Добрый день. Коллеги, наш мастер-класс называется «Мир в песочных часах» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Добрый день. Коллеги, наш мастер-класс называется «Мир в песочных часах» - страница №1/1


Добрый день. Коллеги, наш мастер-класс называется «Мир в песочных часах». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?слайд1.jpg
Ответы участников

Все, наверное, слышали о вещественно-энергетической картине мира. Всё в мире состоит из вещества и энергии.

Но теперь ученые говорят о том, что к веществу и энергии добавился третий компонент КАКОЙ? – информация. И этот компонент начинает играть всё более значимую роль в нашей жизни. Теперь принято говорить о информационной картине мира, картине, которая связывает вещество, энергию и информацию. Конечно же, за полчаса мы не сформируем всю информационную картину мира. Мы поговорим об одном из её разделов.
Скажите пожалуйста, что такое информация для человека?

Жду ответы зала и участников. Помогаю дойти до правильного ответа

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Правильно, информация для человека – это знания, сведения.слайд3.jpg



А как человек воспринимает инфорацию из окружающего мира? С помощью чего? (органов чувств)

Правильно. Пожалуйста, перечислите наши органы чувств. (зрители перечисляют)

Я с вами полностью согласна. А скажите пожалуйста, равномерно ли распределяется получение информации между органами чувств?


Или с помощью какого-то органа мы получаем информации больше?слайд4.jpg

Проранжируйте органы чувств по количеству принимаемой информации.



Жду ответы зала и участников. Помогаю дойти до правильного ответа

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Посмотрите. 90% информации человек воспринимает с помощью зрения, 9% информации с помощью слуха. Оставшийся 1% воспринимается с помощью обоняния, осязания и вкуса.

С помощью зрения мы видим и различаем ЦВЕТ, а с помощью слуха слышим и различаем ЗВУК. Вот о цвете и звуке мы и поговорим с вами сегодня.

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

слайд5.jpg

Уважаемые участники, перед вами на слайде несколько хаотический набор объектов: телевизор, стихи Блока, гласные звуки, старинный гобелен, картина, палитра цветов RGB. Попробуйте это как-то упорядочить, классифицировать. У вас есть минутка подумать.




А я пока хочу пояснить залу, произошедшее на сцене

На первом этапе мастерской необходимо создать ситуацию успеха у участников, замотивировать их к дальнейшей деятельности, раскрепостить их и заинтересовать. Для этого используется «индуктор».

Здесь в качестве индуктора выступает необычное название мастер-класса и просьба предположить, о чем будет разговор – так называемый прием отсроченной отгадки, загадка дается в начале урока, а отгадка к ней (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.



Далее было введение теоретического понятия – такие введения необходимы, чтобы очертить пространство взаимодействия участников в рамках новой науки и расширить их кругозор.

Для того, чтобы ознакомиться с новым для участников объектом, было дано задание, на первый взгляд – на классификацию. Давайте посмотрим, как участники справились с этим заданием.

Коллеги, пожалуйста, кто готов выйти к доске и навести порядок на слайде.

Один выходит к доске и работает.


Скажите, вы полностью уверены в таком разделении? Или у вас есть ощущение, что что-то должно быть не так?слайд6.jpg

Большинство людей разделяет объекты на слайде на две группы. Картину, телевизор, гобелен и палитру цветов относят к цвету. Гласные звуки и стихи Блока к звуку. Для большинства людей цвет и звук существуют в их жизни как две параллельные прямые. А параллельные прямые, как известно из школьной математики, не пересекаются. А может быть, они всё же где-то имею точку пересечения? Я предлагаю вам попытаться найти точку пересечения цвета и звука. А для этого ответить на следующий вопрос



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Есть ли связь между цветом и звуком?

Как вы считаете?

Спрашиваю каждого.



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Ну вот посмотрите. У нас с вами появилась проблема. Когда мы пытались классифицировать объекты. Нашу проблему мы сформировали в виде вопроса и большинством голосов выдвинули ГИПОТЕЗУ (Предположение). слайд7.jpg

Теперь нам необходимо провести исследование для подтверждения или опровержения гипотезы. После исследования мы сможем сделать вывод. Я предлагаю проводить исследование сразу в трёх направлениях. Разделитесь пожалуйста на группы.

Кто будет исследователями-практиками, кто исследователями-целителями, а кто исследователями-поэтами. Расставляю таблички на столы.



