Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории... 1 14.68kb.
Самостоятельная работа на уроках математики» Белоусова Марина Геннадьевна... 1 15.11kb.
«Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью информационных... 1 91.61kb.
Активизация познавательной деятельности и организация самостоятельной... 1 79.68kb.
Активизация познавательной деятельности обучающихся как необходимое... 1 257.19kb.
Тема: «Мир, в котором мы живем» 1 177.02kb.
1 конверт с двумя разрезанными на слова пословицами; 2 два листа... 1 122.67kb.
«Развитие познавательной активности на уроках русского языка с целью... 1 102.51kb.
Развитие познавательной активности, творческих способностей и индивидуализация... 1 58.17kb.
Цель работы: изучение уровня познавательной активности учащихся по... 1 48.04kb.
Россия Родина моя 1 177.74kb.
2010 Г. Зав. Кабинетом: зубкова марина александровна райчихинская... 1 217.03kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - страница №1/1

Участник: Абросимова Лидия Фёдоровна, учитель математики, МОУ Гимназия №33 г. Ульяновска.

Проблема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Инициатива: Для школьников познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Учебный процесс представляет собой систему органического единства деятельности учителя и ученика. Эффективное овладение знаниями и способами деятельности предполагает такую организацию познавательной деятельности школьников, при которой учебный материал становится предметом их активных действий. Считаю проблему активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании необходимым условием успешного обучения детей математике. Заинтересованным учителям математики могу предложить созданный учебно-методический материал, раскрывающий сущность активизации познавательной деятельности.
Статья:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Активность в учении связана с целенаправленной умственной работой по овладению знаниями и способами деятельности. Наличие цели, её осознание является чрезвычайно важным условием для эффективного обучения. Активное учение всегда связано с его мотивом. Если нет мотива, то нет и не может быть деятельности.

Раскрою дидактические функции некоторых нетрадиционных форм учебных занятий, которые позволяют повышать познавательную деятельность учащихся.

Уроки с применением дидактических игр. Во время игры класс делится на команды (от двух до четырех). Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к математике. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность наших учеников в определенное русло. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

При организации дидактических игр продумываются такие вопросы методики, как цель игры; какие умения и навыки освоят учащиеся в процессе игры; какие воспитательные цели преследуются; какие дидактические материалы и пособия понадобятся; какие выводы следует сообщить учащимся в заключении и т. д. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, одна из форм повышения познавательной деятельности учащихся.

Наряду с уроками, где применяются дидактические игры, проводятся уроки-соревнования. Из своей практики прихожу к выводу, что уроки-соревнования можно проводить с учащимися любого возраста. На таких уроках класс делится на команды заранее. В каждой команде выбирается капитан. Капитан-руководитель команды и помощник учителя. Каждая команда должна участвовать в нескольких конкурсах. Каждый участник команды "приносит" баллы, как себе, так и команде. Последний конкурс обязательно коллективный. Задание выполняется совместно участниками команды.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся, применяют известный материал, ориентируются в нестандартных ситуациях, сравнивают свои способности с другими. Чтобы не подвести товарищей по команде играют с большим желанием, прилагая все свои усилия. Уроки-соревнования проводятся чаще всего в конце изученной темы. Одной из основных целей урока-соревнования является: повысить качество знаний по теме; воспитание потребности в приобретении знаний.

К числу активных форм учебных занятий относится также практикум - один из видов лабораторно-практических работ. Во время практикума идет отработка умений и навыков; практическое применение теории к решению задач. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, проводится работа в группах таким образом, чтобы каждый ученик принял в ней активное участие и мог самостоятельно доложить о результатах.

С введением ЕГЭ по математике, следует выделить больше учебного времени на повторение материала. Сэкономить время помогает нетрадиционная форма обучения, как лекция. Лекция позволяет проследить внутри предметные и меж предметные связи, ознакомить с историей вопроса, перспективой его развития, показать значение изучаемого на практике. Стимулирование работы учащихся обеспечивается чёткой постановкой целей лекции, использованием проблемных вопросов, обсуждение записей, выполненных учащимися по ходу лекции, доказательством отдельных утверждений самостоятельно, подбором собственных примеров и т. д. Используемые на лекциях мультимедийные технологии, позволяют увеличить объём рассматриваемого материала и способствуют лучшему его усвоению. Лекционная форма занятий по математике открывает перспективы для самостоятельной деятельности учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся ярко прослеживается на уроках-семинарах, уроках-зачетах. Эти формы учебной деятельности готовят ребят к Вузовской системе обучения. Учащиеся учатся систематизировать знания по теме; работать с несколькими дополнительными источниками; учатся писать рефераты, конспектировать.

