Доктор педагогических наук Т. Я. Шпикалова, кандидат педагогических наук В - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Доктор педагогических наук Т. Я. Шпикалова, кандидат педагогических наук В - страница №1/3

ПРОГРАММА

Изобразительное искусство 5—9 классы

Учебное издание
Авторы программы:

доктор педагогических наук Т. Я. Шпикалова,

кандидат педагогических наук В. Ершова,

кандидат педагогических наук В. И. Колясына,

кандидат педагогических наук Л. В. Неретина,

кандидат педагогических наук Г. А. Поровская.

Научный руководитель авторского коллектива Т. Я. Шпикалова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану, а также с учетом связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1—4 классы» (авторы Т. Я. Шпикалова и др.).

Цели программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Задачи программы:

• воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства;

• воспитывать интерес к искусству народов мира;

• формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно- творческой деятельности;

• развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;

• развивать умение создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования;

• развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально- художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально- художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех девяти лет обучения в основной школе.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.



Содержание программы «Изобразительное искусство. 5—9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

содержательно-деятельностный подход. Деятельность как система учебных действий в предлагаемой программе представлена включением учащихся в активную учебную и художественно-творческую деятельность, в которой учитывается специфика художественного освоения мира учащимися основной школы: интерес к пространственным, пластическим и декоративным видам деятельности, ориентация на ее положительный результат. Характеристика видов деятельности дается в пояснительной записке далее;

системно-комплексный подход. Основой эстетического познания целостной картины мира является художественный образ. В программе художественно-образный язык рассматривается в процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем и через многообразие способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися. Это создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили, а также участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира;

личностно ориентированный подход. Изобразительное искусство — культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;

региональный подход. Учитываются художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этнохудожественного пространства и развития самосознания школьника как члена этноса и носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность. Соответственно это:

• представление о ведущих качествах народного искусства: универсальность художественного языка, всечеловечность духовных ценностей, коллективное начало, традиция как закон развития народного искусства; эстетическое восприятие и эмоционально-ценностная оценка содержания произведений народного искусства; художествен но-творческая деятельность на основе творческих принципов народного искусства: повтор, вариация, импровизация, умение применять в собственном творчестве народные художественные традиции, сохранять и развивать их.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

• ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);

• изобразительная деятельность (основы художественного изображения) — графика, живопись, скульптура;

• декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);

• художественно-конструкторская деятельность;

• художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Охарактеризуем каждый из них:

ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве) способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. Восприятие действительности и произведений разных видов искусства направлено на развитие активного эстетического отношения к искусству как части духовной культуры, к природе и деятельности человека как источнику жизни и красоты. Восприятие произведений пластических искусств способствует развитию активного эстетического потребления искусства как части духовной культуры. Диалоги о пластических искусствах развивают у учащихся представление о видах и жанрах профессионального искусства и видах народного искусства, об особенностях отечественной национальной культуры и искусства и мировой художественной культуры, воспитывают художественный вкус.

В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение учащимися высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; учащиеся также приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Диалоги об искусстве являются обязательной составляющей каждого урока;

изобразительная деятельность (основы художественного изображения) включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, тона, композиции, формы и пропорций, объема, пространства) в процессе самостоятельной художественно-творческой работы.



Графика. Линия, штрих, тон, точка рассматриваются как основные средства выразительности в графическом рисунке. Варьируются различные приемы работы графическими материалами, выразительные возможности линии, штриха, фактура пятна, тон и ритм пятен, передающих объем, освещение и настроение в рисунке. Знание выразительных средств графики и возможностей различных графических материалов позволяет учащимся передать глубину изображаемого пространства, делая его образ выразительнее и достовернее. Графические работы ведутся с натуры (длительные зарисовки в тоне и кратковременные наброски линией), по памяти и представлению (зарисовки отдельных предметов, животных, птиц, человека).

В графике могут выполняться творческие тематические композиции и иллюстрации к литературным произведениям. Материалы: графический карандаш, уголь, сангина, мел, перо, кисть, тушь, фломастер и т. п. В разряд графических работ входят и работы, выполненные на тонированной (цветной) бумаге или с частичным применением акварельных красок.



Живопись. Цвет, его сочетания, пятно - одно из главных средств выразительности в живописи. В работе с красками осваиваются основы цветоведения, осознаются понятия о цветовом тоне, светлоте и насыщенности цвета, локальном, теплом и холодном цвете, колорите, а также об эмоциональном восприятии и символике цвета в живописи. Варьируются различные приемы работы кистью и красками для передачи фактуры изображаемых предметов, временного состояния реальной действительности и собственного эмоционального настроения.

Учебные задачи, направленные на достижение единства материала, технического приема, колорита, композиции в живописной работе с натуры, позволяют творчески решить проблемы единства формы и содержания в творческой тематической композиции.

Красками могут выполняться кратковременные и длительные этюды с натуры и по памяти (натюрморты, пейзажи, портреты), творческие тематические композиции по памяти, представлению и воображению. В разряд живописных работ условно входят работы, выполненные в смешанной технике, при условии, что основным материалом будут краски (акварель, гуашь, темпера, масло).

Скульптура. Объем, или трехмерность, - основа языка скульптуры. Работа в объеме и пространстве развивает объемно-пространственное мышление, чувство конструкции, пропорций, равновесия, статики, динамики и пластики формы. В процессе освоения различных приемов лепки развивается чувство фактуры, формы, понимается ее значение в передаче эмоционального звучания образа.

На уроках выполняются рельефы, горельефы, круглая скульптура — мелкая пластика. Основными объектами скульптурного изображения являются фигуры человека, животных, сказочных героев, но в рельефе может быть представлено изображение пейзажа, натюрморта, жанровой сцены. В качестве материала на этих занятиях используется пластилин, глина;

декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры) включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции, видового (декоративного) образа.

