Цель: формировать умение понимать друг друга в общении. Задачи - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цель: формировать умение понимать друг друга в общении. Задачи - страница №1/1

Педсовет "Гармония общения: учитель, ученик, родитель"

Цель: формировать умение понимать друг друга в общении.

Задачи: 1. Выявить причины отсутствия взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

2. Обогатить свой опыт грамотными приёмами общения.

3. Сформулировать правила общения для учеников, учителей, родителей.

4. Побудить участников образовательного процесса к самосовершенствованию в области общения.

Функции: социально – педагогическая, коммуникационная.

Технология: локально – модульная.

Участники: педагоги школы, учащиеся по 4 человека от 9-х, 10-х, 11-х классов, общешкольный родительский комитет, психолог.
План педсовета.

1. Вступительное слово об актуальности мероприятия, о наличии проблем в общении. (Плесовских А.В. – зам. директора по ВР)

2. Вербальное общение: ученик – родитель, ученик – учитель, родитель – учитель. (Плесовских А.В. – зам. директора по ВР и Инозенцева Л.В. – социальный педагог)

3. Невербальное общение (с помощью жестов) (Плесовских О.Л., учитель истории.)

4. Создание советов грамотного общения для всех участников образовательного процесса (работа творческих групп).

5. Рефлексия.

6. Предложения педсовета.

7. Просмотр ролика из фотографий о радостных минутах общения в школе.

Продолжительность: 1 час 30 минут.
Ход педсовета.

1. Вступительное слово.

Общение, важная составляющая жизни каждого человека. Общение – одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение также необходимо, как пища.

Приведу пример: малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Данную идею подтверждают слова «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Людвиг Берне).

Человек – существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья – словом, вся его жизнь. О важности общения говорят результаты анкетирования учащихся.

На вопрос: «Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?»

___ учащихся ответили: радость общения и взаимопонимания.

Почему сегодня присутствуют дети, родители, учителя? Потому что все мы являемся участниками образовательного процесса. И качество нашего общения влияет на качество обучения и благоприятную обстановку в школе, имидж школы. И наши взаимоотношения я бы выразила в следующей схеме

Ученик -Родитель -Учитель



Диагностика показала, что существуют проблемы в общении у всех участников образовательного процесса.

Не секрет, что и учителя испытывают трудности в общении с современными детьми и родителями.

Эпиграфом к данному педсовету я выбрала слова из кинофильма «Доживём до понедельника»: «Счастье – когда тебя понимают». Ведь одна из целей общения – быть понятым и понимать другого человека, и сегодня мы постараемся выявить причины, которые мешают нам общаться, и обогатим свой опыт некоторыми приёмами и способами гармоничного общения.
Мозговой штурм – разминка (время – 5 минут)

Задания:



  • Учителя – назовите условия, необходимые для гармоничного общения (доверие, открытость, умение прощать, мудрость, взаимопонимание, умение слышать и слушать другого человека).

  • Ученики – перечислите качества личности, необходимые для успешного общения (толерантность, доброта, честность, терпимость, бесконфликтность).

  • Родители – перечислите качества личности, мешающие успешному общению (нетерпимость, раздражительность, невоспитанность, несдержанность, вспыльчивость, конфликтность, лживость) (заслушиваем ответы)

Знания, полученные в ходе педсовета, пригодятся взрослым в семейной жизни и на работе, А ребята пусть не забывают, что коммуникативность – одно из самых востребованных качеств современного человека и что у них когда – то будут свои семьи. Гармония в семье – это огромный труд и знания.

Всем известно, что общение бывает вербальным (слова) и невербальным (мимика, жесты). Общение – обмен информацией с помощью языка или жестов.

Поговорим о «Вербальном общении»

Вначале я хочу вас познакомить с общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Этот принцип – безусловное принятие. Безусловно, принимать ребёнка- это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в :



  • Приветливых взглядах;

  • Ласковых прикосновениях (оказывается 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день, и не только ребёнку, но и взрослому)

  • Прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе……»

Задания:

Учителя – родители: Продолжите эмоционально – положительные высказывания.

Детям – разыграть, как вы встречаете своего лучшего друга или подругу (покажите, что вы ему рады, что он вам дорог)

А теперь представьте, что это ваш собственный ребёнок приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. После сценки, показанной ребятами, вам будет легче делать это на самом деле. А теперь обратимся с актуальным вопросом к психологу: «Что делать, если мне – родителю - некогда заниматься с ребёнком?» (вопрос задаёт родитель) Ответ: насколько я понимаю, у вас есть «более важные дела». Стоит осознать, что порядок важности вы выбираете сами. В этом выборе вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей уходит в десятки раз больше времени и сил. Существует мнение: важно не количество проведённого времени, важно качество общения.



