Аналитический отчет - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Аналитический отчет - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о деятельности педагога-психолога Рябцевой А.С.

за I полугодие 2013-2014 учебного года
В соответствии с годовым планом работы педагога-психолога на 2013 – 2014 учебный год работа велась по следующим направлениям:


  1. Диагностика;

  2. Коррекция и развитие;

  3. Консультирование;

  4. Профилактика и просвещение;

  5. Экспертная деятельность.

В рамках диагностического направления деятельности была осуществлена стартовая диагностика учащихся 1–х (готовность к обучению, адаптация, развитие УУД) и 2-х классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Также осуществлена диагностика 5-х классов.

Важным компонентом обучения ребенка в школе является его готовность к обучению. Готовность к обучению подразумевает несколько основных слагаемых:

- физическая готовность, т.е. определенное  физическое развитие, уровень здоровья;

- психологическая готовность;

- интеллектуальная готовность;

- социальная готовность.

- педагогическая готовность (умение читать, считать, писать).

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

С целью изучения психологической готовности ребенка к школьному обучению было организовано и проведено групповое диагностическое обследование, в котором приняли 100 % учащихся 1-х классов – 56 человек. 96 % учащихся имеют оптимальный уровень интеллектуального развития для обучения в 1 классе. Два ребенка имеют низкий уровень готовности к обучению. С данными детьми в течение первого полугодия проводились индивидуальные занятия. Также в ходе данного диагностического обследования выявлено, что в среднем 16 % учащихся 1-х классов (9 человек) испытывают трудности в усвоении фронтальной инструкции (общие указания для класса), нуждаются в дополнительном повторении, контроля правильности выполнения того или иного задания.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливаются требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, предметным и метапредметным. В соответствии с этим было проведено групповое обследование детей, с целью выявления уровня развития УУД и выработки рекомендаций по дальнейшему обучению и развитию учащихся.

В обследовании приняло 100 % учащихся 1-х классов. Для оценки УУД были выбраны следующие методы и методики:



  1. Регулятивные УУД:

- Образец и правило (Венгер);

- Графический диктант.

2. Коммуникативные УУД:

- Рукавички (Г.А.Цукерман).

3. Познавательные УУД:

- Оценка зрительной и слуховой памяти;

- Оценка процессов восприятия:

- Пьерон – Рузер (оценка процесса внимания);

- «Дорисуй картину» (воображение);

- «Исключение лишнего» (мышление).

4. Личностные УУД:

- Рисунок человека

Также использовались метод беседы и наблюдения. Обобщенные результаты обследования представлены в Приложении 1.

Анализ полученных данных позволил выделить учащихся, имеющих низкий уровень развития познавательных процессов. В соответствии с этим была сформирована группа, с которой планируется проведение групповых коррекционно-развивающих занятий.

Также в соответствии с требованиями ФГОС НОО был проведен мониторинг развития учащихся 2-х классов. Отмечается положительная динамика развития познавательных процессов. Более чем у 42 % учащихся 2 –х классов отмечается повышение уровня развития процессов мышления.

Сформированность внутренней позиции школьника, высокий уровень учебной мотивации способствуют успешной адаптации.в среднем 30 % учащихся 2-х классов имеют сниженный уровень мотивации. Среди мотивов обучения выделяются такие как позиционный мотив (важна оценка окружающих) и мотив получения отметки. Однако большинство учащихся имеют оптимальный уровень мотивации, способствующий школьной адаптации, и повышающий уровень познавательной активности.

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В 5-м классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники и связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Для профилактики дезадаптации пятиклассников в октябре 2013 г. было проведено первичное комплексное обследование учащихся 5-х классов. Использовались следующие методы и методики:



  1. Тест школьной тревожности Филлипса;

  2. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой;

  3. Социометрическое исследование;

  4. Наблюдение за учащимися.

Анализ полученных данных по результатам исследования тревожности в 5А классе показал, что у 4 % учащихся высокий уровень тревожности, у 52 % учащихся повышенный уровень тревожности, у 44% - низкий; в 5Б классе у 4 % учащихся высокий уровень тревожности, у 21 % учащихся повышенный уровень тревожности, у 75 % - низкий.

Таблица 1. Сводные результаты изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе учащихся 5-х классов.

Всего учащихся 5-х классов

обследовано

Высокий уровень адаптации

Средний уровень

Низкий уровень

53


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

49

93 %

9

18 %

30

61 %

10

21 %

В ходе изучения межличностных отношений в группе можно сделать вывод о том, что в 5А классе «звезды» - 4 % учащихся, «предпочитаемые» 67 %, «принимаемые» 16 %, «изолированные» - 12 %; в 5 «Б» классе «звезды» - 12 % учащихся, «предпочитаемые» - 44%, «принимаемые» 44% , «изолированные»- нет.

Главной задачей школьного психолога является выявление дазадаптированных детей и организации индивидуальной или групповой работы с этими детьми. В соответствии с этим была проведена психодиагностика среди первых классов, на выявление уровня адаптации учащихся.

Для проведения данного исследования использовались следующие методы и методики:



  1. Наблюдение;

  2. Беседа с учителем;

  3. Анализ медицинских карт;

  4. Методика «Домики».

Изучение и анализ записей в медицинских картах учащихся позволяет говорить об общем низком уровне заболеваний в 1-х классах (в 1 «А» одна справка, в 1 «Б» - три).

Любой организм склонен к энергозатратам, и в зависимости от своего вегетативного коэффициента (энергетический баланс организма) зависит работоспособность организма, способность организма восстанавливать силы после нагрузок.