Постижение закономерностей орнаментальных, сюжетно-декоративных, объемно-пластических решений композиции согласуется со следующими условиями: учет назначения художественной вещи (предмета) при выборе материала, из которого она создается; связь декора с формой и практическим назначением художественной вещи (предмета); связь художественной вещи (предмета) со средой бытования; понимание духовной ценности, отношения мастера — создателя произведений народного искусства — к миру (народная точка зрения на мир); умение применить в своей художественной деятельности творческие принципы народного искусства (повтор, вариации, импровизации);

художественно-конструкторская деятельность включает зарисовки с плана объекта, проектирование объекта, конструирование изделия с опорой на план проектируемого объекта. Решение учебных задач осуществляется на уроках народного творчества с элементами художественного конструирования, на уроках декоративного творчества с элементами художественного конструирования. Данный вид деятельности способствует развитию пространственного воображения, конструктивного мышления, умения работать в разном материале с применением приемов художественного конструирования (макет крестьянского подворья, макет театральной сцены с декорациями, конструкция тростевой куклы и др.); в этом виде деятельности предоставляются большие возможности для применения современных мультимедийных технологий обучения;

художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. В программе уделяется внимание синтезу искусств, который объединяет пространственные и временные искусства: изобразительное искусство и музыку; театральное действо, народное песенное творчество и народное изобразительно-пластическое искусство на фестивалях и народных календарных праздниках. Прием взаимодействия разных искусств создает большие возможности для эффективного преподавания уроков изобразительного искусства. Этот вид деятельности особенно ярко отражает идеи интеграции разных видов искусства и учебных предметов (истории, литературы, мировой художественной культуры, музыки), способствует установлению связей, отражающих целостное представление о мире, человеке, культуре, об универсальных человеческих ценностях, служит формированию системно- целостного взгляда на мир.

В содержании программы все основные виды художественно-творческой деятельности представлены по каждому классу.

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителей, активизации их творческого поиска и самореализации. Примерное тематическое планирование уроков не является педагогическим трафаретом на пути творчества как учителя, так и ученика. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. В частности, среди них:

• вариативность тем заданий и выбора материала, техники для учащихся. Предлагаемые темы учитель может расширить с учетом реальных интересов, потребностей и личностных проблем его учеников;

• вариативность и широкий выбор учителем произведений искусств;

• вариативность и импровизация в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;

• свободный выбор учеником литературного произведения в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;

• вариативность задания по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;

• выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;

• широкий выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделия с учетом национально-регионального компонента;

• выражение собственного отношения к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. КЛАСС

Тема года: Природа и человек в искусстве
Цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Задачи:

• воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

• раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);

• углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

• знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;

• показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

• развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;

• развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;

• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.

Приведенные задачи конкретизируются учителем согласно темам блока и конкретного урока.



1-я четверть

Образ матери-земли в искусстве
Блок 1. Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве (3 ч)

  • Красота осеннего пейзажа (1 ч)

Диалоги об искусстве. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.

Урок живописи. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии.

Изобразительные материалы: гуашь, бумага, стекло или пластик.

  • Осенние мотивы (1 ч)

Диалоги об искусстве. Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики.

Урок графики. Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению, впечатлению от музыкальных и поэтических произведений. Выбор мотивов изображения в соответствии с заданным фоном (продолжение работы по монотипии, выполненной на предыдущем уроке) на темы «В парке», «Осенний хоровод» и т. д.

Изобразительные материалы: черная тушь, кисть, карандаш, фломастер, гелевая ручка, монотипия.

  • Осеннее настроение (1 ч)

Диалоги об искусстве. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения.

Урок изобразительного творчества. Выполнение иллюстрации к лирическим стихам русских поэтов. Здесь и далее в программе в конце каждого блока уроков приведен примерный перечень произведений искусства, который имеет постоянную структуру.

Изобразительные материалы: тонированная бумага, акварель, тушь, перо.
Примерный перечень произведений искусства: графика — Леонардо да Винчи. Пейзажные штудии; И. Шишкин. «Сосны» (свинцовый кар.), «Деревня» (свинцовый кар., белила), «Река после дождя» (офорт); Т. Маврина. Серия зарисовок «Пути-дороги»; А. Остроумова-Лебедева. Циклы гравюр «Петербург», «Павловск» (цветные и черно-белые); И. Билибин. Заставки и концовки для журнала «Золотое руно», титульный разворот в книге «Онежские былины», серийная обложка для поэтического сборника издательства «Шиповник»; живопись — А. Дюрер. Пейзажные акварели; П. Брейгель Старший. Цикл «Месяцы» («Возвращение стад», «Хмурый день»); П. Рубенс. «Осенний пейзаж с видом Стена»; С. Рейсдал. «Мельница в Вейне близ Дорстеде»; Дж. Констебл. «Воз с сеном», «Заход солнца осенью»; К. Д. Фридрих. «Деревенский пейзаж при утреннем освещении», «Гигантская горная гряда»; В. Ван Гог. «Пшеничное поле и кипарисы»; К. Моне. «Осенний день в Аржантее»; П. Сезанн. «У подножия Равин»; Ф. Васильев. «Мокрый луг»; И. Левитан. «Вечерний звон», «Золотая осень»; А. Головин. «Осень»; Л. Туржан-ский. «Золотая осень»; В. Борисов-Мусатов. «Осенний мотив»; Е. Гуро. «Осенний сон»; музыка — П. Чайковский. «Времена года»; М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»; литература — Н. Некрасов. «Славная осень»; С. Есенин. «Поздняя осень».
Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 ч)

  • Дары осени (1 ч)

Диалоги об искусстве. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами.

Урок графики. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия.

Изобразительные материалы: простой карандаш, бумага.

  • Богатый урожай (1 ч)

Диалоги об искусстве. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветной рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок по форме».

Урок живописи. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага.

  • Осень в твоем натюрморте (2 ч)

Диалоги об искусстве. Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д. в технике коллажа.

Изобразительные материалы: цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы.

  • Чудо-дерево (1 ч)

Диалоги об искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном древе в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях и заговорах. Разнообразие художественных образов древа жизни. Фантастические образы древа в современном декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве .

Урок скульптуры. Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация.

