Целей: -воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизм - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цель программы: воспитание духовно развитой личности, формирование... 1 426.42kb.
Духовно- развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения... 1 181.13kb.
I. Гражданское воспитание и формирование правосознания («Образ жизни») 1 280.19kb.
«Святой князь Александр Невский» 1 81.23kb.
Нашего классного часа «Гражданином быть обязан!» 1 74.23kb.
«9 декабря День Героев Отечества» 1 86.71kb.
Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности... 5 487.51kb.
Классный час. Тема: Наш герой Муса Джалиль 1 29.15kb.
"Что значит быть патриотом сегодня?" 1 142.68kb.
Урок встреча в литературно музыкальной гостиной волшебные звуки поэзии 1 75.62kb.
Развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса... 1 105.39kb.
Вопросы по русской литературе 1 71.52kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Целей: -воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения - страница №1/2

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 6 классе разработана на основе следующих документов:Федерального компонента государственного стандартаосновного общего образования 2004г., Примерной программы основного общего образования по литературе и с использованием Программы по литературе В.Я.Коровиной, адаптированной к Государственному стандарту (Программа по литературе 5-11 классы общеобр. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В.Я.Коровина – М.: Просвещение,2006).

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников

Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики и зарубежной литературы.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В 6 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанногочтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса).Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторскойпозиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структурупроизведения от тропов до композиции( в «Содержании программы» эти понятия выделены чертой)

Используемый УМК:

1.В.П.Полухина «Литература» Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 6 кл., М. «Просвещение» 2007;

2.В.П.Полухина«Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 6 кл. М. «Просвещение» 2009.

На изучение предмета отводится 2часа в неделю, итого 68 часов за учебный год, в том числе 7 часов на контрольные работы.



Формы организации образовательного процесса:

- уроки-лекции, собеседования, практическая работа, конкурсы, игры, диалоги;

· уроки с групповыми формами работы, взаимообучения учащихся

· уроки творчества



Преобладающие формы текущего контроля знаний:

- контрольные работы(тестовые, текстовые);

- творческие работы учащихся ( сочинения разных типов : характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге, сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.);в календарно-тематическом плане уроки с написанием творческих работ обозначены курсивом с сокращением Р.Р.)

- чтение наизусть, выразительное чтение поэтических и прозаических отрывков.

В календарно-тематическом плане контрольные работы выделены жирным шрифтом.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен



  • знать/понимать

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-изученные теоретико-литературные понятия;


  • уметь

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; ---давать характеристику героев,

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть:

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:



  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Тематическое планирование


Раздел программы

Кол-во часов

В том числе на

Контрольные работы

Творческие работы

Ведение

1







Мифы народов мира

1







Устное народное творчество.

3







Древнерусская литература

2







Произведения русских писателей 18 века-начала 19в. Русская басня

4




1

Произведения русских писателей 19 века

29

1

1

1



1

1

(1)*
(1)



Родная природа в стихах русских поэтов 19 века.

1







Русская литература XX века

20

1
1

(1)

1


Из зарубежной литературы

5







Обобщение изученного

2

1

(1)

ИТОГО

68

7

7(4)

*В скобках в графе «Творческие работы» указаны контрольные классные сочинения и изложения, т. е. из 7 контрольных работ 4 являются творческими работами.



Календарно - тематическое планирование



п/п

Тематическое содержание урока

Коли

чес

тво

час

ов

Дата урока

примечания

план

факт




Введение

1







1 четверть.

1.

Художественное произведение: содержание и форма, автор и герой, прототип. Авторская позиция

1

03.09.







Мифы народов мира

1










2

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки

1

06.09.







Устное народное творчество.

3










3

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1

10.09.







4

Пословицы и поговорки, их народная мудрость.

1

13.09.







5

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

1

17.09.







Древнерусская литература

2










6

Древнерусская литература. Летопись «Повесть временных лет». Исторические события и вымысел.

1

20.09.







7

«Сказание о белгородском киселе.». Отражение народных идеалов в летописях.