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Команде исследователей-практиков предлагаю провести эксперимент, пользуясь ударением, а также регистрировать свои реакции на цветные карточки. слайд8.jpg

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Вам нужно будет поставить в соответствие 5 цветов и 5 букв. Вот вам задание, если что-либо будет непонятно, я попозже подойду, помогу.слайд9.jpg

Задача команды – за определенное время попытаться составить таблицу соответствия звуков и цветов.

Команде исследователей-целителей я предлагаю взглянуть на всем известные скороговорки под новым углом зрения. слайд10.jpg



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

слайд11.jpg

Принято считать, что скороговорки — эффективный и нескучный способ отработки звуков речи.

Мало кто задумывался, что помимо логопедической и игровой функции, этот пласт народного творчества может реально помочь в исцелении.

Задание: классифицировать предложенные скороговорки по цветовой гамме по предложенному алгоритму подсчета звуков. Эта группа должна будет нам рассказать, что может вылечить каждая из предложенных скороговорок?

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ


Команда исследователей-поэтов будет искать цвет в стихотворении. слайд13.jpg

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

 У Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Мы потом сравним цветовую гамму стихотворения и картину.слайд14.jpg



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Итак, группы работают, проводят исследование. Пока мне хотелось бы обратиться к залу. слайд16.jpg



Следующий этап мастерской – этап решения проблемы, этап исследования. На этом этапе мы работаем в творческих группах. Работа в группах позволяет быстро организовать обсуждение, распределить роли внутри группы, а в процессе обсуждения могут появиться новые идеи. Ну, и если мы говорим о формировании информационной картины мира в сознании учеников информационной картины мира, то конечно, важна подборка заданий. Здесь я использую прием «борьба противоположностей» - в технологическом профиле даю задания из гуманитарной области.

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ


Пока коллеги работают, давайте проведём небольшой эксперимент с залом. Пожалуйста, каждый попробуйте вслух быстро проговорить цвет каждого слова. слайд17.jpg

Правое полушарие пробует прочитать слово, тогда как левое полушарие пробует увидеть в слове цветовую ассоциацию. А вот для ребёнка 4 лет здесь нет никакой проблемы.



А я пока подойду к группам и посмотрю, как идет работа

Спрашиваю о трудностях в выполнении задания

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.


Рембо написал сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:
 А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый;
О - синий: тайну их скажу я в свой черед…слайд18.jpg

Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный.

А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым.

Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг.



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Ну что ж, посмотрим, как поработали наши коллеги.слайд18.jpg

Давайте послушаем первую группу.



Коллеги, как у вас распределились цвета?

Ответы на поставленные вопросы.

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Вывод: между названиями основных цветов и гласными русского языка прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную, ударную позицию: красный, синий.слайд20.jpg

Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознает.



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Группа исследователей целителей.слайд20.jpg



Пожалуйста, как вы заполнили таблицу?

Ответы на вопросы.

Вывод

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ


Комментарии. слайд23.jpg

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Народные заговоры и заклинания основаны на тех же принципах. В наш технократический двадцать первый век мы открываем для себя древние знания заново. Давайте же использовать их во благо, а не во вред человека. Для начала поможем себе сами! Частое проговаривание скороговорок поможет нам справиться с целым букетом заболеваний. Дерзайте и будьте здоровы!



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Группа 3, какое стихотворение у вас получилось по цвету?слайд24.jpg

А теперь давайте посмотрим на картину

Ответы на вопросы. ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ



Вывод.слайд25.jpg

Стоило начать проверку гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному смыслу произведений.



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ


Общий вывод: Гипотеза верна. Цвет может звучать, а звук можно увидеть. слайд26.jpg

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Давайте вернёмся к тому, что послужило началом нашего исследования. Как же можно упорядочить набор различных объектов?



Предлагаю выйти к доске и перераспределить картинки

Я предлагаю вам своё видение порядка.



ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

Теперь мы выяснили, что звук и цвет не параллельные прямые. Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. слайд28.jpg

А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение.

Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е, И наиболее частотны из гласных.

Ученикам можно дать домой задание на упорядочивание объектов.

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ


Если у кого-то из находящихся в зале или на сцене появилисьслайд29.jpg

Собственные идеи о подаче метазнаний, 

идеи о применении приёмов, о которых узнали на мастер-классе

- новое видение себя и ситуации, 


     - новые масштабные задачи,

     - идеи о себе, других людях, новое отношение к своему делу и жизни.

Значит, мой мастер-класс удался. Ибо Бенджамин Дизраэли (британский государственный и политический деятель, один из основателей консервативной партии, премьер-министр Великобритании, писатель) сказал:

Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства.



Спасибо за сотворчество.

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