Активное слушание – один из действенных приёмов, способствующих гармонизации общения. Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним грубо обошлись, и даже тогда, когда он устал, первое, что нужно сделать – это дать понять, что вы знаете о его переживании, слышите его. Желательно назвать «по имени» это чувство или переживание. То есть, если у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно слушать. Рассмотрим для примера несколько ситуаций:

Обычная реакция:

Ситуация №1 Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

Обычная реакция: ………………………….как это ты не пойдёшь в школу?!



Ситуация №2 Ученик (с мрачным видом классному руководителю) «Не буду больше дружить с Петей!»

Обычная реакция: ……………………………Что случилось? Ты на него обиделся?

А как же в технике активного слушания отреагировать на ситуации?

Особенности беседы по правилу активного слушания.:



  1. Повернуться лицом к ребёнку.

  2. Беседуя с расстроенным ребёнком или огорчённым, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме (фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия)

Вернёмся к ситуациям.

Реакция в технике активного слушания:

Ситуация №1(дети разыгрывают) Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!». Папа: Ты больше не хочешь идти в школу.

«Держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать (пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании).

В вашем ответе иногда полезно повторить, как вы поняли, что случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство.



Ситуация №2(дети разыгрывают) Ученик (с мрачным видом): «Не буду больше дружить с Петей». Учитель: Не хочешь с ним дружить (повторяет услышанное). Ученик: Да, не хочу. Учитель (после паузы): Ты на него обиделся (обозначение чувства)

Результаты от беседы по способу активного слушания:

1. Исчезает или по крайней мере ослабевает отрицательное напряжение ребёнка (здесь сказывается замечательная закономерность: разделённая радость удваивается, разделённое горе уменьшается в двое)

2. Ребёнок убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше (как часто мы оставляем ребёнка наедине с грузом разных переживаний своим решительным «Поздно! Пора спать!», в то время, как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребёнка перед сном)

3. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы. Пытаясь научиться активно слушать, взрослые (учителя, родители) преодолевают большие трудности, чтобы не выдавить привычные автоматические реакции, настоящие помехи на пути активного слушания ребёнка (чтение по ролям с детьми или родителями)

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Быстро в кровать!», «Замолчи!»

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы ни стало хуже».

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых»

4. Советы и готовые решения: «А ты возьми и скажи», «По-моему, надо пойти и извиниться», «Я бы на твоём месте дал сдачи»

5. Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз говорила. Не послушалась, пеняй на себя».

6. Критика, выговоры, обвинения: «Опять всё сделала не так!», «Всё из-за тебя», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты….».

7. Похвала (хвалить надо поступки, а не характер; психологи советуют избегать открытой похвалы, оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными)

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина», «Какой же ты лентяй».

9. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты мне всё-таки скажи», «Ну почему ты молчишь?».

10. Догадка, интерпретация: «Я знаю, это всё из-за того, что ты….», «Небось, опять подрался?».

11. Уговоры, увещевания: (иногда во фразах «Успокойся», «Не обращай внимания», «Перемелется, мука будет» ребёнок может услышать пренебрежение к его заботам).

12. Отшучивание, уход от разговора «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами».



Задание: совместно читаем образец, а затем по группам к заданной ситуации подбирают чувства ребёнка и правильный вариант ответа, далее проверяем

(родители- ситуация №3, дети -№2, учителя №4,№5). Таблица «Чувства ребёнка» (могут разыграть)

1. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка – хулиган выбил у меня портфель и из него всё высыпалось»

Чувства ребенка Огорчение, обида

Вариант ответа Ты очень расстроилась, и было очень обидно

Детям- 2. Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Чувства ребенка Боль

Вариант ответа Тебе больно и ты рассердилась на доктора

Родителя- 3. Старший сын – маме: «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь»

Чувства ребенка Незащищённость

Вариант ответа Тебе хочется, чтобы я тебя защищала

Учителя- 4. «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята засмеялись»

Чувства ребенка Обида

Вариант ответа Было очень неловко и обидно

Вопрос ребятам: А какой способ общения вам больше понравился: активное слушание или приказы, нравоучения.

Вопрос родителям: Каким способом сложнее общаться с детьми: привычным, с нравоучениями, приказами, или в технике активного слушания?

Я – высказывания Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у учителей, родителей «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения. Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда говорите о своих чувствах к ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, о его поведении. Я чувствую….Мне приятно….

Я переживаю…..Мне нравится….

Я расстроен….Мне не нравится….

Я очень огорчён….Мне больно и обидно….

