Данная программа имеет социально-педагогическое направление и призвана создать условия для развития психологической культуры и социа - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Я в мире. Мир во мне» 1 61.9kb.
Программа Социально-психолого-педагогического сопровождения (сппс) 1 49.6kb.
1. Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Культурология» имеет своей... 1 350.44kb.
Программа для младших подростков на 2010-2011 учебный год Педагог... 1 25.75kb.
Данная рабочая программа составлена на основе требований фгос и в... 1 135.51kb.
Урок географии по теме: «Южная Америка» 1 35.11kb.
Концепция воспитательной системы Июсской средней общеобразовательной... 1 346.2kb.
Самообразования” Система творческих заданий на уроках литературного... 1 13.07kb.
Урока: «Малые жанры фольклора» 1 124.18kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного 5 1437.54kb.
Создать оптимальные условия для развития творческой деятельности... 1 69.17kb.
Учредителем мбоу средней общеобразовательной школы №128 (в дальнейшем... 1 157.3kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Данная программа имеет социально-педагогическое направление и призвана создать условия - страница №1/1

МОУ СОШ №3 Г.Новый Оскол

Утверждаю:

Директор

Горбатко Л.Н.


Авторская программа

Я в социальном мире.

Педагог- психолог:

Суздальцева Н.П.

Пояснительная записка.

Данная программа имеет социально-педагогическое направление и призвана создать условия для развития психологической культуры и социального интеллекта учащихся.

Современный старшеклассник, заканчивая школу, выходит в мир социальных отношений. То, как он устроится в этом мире, что сможет дать другим людям во многом зависит от того, что он приобрел за время обучения в школе. Кроме того, общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, а в плане реального выбора. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Старшеклассник должен знать свои индивидуальные особенности и способности, требования, предъявляемые разными профессиями. А также и то, как соотносятся его жизненные перспективы, ценности с выбираемой сферой профессиональной деятельности. Это особенно важно на данном возрастном этапе, так как обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив является аффективным центром жизни старшеклассника. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, происходит открытие себя как неповторимой индивидуальности, личности, которой предстоит жить в социальном мире. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного и личностного самоопределения. Однако осуществить процесс личностного и профессионально самоопределения самостоятельно учащимся не всегда под силу. Многие современные люди предпочитают просто, без особенных внутренних затрат решать возникающие вопросы, руководствуясь чьими-либо решениями и наставлениями, выбирая конформистскую жизненную позицию. Именно поэтому необходимо создание специально организованных условий для формирования готовности учащихся к самостоятельному личностному и профессиональному самоопределению.
Таким образом целью нашей программы является создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:

1. Развитие мотивации к самопознанию и саморазвитию учащихся.

2. Развитие психологической культуры учащихся.

3. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

4. Развитие готовности к профессиональному самоопределению - самостоятельному и независимому определению жизненных целей и выбору будущей профессии.

5. Обучение навыкам саморазвития познавательных процессов.

6. Обучение навыкам эффективного общения и взаимодействия.

7. Обучение навыкам выбора профессиональной деятельности.

8. Обучение навыкам рефлексии.

9. Воспитание толерантности учащихся, ценностного отношения к каждому человеку.


Целевая группа: учащиеся 10-11-х классов.
Программа курса рассчитана на 72 часа и состоит их 3-х содержательных блоков. Первый блок (Психология. Кто Я) направлен на знакомство с наукой “Психология”, её разделами и методами. Также сюда включено самопознание особенностей своей интеллектуальной, личностной и ценностно-смысловой сфер. Второй блок (Я в социальном мире) включает обучение навыкам общения и взаимодействия с окружающими. Третий блок (Моя профессия) предполагает знакомство с многообразием профессий, их типами и требованиями .

Форма проведения занятий: тренинговые занятия

Основные методы:

- проблемная лекция,

- групповая дискуссия,

- диагностические процедуры,

- игры (подвижные, ролевые, сюжетные, деловые, организационные),

- тренинговые упражнения.



Формы текущей и итоговой аттестации: после каждого блока - самопрезентация по соответствующей блоку теме: 1. Кто Я; 2. Я в социальном мире; 3. Моя профессия.
Материалы и инструменты:

- листы бумаги, ватманы,

- цветные карандаши, фломастеры, краски

- скотч, наглядный материал,



- доска, мел.
Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

Блок 1. Психология. Кто Я.

1

Введение к курсу занятий.

1

2

Что такое психология.

1

3

Что такое тренинг. Правила тренинговых занятий.

2

4

Методы психологии.