Изобразительные материалы: цветной пластилин, глина.
Примерный перечень произведений искусства: графика — Д. Митрохин. «Орехи и два яблока» и другие рисунки графической серии; А. Матисс. «Натюрморт с магнолией» (серия «Темы и вариации», чернила, перо), «Букет цветов в кувшине» (тушь, перо); живопись — Ф. Снайдерс. «Овощная лавка», «Фруктовая лавка»; Фра Анжелико. Фреска «Рай»; Я. Брейгель Старший (Бархатный). «Райский сад»; И. Хруцкий. «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами»; П. Сезанн. «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Персики и груши»; К. Коровин. «Цветы и фрукты»; П. Кончаловский. «Натюрморт. Фрукты», «Яблоки»; А. Куприн. «Натюрморт с тыквой»; М. Сарьян. «Фрукты»; народное и декоративно-прикладное искусство — стенная роспись гробницы Нашеден в Древнем Египте «Древо жизни с богиней плодородия»; мозаика во дворце короля Роджера в Палермо «Древо жизни»; мозаика в церкви Сан-Клименте «Райское древо жизни»; миниатюра в молитвеннике епископа Зальцбургского «Древо жизни и смерти»; Серафина. «Виноград»; Л. Романова. «Осенний букет» (текстиль, коллаж); Ю. Селиверстов. «Лестница к дереву познания»; образцы северных вышивок и кружева с древом жизни, вырезанки из бумаги с мотивом дерева, цветущей ветки (Россия, Украина, Польша, Китай); «Древо плодоносящее» в произведениях дымковских мастериц.
2-я четверть

Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве
Блок 3. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 ч)

  • Человек и земля-кормилица (1 ч)

Диалоги об искусстве. Изобразительное и народное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве.

Урок графики. Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию. Поиски характерного движения, костюма, необходимых атрибутов для композиции «Осенние посиделки» (начало работы над композицией).

Изобразительные материалы: цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага.

  • Делу — время, потехе — час (1 ч)

Диалоги об искусстве. Традиции русских посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике.

Урок графики. Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над многофигурной композицией).

Изобразительные материалы: цветные мелки, фломастер, бумага.

  • Осенние посиделки (2 ч)

Диалоги об искусстве. Е. Честняков — художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника.

Уроки живописи. Выполнение многофигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы). Дополнительные варианты тем многофигурной композиции: «Капустинские вечера», «Девичьи засидки», «Чаепитие», «Слушаем музыку», «Театральные посиделки» и т. д.

Изобразительные материалы: живописные материалы по выбору учащихся.
Примерный перечень произведений искусства: графика — миниатюры «Богатейшего часослова герцога Беррийского»; иллюстрации к произведениям В. Жуковского, А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого и др. (фрагменты литературных произведений могут прозвучать на уроках); Е. Честняков. «Посиделки», «Сказочный мотив», «Слушают гусли», «Гости», «Крестьянские дети», «Праздничное шествие»; народный лубок «Новый год», «Лучина, лучинушка березовая...»; живопись — А. Лоренцетти. Фреска «Полевые работы»; П. Брейгель Старший. «Жатва», «Крестьянский танец»; А. Венецианов. «Гумно»; А Рябушкин. «Втерся парень в хоровод»; Т. Назаренко. «После экзамена»; Ю. Кугач. «Перед танцами»; В. Попков. «Северная песня».

Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека (2 ч)

  • Зимняя пора

Диалоги об искусстве. Времена года — любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. Роль линий и цвета в выражении главных зимних признаков в графике.

Уроки графики. Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды». Поиск выразительной композиции: ажурность, изящество деревьев и кустов, сказочность заснеженных архитектурных построек, изображение людей, радующихся приходу зимы.

Изобразительные материалы: тонированная бумага, цветные мелки.
Примерный перечень произведений искусства: графика — М. Врубель. «Дворик зимой» (кар.); Г. Верейский. «В саду Русского музея» (тушь, перо, кисть); живопись — П. Брейгель Старший. «Охотники на снегу»; А. ван Остаде. «Голландский зимний пейзаж»; Н. Пуссен. «Зима»; У. Тернер. «Снежная буря»; К. Моне. «Сорока на снегу»; И. Левитан. «Поселок»; К. Славин. «Иней»; А. Дейнека. «Девочка у окна»; Ю. Кугач. «В Загорске»; народное и декоративно-прикладное искусство — финифть, гжельская керамика, кружево; музыка — П. Чайковский. «Времена года»: «Декабрь, «Январь».
Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч)

  • Портрет героев сказок и былин для школьной новогодней галереи

Диалоги об искусстве. Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение).

Уроки изобразительного творчества. Выполнение портретов былинно-сказочных героев: «Василиса Прекрасная», «Елена Премудрая», «Русский богатырь Илья Муромец», «Золушка», «Щелкунчик», «Добрая фея» и т. д. Создание портретной галереи для новогоднего школьного зала.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага.
Примерный перечень произведений искусства: живопись — В. Васнецов. «Богатыри», «Три царевны подземного царства»; А. Костерин. «Илья Муромец» (Палех); Ю. Ракша. «Русь богатырская. Куликово поле»; М. Врубель. «Царевна-Лебедь», «Богатырь» (декоративное панно), «Царь Берендей» и другие сказочные герои (майолика); устное народное творчество и литература — «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Снегурочка»; сказки народов мира; музыка — М. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»); Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко»; П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» (музыкальные фрагменты по выбору учителя).
3-я четверть

Лад народной жизни и образы его в искусстве
Блок 6. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества (5 ч)

  • Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры (1 ч)

Диалоги об искусстве. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые Корелы — уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.

Урок графики. Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни. Выбор точки зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения.

Изобразительные материалы: простой, цветные карандаши, фломастеры.

  • Изба как модель мироздания (1 ч)

Диалоги об искусстве. Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье, Сибирь и др.).

Урок народного творчества. Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: причелины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни. Работа в творческих группах.

Изобразительные материалы: тонированная бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка.

  • Изба — произведение русских древоделов (1 ч)

Диалоги об искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.

Урок народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап: заготовка строительного материала — «бревнышек»). Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» — творческих групп.

Материалы для конструирования из бумаги: картон, чертежная бумага, клей ПВА, линейка, карандаш, ножницы, кисточка. Технологическая карта — план проектирования объекта (избы).