Приложения

Блок по теме "Уравнения и системы уравнений (алгебра 9 класс)"
Тема 1. Целое уравнение и его корни (2 часа).

Вид урока: лекция.

Дидактическая цель:

1. Ввести понятие и дать определение целого уравнения;

2. Рассмотреть способы решения целых уравнений различных степеней;

3. Включить учащихся в познавательную деятельность, вызвать интерес к изучаемой теме.
Тема 2. Уравнения приводимые к квадратным (4 часа).

Вид урока: практикум.

Дидактическая цель:

1. Применяя теоретический материал, решать целые уравнения способом: разложения на множители; введения новой переменной.
Тема 3. Решение уравнений с параметром (3 часа).

Вид урока: практикум.

Дидактическая цель:

1. Выработка умений и отработка навыков решения уравнений с параметром;

2. Развивать познавательную деятельность учащихся.
Тема 4. Системы уравнений с двумя переменными и способы их решения

(3 часа).

Вид урока: эвристическая беседа, практикум.

Дидактическая цель:

1. Выработка умений и отработка навыков решения систем уравнений с двумя переменными аналитически и графически;

2. Выработка умений решения систем уравнений с двумя переменными с параметром.
Тема 5. Решение систем уравнений второй степени (3 часа).

Вид урока: практикум.

Дидактическая цель:

1. Выработка умений по применению решения систем уравнений второй степени различными способами.
Тема 6. Решение задач с помощью систем уравнений (4 часа).

Вид урока: практикум.

Дидактическая цель:

1. Выработка умений решения задач из различных разделов физики, геометрии, техники с помощью систем уравнений.
Тема 7. Повторение темы "Уравнения и системы уравнений" (2 часа).

Вид урока: семинар.

Дидактическая цель:

1. Систематизация и обобщение теоретических понятий по теме, применение их к решению задач;

2. Формирование представления целостности темы;

3. Развитие познавательной активности, привитие интереса к предмету.
Тема 8. Контрольная работа по теме "Уравнения и системы уравнений" (2 часа).

Вид урока: итоговый контроль.

Дидактическая цель:

1. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками по теме.


Задание к самостоятельной работе (Тема 4.)

Задача: Используя графический способ решения систем уравнений, указать число решений системы (устно).

Вариант-1 Вариант-2
а) x2 + y2 =16, а) x2 + y2 = 25,

y + x2 = 3. y – x2 = 6.
б) x2 + y2 =16, б) x2 + y2 =25,

yx2 = 5. y + x2 = 6.
в) x2 + y2 = 16, в) x2 + y2 = 25,

yx2 = 4. yx2 = 5.
г) x2 + y2 = 16, г) x2 + y2 = 25,

y + x2 = 4. y + x2 = 5.
д) x2 + y2 = 16, д) x2 + y2 = 25,

y + x2 = 7. yx2 = - 3.

Варианты ответов:

А – одно решение; Б – два решения; В – три решения; Г – 4 четыре решения;

Д – нет решений.

Критерии оценок:

«3» - 3б; «4» - 4б; «5» - 5б.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащимися, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению.
Литература:

1. Абасов З.А. Системный подход при проектировании целей урока /З.А.Абасов//Завуч.-2003.-№2.-С. 68-75.

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения /В.В.Гузеев.-М., 2001.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя /Ю.Б.Зотов.-М., 1984.

4. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого /С.Д.Шевченко.-М.: Просвещение, 1991.

5. Загидуллин Р.Р., Смирнова В.Ф. Технология урока (учебно-методическое пособие) /Р.Р. Загидуллин, В.Ф. Смирнова; под ред. Р.Р. Загидуллина.-Ульяновск: УлГТУ, 2007.

6. Лукьянова М.И., Разина Н.А., и др. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика (учебно-методическое пособие) /Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр "Педагогический поиск", 2006.

7. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., и др. Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова; Под ред. С.А.Теляковсвкого.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1992.

8. Макарычев Ю.Н. и др. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова.- М.: Просвещение, 1992.