Бюджет и бюджетная система - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Годовой бюджет учреждения 6847,1 тыс руб 1 65.83kb.
Урок по информатике: «Семейный бюджет Мухи Цокотухи» 1 45.01kb.
Система государственного 1 462.96kb.
Сычёва Анастасия Александровна Корпоративная информационная система... 1 133.81kb.
Т. А. Филиппова 1 25.91kb.
Система спутниковой навигации gps 1 13.69kb.
Система физкультурно-оздоровительной деятельности в доу. Система... 1 118.97kb.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по курсу 1 55.28kb.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей... 1 262.93kb.
Положение об оплате вступительных, членских, целевых взносов и членских... 1 26.48kb.
Система. Основные понятия и определения: элемент, система, структура... 1 15.56kb.
Литература XIX века Тематическое планирование. 10 класс Тема Часы... 1 92.94kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Бюджет и бюджетная система - страница №1/1

Бюджет и бюджетная система.
1. Значение и сущность гос. Финансов. бюджетная система как элемент финансовой системы.

Финансы – экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Государственные финансы – экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных фондов государства.

Государственные финансы можно понимать как экономическую основу, на которой держится вся система государственного участия в финансовой сфере страны.

Государственные финансы включают в себя:


  1. Государственный бюджет

  2. государственный кредит

  3. государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная система полностью входи в понятие финансовой системы. В зависимости от вида финансовой системы государственные финансы могут играть как первостепенную, так подчиненную роль в финансовой системе.

Можно сказать, что в РФ именно государственные финансы и бюджетная система соответственно играют важнейшую роль в финансовой системе.


Понятие государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.
Существует множество определений бюджета, а в бюджетном кодексе в ст. 6 дано след. определение:

Бюджет – форма образования и расходования фондов денежных средств предназначенных для финансирования задач и функций государства и органов местного самоуправления. В материальном понимании государственный бюджет – централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный бюджет можно понимать как основа финансового государства. Роль государственного бюджета состоит в том, что он дает органам власти финансовые ресурсы для решения общегосударственных задач и выполнения возложенных на них функций. Бюджет оказывает регулирующее влияние на различные макроэкономические показатели. Бюджет определяют следующие параметры:

- уровень государственных расходов

- уровень инфляции

- параметры экспорта и импорта

- уровень занятости

- уровень жизни населения

Бюджет является важнейшим регулятором макроэкономических ресурсов.


Бюджетное устройство и правовая инфраструктура бюджетная система.
Бюджетное устройство любой страны определяется формой ее государственного устройства.

В РФ федеративная форма, соответственно существует 3 уровня:

- федеральный

- региональный

- местный

В унитарных государствах существует только государственный бюджет и местные бюджеты, а бюджетов уровня субъектов федер.



В РФ бюджет построен на следующих принципах:

1. принцип единства бюджетной системы: означает, что существует единая правовая инфраструктура, единая форма бюджетных документов и т.д.

2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. принцип самостоятельности бюджетов. Т.е. бюджеты обособлены. В РФ правов. Инфраструктура бюджетной системы составляют: конституция РФ, бюджетный кодекс налоговый кодекс, федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов федерации о бюджетах регионального уровня и т.д.


Бюджетная система РФ. Базовые уровни ее организации и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ – это основн. На экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируется номами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.

Существуют 3 уровня бюджетной системы:



  1. федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды.

  2. бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.

  3. включает в себя местные бюджеты: бюджеты муниципальных образований, а также городских и сельских поселений.

Основные принципы построения бюджетной системы:



  1. сбалансированность бюджетов т.е. доходы=расходам

  2. эффективности и экономности использования бюджетных средств.

  3. принцип гласности (обязательно публикуются)

  4. достоверности (при разработке бюджетов должны использоваться реальные прогнозы соц. Экономического развития, обоснованные параметры доходов и расходов.)

Методы формирования бюджетов. Внутренние финансовые потоки в бюджетной системе.


Существуют следующие основные методы формирования бюджета:

  1. метод экономического анализа – смысл в том что на основе анализа выполнению предшествующего бюджета путем уточнений формируется новый бюджет.

  2. нормативный - смысл в том, что на основе заранее установленных нормативов определяются параметры расходов по отдельным статьям и рассчитывается необходимые им доходы.