  • Фасад — лицо избы, окна — ее глаза (2 ч)

Диалоги об искусстве. Дом — как материальная основа и духовная целостность семьи.

Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование крестьянского подворья силами «плотницких артелей». Украшение готового макета крестьянской избы (завершающий этап). Составление коллективного макета «Сельская улица» или «Красная улица нашего села».

Изобразительные материалы: бумага писчая, ножницы. Технологическая карта — план проектирования объекта.

Примерный перечень произведений искусства: архитектура — заповедник Кижи — дом из деревни Ошевнево; дом Сергеева из деревни Логморучей; дом Яковлева из деревни Клещейла; дом Елизарова из деревни Середка (фотографии, слайды, видеофильмы); крестьянские дома Поволжья с декором глухой резьбы второй половины XIX в. (фотографии, слайды, видеофильмы); живопись — Ф. Якупов. «Встреча»; О. Вуколов. «Прощание»; Е. Чернышева. «Лето в деревне»; А. Латеруллин. «Чаепитие». Возможно прослушивание музыки, стихотворений, созвучных образному строго живописных произведений.

Наглядные материалы: таблица «Самцовая (безгвоздевая) крыша», таблица «Плотницкий инструмент (струт, топор дровосечный, потес, топор плотницкий, долото, просека, тесло)». Технологические карты возводимых архитектурных объемов — планы проектирования объекта.

Современные мультимедийные технологии обучения: курс «Компьютерная графика и дизайн» (фрагменты по выбору учителя).


Блок 7. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 ч)

  • Декорации к опере-сказке «Снегурочка» (1 ч)

Диалоги об искусстве. Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов) в работе над оперой-сказкой «Снегурочка».

Урок декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ Берендеевки.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага.

  • Герои сказки в оперной постановке (1 ч)

Диалоги об искусстве. Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка».

Урок декоративного творчества. Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка». Работа в группах.

Изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастер, пастель.
Примерный перечень произведений искусства: живопись — В. Васнецов. Эскизы декораций, костюмов персонажей к опере-сказке «Снегурка»; литература — А. Островский. Сказка «Снегурочка» (отрывки по выбору учителя); музыка — Н. Римский-Корсаков. Опера-сказка «Снегурочка» (музыкальные фрагменты по выбору учителя).

Блок 8. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 ч)

  • Масленица — праздник конца зимы и начала весны (1 ч)

Диалоги об искусстве. Масленица — народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве.

Урок графики. Зарисовки с натуры, по памяти людей в народных костюмах, в движении для панно «Широкая Масленица».

Изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастер, пастель, акварель и др. (по выбору учащихся).

  • Гулянье на широкую Масленицу (2 ч)

Диалоги об искусстве. Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки.

Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица». Работа в группах. Праздничное действо на ярмарке.

Изобразительные материалы: цветная бумага, гуашь, акварель, кисть и др. (по выбору учащихся).

Примерный перечень произведений искусства: живопись — П. Брейгель Старший. «Битва Масленицы и Поста»; Б. Кустодиев. «Масленица»; народное и декоративно-прикладное искусство — современные праздничные гулянья на Масленицу в лаковой живописи Федоскино, Палеха, Холуя; календарные русские народные масленичные песни — «Ой, Масленица, протянись», «Прощай, Масленица»; музыка — П. Чайковский. «Времена года»: «Февраль. Масленица»; Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (хор «Проводы Масленицы»).

4-я четверть

Образ единения человека с природой в искусстве.
Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 ч)

  • Братья наши меньшие в твоей жизни (1 ч)

Диалоги об искусстве. Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка.

Урок графики. Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению. Главное в наброске — движение и энергия линии.

Изобразительные материалы: пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь, фломастер и др. (по выбору учащихся).

  • Животное и его повадки в творчестве анималистов (1 ч)

Диалоги об искусстве. Изображение животных в современном декоративно-при клад ном искусстве. Искусство российских анималистов — В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова, В. Трофимова. Природа — творческая лаборатория художника-анималиста. Художественные средства выражения повадок животного и среды обитания в творчестве анималистов.

Урок скульптуры. Лепка с натуры, по памяти и представлению животного с использованием разных приемов лепки.

Изобразительные материалы: глина, пластилин.
Примерный перечень произведений искусства: наскальные рисунки — бизоны из пещеры Альтамира, лошади, раненый бык из пещеры Ласко; изображения животных в Каповой пещере (Башкирия); петроглифы на беломорских скалах в Карелии; народное и декоративно-прикладное искусство — скифские золотые изделия; изображения птиц и животных в раннехристианских и романских культовых и дворцовых сооружениях Европы; графика — А. Дюрер. «Кролик»; Рембрандт. «Лежащий лев»; П. Рубенс. Этюды зверей; В. Серов. Рисунки к басням А. Крылова; В. Ватагин. Иллюстрации к повести Р. Киплинга «Маугли» (голова тигра, пантера, обезьяна); скульптура — рельефы Дмитриевского собора во Владимире; П. Клодт. «Укрощение коня» (скульптурные группы Аничкова моста; «Лошадь с жеребенком»); И. Ефимов. «Жираф» (медь); В. Ватагин. «Моржи» (дерево), «Мартышка» (дерево), «Медведь» (дерево); мелкая пластика — А. Белашов. «Чайки» (фарфор); Д. Горлов. «Рысенок» (фарфор).

Блок 10. Тема защиты природы в искусстве (2 ч)

  • Экологическая тема в плакате

Диалоги об искусстве. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Специфика художественного языка плаката.

Уроки графики. Выполнение эскизов плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология в картинках» (по выбору учащихся).

Изобразительные материалы: графические по выбору учащихся.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства: работы художников рисованного плаката: А. Родченко, М. Черемных, Кукрыниксов, М. Лукьянова.

Блок 11. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве (4 ч)

  • Обрядовая кукла Троицыной недели (2 ч)

Диалоги об искусстве. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Основные атрибуты и содержание праздника — березка, троицкая кукла, венки из листьев, украшение дома ветками березы, песни, хороводы, гадания на природе.

Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование троицкой куклы в образе лесной девы.

Изобразительные материалы: бумага, дерево, текстильные материалы, акварель, гуашь.

