Цель программы: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства па - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цель программы: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического - страница №1/1


РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей русского языка и литературы
Протокол

от «__» ______ 2012 г.

№ ___


СОГЛАСОВАНА
заместитель директора

МБОУ «СОШ № 30»

________Осина В.В.

(подпись)


РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета
Протокол

от «___» __________ 2012 г.

№ ____


УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ №30»
от «___» _________ 2012 г.



№ _____

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кондауровой Ольги Викторовны,

учителя русского языка и литературы,

по учебному курсу «Русский язык»

9 «В» класс

(базовый уровень)

2012-2013 учебный год


Старый Оскол



Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009).

Цель программы: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи программы:

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;


- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Базовый учебник: С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М. «Русское слово», 2009.

Программа рассчитана на 102 часа.

Количество часов в неделю – 2 .

Классные сочинения – 5.

Домашнее сочинение – 1.

Контрольное тестирование – 2.



Формы организации учебного процесса:

  • групповые;

  • коллективные;

  • индивидуальные.



Формы контроля: классные и домашние сочинения разных жанров, тестирование.

Раздел II.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела и тем


Часы учеб-ного

времени

Плано-вые сроки прохождения


Подготов-ка

К ЕГЭ

Примечание

Введение

История отечественной литературы как отражение культурно-исторического развития нации.

1







Ведущие темы и мотивы русской классики. Основные литературные направления ХVІІІ- ХІХ и ХХ веков.

1

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

задания типа В1-В7

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

1

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи.

1


Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности.

1


задания типа В1-В7

Проблема авторства «Слова о полку Игореве».

1


Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

1


задания типа В1-В7

Р/р Подготовка к сочинению по произведению «Слово о полку Игореве»

1

Р/р Написание сочинения по произведению «Слово о полку Игореве»

1

Из литературы 18 века

Основные тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии.

1

Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки.

1

Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова.


1

задания типа В1-В7

Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин)

1

задания типа В1-В7

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

1

Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…»

1

задания типа В1-В7

Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

1

задания типа С1-С2

Поэтика «сердцеведения » в творчестве Н.М.Карамзина.

1

Черты классицизма и предромантизма в произведениях. Роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

1

ВН.ЧТ. Моё любимое произведение ХІХ века.

1

задания типа С1-С2

Литература первой половины 19 века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти ХІХ века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.


1

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева , Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

1

задания типа В8-В12

ВН. ЧТ. Стихи поэтов - романтиков

1

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова.

1

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

1

Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала ХІХ столетия.

1

Чацкий и Молчалин.

1

задания типа В1-В7

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

1

задания типа В1-В7


Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох.

1

Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии.

1

задания типа С1-С2

И.А.Гончаров о «горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

1

Р/р Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

задания типа В1-В7

Р/р Написание сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

1

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики.

1

задания типа В8-В12

Лирика любви и дружбы: «На холмах Грузии..», «К*», «Я вас любил…», «К Чаадаеву» и др.

1

задания типа С3-С4

Тема природы в лирике А.С.Пушкина: «К морю», «Осень» и др.

1

задания типа В8-В12

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина.

1

Романтическая поэма «кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика.

1

задания типа В8-В12

Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика)

1

ВН.ЧТ. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1

Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров.

1

задания типа В1-В7

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.


1

Автор и его герой в образной системе романа.

1

Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав».

1

задания типа С1-С2

Онегин и Ленский.

1

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

1

задания типа В1-В7

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».

1

задания типа В1-В7

В.Г.Белинский о романе.

1

задания типа С1-С2

Контрольное тестирование по роману А.С. Пушкина

1

Р/р Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Р/р Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.

1

Темы и мотивы лермонтовской лирики: назначение художника.

1

Темы и мотивы лирики: свобода и одиночество.

1

задания типа В8-В12

Темы и мотивы лирики: судьба поэта и его поколения, патриотическая тема.

1

задания типа С3-С4

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

1

Своеобразие композиции и образной системы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Автор и его герой в романе «герой нашего времени»

1







Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

1

задания типа С1-С2

Печорин в ряду других персонажей романа.