2

5

Психика. Сознание и бессознательное. Сон.

2

6

Личность.

2

7

Темперамент.

2

8

Характер.

2

9

Эмоции и мимика.

2

10

Воля.

2

11

Жесты и наблюдательность.

2

12

Интеллект.

2

13

Восприятие и память.

2

14

Мышление и воображение.

2

15

Ценностные ориентации личности.

2

16

Жизненная перспектива.

2

17

Свобода и ответственность.

2

Блок 2. Я в социальном мире.

18

Я и другие.

2

19

Общение.

2

20

Конструктивное взаимодействие.

2

21

Поведение и установки.

2

22

Пол, гены, культура.

2

23

Предрассудки, неприязнь к другим.

2

24

Толлерантность

2

25

Конфликт и примирение

2

Блок 3. Моя профессия

26

Профессиональное самоопределение.

4

27

Интересы и способности.

4

28

Мир профессий.

10

29

Учебная база и рынок труда.

2

30

Личный профессиональный план.

2

31

Заключение

2




Количество часов

72

Содержание программы

Блок 1. Психология. Кто Я.

Тема 1. Введение к курсу занятий. Цели занятий. Система ожиданий. Мотивы выбора занятий. Для чего нужно знание психологии при выборе профессии. Нормы и правила групповой работы, права и обязанности члена группы. Групповое сплочение.

Тема 2. Что такое психология. Развитие психологии. Житейская психология. Миф о Психее. Области психологии. Роль и место психологии в современном мире.

Тема 3. Что такое тренинг. Правила тренинговой работы. Тренинг как форма занятий. Нормы и правила групповой работы, права и обязанности члена группы.

Тема 4. Методы психологии. Наблюдение. Анкетирование и тестирование. Проективные тесты. Эксперимент. Подводные камни в использовании методов психологии.

Тема 5. Психика. Сознание и бессознательное. Сон. Психика как айсберг. Сознание. Основные состояния сознания: сон и бодрствование. Измененные состояния сознания: медитация, гипноз.

Тема 6. Личность. Структура личности. Биологическое и социальное.

Тема 7. Темперамент. Понятие темперамента. Учение Гиппократа. Типы темперамента: основные черты. Темперамент и терпимость.

Тема 8. Характер. Характер. Типы характера. Черты характера. Характер и его изменение.

Тема 9. Эмоции и мимика. Эмоции . Положительные и отрицательные стороны эмоций. Эмоции и чувства. Способы выражения чувств. Мимика.

Тема 10. Воля. Мотивационно-потребностная сфера. Эмоции и Воля.

Тема 11. Жесты и наблюдательность. Вербальная и невербальная коммуникация. Невербальные средства общения: визуальные (мимика, пантомимика, жесты, позы...), акустические (темп, тон, паузы...), тактильные (прикосновения, пожатия...), ольфакторные (запахи). Значение жестов, поз (по А. Пизу).

Тема 12. Интеллект. Интеллект как способность к познанию. Интеллект и наследственность. Тесты интеллекта.

Тема 13. Восприятие и память. Ощущения о восприятие. Чувствительность и пороги. Сенсорная депривация. Компенсация в области ощущений и восприятий. Виды восприятий. Организация восприятий. Зрительные иллюзии. Память и восприятие. Ассоциации. Виды памяти. Тренировка памяти. Мнемотехнические приемы.

Тема 14. Мышление и воображение. Виды мышления. Операции мышления и их развитие. Воображение.

Тема 15. Ценностные ориентации личности. Ценностно-смысловая сфера личности. Ценности цели и ценности средства. Иерархия ценностей.

Тема 16. Жизненная перспектива. Жизненные цели и психологическое здоровье. Смысл жизни. Жизненная перспектива. Жизненный план.

Тема 17. Свобода и ответственность. Понятие свободы и долга. Свобода чувств эмоций и свобода их выражения. Совесть. Права и обязанности. Ответственность. Локус контроля.

Блок 2. Я в социальном мире.

Тема 18. Я и другие. Я-концепция. Я реальное, Я-идеальное, Я-глазами других. Я и другие: “Окно Джогари”. Отношение к себе и другому по Э.Берну (принципы и лягушки).

Тема 19.Общение. Три стороны общения. Пространство общения, личное пространство.

Тема 20. Конструктивное взаимодействие. Трансактный анализ (по Э. Берну), трансакция и виды общения.

Тема 21. Поведение и установки. Определение понятия “установки”. Роль установок в поведении.

Тема 22. Пол, гены, культура. Различие и сходство полов. Эволюция и поведение. Культура и поведение. Социальные роли. Гендерные роли.