  • В Троицын день (2 ч)

Диалоги об искусстве. Образы весенних праздников и обрядов в культуре и искусстве народов мира (танец, музыка, обрядовый фольклор, изобразительно-пластическое творчество, театр как компоненты духовной жизни народа). Декоративные средства художественной выразительности, наиболее ярко передающие идею праздничности, торжественности, массовости события, единения человека с природой.

Уроки изобразительного творчества. Выполнение многофигурной композиции на темы «Хоровод», «Тихая песня», «Веселый перепляс». Поиски изобразительного мотива, вариантов композиционного и декоративного решения. Работа в творческих группах.

Изобразительные материалы: гуашь, акварель, перо, фломастеры и др. (по выбору учащихся).

Примерный перечень произведений искусства: живопись—И. Шишкин. «Цветы в лесу»; К. Юон. «К Троице», «Сельский праздник»; графика — Т. Маврина. Иллюстрации к книге «Гуси, лебеди да журавли»; А. Матисс. Серия «Джаз», «Полинезия. Море»; П. Пикассо. «Лицо мира»; народное и декоративно-прикладное искусство — вы-резанки из цветной бумаги, лаковая миниатюра (Федоскино, Палех) на тему хоровода; И. Голиков. «Танец»; А. Котухина. «Березка»; календарные русские народные троицкие песни — «Березонька», «Ты, березка...», «Иди, Дуня, на базар»; музыка — Г. Свиридов. «Курские песни»: «Зеленый дубок», «Да купил себе Ваня косу».
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны знать:

• жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);

• имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

• выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;

• основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);

• проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица, Троица), классической оперы, образа положительного героя былин и сказок народов России и мира;



учащиеся должны уметь:

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

• применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;

• применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;

• изображать с натуры, по памяти и представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;

• изображать фигуру человека, животных с натуры, по памяти и представлению с передачей движения и пропорций;

• выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;

• сравнивать предметы по форме, размеру, фактуре материала изображаемых с натуры предметов;

• самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей традиций искусства родного края;

• создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;

• работать в творческих группах; применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эстетической оценки явлений окружающего мира;

• восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;

• участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;

• сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.

6 КЛАСС

Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры
Цели: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятельности.

Задачи:

• воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;

• формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;

• формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;

• давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;

• раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;

• развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;

• формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;

• активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;

• расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края;

• продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;

• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народами мира.



1-я четверть

Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве
Блок 1. Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта (3 ч)

  • Осенний букет (2 ч)

Диалоги об искусстве. Искусство натюрморта. Особенности живописной манеры художников в передаче очертаний цветов, причудливости и изысканности форм, контрастов и нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композиционных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей.

Уроки живописи. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. Композиционные поиски, выбор живописных приемов в выражении собственного впечатления (лессировка, раздельный мазок, «ала-прима», вливание цвета в цвет). Роль фона в выявлении эмоционального впечатления.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, бумага.

  • Многоцветие цветов в декоративной росписи (1 ч)

Диалоги об искусстве. Сравнение изображений цветов в живописи и декоративном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные: упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков, объема. Роль деталей, контрастов и нюансов, размеров изображений в усилении декоративного образа. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре в творчестве мастеров разных народов России.

Урок декоративного творчества. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок.

Изобразительные материалы: акварель, бумага, гуашь.

Примерный перечень произведений искусства: графика — П. Филонов. «Цветы»; Е. Крутикова. «Георгины» (монотипия); С. Никиреев. «Яблоня цветет»; живопись — Я. Брейгель Старший (Бархатный). «Цветы»; Я. ван Хейсум. «Натюрморт с цветами»; Я. Давиде де Хем. «Натюрморт с букетом цветов»; В. Ван Гог. «Подсолнухи»; П. Гоген. «Подсолнухи»; Э. Мане. «Ирисы»; П. Сезанн. «Букет цветов в вазе»; М. Сарьян. «Цветы калаки»; А. Дейнека. «Гладиолусы»; С. Герасимов. «Колокольчики»; А. Головин. «Флоксы»; И. Грабарь. «Хризантемы»; народное и декоративно-прикладное искусство — образцы изделий Гжели, Дулева, ломоносовский фарфор, цветочные росписи на фарфоре из разных регионов России (изделия и фотоматериалы музейных коллекций или семейной посуды).

23 Блок 2. Сияние цветущей природы на лаковых подносах (2 ч)

  • Искусство Жостова и Нижнего Тагила (1 ч)

Диалоги об искусстве. Изображение цветов — любимая тема народных мастеров. Расписной поднос — традиционный бытовой предмет и произведение искусства. Разнообразие форм подносов в традиционных промыслах. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и символичность.

Урок народного творчества. Зарисовки-повтор элементов цветочной росписи подносов.

Изобразительные материалы: гуашь, бумага.

  • Твои любимые осенние цветы в росписи подноса (1 ч)

Диалоги об искусстве. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах в одном из центров народного мастерства. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции; прием «плафонной» росписи.

Урок народного творчества. Эскиз росписи подноса. Композиционное и цветовое решение росписи с учетом художественного приема и техники одного из рассмотренных традиционных промыслов.

Изобразительные материалы: гуашь.

Произведения лакового промысла: жостовские и нижнетагильские подносы разной формы, композиции.

Блок 3. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3 ч)

  • Тема крестьянского труда и праздника в искусстве (1 ч)

Диалоги об искусстве. Осенины - цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, с уборкой урожая. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства (изобразительное, музыкальное, поэтическое) для отражения народного праздника.

Урок графики. Зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих крестьянский труд.

Изобразительные материалы по выбору учащихся.

  • Жатва (2 ч)

Диалоги об искусстве. Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященной крестьянскому труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявление цветом композиционного центра.

Уроки изобразительного творчества. Выбор сюжета на темы «Уборка хлебов», «В поле», «Последний сноп», «Завтра праздник урожая». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете.

Изобразительные материалы: простой или цветные карандаши, акварель, гуашь и др. (по выбору учащихся).