1

Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

1

задания типа В1-В7

Мастерство психологической обрисовки характеров.

1

«История души человеческой» как главный объект повествования в романе.

1

задания типа В1-В7

Роман «Герой нашего времени в оценке В.Г.Белинского»

1

задания типа С1-С2

Контрольное тестирование по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Р/р Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Р/р Написание сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.


1

Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника.


1

задания типа В1-В7

Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.

1

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). ТЛ вставная повесть

1

задания типа В1-В7

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»).

1

Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме.

1

задания типа В1-В7

Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме.

1

Фигура автора и роли лирических отступлений. ТЛ Образ - символ.

1

задания типа В1-В7

Художественное мастерство Гоголя – прозаика, особенности его творческого метода.

1

Р/р Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

2

Р/р Написание сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

ВН.ЧТ. Н.В.Гоголь «Женитьба»

1

задания типа В1-В7

Тестирование по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1

Литература второй половины 19 века

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов.

1

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова – Щедрина.

1

задания типа В1-В7

Лирическая ситуация 50-80- годов ХІХ века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета).

1

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

1

задания типа С1-С2

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

1

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики ХІХ столетия.

1

задания типа В1-В7

ВН.ЧТ. А.П.Чехов. Рассказы.

1

Из литературы 20 века

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И. Бунин, А. Куприн). Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

1

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи.

1


задания типа В8-В12



ВН.ЧТ. Песни и романсы на стихи поэтов ХХ века.

1

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов ХХ века.

1

Своеобразие отечественного романа первой половины ХХ века (проза М.Шолохова, А.Толстого, А.Твардовского, М. Булгакова).

1

задания типа В1-В7

Литературный процесс 50-80-х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына)

1

Литературный процесс 50-80-х годов (поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого).

1

задания типа В8-В12

Новейшая русская проза 80-90-х годов (произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевской, В.Пелевина).

1

Новейшая русская поэзия 80-90-х годов (лирика И.Бродского, О.Седаковой).

1

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

1

задания типа В1-В7

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

1

ВН.ЧТ. Моё любимое произведение литературы ХХ века.

1

Рекомендации к летнему чтению.

1


Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (2ч.)

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно- исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики. Основные литературные направления 18-19 и 20 веков.



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч.) + Р.Р. (2ч)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. Проблема авторства «Слова». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА(9ч.) + ВН.ЧТ.(1ч.)

Основные тенденции развития русской литературы в 18 веке. Вклад А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин).

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (2ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
А.С.ГРИБОЕДОВ (8ч.) + Р.Р. (2ч.)

Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)


А.С.ПУШКИН (16ч.)+ ВН.ЧТ.(1ч.) + тестирование (1ч.)+ Р.Р.(2ч.)

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.). Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повести Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.Белинский о романе.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (13ч.) + тестирование (1ч.) + Р.Р.(2ч.)

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики.

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие

композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина его

личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты

романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки

характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе

.В.Г.Белинский о романе.


Н.В.ГОГОЛЬ (9ч.) + Р.Р.(2ч.) + тестирование (1ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Поэма «Мёртвы души» как вершина произведения художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ». Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (Обзор с обобщением изученного) (6ч.) + ВН.ЧТ. (1ч.)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 –х годов.

Расцвет социально-психологической прозы(произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева).

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета).

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война

мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские

уроки русской классики 19 столетия.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (Обзор с обобщением изученного) (10ч.) + Р.Р.(1ч.)+ ВН.ЧТ.(2ч.)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А Куприн).

Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина,

В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака).



Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века. Литературный процесс 50-80 –х годов. Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.


Раздел IV. Формы и средства контроля
1.Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве» (уроки 9-10).

  1. Героическая тема и приёмы её воплощения в «Слове о полку Игореве».

  2. Образ князя Игоря и тема Русской земли в поэме «Слово о полку Игореве».

  3. Роль природного мира в образной системе «Слова…».

  4. «Что мне шумит?..» (Образ автора и авторская позиция в «Слове о полку Игореве».)

