“анализаторы” - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
“анализаторы” - страница №1/1

ТЕМА: “АНАЛИЗАТОРЫ”

ТИП УРОКА - ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЦЕЛЬ: ПОВТОРИТЬ, ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ: “АНАЛИЗАТОРЫ”

ЗАДАЧИ:

1. Обобщить знания о строении, функциях анализаторов, их взаимодействии и роли в жизни человека.

2. Развивать умения сотрудничества, умения выступать, высказывать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать, слушать товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: портрет И. П. Павлова, модели глаза, уха, таблицы “Анализаторы”, картинки с изображением людей разных профессий, фитобар (витаминный чай из разных лекарственных растений), комнатные растения - герань, лимон и их листья, пихтовое масло, приправы (корица, душистый горошек, лавровый лист, ваниль, гвоздика и др.)

ВСТУПЛЕНИЕ

Здравствуйте, дорогие ребята! В начале нашего урока, я хочу пригласить вас на природу. (На экране телевизора кадры фильма о природе Кольского Севера)

Посмотрите, как прекрасно все то, что нас с вами окружает. Мир наполнен яркими красками, звуками, ароматами. Мы слышим шелест листвы, шум водопада, видим ярких бабочек, порхающих на лугу, приближаясь к цветку, мы ощущаем его аромат и даже вода из родника кажется нам вкусной, она освежает, ободряет нас, придает силы. Но таким прекрасным мир кажется далеко не всем. Достаточно закрыть глаза или уши, чтобы убедится в этом, чего мы сразу же лишаемся. Поэтому сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о строении, функциях анализаторов, их взаимодействии и роли в жизни человека.

Урок наш будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу жюри зарегистрировать название каждой из трех команд.

Актуализация знаний.

1.Что такое анализатор?

2. Какие виды анализаторов вам известны?

3. Кто изучил строение анализаторов?

4. В чем сходство всех анализаторов? В чем отличие?

Действительно, анализаторы специфичны, т. е. отвечают только лишь на определенный раздражитель, но все-таки часть информации мы можем получить как благодаря одному, так и благодаря другому анализатору. Какую же информацию мы получаем через органы чувств? (4 мин)

КОНКУРС №1 ЕСЛИ ЗНАТЬ О ПРЕДМЕТЕ Я БОЛЬШЕ ХОЧУ,

Я ВСЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ ТОТ ЧАС ПОДКЛЮЧУ.



Команды получают карточку, где перечислены признаки и свойства предмета. Необходимо выяснить, что из перечисленного различают все известные им анализаторы

КАРТОЧКА №1

АНАЛИЗАТОРЫ



Прочтите перечень свойств и признаков предмета:

1. Масса 8. Особенности поверхности

2. Размеры 9. Расположение тела человека в прстранстве

3. Температура 10. Расстояние до предмета

4. Форма 11. Прочность, хрупкость

5. Окраска 12. Характер звука

6. Запах 13. Вкусовые качества

7. Объем


Что из перечисленного различает:

А. Зрительный Д. Вкусовой

Б. Слуховой Е. Обонятельный

В. Мышечный Ж. Вестибулярный аппарат

Г. Кожный





Пока жюри обрабатывает результаты теста, учитель задает вопросы классу:

1. Через какие анализаторы поступает и обрабатывается наибольший объем информации?

2. Какие из анализаторов взаимодействуют?

Этот конкурс был для вас разминочным, а теперь я усложняю задачу. Вам представлен объект (цветущее растение - 1 команда, яблоко - 2 команда, часы - 3 команда). Постарайтесь, используя свои знание об органах чувств, предоставить нам как можно больше информации о данном объекте. Какие же ощущения у вас возникают, когда вы его изучаете? (3 мин)

КОНКУРС №2 Я СТОЛЬКО ОЩУТИТЬ СМОГУ,

ЧТО СЛОВ НЕ ХВАТИТ РАССКАЗАТЬ



По истечении времени 1 из учащихся предоставляет результаты работы команды, доказывая, как много информации можно получить через органы чувств о каждом объекте.

Вывод: благодаря анализаторам возникает целая гамма чувств, целостный образ предмета создается благодаря взаимодействию анализаторов.

Каждый из анализаторов несет свою функцию и очень важен для человека, но для людей определенных профессий необходимо, прежде всего, лучшее развитие одного или двух из них. Назовите мне профессии, где для человека очень важен слух (музыканты, певцы, танцоры, врачи, учителя), зрение (водители, программисты, конструкторы), вестибулярный аппарат (космонавты, летчики, моряки, гимнасты),

кожный (портной, столяр), вкус (кулинары, дегустаторы), обоняние (дегустаторы, парфюмеры).

Вот сейчас я вам и предлагаю побывать в роли дегустаторов и парфюмеров.

КОНКУРС №3 “ФИТОБАР”

На столах перед учащимися подносы. На них в чайниках витаминный чай из различных лекарственных трав, стаканы.

В течение 5 минут вам предстоит, используя органы обоняния и вкуса, определить, в каком чайнике, какой заварен чай и рассказать нам, чем он полезен.

- Противопростудные малиновый и морошковый чаи

- Успокаивающие мятный и мелиссовый чаи

- Противовоспалительные ромашковый и мать-и-мачеховый чаи

- Витаминные лимонный и шиповниковый чай

Выступление учащихся по результатам конкурса и подведение итогов трех конкурсов жюри

Все чаи, представленные в фитобаре, очень полезны для нашего с вами здоровья, так как, прежде всего, повышают наш иммунитет, укрепляют нашу нервную систему, оберегая от стрессов. Поэтому, чай вы витаминный пейте, здоровье укрепляйте, не болейте.

Как я вижу, вам понравилось быть в роли дегустаторов, поэтому предлагаю продолжить и проверить развитие вашего органа обоняния.

КОНКУРС №4 ОБОНЯНИЕ ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СОБАКИ,

ОНО И НАМ ПОМОЖЕТ РАСПОЗНАТЬ ВСЕ ЗАПАХИ

Одному из игроков команды предлагается с закрытыми глазами определить по запаху приправы, листья комнатных растений, лекарственных растений

- листья герани, корица, пихтовое масло

- листья лимона, ваниль, гвоздика

- шкурка апельсина, укроп, листья мяты

Профессионализм кулинара, парфюмера, дегустатора напрямую зависит от таких органов чувств, как обоняние и вкус, но независимо от того, кем вы будете в будущем, вы должны уже сейчас прекрасно понимать, какую важную роль играют все органы чувств в нашей жизни и, следовательно, их нужно беречь.

В связи с этим давайте вспомним основные правила гигиены органов чувств.

Что является опасным для органов чувств и как этого избежать?

Учащиеся называют основные правила гигиены органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

- Оберегать глаза от травм. При травме обращаться за помощью к врачу-специалисту.

- Укреплять иммунитет, препятствуя развитию оттита.

- Избегать громких и резких звуков.

- Соблюдать правила техники безопасности на уроках химии, биологии, при работе с различными нагревательными приборами.

- Чаще бывать на природе, так как органы чувств в естественных природных условиях отдыхают.



В конце урока давайте еще раз перенесемся на природу, дадим нашим органам чувств понаслаждаться естественными красками, звуками, запахами (перед учащимися снова предстают картины прекрасной природы Заполярья).

В конце урока подводятся итоги игры, награждается команда- победитель.

-