных единиц, от мелких до крупных.



Полушка – самая мелкая монета – 0,5 копейки, медная;

Грош – медная монета, до 1838 года – 2 копейки, потом – 0,5 копейки;

Копейка – медная монета; 0,01 рубля;

Семитка, семишник, семак – медная монета, до 1838 года равнялась 7 копейкам, потом курс сократился в 3,5 раза, а название монеты осталось;

Алтын – медная монета достоинством в 3 копейки (её еще называли трынкой и трёшником);

Пятак, пятачок – 5 копеек (медные и серебряные) В «Станционном смотрителе»

А.С. Пушкина Дуня даёт мальчику, показавшему могилу её отца, пятак серебром.



Гривенник – 10 копеек, в просторечии гривна и грива;

Пятиалтынный – 15 копеек;

Двугривенный – 20 копеек;

Четвертак – 25 копеек, до 1917 года ходячая серебряная монета;

Полтинник, полтина – 50 копеек;

Восьмигривенный - 80 копеек;

Русской монеты такого достоинства никогда не было, так называлась персидская серебряная монета в 4 абаза, ходившая у нас на Кавказе. Такая монета упоминается в романе

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Целковик, целковый – рубль одной монетой, «целый». Серебряный рубль именовался монетой, бумажный рубль назывался билетик. Крестовик – старый петровский рубль.

Трёхрублевик – 3 рубля.

Червонец – трёхрублёвая золотая монета. Пятешница, пятитка, пятирублёвка – 5 рублей. До конца 19 века пятирублёвую монету называли золотым или полуимпериалом, а в конце 19 века золотым стали называть десятирублёвую монету.

Империал, арабчик, лобанчик – золотая десятирублёвая монета.

Четвертной – 25 рублей. Реже о такой сумме говорили угол. Торгуясь с Чичиковым за мёртвые души, Собакевич предлагает «угол».

Государственная – сторублёвая ассигнация. Так её называли из-за напечатанного на ней текста «Государственный казначейский билет». Ещё её в обиходе называли катеринкой из-за изображённого на ней портрета Екатерины Второй. Государственной также именовали 500-рублёвую ассигнацию за аналогичную надпись.

2. Следующий этап работы: учащимся следует объяснить, что в России долгое время существовал двойной счёт денег – на ассигнации и на серебро. Бумажные деньги появились в России достаточно поздно – в 1769 году – и в обращении стали теснить серебряные и медные монеты. Ассигнации также назывались банковскими билетами. В «Пиковой даме» А.С. Пушкина игра идёт именно на банковские билеты. Первое время ассигнационный рубль равнялся серебряному. Но бумажных денег было выпущено в избытке, они не обеспечивались серебром, поэтому и началось падение курса: медные и бумажные деньги ходили в одной цене, а серебряные ценились выше. Курс постоянно колебался: в расчётах 1 серебряный рубль приравнивался к 4 бумажным. За одну и ту же вещь можно было заплатить либо рубль серебром, либо 4 рубля ассигнациями. Все официальные сделки велись на ассигнации. Чичиков скупал мёртвые души в счёте на ассигнации – только так казённая палата (финансовый орган губернии) утверждает его покупку.

3. Учащиеся также должны иметь представление о том, что бумажные деньги часто именовались по расцветке. Для удобства использования приведём таблицу.


Жёлтенькая

1 рубль

Зелёненькая

3 рубля

Синенькая

5 рублей

Красненькая

10 рублей

Беленькая

25 рублей

Радужная

100 рублей

Серенькая

200 рублей

4. Учащимся также следует знать, что с развитием капиталистических отношений в 19 веке, наряду с металлическими и бумажными деньгами, в обращение всё чаще стали входить ценные бумаги: депозитки, серии, билеты (то есть облигации частных банков), ломбардные билеты, векселя.



Депозитные билеты – введены государством для пополнения казны металлическими запасами, то есть за сданные в банк серебро вкладчикам выдавались депозиты (сохранные расписки, ходившие наравне с деньгами).