  5. Поэтические страницы «Слова…». (Анализ одного эпизода.)


2. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (уроки 32-33).

  1. Традиционное и новаторское в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  2. Почему Чацкий обречён на одиночество? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

  3. Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса комедии Грибоедова.

  4. «Что нового покажет мне Москва?» (Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»).

  5. «На Софью у нас слишком строго смотрят» (Ф.М. Достоевский.)

  6. Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии?



3. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (уроки 52-53).

  1. Автор и его герой в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  2. Образ идеальной героини в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Испытание дружбой и любовью (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

  4. В чём идейный смысл финала романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

4. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (уроки 68-69).

  1. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова.

  2. «И некому руку подать…» (Мотив одиночества в лермонтовской лирике).

  3. Образы и мотивы любовной лирики Лермонтова.

  4. «Печально я гляжу на наше поколенье…» (По лирике М.Ю. Лермонтова.)

  5. Родина и природа в поэзии Лермонтова.

  6. «История души человеческой» в романе «Герой нашего времени».

  7. Печорин и его окружение в романе «Герой нашего времени».

  8. Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в романе «Герой нашего времени».


5. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (уроки 79-80).

  1. «Герои – один пошлее другого». (Образная система поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

  2. Тема города в поэме «Мёртвые души» и комедии «Ревизор».

  3. «Здесь погребён человек…» (На примере одной из «помещичьих» глав поэмы «Мёртвые души»).

  4. Вписывается ли Чичиков в «ландшафт» русской жизни?

  5. Крестьянская Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

  6. Роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

  7. Почему Н.В. Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой?


6. Домашнее сочинение по лирике поэтов XX века (урок 93).

Анализ стихотворения одного из поэтов начала XX века (по выбору учащихся).


7. Контрольное тестирование по роману А.С.Пушкина» (урок 51).

Вариант 1

1. Что называется лирикой:

А) род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включённые в произведение

Г) род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идёт о событиях,

предполагаемых в прошлом



2. Как называется трёхсложный размер с ударением на втором слоге:

А) дактиль Б) амфибрахий В) анапест Г) ямб Д) хорей



3. Выберите из перечисленных современников Пушкина его лицейских друзей:

А) Вяземский Б) Раевский В) Пущин Г) Рылеев Д) Дельвиг Е) Малиновский Ж) Кюхельбекер З) Данзас И) Чаадаев



4. Распределите названия стихотворений по тематике:

«Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Памятник», «К Чаадаеву», «Пророк», « Я помню чудно мгновенье», « Анчар». «Узник», «19

октября», « Поэт», «Зимнее утро», «К морю», «Вновь я посетил»

Тематика

- пейзажная

- философская

- свободолюбивая

-назначения поэта и поэзии

- дружбы


- любовная

5. Соотнесите названия стихотворений Пушкина и поэтические жанры:

А) «На холмах Грузии» 1) элегия

Б) «Вольность» 2) послание

В) « И.И.Пущину» 3) эпиграмма

Г) « Песнь о вещем Олеге» 4) ода

Д) «На Воронцова» 5) песнь



6. Кто из ссыльных декабристов написал ответна пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»:

А) Кюхельбекер Б) Волконская В) Муравьев Г) Одоевский



7. Назовите главный принцип, положенный в основу построения композиций стихотворений «Деревня», «Анчар»:

А) последовательность изложенных событий Б) антитеза В) кольцевая композиция Г) зеркальная композиция



8. Природа, изображённая в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев

соответствуют описания природы:

А. «Деревня, где скучал….была прекрасный уголок» 1. Ленский

Б. «Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет…» 2. Татьяна

В. «Дохнула буря, Цвет прекрасный 3. Онегин

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!»



