Цикл нод для детей старшего дошкольного возраста - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта 1 278.32kb.
Лексическая тема «Посуда» Родителям рекомендуется 1 67.93kb.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Добру откроем мы... 1 47.42kb.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый цирк» 1 25.53kb.
Проект «Взаимодействие доу и семьи при ознакомлении детей старшего... 1 123.9kb.
Метод наглядного моделирования в коррекции онр у детей старшего дошкольного... 1 107.28kb.
«Использование педагогических технологий при ознакомлении детей старшего... 1 118.01kb.
"Мы юные олимпийцы" в разновозрастной группе детей старшего дошкольного... 1 33.43kb.
«Развитие речи детей дошкольного возраста» Консультация – беседа... 1 43.13kb.
"Особенности восприятия русской народной сказки детьми старшего дошкольного... 1 43.28kb.
«Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с представлениями... 1 43.75kb.
Цели: воспитание уважения к традициям русского народа. Активизация... 1 64.07kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Цикл нод для детей старшего дошкольного возраста - страница №1/1

Цикл НОД для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»; развитие познавательно исследовательской и продуктивной деятельности)



Цель: Обобщить и расширить представления детей о жизни зимнего леса.

Задачи:

-закрепить знания об особенностях поведения животных и птиц, состоянии деревьев в этот период года; деятельности людей, направленной на облегчение зимовки лесных обитателей;

- на основе исследовательской деятельности, методов «ТРИЗ», развивать умения рассуждать, обобщать, применять имеющиеся знания и опыт;

- формирование предпосылок экологического сознания



НОД № 1

Ребята, за нашим окном все бело. В городе зима, а я приглашаю вас в путешествие. Куда- вы узнаете отгадав, загадку:

В шубе летом.

А зимой – раздетый


- Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес. Ведь это интересно, узнать как живут лесные обитатели.

-Кто может мне рассказать, что такое лес? (ответы детей).

- Да. Лес – это сложная и многообразная система.
Предлагаю вам сравнить и объяснить две модели. (Модель «Лес зимой» и «Лес летом») (Приложение № 1)

- Что представляет каждая из моделей? Объясните почему? (ответы детей)

- Правильно. А теперь в путь!
- Послушайте, как описывает зимний лес русский писатель И. Соколов-Микитов (Чтение отрывка.) ( Приложение № 2)
- Мы привыкли говорить, что лес зимой спит, а ученые называют этот период состоянием покоя. Зимой деревья дышат гораздо медленнее, и не только им, но и кустам, травам нужен отдых. Вот и получается, что лес отдыхает, укутанный глубоким снегом.
- А можно ли в зимнем лесу узнать деревья? Как ? ( ответы детей)

(Игра «Узнай дерево по стволу»)


- В зимнем лесу можно услышать и увидеть чудеса. Какие?

- Можно услышать жизнь деревьев: как трещать от мороза стволы, как ветер ломает сухие веточки, как падает, скопившийся на ветвях снег.


- А видели ли вы у снега веснушки? До весны еще далеко, а на снегу уже появились коричневые крапинки. А секрет прост Надо посмотреть какое дерево растет на этом месте. Береза. Помните, осенью с березы облетают «сережки», так они не все слетели. А теперь запоздалые падают на снег.
(Рассматривают березовую «сережку» и березовые семена).
- Вроде бы спит дерево, но в тоже время заботится о новой поросли. Весной снег растает, и ручейки разнесут семена, из которых вырастет новая березка.

А еще веснушки бывают еловые и ольховые.


- Конечно вы догадались, какое дерево в зимнем лесу самое красивое?

Войдешь в лес, а елка наперекор зиме – зеленая, живая. Густые лапы не пропускают в чащу ветер, поэтому прячутся здесь от непогоды и на ночь птицы.