Тема 23. Предрассудки, неприязнь к другим. Природа и власть предрассудков. Рассовые предрассудки. Гендерные предрассудки. Источники предрассудков: социальные, эмоциональные, когнитивные

Тема 24. Толерантность. Понятие толерантности. Терпимость к себе и другим. Толерантность как ценность. Толерантность и культура.

Тема 25 Конфликт и примирение. Конфликт. Источники конфликтов. Примирение, способы примирения.

Блок 3. Моя профессия

Тема 26. Профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение. Алгоритм выбора профессии: хочу-могу-надо. Личный профессиональный план.

Тема 27. Интересы и способности. Способности: врожденные и приобретенные. Интересы. Интересы и выбор профессии.

Тема 28. Мир профессий. Профессия, специальность. Классификация профессий по Е. А. Климову. Типы профессий: человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ, человек-техника, человек-человек.

Тема 29. Учебная база и рынок труда. Учебная база. Высшие, средне-специальные профессиональные учебные заведения. Сроки обучения, условия поступления, подготовительные курса. Рынок труда. Условия приема на работу. Три группы профессий, представленных на рынке труда. Проблема востребованности и престижности профессий.

Тема 30. Личный профессиональный план. Определение ЛПП. Перспективность, реалистичность, конкретность. Жизненный и профессиональный план.

Тема 31. Заключение. Принятие решения. Рефлексия. Обратная связь. Реализация задач и целей курса.

Литература
1. Беляева О. Свобода и ответственность. // Школьный психолог. - 2004, № 7.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы/Пер с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1995.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Издательство “Ось - 89”, 2001.

5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1986.

6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - Москва, 1990.

7. Леонтьев Д.А., Щелованова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // вопросы психологии. -2000, №1

8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1999

10. Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса “Хороший выбор”. (Разработка творческой группы психологов). - Белгород, 2002

11. Мудрик А.В. Проблемы самоопределения. - М, 1977

12. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М: ТЦ “Сфера”, 2005.

13. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ “Сфера”, 2000.

14. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: в2 т. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

15. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы). - М.: Вако, 2006.

16. Сердюкова Е.В. Программа элективного курса по психологии “От самопознания к стратегии жизни”. - Белгород, 2004

17. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ “Эксперимент”, 1995.


Занятие “Эмоции”

Цель: Развитие представлений об эмоциональной жизни человека.

Задачи:

1. Определение понятия “Эмоции”;

2. Развитие навыков понимания окружающих;

3. Обучение навыкам рефлексии и саморазвитие;

Занятие начинается с проведения одной или двух приведенных ниже игр.

1 Упражнение “Встаньте в круг”

Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу “начали”, вы закроете глаза и начнете двигаться в любую сторону, самым хаотичным образом, стараясь при этом ни на кого не наступать. При этом вы будете жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в ладоши. Вы должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где вас застал сигнал. После этого я хлопну в ладоши дважды. Не открывая глаза и не к кому не прикасаясь руками , вы попробуете выстроиться в круг. Это будет происходить в полной тишине, иначе вам не удастся почувствовать людей, стоящих рядом.

Что лежит на дне этой игры:

- посмотреть, что мы можем что-то сделать вместе

- Есть ли в нашей группе согласие...

- И доверие...

- Кто мешает, а кто помогает

2. Счет до десяти.

По сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попробуете посчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете все вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два” и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если цифру назовут сразу два человека, игра начинается снова.



3. Все - некоторые - только один.

Я сейчас скажу что-то о некоторых людях. Все, кого мое высказывание касается, мгновенно вскакивают со своих стульев и стараются занять один из освободившихся стульев. Если мое высказывание касается и меня, я тоже могу занять чей-либо стул. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Запрещается пересаживаться на соседний стул. Попробуем.

- Все, кто проснулся сегодня в хорошем настроении...

- Все, кто сегодня пришел в школу...

- Все, у кого черная резинка в волосах...

Каждый может задать интересующий его вопрос.

Цель игры: познакомиться, узнать общие интересы и индивидуальные особенности участников.

4. Построиться по росту.

Встаньте плотным кругом. Закройте глаза и рты. Вы слепо-глухо-немые. Вам надо построиться по росту. Начали! Включается секундомер.

Обратить внимание на характер тактильных контактов между участниками. Часто наблюдается предпочтение словесно-интеллектуального общения и затрудненность в проявлении невербальных проявлений доброжелательности, хотя с помощью них можно выстраивать атмосферу доверия гораздо эффективнее.

5. Дни рождения.

