Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проведения Конкурса воспитание у детей и молодежи ценностного отношения... 1 149.16kb.
«Что такое настоящая дружба?» 1 110.11kb.
Цель курса «Трудовое обучение» в начальных классах – воспитание творческой... 1 165.04kb.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относится... 1 28.56kb.
Службы сопровождения замещающих семей на 2013 год с. Беляевка Цель 1 97.92kb.
Урок. Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных Тема урока... 1 81.86kb.
Сформировать задачи курса социально- экономической географии России 1 61.46kb.
Программа специального курса «основы русской словесности» 2 483.08kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине "анатомия и физиология человека" 1 99.25kb.
Конспект занятия по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста... 1 40.91kb.
Цель: Систематизировать знания учащихся об экологических проблемах... 1 96.25kb.
Взаимодействие Кредитно-денежной политики и спада/подъема в модели... 1 145.33kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно - страница №1/2


Министерство образования и науки РФ

МБОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласовано Утверждена приказом на педагогическом Заместитель директора по УВР директора школы совете школы _________ Гололобова И.М. __________ П.Н. Елецкий

Протокол №___ от

2011г. от « » сентября 2011 г. Пр. №____ от ________2011 г.

Рабочая программа учебного предмета



«Окружающий мир»

4 класс, базовый уровень. 2011 – 2012 г.

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Плешакова А. А ., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебника «Окружающий мир» 4 класс (авторы Плешаков А. А., Крючкова Е. А. в 2 ч. и рабочая тетрадь в 2 ч., М.: « Просвещение», 2011г.)

Составитель: учитель начальных классов Сухорукова Татьяна Владимировна



Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год - 2 часа в неделю Практических работ - 27

Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи курса:


  • формирование в сознании ученика ценностно – окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого

  • становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира; развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества

  • формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, откровенности

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира

  • осуществление подготовки к изучению естественно – научных и обществоведческих дисциплин в основной школе

  • создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Курс обеспечен:

  • Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

  • Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

  • Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2009.

  • Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.

  • «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана.

Класс

Количество часов согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

4 класс

68

Программы для начальных классов комплекта «Школа России», М. «Просвещение», 2008г.

Окружающий мир – автор А.А. Плешаков



1.Учебник. А.А.Плешаков «Окружающий мир»,2ч., М. «Просвещение», 2010г.

2. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков. «Окружающий мир», 2ч., М. «Просвещение», 2010г.

3.Проверим себя (тетрадь). А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 2ч., М. «Вита - Пресс», 2010г.


1.Учебник. А.А.Плешаков. «Окружающий мир»,2ч.,М. «Просвещение», 2010г.

2.Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков. «Окружающий мир»,2ч., М. «Просвещение», 2010г.

3.Проверим себя (себя). А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»,2ч., М. «Вита - Пресс», 2010г.

4.Программа. А.А.Плешаков «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2010г.

5.О.И.Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»,М. «Вако», 2008г.



Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема







Вид контроля


Количество часов

Домаш-

нее


задание


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся


Земля и человечество

10 ч

1




Мир глазами астронома.

Что изучает астрономия. Небесные тела : звезды, планеты и спутники планет.


Знать: что изучает астрономия,название нашей планеты, планет Солнечной сис-темы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения чело-века, памятники истории и куль-туры. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.


Фронтальный опрос

1


Прочитать текст, стр 4-8 ответить

на вопросы. Задание в те-традистр8



2




Земля - планета Солнечной системы

Земля - планета Солнечной системы.Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве;

Причины смены дня и ночи и времен года.



Знать: планеты Солнечной сис-темы; Уметь: ра-ботать с готовы-ми моделями (глобусом и кар-той), создавать не-ложные модели;

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 9 -15 ответить на вопр. Задание в тетради стр 15


3




Звёздное небо – великая книга природы.


Практическая работа. «Знакомство с картой звёздного неба».

Уметь: находить созвездия на звездной карте;


Индивидуаль-ные задания

1

Прочитать текст, Стр 16 -21 ответить на вопр. Задание в тетради


4




Мир глазами географа.


Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты.

Практическая работа. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте.




Знать: что изу-чает география;

Уметь: показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.




Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, стр 22 -29 ответить на вопр. Задание в тетради


5




Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Практическая работа. «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».

использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете;

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 30 -34 ответить на вопр. Задание в тетради


6




Мир глазами историка.

Что изучает история. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники.

Знать: что изучает история;

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, с. 35-41 ответить на вопр. Задание в тетради


7




Счет лет в истории. Историческая карта.


Понятия «век», «тысяче-летие», «летоисчесле-ние».Практическая работа. «Знакомство с историческими картами».


Знать: понятия «век», «тысяче-летие», «летоис-чесление».

