Духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание граждан группируется вокруг базовых духовных и национальных ценно - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка «Сколько... 1 49.34kb.
Развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса... 1 105.39kb.
Татьяны Сергеевны Юркевич 1 96.66kb.
Мкоу староакульшетская оош духовно-нравственное формирование личности... 2 596.47kb.
Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» 1 130.3kb.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики 1 35.76kb.
Назаровский р н с. Подсосное ул 1 205.94kb.
Целей: -воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического... 2 426.9kb.
Тема: Духовно- нравственное воспитание младших школьников 1 65.27kb.
«Духовно-нравственное воспитание как составляющая фгос и фгт» 1 26.33kb.
Духовно нравственное воспитание 1 179.05kb.
Что родители должны говорить своим детям о наркотиках 1 100.21kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание граждан группируется - страница №1/1

Принципы воспитательной системы

Единство воспитательной и образовательной среды

Cоздание в школе единой воспитательной и образовательной среды, задача которой состоит в развитии основных потребностей ребенка: физиологических, в безопасности, в любви, уважении, признании, в познании, в удовлетворении собственных интересов, в труде, в творческой деятельности. Единая образовательно - воспитательная среда предполагает включение всех ее участников в активное взаимодействие. Современная система воспитания исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения самостоятельного развития учащегося.

Ценностная

основа воспитательного процесса

Духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание граждан группируется вокруг базовых духовных и национальных ценностей.

В зависимости от направленности тех или иных образовательных процессов в школе и мероприятий программы духовно-нравственного развития личности и патриотического воспитания граждан ценностные образы и символы играют роль мощных знаковых ориентиров на пути формирования и мировоззренческого закрепления у обучающихся:

  • ценности своей семьи, города, региона, Российского государства, народов России;

  • личной преемственности к жизненному опыту своих родителей, предков;

  • уважения к традиционным для России религиям;

  • жизненной ценности служения своему Отечеству, эмоциональной готовности к его защите и самопожертвованию;

  • ценностной значимости лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Так, базовыми ценностями Воспитательной системы школы являются:

Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Мы стремимся к тому, чтобы наши учащиеся осознавали человека как безусловную ценность во всех его важнейших ипостасях: и как члена семьи и общества, и как гражданина, и как уникальной индивидуальности, и как субъекта творчества и труда. Нам важно, чтобы дети ценили саму человеческую жизнь, ценили в себе и других здоровье и жизненный потенциал, уважали бы человеческие чувства и мысли. Необходимо, чтобы понимание ценности человека распространялось бы и на него самого, и на других людей.

Человечество, понимаемое как мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Патриотизм (гражданственность). Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников - соотечественников, личным вкладом во благо Отечества. Любовь к Родине, своему народу, его традициям и культуре, к родной природе. Эти чувства чрезвычайно важны для психологического здоровья детей и юношества. Чувство сопричастности к судьбе своего народа делает человека морально ориентированным.

Семья, дом - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его обитания и развития, где закладываются основы будущей личности. Чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо со школы. Мы поддерживаем принадлежность к культуре родительской семьи, родительского дома. Это начало начал формирования основ патриотизма. В детском сознании образ матери содержит в себе самые значимые для ребенка социальные ценности. Дом в широком смысле этого слова в воспитательной системе означает семью, свое жилище, населенный пункт, край, страну, континент, планету.

Природа. Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Земля – место обитания людей и живой природы. Будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, они сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых в новом веке.

Сегодня важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира. Неоценимо экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Природа родного края, страны, континента, планеты, Вселенной. Экологическое образование. Экологическое сознание. Экологическая культура.

Труд - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. В тоже время сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение ими основами экономических знаний, современного менеджмента.
Уважение к другим странам и народам, толерантность. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - условие существования Земли, человеческой цивилизации. В этом смысле актуальными задачами воспитания являются:


  • преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям,

  • отказ от образа врага. развитие миротворческой деятельности,

  • включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в школе атмосферы гражданского мира и национального согласия.