В бюджетной системе России существует следующие внутренние финансовые потоки:

1. дотация

2. субсидия

3. субвенция
Дотация – бюджетные средства передаваемые бюджетам другого уровня или юридическому лицу, на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субсидия – бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на осуществление долевого финансирования целевых расходов, также предоставление безвозмездно и безвозвратно.

Субвенция – бюджету другого уровня или юридическому лицу на условиях долевого финансирования определенных программ, проектов, расходов. Предоставляется безвозмездно, но если проект не реализован, деньги должны быть возвращены.
Проблемы и современные тенденции развития бюджетной системы РФ.


  1. В последние годы существует огромный профицит федерального бюджета.

  2. Как правило региональные местные бюджеты дефицитны.

  3. существует (хотя на значит) госуд. Долг.

  4. государственные внебюджетные фонды имеют существенные дефициты.

  5. Бюджетная система с большими трудностями перераспределяют ресурсы сферы производства в социальную.


Тенденции:

- размер консолидированного бюджета из года в год увеличивается

- гос долг сокращается

- к 2010г. Планируется сбалансировать федеральный бюджет.

- налоги и доходы от внешней торговли сырьем и природными ресурсами являются основными доходными источниками бюджета.
Бюджетная политика.

Это определение и реализация целей и задач государства в области формирования бюджетов. Бюджетная политика ставит перед собой цель обеспечить поступательное развитие экономики и общества в целом за счет эффективного использования бюджетных средств.

Цели и задачи бюджетной политики формулируют президент в ежегодном послании федеральному собранию
Инструменты бюджетной политики:


  1. налоги

  2. государственные закупки

  3. государств. Займы

  4. госуд. Расходы на соц.. сферу

  5. трансферты и др.


Бюджетное планирование. Понятие и задачи бюджетного процесса.
Бюджетное планирование процесс включающий в себя обоснование и прогнозирование объемов доходов и расходов бюджетов, которых будут получены или осуществлены в следующем бюджетном периоде.

В процессе бюджетного планирования распределяются доходы между бюджетами всех уровней, а также устанавливаются параметры и направления раходов.

Бюджетное планирование реализуется в бюджетном процессе. Бюджетный процесс – регламентированные законами, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс ставит перед собой следующие задачи:



  1. В установленный законом срок осуществить все этапы бюджетного процесса.

  2. Обеспечить реальность доходов и расходов бюджета

  3. Согласовать бюджетную политику с общей финансовой политикой государства.


Бюджетный процесс, его этапы, участники и сроки.

Бюджетный процесс реализуется по следующим этапам:

  1. составление проекта бюджета

  2. рассмотрение проекта бюджета

  3. утверждение бюджета, как правило в нескольких чтениях (например: в 1-м чтении утверждаются параметры доходов и расходов, во 2-м чтении распределяются бюджетные средства по основным направлениям «разделам», в 3-м чтении распределяются средства по статьям разделов, в 4м чтении вносятся поправки и утверждается проект закона о бюджете.)

  4. Проект бюджета утверждается советом федерации и подписывается президентом.

  5. реализации бюджета в течении финансового года

  6. составление отчета об исполнении бюджета и утверждении этого отчета.

Сроки всех этапов установлены бюджетным законодательством и не должны нарушаться.

Участники бюджетного процесса являются:

  1. Органы законодательной и исполнительной власти всех уровней

  2. Финансовые органы и органы денежно-кредитного регулирования

  3. распорядители и получатели бюджетных средств.


Доходы бюджетов.

  1. Бюджетная классификация и ее элементы.

Бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источником финансирования дефицита бюджета.

Назначение бюджетной классификации в том, что она позволяет планировать и учитывать доход и расходы бюджетов.


Элементы бюджетов классифицируются:

  1. классификация доходов бюджетов РФ

  2. экономическая классификация расходов бюджета

  3. ведомственная классификация расходов бюджетов

  4. классификация внутреннего и внешнего долга РФ.

  5. классификация источников финансирования дефицитов бюджета РФ.


Классификация и структура доходов бюджета.
Государственные доходы можно понимать как часть национального дохода, закрепленная в собственном государстве в соответствии с бюджетным законодательством.