Все играющие превращаются в слепо-глухонемых. Их задача - выстроиться в шеренгу в календарном порядке их дней рождений.

После данных упражнений можно начинать рассматривать понятия: - - Эмоции (эмоции могут разрушать действие, но как без них)

- Темперамент (отталкиваясь от наблюдавшихся в группе типов реагирования)

- Психология взаимодействия в малых группах

Основная часть

Давайте обсудим такой вывод: эмоции могут разрушать действия. И это случается не только в игре. Например, очень сильное желание получить пятерку может сделать человека очень рассеянным на экзамене. Слишком сильное ожидание приятного свидания может привести к тому, что ты вдруг немеешь, или начинаешь нести чушь. Можно предложить составить рассказик на тему “Как эмоции мешали мне”.

Но можно ли без них. Обсуждение, мнения. (Выход: Найти и освоить способы управления своими эмоциями. Чувства нельзя загонять во внутрь, но нужно приемлемо выражать их)

Радость, печаль, гнев, страх, покой, скука, раздражение - запишем эти чувства под диктовку, а далее под секундомер мы продолжим список чувств. Напишите столько, сколько успеете. Теперь подчеркните одной чертой те, которые вы испытывали. Крестом подчеркните те чувства, которые вы не хотите испытывать

+ эмоции - эмоции

радость гнев

любовь страх

нежность обида

счастье лень

Позвольте привести пример в защиту страха: иногда, попадая в незнакомое место, я испытываю мгновенный страх. Он говорит мне: “соберись! Будь внимательна! Здесь что-то не так! Разберись в обстановке. (Страх неприятно испытывать , но он нужен)

Давайте для каждого чувства придумаем плохую сторону и хорошую, например: ГНЕВ. Хорошая сторона - можно разрядиться, плохая - можно обидеть человека.

Продолжение занятия. Связь “чувство - его телесное выражение”(нереальный язык эмоций).



Игра “Передай чувство”.

Участники разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. Берутся за руки. Ведущий называет чувство, участники руками должны передать чувство соседу. Обсуждение: какое чувство сложнее всего передать, почему. Связь с жизнью.



Игра “Скульптор глина”.

Участники разбиваются на пары. Скульптор загадывает чувство и лепит его из глины, а остальные участники должны отгадать. В конце определяется лучший выразитель чувств.

Домашнее задание: перед зеркалом вылепить из себя скульптуру под названием “Бодрость, уверенность, сила, жизнерадостность.” Запомните позу и мимику. “Надевать и носить” эту позу три раза в день, вспоминать в трудных ситуациях.

Эмоции правят мной или я ими. Хочу ли я быть хозяином своих чувств.

В поисках достойных способов выражения чувств.

Схема


Факт мои чувства

невыполненные досада

обещания обида подавить можно лопнуть

растерянность (психосоматика )

гнев


огорчение выразить чтоб всем

стало обидно

(испортишь

отношения с

окружающими)

выразить

Чтобы всем стало приятно

(возможно ли такое)

Пример: - Ирония, как один из способов выражения.

- Сказать о своем чувстве, но не обвинять.

- Говорить дружелюбно.

Разыгрываем ситуацию. Учитель испытывает гнев из-за того , что ученики не выполнили домашнее задание. Участники делятся на пары. Один - учитель, другой ученик. Проигрывают три варианта реагирования. Сдержать. Раз мне плохо, пусть и тебе будет плохо. Мирное разрешение ситуации.

Для проведения - Опросник Басса-Дарки.



Заключительная часть В заключение можно провести игру “Монета” или “Таможенник” (см. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.- М:. Вако, 2006.

Рефлексия.



Я и другие

Я-настоящее Я-идеальное Я - глазами других людей
Задание. Подумайте, насколько хорошо вы знаете каждое существо. Если вы считаете, что знаете Я-настоящее ровно наполовину, то заштрихуйте половину квадратика и т д.

Оказывается Я-глазами других людей мы знаем менее всего.

Окно Джо Гарри

Игры. Я - глазами других людей

Игра “Строим автомобиль”.

Группе предлагается построить автомобиль. Договориться кто какой частью будет работать. Каждый участник Выражает свое мнение по поводу того, чем он хочет быть в автомобиле. Группа соглашается, высказывая доводы (да, ты будешь хорошим престижным ремнем, потому что ты надежный, крепкий), либо не соглашается, так же высказывая доводы, и предлагает свое применение данному участнику.

После того, как все роли распределены, автомобиль начинает работу.



Варианты игры: “Домашняя утварь”, “Книжный шкаф”