Без уважения к людям других культур, их сообществ, языков и способов бытия в мире человек лишается возможности глубоко понимать и ценить культуру и традиции собственного народа и своей страны. Для человека, с детства научившегося стремиться к познанию и пониманию разнообразия человеческих миров, становится естественным уважение к непохожим на него людям, народам и странам. Программа ОРКСЭ, «Культура Урала» направлены на реализацию этой цели. Этнокультурный компонент входит и во многие программы других учебных дисциплин.

Самосовершенствование. Самовоспитание или сознательное и целенаправленное действие человека по отношению к самому себе, с целью развития определённого сознания нравственности и нравственных качеств, в соответствии с представлениями о нравственном идеале. Это сознательное развитие личностных навыков и качеств человека.

Познание и самопознание. Творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Знания - результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика.

Невозможно ценить и уважать других людей, себя, окружающий мир и результаты человеческого творчества и труда, не зная всего этого, не имея определенного объема знаний. Поэтому среди базовых ценностей, на которые мы ориентируемся и которые стремимся привить нашим воспитанникам — ценность познания мира и самопознания, уважения к Знанию. Все образовательные программы в той или иной степени направлены на познание детьми мира природы, общества и культуры, и, на развитие мотивации к самостоятельному познанию.



Творчество. Самобытная деятельность человека, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Под творчеством понимается процесс созидания, в котором личность познает в мире новое для себя и создает сознательно в окружающей среде новое, то есть то, чего ранее не было.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих , сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразным.

Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам.

При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, нравственные постоянные искания, возвышающие человека.

Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.


Преемственность и непрерывность воспитательного процесса

Данный принцип является основополагающим для развития национальной российской системы образования. Преемственность в воспитании личности имеет стратегическое социально-педагогическое значение.

Именно преемственность в учебно-воспитательном процессе определяет комплексный и междисциплинарный характер всей образовательной программы школы, обеспечивая связь и согласованность в целях, содержании, организационно-методическом обеспечении ступеней образования и этапов воспитания. Тем самым, создается поле для непрерывности образования.

Преемственность в содержании образования позволяет на каждом последующем этапе применять полученные и закрепленные на предыдущем этапе знания, умения, навыки и компетентности. Тем самым включаются пропедевтические принципы обучения и воспитания: на каждой новой ступени или этапе происходит актуализация опорных предшествующих результатов, что позволяет ориентировать обучающихся на предъявление себе требований в будущей деятельности.

Преемственность достигается через взаимосвязь форм, методов и средств обучения и воспитания, последовательное применение образовательных технологий, позволяющих детям развивать свои творческие способности.

Обеспечение преемственности в личностной развивающей деятельности обучающихся напрямую связано с тем, как учителя, педагоги дополнительного образования и воспитатели следуют в организации образовательного процесса закономерностям в становлении детского характера, выявленным Л.С. Выготским. Здесь крайне важно обеспечить постоянную и преемственную мотивацию ребенка к проявлению усилий при стремлении к достижению личностных целей. Именно так учебно-познавательная и развивающая деятельность становится внутренней потребностью детей, их внутренним стремлением к полноценному развитию. В дальнейшем у обучающихся формируется устойчивая потребность в перспективном проектировании достижения личностного успеха во взаимодействии с теми, кто был рядом в совместном преодолении трудностей, возникающих при решении задач различной сложности.

Воспитывающее воздействие среды

Этот принцип сформулирован Л. С. Выготским:

«Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок; с другой стороны, на достижение, необходимого социального уровня направлено все развитие ребенка. Здесь начало и конец, альфа и омега. Хронологически все три момента этого процесса можно изобразить так:
1. неприспособленность ребенка к социально-культурной среде создает мощные препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности развития);


2. эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития; становятся его целевой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы будущего);

3. наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности (принцип Компенсации). То, что отношения личности к среде стоят в начале (1) и в конце (3) процесса, придает ему замкнутую, круговую форму и позволяет рассматривать его в прямом (причинном) и обращенном (целевом) аспекте».