- Почему елка и зимой зеленая? (Предположения детей)

- Потому, что у нее не листья, а иголочки–хвоинки. Их гораздо больше, чем листьев на дереве и растут они очень долго. Чтобы сменить все иголочки, елке нужно 9 лет. Если она их осенью все сбросит, то и весны не хватит, чтобы новой хвоей одеться. Вот и приходиться елочке менять иголки постепенно. Одна растет, другая уже зеленая, третья отпадает. Поэтому и кажется, что елка всегда зеленая.


(Физминутка - логоритмическая игра «….»)
- Послушайте как красиво описывает зимний лес поэт В. Калугин в стихотворении «Лес зимой»
Клен под белой шапляпой

Сладко видит сны,

Как медвежьи лапы

Ветки у сосны.

Принакрыл колени

Белым мехом дуб,

И оделся ясень

В меховой тулуп.

В серебро березу разодел мороз,

Видимо влюбился он в нее всерьез.


-Какие деревья описал в стихотворении поэт?
- А теперь, кто хочет, может сделать собственную картину «Зимний лес», для этого нам понадобятся ножницы, белая бумага, клей.

(Аппликация – на голубом, фиолетовом, синем фоне (по выбору детей) деревья, выполненные способом силуэтного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.



НОД № 2

Как зимуют птицы в лесу?

- давайте вспомним названия зимующих птиц и поиграем в игру «Чья команда назовет больше зимующих птиц»

- Зима – голодное время для птиц. Питаются они в лесу почками деревьев, оставшимися семенами, ягодами рябины и калины, шишками. Синицы, сороки, воробьи, снегири, корольки в голодные дни летают следом за дятлом и поедают личинок и жучков, которых пропустил дятел. Синицы перебираются ближе к человеческому жилью, прилетают зимовать из леса в город. Почему? Как помочь птицам зимовать? Чем можно подкармливать птиц?

- В лесу птицы ночуют целыми стайками, спрятавшись в ветках елей. Куропатки бросаются с размаха глубоко в снег и зарываются в него от холода. И только клесты в такой холод вьют гнезда и откладывают яйца. Гнезда они делают под старыми мохнатыми ветками елей, там и выводят птенцов. И пища рядом - еловые орехи. (Каринка «Клесты»)

- В конце зимы и вороны начинают насиживать птенцов, т.к. легко могут найти себе пищу (остатки с помоек, умерших птиц, и др.) (Картинка «Вороны»)

- Можно увидеть в лесу свиристелей - птичек с хохолками. (Картинка «Свиристели») Они с удовольствием клюют ягоды рябины.

- Зимой в лесу бывает весело. В ясные солнечные дни можно услышать чириканье воробьев, щебетанье синиц. Трескатню дятла. В народе дятла называют «Тук-Тукыч». Почему?

Предлагаю вам ребята смастерить кормушки для птиц.

НОД № 3

Хорош зимний лес и тем, что можно больше, чем в другое время узнать как живет здесь зверье, ведь на снежной белизне все следы видны, только надо уметь их прочесть. (Игра «Следопыт» - изображения следов зверей).

Загадка:

Маленький, беленький по лесочку прыг, прыг

По снежочку тык, тык.
(Рассматривание следов зайца) (Картинка «Зайцы»)
- В наших лесах живут два вида зайцев. Беляк и русак. Беляка тянет в лес, к лесным речкам. А русак жмется к человеку. Это он грызет зимой на садах-огородах стволы яблонь, груш, слив, доедает не срубленные кочерыжки.
- Русак мастер запутывать следы. Несколько петель, поворотов, след в след.

Спрячется и смотрит на свои следы, кто по ним идет. Пока преследователь разберет что-к чему, заяц уже убежит.


- Посмотрим как зайцу лучше себя вести, чтобы спрятаться. (Модель «Заяц на снегу» ) (Приложение № 3)
- Охотники издавна использовали зайца в качестве определителя погоды. Поймают, посадят в огороженный дворик, а утром. Посмотрев в этот дворик, можно было узнать погоду. Если снег истоптан – заяц бегал и значит будет хорошая погода. Если снег не тонут – значит лежал косой- жди бурана.

- А спят зайцы в снежной ямке овальной формы.


