Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка «Сколько... 1 49.34kb.
Мкоу староакульшетская оош духовно-нравственное формирование личности... 2 596.47kb.
Тема: Духовно- нравственное воспитание младших школьников 1 65.27kb.
Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» 1 130.3kb.
Самостоятельная работа на уроках математики» Белоусова Марина Геннадьевна... 1 15.11kb.
Нравственное и духовное воспитание через православные идеи на уроках... 1 155.09kb.
«Духовно-нравственное воспитание как составляющая фгос и фгт» 1 26.33kb.
Духовно нравственное воспитание 1 179.05kb.
Проблемные задания на уроках математики как средство развития творческого... 1 365.44kb.
Духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание... 1 155.07kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики 1 95.09kb.
Метод решения уравнения Пелля в системе mn параметров 1 111.78kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики - страница №1/1

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики

С.Г.Бадыкова, учитель математики

МБОУ «СОШ №8» г.Октябрьский

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание материала и организацию урока.

Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к обучающимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и детьми укрепляют в подростках веру в торжество морали.

Преподавая математику, учителю необходимо  быть для своих учеников авторитетом и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.  Учителя математики справедливо считают, что их предмет обладает большим воспитательным потенциалом. Его реализация возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и, хотя бы отчасти, противостоять ей. Решение задач требует от обучающихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у школьников воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще,  владение математикой  -  это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать.

На уроках математики мы с детьми часто касаемся вопросов нравственности. Рассматривая примеры из истории математики, мы приходим к выводу, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик и соблюдают нравственные нормы.

Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова!

Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края. Стараюсь выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. На моих уроках, например, обучающиеся с удивлением узнают о русском крестьянском способе умножения; сами составляют решето Эратосфена; рассматривают применение золотого сечения, золотого прямоугольника и золотой спирали  в природе, архитектуре, живописи как математических символов идеального соотношения формы и роста.



Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. Здесь создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы.

Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.