1

24.09.







Произведения русских писателей 18 века-начала 19в. Русская басня

4










8

И.И.Хемницер. слово о баснописце. «Лев учредивший совет». Осуждение неразумной государственной политики.

1

27.09.







9

И Дмитриев. Слово о баснописце Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

1

1.10.




наизусть

10

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни»-роль власти и народа в достижении общественного блага.

1

04.10.







11

И.А.Крылов. «Ларчик», «Осёл и соловей». Развитие понятия об аллегории. Р.Р.Подготовка к сочинению «Что осуждается в баснях»

1

8.10.




Р.Р.Дом.сочинение «Что осуждается в баснях»

Произведения русских писателей 19 века

29










А.С.Пушкин

9










12

А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения.

1

11.10.




наизусть

13

А. С. Пушкин.«Пущину». Дружба в жизни поэта.

1

15.10.




Выразительное чтение

14

А. С. Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро», «Зимняя дорога» -тема и поэтическая идея стихотворений.

1

18.10.




наизусть

15

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина».Повествование от лица вымышленного героя. «Барышня-крестьянка». Лицо и маска.

1

22.10.







16

А.С. Пушкин. Повести «Метель», «Выстрел». Внеклассное чтение.

1

25.10.







17

А. С. Пушкин. «Дубровский» . Картины жизни русского барства. Конфликт Троекурова и Дубровского.

1

05.11.




2 четверть

18

А. С. Пушкин. «Дубровский». Протест против несправедливости. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

1

8.11.







19

А. С. Пушкин. «Дубровский».Романтическая история любви главных героев. Р.Р. Подготовка к устному сочинению «Защита человеческой личности в повести «Дубровский»

1

12.11.




Р.Р. Дом.устное сочинение «Защита человеческой личности в повести «Дубровский»

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина (тестовые задания)

1

15.11.




Тестовые задания

М.Ю.Лермонтов

4










21

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.

1

19.11.




Наизусть 2 стихотворения на выбор

22

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Листок», «На севере диком», «Парус» Особенность выражения темы одиночества. Практикум по анализу стихотворения.

1

22.11.







23

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы».Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

1

25.11.







24

Р.Р. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение Лермонтова» .

1

29.11.




Р.Р. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение Лермонтова» .

И.С.Тургенев

2










25

И.С.Тургенев Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» . «Бежин луг»-духовный мир крестьянских детей.

1

3.12.







26

И.С.Тургенев «Бежинлуг».Роль картин природы.Портреты героев как средство изображения их характеров.

1

6.12.







Поэзия 19 века

5










27

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте.«Листья» Особенности изображения природы в лирике Тютчева.

1

10.12.




наизусть

28

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело» , « С поляны коршун поднялся». Роль антитезы в стихотворении.

1

13.12.







29

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила». Эстетизация конкретной детали.

1

17.12.




наизусть

30

А.А. Фет. «Ещё майская ночь», «Учись у них- у дуба, у берёзы» Природа как мир истины и красоты.

1

20.12.







31

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

1

24.12.




Тестовые задания

Н.А.Некрасов

3










32

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда, величие народа-созидателя.

1

27.12.




Наизусть отрывок

33

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Своеобразие композиции. Роль пейзажа. Особенности поэтических интонаций.

1

14.01.




3 четверть

34

Н.А.Некрасов «Дедушка».Историческая поэма. Декабристская тема в творчестве Некрасова.

1

17.01.










Н.С Лесков

3










35

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека и бесправие народа. Авторское отношение к героям.

1

21.01.







36

Н.С.Лесков «Левша».Особенности языка произведения.

1

24.01.







37

Н.С. Лесков. «Человек на часах». Внеклассное чтение.

1

28.01.







А.П.Чехов

3










38

А.П. Чехов. Слово о писателе.«Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. рассказы Антоше Чехонте.

1

31.01.







39

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Добродушный смех над малодушием. Речь героев и художественная деталь источник юмора

1

4.02.