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней в бюджетной системе России. В составе бюджетных доходов выделяют след. группы:



  1. Налоговые доходы (т.е. все поступления от налогов и сборов)

  2. неналоговые доходы (доходы от использования государственного имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, платежи в виде штрафов или конфискация, поступления заемных средств, а также от выпуска ценных бумаг. )

  3. Безвозмездное перечисление (дотации, субсидии, субвенции, а также добровольное пожертвование)

  4. Доходы целевых бюджетных фондов.


Общая характеристика налоговых доходов бюджетов.

Это все поступления в бюджеты от действующих налогов и сборов.

Налоговые доходы отличаются малой изменяемостью во времени позволяют государству перераспределят часть национального дохода принудительно.

Налоговые доходы могут быть 2-х видов:



  1. собственные (законодательно закрепленные за соответствующим бюджетом)

  2. регулирующие (доходы в виде отчислений от налогов вышестоящего уровня. В настоящее время в России существует федеральный, региональный и местный налоги.)


Сбалансированность бюджета, дефицит, профицит и секвестр расходов.
В процессе составления бюджета идеальными является – если доходы=расходам.

Т.е бюджет сбалансирован. Чаще всего дефицит или профицит. Секвест расходов - пропорциональное сокращение расходов бюджета, которое применяется в том случае, если дефицит планируется на уровне выше, чем предельно-допустимый.


Федеральный бюджет. Современные параметры.

Федеральный бюджет на 2008г. Рассчитан исходя из след. параметров:



  1. Доходы всего 6 трлн. 645 млрд. руб. это около 19% ВВП.

  2. Расход всего 6 трлн. 570 млрд. руб.

Планируется что, в 2008г. Уровень инфляции будет 6-7%.

На 2009г. Доходы планируются 7 трлн. 465 млрд. руб.

Расход на 2009г. 7 трлн. 451 млрд. руб.

На 2010г. Планируется равенство доходов и расходов на уровне 8 трлн. 090 млрд. руб.

Планируется, что в 2008г. В структуре доходов наибольший удельный вес будут иметь следующие налоги:


  1. НДС – 34% всех доходов.

  2. НДПИ – (налоги на добычу полезных ископаемых) – 13%.

  3. налог на прибыль организаций – 8% от всех доходов.

Бюджет не корректируется на величину инфляции.

В 2008г. Верхний предел гос. Долга составит 2 трлн. 950 млрд. руб.


Дефицит бюджета. Понятие, классификация, источники финансирования.

Дефицит – превышение расходов над доходами. Дефицит бюджета можно классифицировать по различным основаниям.

1. по причинам возникновения

- системный (общий кризис в экономике)

- текущий (вызванный временны несоответствием доходов и расходов)

2. по размерам

- незначительный дефицит, т.е. такого уровня, что вводится секвестр расходов

- незначительный дефицит, те. На таком уровне, что финансируется за счет других источников.


В соответствии с бюджетным кодексом в случае принятия бюджета с дефицитом обязательно должны быть учтены источники его финансирования.

Для федерального бюджета РФ источники финансирования могут быть след.:



  1. Внутренние источники

- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в рублях.

- гос. Займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ

- поступления от продажи имущества находящегося в собственности РФ.

2. Внешние источники финансирования:

- государственные займы в иностранной валюте осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также международных финансовых организаций, полученных РФ в иностранной валюте.

Для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов существует только внутренний источник покрытия дефицита бюджета.
Сущность, функции и формы государственного кредита.

Государственный кредит предоставляет собой экономические отношения между кредитором и заемщиком в которых государство выступает в качестве кредитора гаранта или заемщика. Государственный кредит в отличае от банковского направлен не на извлечение прибыли, а на регулирование государственных финансов. Государственный кредит выполняет две функции:

- фискальная, те. Происходит формирование централизованных денежных фондов, для покрытия дефицита бюджета.

- регулирующая функция означает, что государственный кредит воздействует на денежное обращение, уровень ссудного %, уровень инфляции и в конечном счете на темпы экономического роста.



Государственный кредит может быть в след. формах:

  1. Прямое государственное взаимодействие, т.е. займы без выпуска ценных бумаг.

  2. займы через выпуск долговых ценных бумаг от имени государства, субъектов РФ или муниципальных образований.

