Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию(включая экономику - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Настоящая рабочая программа по обществознанию (включая Экономику... 1 222.62kb.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы... 1 151.74kb.
Программа рассчитана на 32 часа в год ( 1 час в неделю). Согласно... 1 126.48kb.
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5 класса составлена... 2 264.34kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 8 класса составлена на... 1 150.6kb.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного... 1 140.61kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9... 4 1327.41kb.
Программа рассчитана: на 102 часа 1 242.02kb.
Орлова Людмила Ивановна, Никитина Зинаида Николаевна пояснительная... 1 209.01kb.
Данная программа предназначена для изучения русского языка в 11 классах... 1 172.62kb.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... 1 78.63kb.
Заместитель Главы города 1 136.39kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего - страница №1/1



Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию(включая экономику и право). Она рассчитана на 34учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:

А.И. Кравченко. Обществознание: 9 класс. - М.: Русское слово;

Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко

«Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово.


Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


N

Тема урока

К-во

часов


Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Домашнее задание





















РАЗДЕЛ 1. ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ(11 часов).


1-2

Власть

2

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь:

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;

- пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

- анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть



§ 25 учебника, вопросы после §

3-4

Государство

2

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные

Знать:

- что такое политическая система общества, какова роль государства в ней;

- основные функции государства;

- какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь:

- анализировать виды монополии государства;

- давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства



§ 26 учебника, доработать таблицу «Государство»

5

Национально-государственное устройство. Мурманская область – субъект РФ. Местное самоуправление.

1

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство: сходство и различие. Одно- и многонациональное государство

Знать конкретные факты, подтверждающие процессы объединения наций и их отделения; объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь объяснять причины и особенности разлада национальных государств.

§ 27 учебника, выучить основные формы национально -государственного устройства и их особенности

6

Формы правления

1

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская)

Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют в современном мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов.

§ 28.

7

Политические режимы

1

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.

Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности



§ 29 учебника, подобрать материал из СМИ

8

Гражданское общество и правовое государство


1

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства.

Знать:

  • что такое гражданское общество;

  • что представляет собой институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус;

  • что такое правовое государство, каковы его основные признаки.

Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества



§ 30 учебника, вопросы

9

Голосование, выборы, референдум

1



Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни


Знать:

- что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;

- каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права.

Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы, способствующие политической активности населения.

Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения



§ 31 учебника, отдельно 2-3 учащимся подготовить материал о политических партиях современной России

10



Политические партии. Политическая жизнь в нашем крае.

1

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Знать:


  • что такое политическая партия, какие функции она выполняет;

  • основные подходы к классификации партий (по способу органи зации, по отношению к власти, по отношению к обществу); - какими признаками наделена политическая партия. Уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся.






11

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая сфера общества».

1

Контрольное тестирование.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы






РАЗДЕЛ 2. Право(15часов).

12-13

Право, его сущность и особенности.

2

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Знать:

- что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;

- сущность понятий: правосознание и правовая культура личности.

Уметь:


- разъяснять сущность права, а также различные его значения;

- правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;

- пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

- определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений



§ 33 учебника, доработать таблицу «Социальные нормы»

14-15

Закон и власть. Правовые основы организации государственной власти и местного самоуправления Мурманской области.

2

Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия Президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.

Знать:

- что представляет собой исполнительная власть;

- что представляет собой судебная система РФ, уметь объяснить, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека;

- что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение.

Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества; объяснять особенности законодательной власти в современной России.

Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться



§ 34 учебника, вопросы после §-

16-17

Конституция РФ.

2

Конституция как основной закон государства, ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита

Знать:

- особенности и структуру Конституции;

- способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.

Разъяснять сущность правового статуса личности



§ 35 учебника, вопросы после §

18-19

Право и имущественные отношения

2

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда

Знать:

- что представляют собой имущественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников; - основные виды договоров, сущность института права собственности.

Уметь:

- разъяснять правила поведения участников договорных отношений;



- защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке

§ 36 учебника, вопросы §

20-21

Потребитель и его права

2

Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителя».

Знать:

- кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права;

- каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения


§ 37 учебника, 2 учащимся подготовить сообщение: «Закон о защите прав потребителя»

22

Трудовое право

1

Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового Договора, сверхурочная работа

Знать:

- чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей;

- правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта;

- как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи.




§ 38 учебника, вопросы после §, 2 учащимся подготовить сообщение: «Трудовой кодекс РФ»

23-24


Правовые основы брака и семьи. Правовая и социальная защита несовершенно-летних в Мурманской области.

2

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.



Знать:

  • что регулирует семейное право;

  • правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей;

  • основные права детей. Уметь реализовывать и защищать права детей;

  • разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности;

  • составлять брачный контракт




§ 39 учебника, вопросы и задания после §


25


Правонарушения и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы Мурманской области.

1

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. -
Причины совершения преступления.
Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
Принцип презумпции невиновности.


Знать:

  • что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми;

  • что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют;

  • что представляет собой принцип презумпции невиновности;

  • наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.

Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением



§ 40 учебника, 2 учащимся подготовить сообщение «Уголовный кодекс РФ»


26

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и его права».

1

Контрольное тестирование по теме: «Человек и его права».

Знать основные положения

урока.


Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач





РАЗДЕЛ 3.Сфера духовной культуры ( 7 часов).

27

Что такое культура.

1

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры.

Знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.

Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия


§41

учебника, ученикам предлагается проанализировать культурное наследие своей семьи в форме таблицы



28

Культурные нормы

1

Понятие о культурных нормах, их разновидностях. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения.

Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Разъяснять:

- понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов;

- понимание морали обществом. Уметь:

- анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев;

- объяснять назначение тех или иных санкций в обществе


§ 42 учебника

29

Формы культуры

1

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты.

Знать:

- сущность основных форм культуры и ее разновидности;

- особенности молодежной субкультуры.

Уметь анализировать контркультуру



§ 43 учебника, вопросы к §

30

Религия

1

Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение.

Знать:

- что такое религия;

- некоторые особенности мировых религий.

Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества



§ 44 учебника, подготовить рефераты по теме: «Религии мира»

31

Искусство

1

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства.

Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает

§ 45 учебника, вопросы к §

32-33

Образование и наука

2

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе

Знать:

- что представляет собой образование как институт общества;

- что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки;

- что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь:

- разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

- разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы;

- осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения


§ 46-47 учебника.

34

Итоговое повторение

1




Итоговое контрольное тестирование.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите-

лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • • первичного анализа и использования социальной информации;

  • • сознательного неприятия антиобщественного поведения.