Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» Специальность 050716 – «Специальная психология - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» - страница №1/1



Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»

Специальность 050716 – «Специальная психология»

с дополнительной специальностью 050714 «Олигофренопедагогика»

Составитель С.В. Велиева, к.псх.н., доцент


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб. : «Речь», 2007. – 288 с.

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : М. : ВЛАДОС, 2007. – 176 с.

Никольская О.С. и др. Аутизм: пути помощи. – Москва, «Теревинф», 2005.

Трофимова Н.М. Основы специальной психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с.

Дополнительная

Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума // Человек. – 2002. – №1.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.

Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. – СПб., 2005.

Гилберт К., Питерс Т. Аутизм : медицинское и педагогическое воздействие. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

Дети с отклонениями в развитии : методическое пособие /Автор-составитель Н.Д. Шматко. – М., 2001.

Детский аутизм: Хрестоматия // Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 2001.

Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М., 2004.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

Лабковская Е.Б. Юридическая психология : Теории девиантного поведения. – СПб., 2000.

Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2000.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1977.

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Рн/Д., 2000.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – М., 2003.

Мнухин С.С., Зеленцев И.Н., Исаев О.Н. О синдроме РДА //Детский аутизм. – СПб., 2001.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М., 1997

Основы специальной психологии. Учебное пособие для студентов / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

Психология аномального развития ребенка / Под ред. В. В. Лебединского. – М.: ЧеРо: Изд-во Московского университета: Высшая школа, 2002. – 817 с

Семаго Н.Я., Семаго М.С. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПБ., 2001.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. – М., 1990.

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Сайты в Интернет-сети

– проект «Без наркотиков» – http: // nodrugs.magelan.ru

– проект «НарКом» – http: // www.narkom.ru

– проект «Апокалипсис 2000» – http: // www.apokalipsis.com/win/drugs.html

– раздел «Наркология для всех» проекта Doctor.ru – http: // www.doktor.ru/people/nark

– фонд спасения детей и подростков от наркотиков – http: // www.narconon.ru

– http://autist.narod.ru

– http://www.seligersdogs.ru/forum

– http://rc-talisman.ru

– http://autism-aba.blogspot.com/

http://www.coolreferat.com



перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Понятие и виды отклоняющегося поведения

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие нормы, ее виды, критерии оценки.

  2. Понятие отклонения от нормы, отклоняющегося поведения.

  3. Классификации типов отклоняющегося поведения: непатологическое и патологическое

  4. Факторы и условия формирования нормального поведения.

  5. Факторы и условия формирования отклоняющегося поведения.

Содержание работы:

  1. Дать определения следующим понятиям: «норма», «отклонение от нормы», «отклоняющееся поведение», «патологическое поведение», «непатологическое поведение».

  2. Составить сравнительные таблицы:

– признаков патологического и непатологического поведения,

– факторов и условий формирования нормального и отклоняющегося поведения.



Тема 2. Аддиктивное поведение несовершеннолетних

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие наркотической зависимости.

  2. Понятие алкогольной зависимости.

  3. Отличительные особенности мужского, женского и детского алкоголизма.

  4. Понятие пивного алкоголизма.

  5. Понятие о созависимости

Содержание работы:

Подготовить сообщения (рефераты) на следующие темы:

– Понятие наркотической зависимости.

– Действие наркотиков на соматическую и психическую сферу человека.

– Понятие алкогольной зависимости.

– Отличительные особенности мужского, женского и детского алкоголизма.

– Влияние алкоголя на соматическую и психическую сферу человека.

– Понятие пивного алкоголизма.

– Понятие о созависимости

Тема 3. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте

Вопросы для обсуждения:


  1. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте: подходы, блоки, основные методы

  2. Арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия, музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Содержание работы:

1) Выписать в тезисной форме основные пункты «Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений» из учебного пособия И.И. Мамайчук «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии».

Форма работы – индивидуальная.

2) Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:

1. «Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы»

2. «Игровая терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы»

3. «Сказкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы»

4. «Музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы

5. «Психогимнастика в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы»

Форма работы – подгрупповая



примерный перечень вопросов к ЭКЗАМЕНУ

  1. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

  2. Искаженное развитие. Аутизм.

  3. Предмет и задачи психологии детей с искаженным развитием.

  4. Определение понятия «аутизм», время выделения, представленность в популяции, межполовые различия.

  5. История изучения аутизма.

  6. Причины и механизмы возникновения аутизма.