40

Р.Р. Классное сочинение «Мой юмористический рассказ»

1

07.02.




Р.Р. Классное сочинение «Мой юмористический рассказ»

Родная природа в стихах русских поэтов 19 века.

1










41

Пейзажная лирика Е.А.Баратынского, А.К.Толстого, Я.Полонского. Художественные средства, передающие состояние человека и природы.

1

11.02.




Выразительное чтение

Русская литература XX века

20










А.Грин.

1










42

А.Грин. Слово о писателе. Романтическая повесть «Алые паруса». Душевная чистота главных героев. Авторская.позиция.

1

14.02.







А.Платонов

1










43

А. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

1

18.02.







М.Пришвин

4










44

М.Пришвин. Слово о писателе.«Кладовая солнца» .Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

1

21.02.







45

М.Пришвин. «Кладовая солнца».Образ природы в сказке-были. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

1

25.02







46

М.Пришвин.«Кладовая солнца» .Особенности композиции и смысл названия. Р.Р. Подготовка к письменному пересказу эпизода произведения.

1

28.02




..

47

Р.Р. Классное изложение по «Кладовой солнца»

1

4.03




Р.Р. Классное изложение по «Кладовой солнца»

В.П.Астафьев

2










48

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой».Картины жизни и быта сибирской деревни. Самобытность героев. Нравственные проблемы рассказа.

1

7.03







49

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

1

11.03







В. Распутин

2










50

В. Распутин. Слово о писателе

«Уроки французского».Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени



1

14.03







51

В.Распутин «Уроки французского».

Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы в жизни мальчика.



1

18.03




Р.Р.Дом.сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина




В.Шукшин. Рассказы

1







4 четверть

52

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал».Особенности героев Шукшина.

1

1.04







Ф.Искандер

1










53


Ф. Искандер.Слово о писателе.«13 подвиг Геракла». Юмор. Влияние учителя на формирование детских характеров.

1

4.04










Из литературы народов России

1










54

К.Кулиев, Г.Тукай. Любовь к малой родине, верность традициям народа.

1

8.04







Родная природа и родина в стихотворениях поэтов 20 века

5










55

А.Блок Слово о поэте. «Летний вечер»

Поэтизация родной природы, средства создания поэтических образов.



1

11.04




наизусть

56

С.Есенин . Слово о поэте «Пороша» Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. Есенина.

1

15.04.







57

А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие» Практикум по анализу стихотворения.

1

18.04




наизусть

58

Н.Рубцов .Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» . Тема Родины в «тихой»лирике Рубцова.

1

22.04.







59

Контрольная работа по стихосложению. Практические задания.

1

25.04




Практические задания.




Произведения о Великой Отечественной войне

2










60

Слово о поэтах-фронтовиках. К.Симонов «Ты помнишь,Алеша, дороги Смоленщины…» , Д.Самойлов «Сороковые», Н.Рыленков «Бой шёл всю ночь».Патриотические чувства авторов.

1

2.05.




Выразительное чтение

61

А.А. Лиханов «Последние холода», В. Приставкин «Ночевала тучка золотая» Дети и война

1

6.05







Из зарубежной литературы

5










62

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Проблема истинных и ложных идеалов. Образ СанчоПансы.

1

29.04







63

И.Ф Шиллер Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

13.05







64

П.Мериме. Новелла «МаттеоФальконе».Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтиз и реализм в произведении.

1

16.05







65

А.Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка –притча. Мечта о естественных отношениях между людьми.

1

20.05







66

М.Твен «Приключение Гекльберри Финна» Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Средства создания комического.

1

23.05







Обобщение изученного

2










67

Р.Р. Контрольное сочинение «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».


1

27.05




Р.Р. Классное сочинение «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?».

68

Путешествие по стране Литературии 6 класса. Задание на лето

1

30.05










ИТОГО

68











Содержание программы (68ч)
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой, прототип. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.



МИФЫ НАРОДОВ МИРА (1ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

следующая страница >>