Активность среды, оказывающей воспитательное воздействие определяется ее динамичностью. Роль воспитателя в целом и заключается в организации и регулировании среды. Само же воспитание осуществляется через собственный опыт ребенка, который всецело определяется средой.

Следование принципу воспитывающего воздействия среды определяет социальную востребованность ребенком, его семьей, обществом той системы воспитания, которую предлагает школа. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят исключительно посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества.

Воспитывающая среда (пространство) образовательного учреждения – это система условий формирования личности, влияний на нее и возможностей для ее развития, которые содержатся в пространственно-предметном и социальном окружении1.

Воспитательная система, встроенная в ткань воспитывающего пространства, придает всем его структурным компонентам воспитательный смысл, воспитательное звучание. Само пространство начинает выступать как мегасфера воспитания личности. И задача учреждения – сделать это окружающее воздействие на ребенка максимально содержательным и плодотворным, а самого ребенка – активным субъектом позитивных изменений в себе самом и социальном окружении.

Воспитывающее пространство учреждения и его активно освоенная ребенком часть – воспитательная среда накладывают на ребенка отпечаток своеобразия. Уподобление той среде, в которой ребенок вращается, общий язык, следование примерам, взглядам и манерам индентифицируют личность.

Совокупность отношений, в которые включен ребенок в рамках воспитывающего пространства школы (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих), влияет на его творческие способности через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие индивидуальных потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

В условиях гуманизации образования, демократических преобразований главное в воспитывающем пространстве обеспечить личностно ориентированное сопровождение развития ребенка .



Структура воспитывающего пространства может быть представлена следующим образом:

Материально-предметное окружение:

    • материальная оснащенность учебных и досуговых помещений,

    • технико-гигиеническая организация пространства,

    • учебно-бытовая организация пространства (размер и пространственная структура учебных помещений, возможность их пространственной трансформации, степень скученности обучающихся).

Информационное окружение:

  • исторически сложившиеся традиции учреждения,

  • система ценностей как основных ориентиров воспитания,

  • официально установленные правила и нормы,

  • приказы, распоряжения по учреждению,

  • средства наглядности.

Субъектное окружение (человеческие факторы):

  • личностные особенности педагогов,

  • личностные особенности обучающихся и их успеваемость,

  • распределение статусов и ролей,

  • половозрастные особенности обучающихся,

  • характер взаимодействия между педагогами и детьми (стиль преподавания и общения), между детьми, между педагогами и родителями.

Программа обучения:

  • содержание учебной (предметной) деятельности,

  • формы, методы, технологии обучения,

  • характер контроля.

Неучебные виды деятельности:

  • массовые досуговые мероприятия (праздники, фестивали, игровые программы),

  • экскурсии, посещение музеев,

  • социально-ориентированные творческие проекты обучающихся, акции, мероприятия,

  • деятельность по самоуправлению обучающихся.

Воспитывая социальную активность у учащихся, мы стараемся помочь им убедиться в том, что ценности, которые предлагаем, являются для учащихся значимыми. Воспитание на основе данного принципа создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию.
Взаимодействие детей и взрослых под началом

нравственного примера педагогов и родителей

Одной из ключевых проблем образования была и остается проблема психолого-педагогической культуры отношений между взрослыми, каждым конкретным ребенком и детским коллективом в целом.

В советской педагогике примером попытки разрешить эту проблему был принцип «воспитания в коллективе», разработанный и опробованный на практике А. С. Макаренко. При этом «воспитание в коллективе» по Макаренко не отрицало развития индивидуальности, он подчеркивал: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».