  7. Вопросы патогенеза синдрома аутизма.

  8. Основные симптомы раннего детского аутизма (Л. Каннер).

  9. Клинико-психологическая классификация раннего детского аутизма (О.С. Никольская).

  10. Аутистическая психопатия Аспергера.

  11. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

  12. Особенности развития личности детей с РДА.

  13. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

  14. Особенности общения и взаимодействия у аутичных детей.

  15. Особенности деятельности детей с РДА.

  16. Особенности поведения детей с РДА.

  17. Проблемы дифференциальной диагностики аутизма.

  18. Отграничение аутизма от умственной отсталости и задержки психического развития церебрально-органического генеза.

  19. Отграничение аутизма от глухоты и слепоты.

  20. Отграничение аутизма от речевого недоразвития.

  21. Отграничение аутизма от шизофрении.

  22. Отграничение аутизма от нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни и воспитания ребенка.

  23. Проблемы ранней диагностики аутизма.

  24. Диагностика психического развития аутичного ребенка.

  25. Коррекционная работа с детьми, имеющими аутизм: принципы, основные приемы.

  26. Нервные нарушения в детском возрасте.

  27. Минимальные мозговые дисфункции.

  28. Невропатия.

  29. Невротические расстройства.

  30. Неврозы.

  31. Патологические привычки в детском возрасте.

  32. Грызение ногтей, сосание большого пальца.

  33. Онанизм.

  34. Энурез, энкопрез.

  35. Психологическая диагностика эмоциональных нарушений в детском возрасте.

  36. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте: подходы, блоки, основные методы.

  37. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  38. Игровая терапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  39. Музыкотерапия в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  40. Дисгармоническое развитие. Психопатии.

  41. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности.

  42. История изучения психопатий и акцентуаций характера.

  43. Психопатии: определение, признаки, причины, виды.

  44. Акцентуации личности. Классификации К. Леонгарда, А. Личко.

  45. Диагностика и коррекция дисгармонического развития.

  46. Непатологические формы нарушений поведения.

  47. Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, основные особенности.

  48. Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение личности.

  49. Педагогическая классификация отклоняющегося поведения.

  50. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

  51. Медицинская классификация поведенческих расстройств.

  52. Агрессия и агрессивное поведение. Условия формирования агрессивного поведения личности.


Примерная тематика рефератов

  1. Понятие и признаки агрессии. Причины агрессии. Классификация агрессии

  2. Ложь – понятие, причины возникновения. Виды и признаки лжи, пути выявления.

  3. Оценка и управление агрессией.

  4. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления.

  5. Минимальные мозговые дисфункции.

  6. Невропатия.

  7. Неврозы и невротические проявления.

  8. Психопатии. Различия между невропатией и психопатией.

  9. Понятие и факторы акцентуаций. Феномены в динамике акцентуации характера.

  10. Виды и характер нарушенного воспитания в семье.

  11. Невротические состояния: понятие и симптомы, виды, причины, способы преодоления.

  12. Ранний детский аутизм.

  13. Органические нарушения детей.

  14. Аддиктивное поведение: понятие, классификация, пути устранения.

  15. Делинквентное поведение: типы и виды.

  16. Криминальное поведение: типы и виды.

  17. Девиантное поведение: типы и виды.

  18. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения.

  19. Современное представление о насилии. Особенности жертв и модели работы с ними.

  20. Сотравматизация и особенности работы с ними.

  21. Онанизм: понятие, формы, причины возникновения, профилактика.

  22. Патологические привычки.

  23. Энурез.

  24. СДВГ: понятие, виды, причины и пути преодоления. Прогноз развития детей с СДВГ.

  25. Нарушения сексуального развития: понятие, причины, преодоление.

  26. ПТСР: понятие, причины возникновения, критерии диагностики.

  27. Алкоголизм как социальная болезнь: факторы риска, стадии, лечение.

  28. Копинг-стратегии поведения: адаптивные и неадаптивные.

  29. Бродяжничество

  30. Детское воровство.

  31. Расстройства питания: понятия, классификация, этиологические сферы, коррекция.

  32. Антисоциальное поведение.

  33. Возникновение проблем в поведении на протяжении жизни.

  34. Терапия детей с проблемами поведения.

  35. Типы и содержание превентивных вмешательств.

  36. Понятие синдромов и симптомов школьной дезадаптации.

  37. Проблемы психологического плана у ребенка-первоклассника.

  38. Понятие суицида. Особенности суициданта. Работа с суицидально настроенными клиентами.