Серии – билеты с отрезными билетами. Обменивались на серебро. В обмен на металл выдавались серии с отрезными купонами, приносившими владельцу небольшой процент. Выдавались в ссудных кассах (ломбардах) под залог крепостных крестьян или другой недвижимости. Ломбарды принимали на хранение также деньги, которые пускались ими в оборот. Часть дохода с оборота (обычно 5% в год) выплачивалась вкладчику. Ломбардные билеты обращались наряду с обычными деньгами.

Купоны. Печатались на процентных ломбардных билетах. Принимались наряду с деньгами как средство оплаты.

Вексель – официально заверенное оформленное на специальной гербовой бумаге долговое обязательство, гарантирующее уплату долга, как правило, с процентами, в установленный срок, под залог имущества. Если должник оказывался неплатёжеспособным, дело передавалось в суд, который описывал и продавал имущество несостоятельного должника, чем и компенсировал недоплаченные векселя. С термином «вексель» употребляются определённые выражения, связанные с этими понятиями. Их необходимо знать:

Учесть вексель – сдать его в банк и получить за него деньги до наступления срока платежа, с вычетом в пользу банка учётного процента.

Просрочить вексель – не уплатить по нему в срок.

Опротестовать вексель – официально установить неуплату в срок по векселю, что давало некоторые льготы удержателю при взыскании долга.

Предъявить вексель по взысканию - потребовать по нему деньги.

Дисконтировать – тоже, что учесть вексель.
Шестой раздел. Земли и власти.
В 19 веке Россия насчитывала две столицы – Москву и Петербург, в середине века 49 губерний, к 1917 году – 78 губерний, кроме них имелась 21 область – так назывались территории, которые располагались на окраинах страны (например, Закавказская, Забайкальская) или на землях казачьих войск (например, в области Войска Донского). Глава губернии – губернатор. Главой некоторых особо важных губерний назначался

генерал-губернатор – уполномоченный самого императора, стоявший и над губернаторами.

В конце 18 – начале 19 веков генерал-губернаторы Санкт- Петербурга и Москвы именовались главнокомандующими.

В 1775 -1796 годах ту же функцию, что и генерал-губернаторства исполняли наместничества во главе с наместниками. Таковым является Правдин в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, приехавший инспектировать имение Простаковых.

Главами некоторых губерний (столичными и пограничными) управляли военные губернаторы, которые одновременно являлись командующими войсками, расположенными на их территории. Остальных губернаторов называли гражданскими губернаторами.

Центральные органы власти находились в главной столице – Санкт-Петербург. Главой государства и единоличным правителем являлся монарх – император (царь). Все до единого подданные должны были почтительно именовать его государь (официальный титул – государь-император). Царь – неофициальный титул.

Высший государственный орган империи – правительственный Сенат, ведавший надзором над деятельностью правительственных учреждений. Он же – высшая судебная инстанция.
Министерства и иные присутственные места.
Департаменты ведали важнейшими направлениями деятельности министерств. Должность директора департамента, как и министра, была слишком высока, чтобы прямо присваивать её героям художественных произведений.

Не случайным начинается таким ироническим вступлением повесть Н.В. Гоголя «Шинель»: «В департаменте…, но лучше не называть, в каком департаменте».

Отделение – это часть департамента с более узкими функциями. Стол во главе со столоначальником был низшим подразделением министерств и многих других правительственных ведомств. Главная исполнительская работа велась в столах. Иронично в старину столоначальников называли повытчиками. Таким был Чичиков в молодости. Существовала и ещё менее значимая должность – помощник столоначальника.

Правительственные учреждения, в которых работали чиновники, назывались присутствия или присутственные места. Сходное значение приобретало слово «должность».


Губернские власти.
Губернатор – глава губернии. Ему непосредственно подчинялось губернское правление

Вице-губернатор – помощник губернатора.

В губернское правление входили:

1. Казённая палата, ведавшая сбором налогов и другими финансовыми делами губернии.

2. Гражданская палата, или палата гражданского суда, ведавшая всякого рода гражданскими судебными делами и торговыми сделками. Именно здесь собирался оформить покупку мёртвых душ под видом живых Чичиков.