9. Кульминацией романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является:

А) дуэль Онегина и Ленского

Б) объяснение Татьяны в любви Онегину

В) бал в доме Лариных

Г) объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя

10. Лирическое отступление –это :

А) выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем

Б) условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому

В) не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы



11. Какой принцип положен А.С.Пушкиным в основу композиции «Евгения Онегина»:

А) кольцевая Б) монтаж В) зеркальность Г) повтор Д) антитеза



12. Какова функция пейзажа в романе:

А) изображение картин русской природы Б) отражение состояния героев произведения В) связать главы произведения в единое целое

Г) передача философских размышлений автора

13. Какие этапы биографии автора отражены в романе:

А) детство в Москве Б) Царскосельский лицей В) южная ссылка Г) Болдино Д) женитьба Г) Михайловское



14. Назовите отчество Татьяны Лариной:

А) Ивановна Б) Дмитриевна В) Владимировна Г) Николаевна


Вариант 2

1. Определите стихотворный размер приведённого отрывка:

« Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с вами?

Обычай деспот меж людей»

А) ямб Б) хорей В) дактиль Г) амфибрахий Д) анапест



2. В каком издании было опубликовано первое стихотворение А.С.Пушкина:

А) «Московские ведомости» Б) «Полярная звезда» В) «Колокол» Г) «Вестник Европы»

3. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на публичном экзамене в Царскосельском лицее:

А) «Лицинию» Б) «Воспоминания в Царском Селе» В) «Городок» Г) «Деревня»



4. Какие средства поэтической выразительности использует А.С.Пушкин в строке из стихотворения «Памятник» «И долго буду тем любезен я

народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал….»:

А) гипербола Б) сравнение В) метонимия Г) эпитет

5. Соотнесите названия стихотворений А.С.Пушкина и адресатов его лирики:

А) «Я помню чудное мгновенье» 1. Е.Воронцова

Б) «Мадонна» 2. Н.Гончарова

В) «Признание» (Я вас люблю) 3. А.Керн

Г) «Сожженное письмо» 4. А.Осипова

Д) «Погасло дневное светило» 5. М.Раевская



6. В каких стихотворениях А.С.Пушкина пейзаж можно назвать реалистическим, а в каких романтическим:

«К морю», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», « Зимнее утро», « Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Узник»



7. Найдите сравнения и подчеркните:

«Он мыслит:

«Буду ей спаситель,

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнём и вздохов и похвал

Младое сердце искушал.

Чтоб червь презренный, ядовитый

Точил Лилеи стебелёк,

Чтоб двухутренний цветок

Увял ещё полураскрытый»



8. Что такое «онегинская строфа»:

А) строфа из 14 стихов 4-стопного ямба, 3 четверостиший и завершающие 2 строки с перекрёстной рифмой

Б) строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой

В) гекзаметр



9. Кульминация – это:

А) элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного

немедленного разрешения

Б) элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт

В) элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта

10. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»:

А) лирический Б) эпический В) лиро-эпический Г) драматический



11. Какова композиционная роль сна Татьяны:

А) предсказывает гибель Ленского Б) предваряет именины Татьяны В) является осью композиционной симметрии Г) способствует

углублению психологической характеристики Татьяны

12. Какие фрагменты романа не соответствуют «онегинской» строфе:

А) сон Татьяны Б) письмо Татьяны Онегину В) авторские отступления Г) письмо Онегина Татьяне Д) сцена дуэли Е) песня девушек



13. Какова функция автора в романе:

А) повествовательная Б) герой романа В) лирический герой Г) сторонний наблюдатель



14. К кому обращено «посвящение» романа:

А) Жуковскому Б) Вяземскому В) Плетнёву Г) Чаадаеву


8. Контрольное тестирование по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (урок 67).
1. С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает хронологический порядок построения произведения:

А) даёт возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю души» человека

Б) стремление к оригинальности

В) для того, чтобы пробудить интерес читателя к герою

Г) постепенное – от «внешнего к внутреннему»,- раскрытие характера главного героя

2. Расположите главы романа в хронологическом порядке:

А) «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мери», «Тамань»

Б) «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла»

В) «Тамань», « Княжна Мэрии», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина

Г) «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Фаталист»

3. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимовичем. Он:

А) не наблюдателен Б) не способен к обобщениям В) не мог быть объективен в описании внешности Печорина