Примерный перечень произведений искусства: графика — миниатюра «Богатейшего часослова герцога Беррийского»; живопись — Й. Брей Старший. Деталь росписи алтаря «Монахи цистерианцы на жатве»; П. Брейгель Старший. «Жатва», «Сенокос»; И. А. Рамбу. «Адам и Ева после изгнания из рая трудятся в поте лица»; Н. Пуссен. «Лето» (Руфь и Вооз); Ж. Ф. Миле. «Сборщицы колосьев»; фрагмент фрески «Жатва» из церкви Ильи Пророка в Ярославле; А. Венецианов. «Жницы», «Жница», «Гумно»; 3. Серебрякова. «Жатва», «Две крестьянские девушки»; Н. Гончарова. «Жатва»; В. Иванов. «Рязанские луга»; И. Клычев. «Праздник урожая», «Завтра праздник»; В. Попков. «Полдень»; скульптура — каменный рельеф «Жатва» в цокольной зоне собора Нотр-Дам в Амьене; народное и декоративно-прикладное искусство — витражи соборов Нотр-Дам в Париже, Реймсе, Шартре, Страсбурге; традиционный народный костюм различных регионов (фото, видеоматериалы, образцы одежды из музейной коллекции или семьи); музыка — И.-С. Бах. «Ты шуми, зеленый бор» (русский текст С. Гинзбурга); К. Дебюсси. «Празднества»; литература — стихотворения А. Кольцова, И. Никитина, Н. Некрасова, Н. Рубцова; М. Пришвин. «Кладовая солнца».

2-я четверть

Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.

Своеобразие празднования новолетия у народов мира
Блок 4. Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира (5 ч)

  • Растительный орнамент Древнего Египта (1 ч)

Диалоги об искусстве. Древний Египет — родина растительного орнамента. Растительные элементы орнамента: лотос, папирус, пальметта. Колорит древнеегипетского искусства — белый, черный, красный, синий, желтый. Символика цвета.

Урок народного творчества. Зарисовки-повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента.

Изобразительные материалы: тонированная или белая бумага, гуашь.

  • Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта (1 ч)

Диалоги об искусстве. Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Урок народного творчества. Зарисовки-повтор отдельных зооморфных мотивов: жука-скарабея, сокола, шакала. Компоновка-вариация ленточных орнаментов с включением зооморфных мотивов.

Изобразительные материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага.

  • Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции (1 ч)

Диалоги об искусстве. Вазопись и особенности ее декора. Древнегреческая керамика — память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных греческих сосудов (амфора, кратер, килик, лекиф и др.) современными художниками-керамистами. Использование различных орнаментальных мотивов в росписи современной керамики.

Уроки народного творчества. Зарисовки-повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (вазопись). Передача характерных элементов орнамента (меандр, волюта, пальметта).

Изобразительные материалы: простой карандаш, кисть, тушь, бумага.

  • Современный керамический сосуд в твоем исполнении (2 ч)

Диалоги об искусстве. Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией.

Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования. Проектирование объекта (вазы). Конструирование современной формы керамического сосуда (на основе вспомогательных готовых форм — пластиковых упаковок) и роспись его по орнаментальным мотивам древнегреческого или древнеегипетского искусства. Лепка конструкции в материале по готовым формам и проекту.

Изобразительные материалы: пластиковые упаковки (бутылки различных форм, пропорций), глина, пластилин, гуашь, кисть.

Примерный перечень произведений искусства: декоративно-прикладное искусство — сокровища гробницы Тутанхамона (альбомы); орнаментальные композиции в декоре архитектуры и предметов быта Древнего Египта; амфоры с чернофигурной и краснофигурной росписью мастеров вазописи Древней Греции; произведения современных художников декоративно-прикладного и народного искусства России (балхарские сосуды).

Современные мультимедийные технологии обучения: курс «Компьютерная графика и дизайн» (фрагменты по выбору учителя).


Блок 5. Праздник встречи Нового года в культуре разных народов (3 ч)

  • Традиции встречи Нового года в культуре разных народов (1 ч)

Диалоги об искусстве. Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Яркость, веселье, карнавальность — черты, присущие новогоднему празднику в разных концах планеты.

Урок графики. Вариант 1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних карнавальных костюмов разных национальностей, масок. Использование цветного пятна как средства выразительности. Вариант 2. Зарисовки украшения елки, новогоднего стола, сувениров и подарков (символика восточного календаря).

Изобразительные материалы: бумага, акварель, гуашь, фломастер и др. (по выбору учащихся).

  • «Новый год шагает по планете...» (1 ч)

Диалоги об искусстве. Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах.

Урок живописи. Выбор сюжета для коллективной композиции на темы «Новогоднее шествие», «Карнавал», «Фейерверки на площади» и т. д. Передача новогоднего настроения, красочности, необычности действий, характерных для одного из народов планеты (на выбор), в день встречи Нового года. Использование средств художественной выразительности, соответствующих характеру праздника, — смелых линий, многоцветных мазков, пятен.

Изобразительные материалы: бумага, гуашь, тушь, цветные мелки и др. (по выбору учащихся).

Примерный перечень произведений искусства: живопись — эскизы костюмов Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой; народное и декоративно-прикладное искусство — маски различных народов мира (Африка, Мексика, Италия, Россия и др.).

3-я четверть

Исторические реалии в искусстве разных народов
БЛОК 6. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (4 ч)

  • Каменные стражи Русской земли (1 ч)

Диалоги об искусстве. Крепостная архитектура русского каменного зодчества — памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Народные истоки крепостного каменного зодчества. Кремль как своеобразный тип крепости и центральная укрепленная часть древнерусского города. Своеобразие средневековой русской архитектуры в разных регионах России.

Урок графики. Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов крепостей средневекового города с учетом региональной специфики архитектуры.

Изобразительные материалы: гуашь, мелки, фломастеры, бумага.

  • Рыцарский замок в средневековой Европе (1 ч)

Диалоги об искусстве. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы европейского средневекового города.

Урок графики. Зарисовки по представлению силуэтов средневековых европейских замков. Передача особенностей романского или готического стиля. Выполнение силуэтов замков разных стилей из бумаги.

Изобразительные материалы: гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая или цветная.

  • Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря (1 ч)

Диалоги об искусстве. Костюм средневекового воина — памятник высочайшего мастерства обработки металла, свидетель военных походов и сражений. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы, орнаментики элементов воинского снаряжения: шлема, щита, лат, кольчуги и др. Образ средневекового воина в различных видах искусства.

Урок графики. Зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов. Своеобразие воинского снаряжения (конструкции, деталей, декора) средневекового рыцаря и русского воина — богатыря.

Изобразительные материалы: тушь, перо, фломастеры, бумага.

  • Батальная композиция (1 ч)

Диалоги об искусстве. Сцены боевых действий (баталии) как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи.

Урок изобразительного творчества. Составление коллективной композиции на исторические темы «Бой у крепостной стены средневекового города», «Осада крепости», «Оборона города», «Бой у стен Кремля». Работа в группах. Передача особенностей архитектуры, воинского снаряжения.

Изобразительные материалы: гуашь, тушь, мелки, бумага.

Примерный перечень произведений искусства: графика — миниатюры из манускрипта Изабеллы Кастильской «Рыцарская хроника»; историческая французская миниатюра; древнерусская миниатюра в Радзивиловской летописи, Летописном своде; А. Дюрер. Гравюры к средневековым героическим сказаниям; Г. Доре. Иллюстрации к роману Сервантеса «Дон Кихот»; В. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», иллюстрации к «маленьким трагедиям» А. С. Пушкина; Н. Гончарова. «Русские воины»; живопись — П. У. Льюис. «Сдача Барселоны»; С. Мартини. «Гвидриччо да Фольяно»; В. Карпаччо. «Портрет рыцаря»; А. Мантенья. «Святой Георгий»; К. Карри. «Рыцарь Запада»; В. Васнецов. «После побоища Игоря Святославовича с половцами»; П. Корин. «Александр Невский», «Сполохи» (триптих); архитектура — замок Алькосар, замок Харлех в Уэлсе, замок Вартбург близ Эйзенаха в Тюрингии; собор Сен-Лазар в Отэне (Франция), собор в Вормсе (Германия), собор Парижской Богоматери, собор в Шартре (Франция); кремлевские постройки в Москве, Ростове Великом, Нижнем Новгороде, Смоленске и др.; скульптура — каменный рельеф на златоверхом Михайловском монастыре в Киеве, деревянное резное и каменное изображение святого Георгия на коне (Ростов Великий, Смоленск, Москва и др.); Ф. Толстой. «Бой при Малом Ярославце» (барельеф); народное и декоративно-прикладное искусство — фигура из шахмат короля Карла Великого в виде франкского воина; шпалера «Битва при Ганстингсе»; витражи с рыцарскими сценами в церкви монастыря Сен-Дени; И. Голиков. «Битва» (тарелка, Палех); Н. Зиновьев. «Ледовое побоище» (Палех).

Блок 7. Прославление женщины в искусстве народов мира (2 ч)

  • Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве (1 ч)

Диалоги об искусстве. Многообразие типов, характеров, чувств, настроений в изображении женщины поэтами, художниками разных времен. Художественное своеобразие портретов разных эпох.

Урок графики. Схематичные зарисовки по представлению женского лица. Передача характерных возрастных особенностей (юность, молодость, старость).

Изобразительные материалы: простой карандаш, бумага; цветные мелки, бумага тонированная.

  • Личность женщины в портретно-исторической композиции (1 ч)

Диалоги об искусстве. Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Значение среды, элементов интерьера, натюрморта или пейзажа в передаче замысла художника. Колорит и его роль в достижении выразительности образа.

Урок изобразительного творчества. Выполнение портретно-исторической композиции. Поиск выразительной композиции женского портрета, элементов среды, выбор соответствующего исторического костюма, аксессуаров.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага.

Примерный перечень произведений искусства: графика — рисунки А. Дюрера, О. Кипренского, П. Соколова; И. Глазунов. «Русская красавица, Орина» (иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Орина — мать солдатская»); живопись — мозаика «Выход царицы Феодоры со свитой» в церкви Сан-Витале в Равенне; Джотто. «Мадонна на троне»; Ж. Фуке. «Мадонна с Младенцем»; К. Витц. «Соломон и царица Савская»; А. Бронзино. «Портрет Изабеллы Медичи»; Леонардо да Винчи. «Джоконда», «Дама с горностаем»; Рафаэль Санти. «Сикстинская мадонна», «Донна Белата»; Рембрандт. «Портрет жены брата художника», «Портрет матери», «Портрет Саскии»; П. П. Рубенс. «Елена Фоурман в свадебном платье»; Д. Веласкес. «Инфанта Маргарита»; А. Антропов. «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой»; Ф. Рокотов. «Портрет Е. Н. Струйской»; Д. Левицкий. «Екатерина II — законодательница»; В. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»; скульптура — королевский портал собора в Реймсе.

Блок 8. Народный костюм в зеркале истории (2 ч)

  • Народный костюм России как культурное достояние народов мира

Диалоги об искусстве. Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма. Общенациональные черты, свойственные женскому праздничному костюму в различных регионах России. Народный костюм России в зеркале современной моды.

Уроки народного творчества. Зарисовки по описанию народных костюмов по выбору; Архангельской, Новгородской, Смоленской, Рязанской и других губерний. Конструктивные особенности народной одежды разных регионов России: северорусский и южнорусский костюмный комплекс, ансамбли национальной одежды народов Поволжья (татарский, башкирский, чувашский и др.).

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага.

Примерный перечень произведений искусства: живопись — И. Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; Д. Левицкий. «Портрет дочери в русском народном костюме»; В. Боровиковский. «Портрет торжковской крестьянки Христиньи»; А. Ря-бушкин. «Русские женщины XVII столетия в церкви»; народное и декоративно-прикладное искусство — народная одежда разных регионов России (фотоматериалы, образцы из музейной коллекции и сохранившиеся семейные реликвии); куклы в национальной одежде России, фотоматериалы из Музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Блок 9. Международный фольклорный фестиваль — проявление народных традиций в пространстве культуры (2 ч)

  • Разноликий хоровод

Диалоги об искусстве. Фольклорный фестиваль — праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ.