3. Уголовная палата, или палата уголовного суда разбирала уголовные дела.

Напрямую губернатору подчинялся приказ общественного призрения, ведавший местными училищами, медицинскими и благотворительными учреждениями. Этот приказ имел право заниматься финансовыми операциями с целью увеличения своего скудного бюджета.

Формально не подчинялся губернатору губернский прокурор, в обязанности которого входило слежение за исполнением законности и пресечение всех злоупотреблений в губернии. За это он отвечал перед министром юстиции.
Уездные власти.
Губерния делилась на уезды, административными центрами которых являлись уездные города. Такими городами управлял городничий – полицейский чиновник, распоряжавшийся всеми делами города. Уездный городничий отвечал за всё, что творилось в подвластном ему городе и был полновластным хозяином. Такого городничего мы встречаем в «Ревизоре» Гоголя.

С 1785 года в губернских и уездных городах существовал ещё и выборный орган – шестиглассная дума (из шести «гласных», то есть депутатов от разных сословий), руководимыми городским головой.

До 1863 года уездный суд в уездном городе служил первой судебной инстанцией для дворян. В ведении такого суда находились мелкие уголовные и гражданские дела, чаще всего – споры о землевладениях. Действия такого уездного суда подкупленного богатым помещиком, показаны во 2 главе романа А.С. Пушкина «Дубровский». Уездный судья был вторым человеком в уездном городе после городничего.

В «Ревизоре» Н.В. Гоголя эту должность занимает Ляпкин-Тяпкин – редкостный пройдоха, который не скрывает, что в уездном суде, возглавляемом им, царит полный беспредел. К уездным чиновникам относились также смотритель училищ и смотритель богоугодных заведений.

Главой административно-полицейской власти уезда (без городов) до 1862 года был капитан-исправник, в жизни и в литературе его чаще называли исправником. У него было 2-3 помощника – земские заседатели. Исправник и заседатели избирались местным дворянством из своей среды, должности были платными.

С 1837 года помощниками уездного исправника вместо земских заседателей были становые приставы, каждый из которых ведал станом – полицейским округом. Уезд делился на 2-3 округа.

До 1863 года исправник стоял во главе низшего земского суда – уездного административно-полицейского органа, ведавшего всеми сословиями, кроме дворян. Не следует его путать с уездным судом, о котором сказано выше.

До 1863 года низший земский уездный суд упразднили вместе с должностью городничего. Власть уездного (земского) исправника с той поры распространилась на уездный город. Исправников (начальников уездной полиции) назначало государство, эта должность просуществовала до 1917 года.

В 1878 году становые приставы получили в своё распоряжение помощников – урядников. Не следует их путать с урядниками – унтер-офицерами казачьих войск.

В 1889 году с усилением реакции и ростом недовольства на селе в преддверии назревания революционной ситуации правительство в уездах ввело должность земского начальника, назначаемого из дворян. Он осуществлял одновременно и административную, и судебную власть над всем крестьянством, утверждал избранных крестьянами старост, был скор на суд и расправу.

Ни в одном художественном произведении вы не найдёте положительного образа земского начальника.
Городская полиция.
До революции 1917 года большие и не очень большие (средние) города делили на части, то есть на своеобразные районы. Во главе каждой части стоял частный пристав (от слова часть – полицейская территориальная единица).

Маленькие уездные города на части не делились, но и в них был частный пристав – ближайший помощник городничего.

Частный пристав со своей канцелярией помещались в частном доме, в котором было также арестантское отделение, в простонародье именуемая холодной или сибиркой из-за царящего в ней холода.

Полицейские части подразделялись на кварталы во главе с квартальными надзирателями, помощниками которых назывались квартальными поручиками. В «Ревизоре» присутствуют трое квартальных: Свистунов, Пуговицын, Держиморда. Имя последнего стало нарицательным.

Самой мелкой полицейской территорией был околоток, или околодок, во главе с околоточным надзирателем.

До 1862 года рядовые постовые полицейские в городах именовались будочниками или буточниками – от слова будка. Яркие типы будочников выведены Н.В. Гоголем в повестях «Нос» и «Шинель» и А.С. Пушкиным в повести «Гробовщик».