Индивидуаль-ные задания

1

Прочитать текст, Стр 42 -46 ответить на вопр. Задание в тетради


8




Прошлое и настоящее глазами эколога.

Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества.


Уметь: рассказывать об экологических проблемах.

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 47 -53 ответить на вопр. Задание в тетради 1-3


9




Всемирное наследие. Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие. Сокровища Земли под охраной человечества.


Уметь: работать с дополнитель-ной литературой

Фронтальный опрос

1


Прочитать текст, с. 54 -59 ответить на вопр. Задание в тетради


10





Международная Красная книга. Охраняемые растения Тульской области

Международная Красная книга. Охраняемые растения Тульской области


Знать: понятия «Международ-ная Красная книга», «Крас-ная книга России.

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 60- 62 ответить на вопр. Задание в тетради





Природа России 10 ч


11




Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы России

Практическая работа «Поиск и показ на физи-ческой карте изучаемых географических объектов.»

Знать: понятия «равнины», «горы», виды водоемов, общие условия необхо-димые для жизни живых организ-мов.

Уметь: показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить приме-ры представите-лей разных групп растений и живот-ных; раскрывать особенности из внешнего вида и жизни.

Понимать: основные правила поведения в окружающей среде.

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 64-71 ответить на вопр. Задание в тетради


12




Моря, озёра и реки нашей страны.


Практическая работа. Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

Индивидуаль-ные занятия

1

Прочитать текст, Стр 72- 77 ответить на вопр. Задание в тетрадистр 22-24


13




Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь.Практическая работа. Поиск и показ зоны арктических пустынь на ка-рте природ-ных зон Рос-сии. Рассмат-риваниегер-барных экзе-мпляров рас-тений зоны арктических пустынь, выя-вление приз-наков их прис-пособленности к условиям жизни.

Особенности природы зоны арктических пустынь. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.


Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 78-86 ответить на вопр. Задание в тетради


14




Зона тундры.

Практическая работа. Поиск и показ зоны тунд-ры на карте при-родных зон Рос-сии. Рассматри-вание гербарных экземпляров растений зоны тундры, выявле-ние признаков их приспоблен-ности к услови-ям жизни.



Особенности природы зоны тундры

Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.




Индивидуальные занятия

1

Прочитать текст, Стр 87- 97 ответить на вопр. Задание в тетрадистр 27-30


Знать:

особенности зоны тундры



15




Леса России.

Практическая работа. Поиск и показ зоны ле-сов на карте природных зон России. Рассмат-риваниегербар-ныхэкземпля-ров растений зоны лесов, выявление признаков их приспособлен-ности к условиям жизни.



Особенности природы зоны лесов

Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.




Знать:

особенности лесной зоны.




тест

1

Прочитать текст, Стр 98- 105 ответить на вопр. Задание в тетради


16




Лес и человек.

Лес и человек.

ОБЖ Основные понятия «Здоровье» и «здоровый образ жизни».


Уметь:

рассказывать об экологических проблемах леса



Индивидуальные занятия

1

Прочитать текст, Стр 106- 112 ответить на вопр. Задание в тетради


17




Зона степей. Практическая работа. Поиск и показ зоны степей на карте природных зон России. Рас-сматривание гербарных экземпляров растений зоны степей, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жизни.

Особенности природы зоны степей.

Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.




Знать:

особенности зоны степей



Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 114- 122 ответить на вопр. Задание в тетради


18




Зона пустынь.

Практическая работа. Поиск и показ полупус-тынь и пустынь на карте природ ных зон России. Рассматривание гербарных эк-земпляров рас-тений зон полу-пустынь и пус-тынь, выявле-ние признаков их приспособ-ленности к условиям жизни.



Особенности природы зоны пустынь.

Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.




Знать:

особенности зоны пустынь



Тест

1

Прочитать текст, Стр 122- 131 ответить на вопр. Задание в тетради


19




У Черного моря.Практическая работа. Поиск и показ Черномор скогопобере-жья Кавказа на карте природ-ных зон России. Рассматривание гербарных экземпляров растений зоны Черноморского побережья Кавказа, выявление признаков ихихприспособлен-ности к условиям жизни.

У Черного моря. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.


Знать:

особенности тропи- ческой зоны



Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 132- 140 ответить на вопр. Задание в тетради


20




Представление об экологичес-ких равновесиях и необходимос-ти его учета в процессе хозяй-ственной деятельности людей

ОБЖ

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.



Знать:

понятие «экологическое равновесие»



Тест

1




Родной край – часть большой страны (14 ч.)

21




Наш край.Практическая работа. Знакомство с политико-административ-ной картой России и картой своего края.


Определение положения Тульской области на физической карте России, знакомство с картой Чернского края.


Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных бо-гатствах

Фронтальный

опрос



1

Прочитать текст, Стр 144- 146 ответить на вопр. Задание в тетради





22




Поверхность нашего края.

Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Охрана земной поверхности Тульской области и Чернского район.

Мини- сочинение

1

Прочитать текст, Стр 147- 153 ответить на вопр. Задание в тетради


23




Водоемы нашего края.

Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Водоемы Тульской области и Чернского района




Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 154- 158 ответить на вопр. Задание в тетради


24




Наши подзем-ные богатства. Практическая работа. Рассматривание образцов полез-ных ископаемых своего края, оп-ределение их свойств.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Охрана недр Тульской области и Чернского района


Уметь: работать с коллекционным материалом

Практическая работа

1

Прочитать текст, Стр 159- 170 ответить на вопр. Задание в тетради


25




Земля – кормилица.

Знакомство с почвами родного края. Охрана почв в нашем крае. Почвы Тульской области и Чернского района


Знать: виды почв

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 171- 175 ответить на вопр. Задание в тетради


26




Жизнь леса.Практическая работа. Рассматривание гербарных эк-земпляров рас-тений смешан-ного леса, их распознавание с помощью атла-са–определит.

Разнообразие растений и животных леса. Экологические связи леса. Охрана леса


Знать: ярусы леса

Тест

1

Прочитать текст, Стр 175- 182 ответить на вопр. Задание в тетради


27




Растения и животные леса(экскурсия).


Знакомство с растениями и животными леса Тульской области и Чернского района их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.


Знать: основных представителей рас тительного и живот ного мира родного края

Мини- сочинение

1

Прочитать текст стр 175-

182


28




Жизнь луга. Практическая работа. Рассматривание гербарных экземпляров растений луга.

Разнообразие растений и животных луга. Экологические связи леса. Охрана луга


Знать: особенности луга как природного сообщества.

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 182-190 ответить на вопр. Задание в тетради


29




Растения и животные луга (экскурсия).


Знакомство с растениями и животными луга Тульской области и Чернского района

их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.



ОБЖ Безопасное поведение на природе.


Знать: основных представителей рас тительного и живот ного мира луга

Практическая работа

1




30




Жизнь пресного водоема. Практическая работа.

Рассматривание гербарных рас-тений пресного водоема, их ра-спознавание с помощью атласа.



Разнообразие растений и животных пресного водоема. Экологичес кие связи леса. Охрана пресного водоема.


Уметь: рассказывать о жи-вотном и расти-тельном мире пресных водоемов

Индивидуальные задания

1

Прочитать текст, Стр 191-200 ответить на вопр. Задание в тетради


31




Растения и жи-вотные пресно-го водоёма (экскурсия).

Знакомство с растениями и животными пресного водоёма Тульской области и Чернского района их распоз-навание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

ОБЖ Безопасное поведение на воде.


Знать: основных представителей животного и растительного мира пресного водоема

Практическая работа

1




32




Растениеводство

Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений.

Знакомство с культурными растениями своего края. Отрасли растениеводства, развитые в Чернском крае.



Знать: отрасли растениеводства;

Уметь: работать с гербарием;



Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 201-207 ответить на вопр. Задание в тетради


33




Незаметные защитники урожая.

Представление о биологической защите урожая. Незаметные защитники урожая. Значение для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.


Уметь: работать с дополнительной литературой

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 208-213 ответить на вопр. Задание в тетради


34




Животноводство

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитые в Чернском крае.


Знать: отрасли животноводства

Индивидуальные задания

1

Прочитать текст, Стр 214-222 ответить на вопр. Задание в тетради


Страницы всемирной истории (5ч).

2 часть.


35




Начало истории человечества


Первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская


Знать историю Древнего Егип-та, Греции, Ри-ма, Средневе-ковья; выдаю-щихся людей, патриотов того времени; их изо-бретения, геог-рафические открытия.

Уметь описывать отдельные (изученные) собы-тия из истории Нового времени; ииспользоватьполученныезна-ниядляудовлет-воренияпознава-тельных интересов.

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 4-7 ответить на вопр. Задание в тетради


36




Мир древности: далекий и близкий.


Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.


Индивидуальные задания

1

Прочитать текст, Стр 8-14 ответить на вопр. Задание в тетради


37




Средние века время рыцарей и замков

О чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина


Знать: отличительные черты эпохи средневековья

Индивидуальные задания

1

Прочитать текст, Стр 15-21 ответить на вопр. Задание в тетради


38




Новое время: встреча Европы и Америки.

Новое время; достижения науки и техники, объединив-шие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.


Знать: знаменитых людей Нового времени, их изобретения

Фронтальный опрос

1

Прочитать текст, Стр 22-27 ответить на вопр. Задание в тетради


39




Новейшее время.

Новейшее время: история продолжается сегодня. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.


Знать: знаменитых людей 20 века, их открытия

Тест

1

Прочитать текст, Стр 28-32 ответить на вопр. Задание в тетради


следующая страница >>