74 % учащихся 1 «А» класса и 70 % учащихся 1 «Б» класса имеют достаточный уровень физиологической адаптации; 85 % учащихся 1 «А» класса и 92 % учащихся 1 «Б» класса имеют достаточный уровень усвоения учебной программы

Таблица 1. Сводные результаты изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе учащихся 1-х классов.

Всего учащихся 1-х классов

обследовано

Высокий уровень адаптации

Средний уровень адаптации

Низкий уровень адаптации

54


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

54

100 %

29

54 %

18

33 %

7

13 %

Диагностическая работа педагога-психолога подразумевает не только групповую, но и индивидуальную работу. В соответствии с этим за 1 полугодие 2013-2014 учебного года было проведено 20 индивидуальных психодиагностических обследований, из них 4 учащихся состоящих на внутришкольном учете и учете ПДН (Абрамов Н.. Шевцова С., Шипайло М., Кетова А.); 5 детей с ОВЗ и дети, находящиеся на индивидуальном обучении, прошедшие через ШПМПк (Репина А., Ануфриева Ж., Тюленев В., Компаниченко Н., Спесивцева Е., Москалева В., Валенко А., Грабский Д., Кондратьева В.). Также диагностировано 7 учащихся по запросу педагогов, из них 1 ребенок вновь прибывший.

На основе полученных результатов на каждого ребенка заведена индивидуальная карта, написаны заключения, а на учащихся, состоящих на учете, составлена индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Одним из важных направлений работы педагога-психолога остается коррекционно-развивающая деятельность.

За отчетный период проведено 4 индивидуальных коррекционно-разивающих занятия с учащимися в соответствии с индивидуальными программами (Плотников К., Шипайло М.).

С учащимися 9-11 классов была проведена сюжетно-ролевая игра «Сириус», направленная на содействие осознанию нравственных основ жизненного выбора. Всего в данной игре приняло участие 61 учащийся (81 % от общего числа учащихся 9-11 классов).

С учащимися 1 «А» класса проведено групповое занятие «Дружная семейка», цель которого: способствовать формированию навыков эффективного командного взаимодействия и сплочению детского коллектива.

Также с учащимися 5-х классов проведено групповое занятие «Замок класса, нацеленное на формирование навыков командного взаимодействие, сплочение детского коллектива. Следует отметить трудные межличностные взаимоотношения в 5 «А» классе. Ввиду этого с учащимися 5 «А» класса было проведено групповой тренинг на сплочение. Необходимо дальнейшее сопровождение данного класса.

С целью гармонизации детско-родительских отношений в 7 «А» классе было проведено детско-родительское собрание. Всего в данном собрании приняло участие 20 родителей и детей.

В рамках просветительского и профилактического направлений в течение 1 полугодия были оформлены стендовые лекции («Как пятому классу пройти адаптацию успешно», «Адаптация первоклассников», «Психотерапия неуспеваемости», «Рекомендации родителям»), информационные буклеты («Как бросить курить», «Умей сказать НЕТ», «Спорт – здоровый образ жизни»).

Также, в рамках данного направления прошла традиционная Неделя психологии. В рамках проведения Недели психологии – 2013 «Навстречу переменам» были проведены психологические акции «Поезд настроения», «С днем рождения», «Доверие», «Ларец радости», «Цвета жизни», «Дерево пожеланий». С учащимися 8 класса проведено групповое занятие «Несколько граммов для храбрости», нацеленное на профилактику употребления алкоголя. С учащимися 5-х, 7 классов проведен видеолекторий «Мы за здоровый образ жизни», направленный на пропаганду ЗОЖ.

Все мероприятия, проводимые в рамках Недели психологии направлены на создание условий для формирования психологической культуры и сохранение психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Впервые были проведены мероприятия, приуроченные к 1 декабря – Всемирному дню борьбы со СПИДОм. Для учащихся и педагогов школы был оформлен информационный стенд, с учащимися 9-11 классов проведен классный час «Что такое ВИЧ/СПИД?» с просмотром анимационного фильма, также было проведено анонимное анкетирование учащихся 9-11 классов и педагогов. Проведена акция «Первый шаг к здоровью» (раздача красных ленточек и информационных листовок «Знаю. Поддерживаю. Присоединяюсь»), в которой приняли участие педагоги, студенты факультета психологии КФ НГПУ, педагоги школы.

Также с целью профилактики девиантного поведения, конфликтов среди учащихся , сохранения внутреннего психоэмоционального баланса ежедневно проводятся индивидуальные беседы с учащимися. Всего проведено 17 индивидуальных бесед.

С учащимися 10 класса по просьбе педагога ТПК была проведена просветительская беседа «Профессия психолог».

В рамках экспертного направления было проведено 5 заседаний ШПМПк, из них 2 плановых (обучение детей с ОВЗ и адаптация 1-х, 5-х классов) и 3 внеплановых (рассмотрение Грабского Д, Валенко А., Кондратьевой В. для предоставления психолого-педагогической характеристики врачу-психиатру).

В рамках консультативной деятельности проведено 39 индивидуальных консультаций.

Результаты деятельности за первое полугодие 2013 -2014 учебного года.



  1. Разработка сайта социально-психологической службы;

  2. Организация работы почты доверия;

  3. Увеличение числа субъектов образовательного процесса, обратившихся за консультативной помощью.


30.12.2013 Педагог-психолог / А.С. Рябцева/