  3. Предоставление государственных гарантий.

Государственный долг сущность и классификация

Гос. долг предоставляет собой долговые обязательства государства возникшие как в результате заимствования, так и в результате переоформление долга третьих лиц в долг государства.

Например:

По организациям по долгам которые государство выступило в качестве гаранта.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем имуществом принадлежащим субъекту РФ. Долг муниципального образования обеспечивается всем имуществом принадлежащим РФ,

Долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, принадлежащим субъекту РФ.

Долг муниципального образования обеспечивается имуществом муниципального образования.

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга, если это не оговорено особо.



Классификация гос. долга.

  1. по уровню власти:

- долг РФ

- долг субъектов РФ

- долг муниципальных образований

2. по валюте займа:

-внешний (в иностранной валюте)

- внутренний (в рублях)

3. по срокам погашения

- капитальный

- текущий, который планируется погасить в текущем финансовом году.
Внутренний и внешний долг РФ, его параметры и современная политика в области внутреннего и внешнего заимствований.

По состоянию на 01.07.08 государственный внешний долг РФ в млрд долл. Всего 41$ млрд.



    1. из них задолженность перед международными финансовыми организациями 4.7 млрд. долл.

    2. предоставление гарантий 0.6 млрд. долл.

    3. задолженность по евро облигациям остальное.

В настоящее время внешний долг резко сокращается и новых внешних заимствований не проводится.

Внутренний долг по состоянию на 01.01.08 – 1 трлн. 249 млрд. руб.

За последние 3 года он увеличился вдвое. Современная политика в области заимствования направлена на снижение долги государственного внешнего долга и увеличение доли государственного внутреннего долга.
Структура внутреннего долга.

- облигации федерального займа

- облигации среднесрочные

- облигации эмитированные в 1992 году.

В январе 2008г. РФ разместила государственных облигации на 20 млрд. рубл.

Региональные и местные бюджеты

1. Предназначение и специфика региональных бюджетов. Консолидированный бюджет РФ.

Региональный бюджет, т.е. бюджеты субъектов РФ предназначены, для финансирования задач и функций органов власти субъектов РФ, их специфика состоит в том, что они ограничены в доходных поступлениях от налогов, поскольку самостоятельно устанавливать налоги они не могут через региональные бюджеты реализуется соц. Политика, поэтому они вправе получать дотации из федерального бюджета в соответствии с методикой финансовой поддержки субъектов РФ.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующих территорий.


  1. Федеральный бюджет 50%

  2. Бюджет субъектов РФ 25%

  3. местные бюджеты 25%

Консолидированный бюджет субъектов РФ – это

- бюджет субъектов Рф

- местный бюджет


Консолидированный местный бюджет

- бюджет местный

- бюджет городских и сельских поселений

- муниципальное образование


Бюджеты субъектов РФ их доходы и расходы.

Каждый бюджет на уровне субъекта РФ формируется за счет следующих источников.



  1. Доходы от налога на имущество организации.

  2. Доходы от транспортного налога

  3. доходы от налога на игорный бизнес.

  4. доходы от федеральных налогов зачисляемые в бюджет РФ.

  5. Дотации, субсидии и субвенции из Федерального бюджета.

  6. Доходы от использования имущества принадлежащему субъекту РФ,


Основные исправления расходов бюджетов РФ

  1. Финансирование органов власти субъекта РФ.

  2. Обслуживание и погашение долга субъекта Р

  3. Финансирование организаций находящихся в ведении субъекта РФ.

  4. Реализация региональных целевых программ.

  5. Оказание финансовой помощи местным бюджетам и др.


Местные бюджеты их доходы и расходы

В РФ каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Доходы формируются из:

- доходы от налога на имущество физ. Лиц.

- доходы от земельного налога

- доходы от федерального и регионального налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет.

- дотация, субсидии и субвенции из федерального, регионального бюджета.

- доходы от исполнения имущества принадлежащего муницип. образованию.


Расходы местных бюджетов.


  1. Содержание органов власти муниципального образования

  2. Финансирование учреждений и организаций, находящихся в ведении муниципального образования.

  3. содержание органов охраны общественного порядка.

  4. строительство дорог местного значения

  5. обслуживание и погашение муниципального долга.