Загадка:

Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На деревьях живет,

Орешки грызет.
(Рассматривают следы) (Картинка «Белки»)
- Беличьи следы напоминают четырехугольник. По этим следам можно найти беличьи столовые. Они бывают разные. Если белка ела на дереве, то под ним и лежат в рассыпную чешуйки и стерженьки шишек. Если белочка кормилась на пне, то чешуйки лежат горкой.

- В голодный, неурожайный год белка довольствуется еловыми почками, а то живет на иждивении у клестов, поедая их заготовки. Редко в такой год видны беличьи следы на снегу, т.к. белка кочует с дерева на дерево в поисках еды.

- Спят белки и прячутся от ветра в дупле. Укрывшись своим пушистым хвостом.
Подвижная игра «Шишки для белочки» (Чья команда белочек быстрее перетаскает себе шишки с пенька).
Загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

Любого проведет.
( Рассматривание лисьих следов) (Картинка «Лиса»)
- В сказках лиса самая хитрая, а на самом деле она такая же как другие животные. Просто у лисы острый слух, зоркие глаза, а главное удивительное чутье. Оно помогает лисе скрываться от волков, охотничьих собак. Главная добыча лисиц – мыши. Мышка пискнет под снегом. Лиса тут как тут, мигом снег разроет и поймает. В голодные дни лиса охотится на зайцев и хорьков.

Зимой у лисы вырастает пушистый длинный мех, чем привлекает охотников. Лисичек нужно охранять, особенно зимой.


Загадка:

Серый брат

Из-за кустов – хвать

(Рассматривание волчьих следов) (Картинка «Волки»)


- Волка ноги кормят. Зимой волк проводит все время в поисках пищи. Волки отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут пищу в лесу. Где мышкой поживятся, где зайца поймают. В удачные дни волк может завалить лося, поймать лису или даже птицу поймать. Про волка говорят, что он санитар леса т.к. ловит только больных, ослабленных животных. Волки живут стаями и не имеют постоянного места.
(Подвижная игра «Волк и зайцы»)

Загадка:


Летом гуляет,

Зимой отдыхает.


(Рассматривание следов медведя) (Картина «Медведи»)

- А что поделывает в зимнем лесу медведь?


- Медведица спит с медвежатами, а медведь один в берлоге. Сон медведя не глубок, просыпается даже от крика или выстрела. Стронутый зверь не ложится досыпать зиму, а становится шатуном. Как и те звери, что не залегли в зимнюю спячку из-за недостатка жира. Встреча с таким медведем в лесу опасна т.к. зверь голоден и зол.
- Каких еще животных можно встретить в зимнем лесу?
- Лось – Лесной великан, зимой сбрасывает рога, а к лету у него вырастают новые. Хорьков, горностаев, куниц. Следы этих зверей похожи на лисьи, только помельче.
Как человек может помочь животным перезимовать?
- Чтобы спасти животных от голода лесники устраивают для них кормушки, в тех местах. Где звери часто появляются. Для лосей и зайцев – сена, веточек наложат; для лисиц и волков- мясо; для медведя - ягод, семян, рыбы, для белок – шишек, грибов. Так подкармливают всю зиму. Человек заботится о лесных обитателях.
- Много мы узнали о жизни зимнего леса.

- Поиграем в игру «Маятник» и вспомним, что хорошего и что плохого в зимнем лесу.



о
ХОРОШО ПЛОХО

-Можно по стволам узнать пор- - Нет зелени, ягод, цветов

оду дерева.

-Увидеть и узнать следы зверей. -Мало птиц, редко слышно их

пение.

-Можно увидеть птиц, которые - Опасна встреча с медведем-



прилетают к нам зимовать. шатуном.
- Можно увидеть, где обедала - Для птиц и зверей голодно и

белка. холодно.


-Можно полюбоваться белым

нарядом деревьев.

Лес- наше богатство и недаром говорят:
Много леса – не руби!

Мало леса – береги!



Нет леса – посади!