Я возмущён….Мне хотелось бы…

Данные высказывания содержат личные местоимения: я, мне, меня, - поэтому и высказывания такого рода психологи назвали «Я – сообщениями»



Разберём ситуации

1) Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо измазано, рубашка вылезла из брюк, пуговица оторвана.

Обычная реакция (скажите ребята какая?) «Ну, что у тебя за вид?»

Я – высказывание: Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными и мне стыдно от взглядов соседей.


2) Ученик перебивает учителя.

Обычная реакция (скажите ребята какая?) «Не мешай, перестань разговаривать»

Я – высказывание: «Мне трудно вести урок, когда в классе посторонний шум».

Давайте потренируемся в использовании «Я – сообщения».

Выберите из ответов тот, который больше всего отвечает «Я – сообщению» (поднимают карточки с ответами).

Ситуация №1 Вы который раз зовёте дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас»,-и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

Ваши слова:

1. Да сколько же тебе раз надо говорить?

2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация №2 Вы приходите домой усталая. У вашего сына – подростка друзья, музыка, веселье. На столе следы от чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).

Ваши слова:

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?

2. Убери за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Ситуация №3 Ученики снова не прибрались в классе.

Ваши слова:

1. Мне неприятно работать в грязном классе и по отношению к другим детям это несправедливо.

2. Опять та же история!

3. Ты не слышишь классного руководителя!

Ситуация №4 Ученик нагрубил учителю.

Ваши слова:

1. Я очень огорчена тем, что услышала.

2. Я от тебя другого и не ожидала.

3. Как тебе не стыдно.

«Я – сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению «Ты – сообщением».

1) Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме. 2) «Я – сообщение» даёт возможность детям ближе узнать нас, взрослых.

3) Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренне в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют и им тоже можно доверять.

4) И последнее: высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – они начинают учитывать наши желания и переживания.

Подведём итоги, на примере ситуации найдём приёмы «активное слушание» и «Я – сообщение».

Мама: Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня ещё дел по горло!

Дочь: Ой, мам, мне же на секцию сейчас!

Мама: У тебя секция, и ты не хочешь опаздывать (активное слушание)

Дочь: Да, понимаешь, у нас ведь начинается разминка, и её нельзя пропускать.

Мама: Тебе нельзя опаздывать…(активное слушание). А у меня такое затруднительное положение… Гости вот – вот придут, а хлеба нет! (Я – сообщение). Как же нам быть?

А теперь разберем актуальные ситуации:

- если ребёнок «просто» нарочно выводит вас из себя?



Ответ: отложите самые срочные свои дела и уделите ему хоть немного времени. Вполне возможно, это сигнал опасности. Очевидно, ребёнку катастрофически не хватает общения с вами.

- как посылать «Я – сообщение», если я сердита или разгневана на ребёнка?

Ответ: если вам захотелось бросить ребёнку гневную фразу, подождите и дайте себе отчёт в исходном чувстве. Например, ребёнок вам сильно нагрубил. Первой реакцией может быть обида. Вы услышали о нём на родительском собрании много нелестных слов и испытали горечь, разочарование, может быть даже стыд. Ребёнок возвращается с опозданием на 3 часа, заставив вас ужасно переволноваться. Первое чувство – радость и облегчение. Лучше всего выразить именно эти первые чувства. - Мне больно и обидно - Я очень огорчён тем, что услышал - Слава богу! Ты цел! Я так волновалась! Это только часть приёмов, они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеете, «техника» (подбор слов, соблюдение правил) исчезает и переходит в искусство общения.

Правила общения: учитель – родитель

Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться завтра. Общение школьных и домашних воспитателей – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта и знаний, которые учитель и родители предлагают друг другу. Общение учителя и родителя выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, а отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами подхода к детям. Основные условия грамотного общения педагог – родитель:

1. Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он профессионал. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было пауз и перерывов. Взаимопонимание наладится быстрее, если учитель не сидит за столом выражая позицию начальства, а будет находиться рядом, показывая готовность к сотрудничеству.

2. Непременным условием состоявшегося общения является взаимное уважение. Понимание должно предшествовать советам. Если родители настроены агрессивно или пришли с установкой что-то сказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё учитель ответит грубостью, например: «Что вы мне тут доказываете? Я знаю вашего ребёнка как свои пять пальцев» В таком случае можно считать, что общение не состоялось.

3. Понимание должно оканчиваться развивающим советом и готовностью родителей действовать самостоятельно. Чтобы оказать отцу или матери действенную помощь необходимо раскрыть родителю возможности их ребёнка (например: способный мальчишка имеет силу воли, способен проявить характер) и убедить родителей опираться на эти хорошие качества в дальнейшем. Заботливые родители хотят сами попробовать свои педагогические силы, чтобы убедиться, что они могут, а что пока нет, самим найти путь, по которому идти. Пусть не всё сразу получится, но разве может ребёнок научиться ходить, не набив себе шишек. «Развивающий совет» оставляет родителям место для самостоятельной творческой деятельности.