Парадигма личностно-ориентированного образования определяет, что главной фигурой единого образовательного процесс является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Позиция взрослого состоит в умелом направлении и организационном руководстве деятельностью детей с целью их дальнейшего развития: «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» (Л.С. Выготский).

Нравственность взрослых – учителей и родителей, моральные нормы, которыми они руководствуются в своей профессиональной деятельности и жизни, их отношение к своему труду, совершаемым поступкам, к детям, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и патриотического воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если учитель, педагог или родители не являют собой главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения. Применение данного принципа является определяющим при переходе школы к самообучающейся организации, в основе которой заложены 5 основных понятий:

1. Личное мастерство, которое побуждает участников образовательного процесса постоянно прояснять для самих себя личностные приоритеты образования. В то же время, в постоянном взаимодействии взрослых и детей регулярно происходит переоценка того, как идут дела. Возникающее «напряжение» между концепцией образования и реальностью порождает побудительную энергию к действию, а значит, к личному росту.

2. Создание общего видения. Эта направление в планировании образовательного процесса концентрирует внимание на общих целях. Оно позволяет получать опыт, необходимый для достижения желаемого результата.

3. Групповое обучение (в малых группах). Это – основа личностно-ориентированного образования, так как в группе сцепляются интересы многих ради успеха каждого. Достигается это благодаря использованию постоянного диалога и правильно построенного обсуждения.

4. Рефлексия. В ходе рефлексии, свойственные каждой личности скрытые убеждения и верования, активно влияющие на наше мышление (часто негативно), серьезно обследуются и по результатам обследования создаётся пространство для необходимых изменений.

5. Системное мышление объединяет все предыдущие понятия и делает школу самообучающейся организацией. При формировании и развитии системного мышления в реализации программы духовно-нравственного развития личности и патриотического воспитания граждан все участники образовательного процесса получают возможность видеть возникающие закономерности в ходе применения единых усилий.

Воспитательная система школы направлена на то, чтобы наиболее важные и значимые ситуации именно проживались ребенком, чтобы он из своего опыта, а не из нравоучений узнавал, что такое хорошо, и что такое плохо. Таким образом возникает понимание того, что обучение есть часть процесса воспитания, продолжающегося все время, пока ребенок бодрствует.

Участники этого процесса, семья, школа и ребенок, рассматриваются как равноправные партнеры и части развивающейся системы, функцией которой является социализация ребенка. Исходными данными здесь служат культура семьи, генетически обусловленные и приобретенные особенности ребенка и организационная культура школы, а основными ограничениями – психофизические, временные, материальные и другие ресурсы участников процесса воспитания2.



Перспективное (опережающее) планирование процессов

на основе проектирования зон ближайшего развития детей

Введение данного принципа обусловлено применением всех ранее раскрытых принципов. Его применение, с одной стороны, подчеркивает принципиальную особенность развития личности ребенка в процессе образования, когда ребенок усваивает и присваивает накопленные, знания, умения, навыки, компетентности и социальный опыт, прежде всего, путем партнерского взаимодействия с взрослым, владеющим инструментарием планирования, а, с другой стороны, качественно распределяет актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности, и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности с взрослым.

Основная идея теории «зоны ближайшего развития ребенка» направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей, в первую очередь, к школьному обучению и воспитанию. Введение практики педагогического перспективного планирования (приведения к единой системе), особенно в реализации воспитательных программ, позволяет перевести множественные интересы детей в зонах ближайшего развития в устойчивые и долгосрочные индивидуальные образовательные траектории.
Социально-педагогическое партнёрство

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание граждан. Для решения этой важнейшей задачи в образовательной деятельности школы необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, институтами гражданского общества, организациями военно-патриотической направленности, религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.



1 Определение дано с использованием текста кн.: Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. – М.: Сентябрь, 2000, с. 11.

2 Лачашвили Р.А., Орлова Е.В. Концепция инновационной программы. Формирование личности в культуре самообучающейся школы. – М., 2007.