Уроки декоративного творчества. Вариант 1. Разработка коллективной композиции на одну из тем «На фольклорном фестивале», «Танцор», «Игрушечник» и т. д. Динамика фигуры человека, изображение характерных атрибутов, костюмов участников фестиваля, праздничного колорита.

Уроки скульптуры. Вариант 2. Лепка рельефной плакетки и составление единой фризовой композиции для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику.

Изобразительные материалы: цветной пластилин, коробочка — форма плакетки (картон), стеки.

Примерный перечень произведений искусства: народное и декоративно-прикладное искусство — А. Тихов, В. Солдатова. Панно «Скоморохи» (Ростов, расписная эмаль); О. Булгакова. «Представление»; В. Ходов. «Русские потехи» (Палех); А. Киященко. «Музыка» (гобелен в вестибюле Минского музыкального училища); А. Киященко, Л. Погорелова. «Времена года»; декоративная скульптура в гостинице «Турист» (Минск).

4-я четверть

Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни
Блок 10. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве (4 ч)

  • Прилет птиц (2 ч)

Диалоги об искусстве. Символ птицы в народной игрушке. Игрушка из дерева — древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север — родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птицы — синтез мифологических представлений, легенд, сказок, поверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушки с декором, материалом, технологией изготовления.

Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта.

Изобразительные материалы: плотная бумага белая или тонированная (бежевых оттенков), ножницы.

  • Живая зыбь (2 ч)

Диалоги об искусстве. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина — бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа. Многообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов.

Уроки живописи. Работа над композицией пейзажа по памяти, описанию на темы «Славное море — священный Байкал», «Ильмень-озеро», «Море спит», «Шторм», «Закат на море» и др. Графическое и живописное решение композиции.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки (пастель), бумага белая или тонированная. Выбор художественных материалов, приемов письма, соответствующих задуманному сюжету.

Примерный перечень произведений искусства: живопись — К. Лор-рен. «Утро в гавани»; С. Роза. «Марина»; У. Тернер. «Последний рейс корабля»; Г. Курбе. «Бурное море»; К. Д. Фридрих. «Скалистые берега острова Рюген»; К. Моне. «Впечатление. Восход солнца», «Скалы в Бель-Иль»; В. Ван Гог. «Лодки в Сент-Мари»; А. Иванов. «Вода и камни под Палаццуоло»; И. Айвазовский. «Черное море», «Лунная ночь на острове Капри», «Кораблекрушение», «Среди волн»; И. Левитан. «Весна. Большая вода»; А. Рылов. «В голубом просторе»; народное и декоративно-прикладное искусство — А. Петухов. «Птицы»; народные деревянные игрушки Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Московской и других областей.

Современные мультимедийные средства обучения: видеофильм «Тайна птицы сирин», видеоэнциклопедия для народного образования «Народные промыслы» (Центрнаучфильм. «Кварт»).



Блок 11. Пасха — праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова (2 ч)

  • «Как мир хорош в своей красе нежданной...»

Диалоги об искусстве. Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху.

Уроки живописи. Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры. Выбор материалов и техники выполнения работы.

Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные мелки, белая или тонированная бумага и др. (по выбору учащихся).

Примерный перечень произведений искусства: живопись — Д. Моранди. «Натюрморт»; И. Машков. «Московская снедь. Хлебы»; Л. Большакова. «Пасхальный натюрморт»; архитектура — Новоиерусалимский и Воскресенский соборы; народное и декоративно-прикладное искусство — пасхальные яйца — ювелирные произведения Фаберже, крашенки, писанки, рисованки; пасхальная открытка; музыка — С. Рахманинов. «Светлый праздник».

БЛОК 12. Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2 ч)

  • «Поле зыблется цветами» (1 ч)

Диалоги об искусстве. Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых.

Урок графики. Графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых к коллективному панно «Земля пробуждается».

Изобразительные материалы: карандаш, фломастер, тушь, перо, бумага белая или тонированная.

  • «Радость моя, земля!» (1 ч)

Диалоги об искусстве. Природа — источник вдохновения и фантазии для художников. Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы.

Урок декоративного творчества. Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается» (панно). Выбор мотива для декоративной трансформации, создание декоративного образа на основе зарисовок предыдущего урока. Компоновка отдельных мотивов в единую композицию.

Изобразительные материалы: тушь, перо, фломастеры, цветные мелки, карандаши, бумага белая или тонированная.

Примерный перечень произведений искусства: графика — С. Мери-ан. Цветные гравюры из «Метаморфоз суринамских насекомых»; рисунки и наброски растений, животных, насекомых А. Дюрера, Ф. Толстого, И. Шишкина и др.; С. Никиреев. «Бабочки», «Яблоня цветет»; Ци Бай Ши. «Пионы» (акварель) и др.; живопись — С. Боттичелли. «Весна»; Р. Саверей. «Пейзаж с животными»; Э. Грассе. Панно, витраж «Весна»; Ф. Марк. «Орфей и звери»; А. Массон. «Летний дивертисмент»; И. Шишкин. «Травы»; И. Левитан. «Одуванчики»; декоративно-прикладное искусство — образцы декоративного оформления тканей, обоев, панно.

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны знать:

• выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников;

• центры традиционных художественных промыслов (Жостово, Нижний Тагил, Палех, Русский Север, Сергиев Посад);

• мифологические, сказочные, музыкально-поэтические образы русского народного искусства;

• разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция);

• построение рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения (колорит, сближенные тона);

• виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;

• взаимосвязь между такими понятиями, как форма художественной вещи, ее назначение, материал и орнамент;

• особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности (краски, кисти, мелки, тушь, перо, уголь, картон, цветная бумага, ткань и т. п.);

• проявление синтеза искусств на примере фольклорного фестиваля народов мира;



учащиеся должны уметь:

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

• различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего региона;

• видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости;

• использовать основы художественного изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении, передача воздушной и линейной перспективы);

• использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ;

• передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определенной исторической эпохи;

• применять приемы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта;

• проявлять умение участвовать в разных видах коллективной работы, связанной с проведением школьных праздников; применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эстетической оценки явлений окружающего мира и при восприятии произведений изобразительного искусства;

• проявления интереса к искусству и культуре народов мира.

7 КЛАСС


следующая страница >>