Г) слишком прост, не может понять Печорина , так как тот – человек другого круга

4. Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»:

А) она наиболее напряжённая по содержанию

Б) в ней меньше всего раскрывается характер главного героя

В) композиционный приём, выражающий веру автора в человека

Г) в повести поставлены такие философские проблемы, как жизнь, смерть, судьба

5. По жанру «Герой нашего времени» является социально-психологическим и философским романом. Но каждая часть имеет свою жанровую

специфику. Соотнесите название частей романа и жанр:

А) «Бэла» 1. Романтическая повесть

Б) «Максим Максимович» 2. Психологическая повесть

В) «Тамань» 3. Путевые заметки

Г) «Княжна Мэри» 4. Философская повесть

Д) «Фаталист» 5. Рассказ

6. Чей это портрет: « наружность… отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы. Чёрные проницательные

глаза..»:

А) Грушницкого Б) Вулича В) Вернера Г) драгунского капитана

7. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью:

А) Ф.Шиллер «Коварство и любовь»

Б) А.Смит « исследования о природе и причинах богатства народов»

В) В.Скотт «Шотландские пуритане»

Г) Дж.Байрон « Паломничество Чайльд-Гарольда»

Д) Мюссе « Исповедь сына века»



8. Кому из героев «исповедуется» Печорин:

А) Максиму Максимовичу Б) Вернеру В) княжне Мэри Г) Грушницкому Д) Вере



9. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели…», «Солнце едва выказалось из

за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладной ночи наводило на всё чувства какое-то сладкое томление…»:

А) изображение красоты Кавказа

Б) углубление характеристики героя

В) изменение душевного состояния героя

Г) плавное развитие сюжета



10. «Герой нашего времени» был назван критиками «реалистическим произведением». Однако в романе присутствуют и элементы

романтизма. Выделите эти элементы среди следующих тем и мотивов:

А) герой – типичный представитель русской дворянской молодёжи 30-х г.г.19 века

Б) мотивы человеческой свободы, рока, судьбы

В) социально- историческая проблематика

Г) сатирическое изображение жизни представителей «водяного общества»

Д) романтические герои – Ундина, Янко

Е) место действия – Кавказ

Ж) мотив непонятности, одиночества, скитаний

З) тема «маленького человека»



Ответы:

1. г 2.в 3.г 4.в 5.а-3, б-5, в-1, г-2, д-4, 6.б 7.в 8.а,б 9.в 10.б,д,е,ж


Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2009 г.



2.Учебник «Литература 9 класс» ( автор - Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., в двух частях/ Издательство «Русское слово», Москва, 2009 г.

Дополнительная литература

  1. Витинова И.Е. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2010г.

  2. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.

  3. Золотарёва И.В., Егорова Н.В..«Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2009г.

  4. Крутецкая В.А. « Литература в таблицах и схемах. 9 класс»/ Издательство «Литера», Санкт-Петербург, 2008 г.

  5. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г.

  6. http://pushkin.niv.ru/

  7. http://pyshkin-literatyra.ru/index.html

  8. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/

  9. http://www.pushkin-art.ru/Default.aspx

  10. http://books64.ru/russkaya-klassika/11118-a.s.-pushk...

  11. http://www.fulllist.ru/knigi/elektronnwe/2398-dnevni...

  12. http://clasicizm.com/


Оборудование

  1. Виноградова Е.А. Литература. 5-9 классы. Методическое пособие и учебно-наглядные таблицы. – М.: ЗАО «Русское слово», 2007.

  2. Виноградова Е.А. Литература. 10-11 классы. Методическое пособие и учебно-наглядные таблицы. – М.: ЗАО «Русское слово», 2007.

  3. Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Комплект из 20 таблиц с методическим пособием. – М., «Дрофа», 2008.

  4. Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XX века. – М., «Дрофа», 2003.

  5. Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XVIII-XIX веков. – М., «Дрофа», 2003.

  6. Кузнецова Т.А. Литература XIX век. 5-10 классы. Методическое пособие и учебные плакаты. – М., «Русское слово», 2007.