Самым низшим полицейским чином был и хожалый – рассыльный при полиции, исполнявший разные поручения.

В дореформенное время в помощь полиции выделялись десятские от мещан – от каждого десятого двора. Городничий в «Ревизоре» Н.В. Гоголя распорядился, чтобы квартальный заставил десятских вымести улицу, ведущую к трактиру.

Полицеймейстер (в разговорном – полицмейстер) являлся начальником полиции губернского города. В столице их было несколько, и подчинялись они главному – обер-полицмейстеру, а с 1905 года – градоначальнику.

Вплоть до 1885 года полицией в Санкт-Петербурге и Москве ведала Управа благочиния.

В 1862 году будочников упразднили и заменили их городовыми.

В 1881 году полицейские кварталы были переименованы в участки во главе с участковыми приставами. В конце 19 – начале 20 веков некоторые крупные города выделялись из губерний, образуя самостоятельное градоначальство. По правам внутри города градоначальники приравнивались к губернаторам, подчинялись же они генерал-губернатору, а где его не было – министру внутренних дел.


Волость и село.
Волость являлась самой мелкой административно-территориальной единицей, объединяющей несколько сёл и деревень. Во главе её стоял волостной старшина, избираемый на три года сельским сходом. Волостной старшина вместе со своим помощником волостным (или земским) писарем возглавлял волостное правление, состоявшее из сельских старост и других выборных должностных лиц.

Для выполнения общественных и других административных обязанностей сельский сход избирал из своей среды десятских и сотских (от числа выделявших их дворов). Судебной инстанцией в волости после 1864 года был ежегодно избираемый волостным сходом волостной суд.


Пореформенные учреждения.
В 1864 году после отмены крепостного права в России в губерниях и городах были созданы новые выборные органы местного управления – земства. Уездные и губернские земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы во главе с председателями. Хотя эти органы были для всех сословий, но участие в них существенно ограничивалось имущественным цензом. Так что власть в земских управах захватили крупные землевладельцы, то есть те же дворяне-помещики.

Аналогично земской управе была создана городская дума: выбор гласных в городскую думу (право быть избранным имел каждый гражданин, плативший городские повинности с земли, торговли или промысла).

Исполнительным органом думы была городская управа во главе с городским головой.
Пореформенный суд.
В 1864 году была проведена реформа суда. Новый суд объявили независимым. В нём участвовали присяжные поверенные – адвокаты, состоящие на государственной службе. Были ещё и частные поверенные – адвокаты, которые имели право выступать только в тех судах, которые выдали им разрешение на эту деятельность. Заседания суда сделались открытыми, публичными. Право выносить решения наиболее важных дел принадлежало присяжным адвокатам (12 человек). Их привлекали по жребию преимущественно из высших слоёв местного населения. Они могли лишь выносить своё мнение о виновности или невиновности обвиняемого, меру наказания определял суд.

Мелкие уголовные дела единолично разбирали мировые судьи, избираемые на три года уездными земскими собраниями и городскими думами. В отсутствии мирового судьи его замещал почётный мировой судья.

Решения мирового судьи могли быть обжалованы съездом мировых судей (мировым съездом). В 1889 году должность мирового судьи заменили назначенным правительственными органами городским судом.

Жандармерия.
В 1827 году после восстания декабристов Николай Первый учредил жандармский корпус во главе с царским любимцем Бенкендорфом. Жандармерия служила карательным органом для борьбы самодержавия с революционным и освободительным движением. Чтобы понять, как народ «обожал» жандармов, достаточно обратиться к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия».


Некоторые забытые должности.
1. Акцизные чиновники контролировали поступление налогов в казну на некоторые товары широкого поступления (табак, вино, сахар и тому подобное). Должность не престижная.

2. Журналист – канцелярист, ведущий журнал входящих и исходящих документов.

3. Непременный член, заседатель – постоянный, а не переизбираемый на определённых выборах, назначенный свыше.

4. Письмоводитель – служащий, занимающийся ведением корреспонденции, делопроизводством.


следующая страница >>