4. Обе стороны должны быть благодарны за общение. Вот формула, которой неплохо бы руководствоваться при общении: «Мы оба и каждый из нас за­интересованы в том, чтобы он вырос, добрым, умным, раскрылись все его способности».

5. Очень важно придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием. 6. В общении необходимо говорить и слушать партнёра. Человек, умеющий слушать, всегда терпелив. В диалоге учитель-родитель недопустимы: резкая ирония, саркастические замечания, придирки к неудачно подобранному слову, общее пренебрежение.

7. Общение без учёта ситуации, настроения партнёра ведёт к душевной глухоте. Не менее важно отражать мысли партнёра по общению (эффект зеркала). Если учитель встречает родителя с улыбкой, родитель отвечает тем же. Если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон. Аналогичной может быть и реакция учителя.

8. Не стоит спорить с родителями, спор может вызвать обиду и отчуждённость. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребёнка прежде, чем поймёт отношение к нему родителя. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать всё возможное для его реализации.

Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей руководством к действию. В нашей школе есть проблема - не всегда высокая посещаемость родительских собраний. Уважаемые родители, пожалуйста, помните: ваша искренняя заинтересованность в ребёнке - это уже половина успеха. Ведь тот, кто информирован, тот вооружён. А педагоги школы ждут вас, чтобы поделиться своими знаниями и опытом. И еще, пожалуй, самое главное - нам всем следует помнить, что главной целью общения является ребёнок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо! А родители обязаны в это поверить!



Невербальное общение

Жест - средство коммуникации. По мнению известных психологов, при разговоре значимость слов составляет 7 %, интонации - 38 %, а на жесты и мимику приходится 55 %.

Действительно. При общении друг с другом (хотим мы этого или не хотим), мы используем мимику и жесты. Чтобы правильно общаться, понимать друг друга при разговоре, надо знать язык жестов. Итак, жест - средство коммуникации. Язык жестов - один из самых древних языков. Особую роль в жесте играет кисть руки. В книге Р. Славского «Искусство пантомимы» написано: «Кисть руки - душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, даёт, берёт, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает. В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест и поза. Установлено, что правая рука делает то, что надо, а левая - то, что хочет. Поэтому, если в разговоре с вами собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему (если он не левша). Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означают разные вещи.

Приглашаются два ученика для выполнения задания.



Выполните задания:

  • Жестами мимикой выразите восхищение

  • Попрощайтесь

  • Покажите согласие, несогласие .

  • Укажите на чью-нибудь глупость

  • Покажите жестом «о'кей»

Чтобы повысить свои коммуникативные способности, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов.

Некоторые виды жестов



  1. Жесты прикосновения: поцелуй, поглаживание, объятие, потирание кончика носа. На выбор этих жестов влияют статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства.

  2. Жесты приветствия, основной из них - рукопожатие. Эти жесты имеют большое значение в деловом общении. Например, рукопожатие чаще используется в общении у немцев и русских; меньше у англичан и американцев.

  3. Жесты паразиты. Их нежелательно использовать при общении. Это: крутить пуговицы, поправлять одежду, вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, указывать пальцем на человека или предмет.

Выводы: Учитесь использовать язык жестов в общении друг с другом! Общайтесь, чтобы это общение приносило радость, спокойствие, уважение.

ПАМЯТКА «ДЕВЯТЬ СПОСОБОВ, КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕ НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И НЕ ВЫЗЫВАЯ НЕГОДОВАНИЯ»

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо.

6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.

7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хо­тите в человеке исправить, выглядел легко исправимым.

9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

1. Никогда не принимайте воспитательных мер в плохом настроении.

2. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, родителя (и объясните это им), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги.

4. Не пропустите момента. когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал.

5. Оценивайте поступок, а не личность.

6. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошности.

7. Дайте понять, что, когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

8. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Любите, цените, берегите своих родителей - их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям - это принесш­им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы, похвала учителя. Старайтесь чтобы они были у вас каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

5. Помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей помните, что они были вами, а вы будете ими».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.

2. Как можно больше времени проводите со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка - это только сблизит вас.

4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали у вас дома - вы должны их хорошо знать. 5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок не будет ничего скрывать.

6. Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями способными понять и сопереживать.

7. Будьте примером для ребёнка: ведь как сейчас вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

8. Помните, что ребёнок - это гость в вашем доме, который со временем поки­нет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего дома.



9. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

i_200