Распределение и перераспределение функций и расходов по уровню бюджетной системы. Самостоятельность бюджетов.

В соответствии с бюджетным кодексом одним из принципов построения бюджетной системы является самостоятельность бюджетов, означает, что все бюджеты формируются обособленно друг от друга. В РФ различные бюджеты имеют собственные источники доходов, а также самостоятельно в пределах закона могут определять направление, объемы расходов. Это не означает, что между бюджетами нет перераспределительных отношений. В соответствии с бюджетным кодексом некоторые функции и расходы могут быть перераспределены из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в соответствии с бюджетным кодексом функции и расходы могут быть переданы бюджету другого уровня только в том случае, если законодательно определены источники их финансирования.


Например:

Проведение каких либо социально-культурных мероприятий может быть передано с уровня субъекта РФ на местный уровень и в бюджете субъекта РФ может быть предусмотрена статья «субвенция местному бюджету» на проведение соц.-культурных мероприятий.


Межбюджетные отношения

МБО – представляют собой организация экономических отношений между центральными региональными и местными органами власти по формированию и исполнению бюджета.

МБО основываются на бюджетном федерализме (бюдж. федеральн. разграничение полномочий власти при формировании и исполнении бюджетов.).

В РФ реализуется принцип бюджетного выравнивания, те. уровень минимализации бюджетной обеспеченности гарантируется в каждом субъекте РФ и каждому муницип. образованию.


Бюджетное регулирование. Понятие и методы.

Бюджетное регулирование система перераспределения денежных средств предусматривающая передачу часть денежных средств в нижестоящие бюджеты для увеличение их доходов осуществляется следующими методами.

1. установление собственных и регулирующих налоговых доходов. Собственные налоговые доходы – те которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетом.

Регулирующие: доходы от налогов вышестоящего уровня поступающие в форме отчислений в бюджеты низшего уровня.

2. Дотации из фондов финансовой поддержки муниципальных образований, которые формируются в бюджете финансовой поддержки субъектов РФ, который формируется в федеральном бюджете.

3. предоставление субсидий и субвенций.


Государственные, бюджетные и внебюджетные фонды.

1. сущность и социально-экономическое значение государственных внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд, фонд денежных средств, формируемый вне федерального бюджета и вне бюджетов субъектов РФ, который предназначен для финансирования основных социальных потребностей населения. Значение бюджетных фондов в том, что они позволяют более эффективно перераспределять денежные средства в социальной сфере. Каждый из фондов имеет собственный бюджет: пенсионный фонд, фонд соц. Страхования, фонд медицинского обязательного страхования.


Внебюджетные фонды. Классификация, уровни и задачи формирования.

В России внебюджетные фонды классифицируются по отраслевому признаку, т.е. отрасли медицинского обеспечения, социальное страхование, пенсионное и тд. Государственные внебюджетные фонды формируются на 2-х уровня: на уровне РФ и на уровне субъектов РФ.

1. пенсионный фонд – предназначен для выплаты пенсии гражданам РФ в соответствии с Российским законодательством. В 2007 г. Его доходы 1 трлн 782 руб., расходы 1 трлн 914 млрд.руб.

2. фонд социального страхования – предназначен для выплаты пособий при наступлении нетрудоспособности, оплаты санаторного лечения. В 2007г. Доходы 283 млрд. руб. расходы 306 млрд. руб.

3.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования затрат на след. обслуживание населения. В 2007г. Доходы 154 млрд. руб, расходы 172 млрд. руб.
Расходование средств внебюджетных фондов допускаются только на цели в соответствии с которыми создан тот или иной фонд. Каждый фонд имеет закрепленные источники доходов.
Стабилизационный фонд.

Стаб. Фонд – государственный бюджетный фонд который формируется в рамках федерального бюджета, за счет дополнительных доходов, которые образуются при превышении, цены на нефть над уровнем 27$ за 1 баррель. На начало 2008г. 4.2 трлн. Руб.



Резервный фонд формируется для финансирования дефицита бюджета. После 200г. Его размер 3.5трлн. руб. Фонд национального благосостояния на 1 сентября 784 млрд. руб он предназначен для покрытия дефицита пенсионного фонда. «управляет» средствами стаб. фонда Минфин.