Активизация познавательной деятельности и организация самостоятельной работы обучающихся в условиях малокомплектной школы Ермолаева - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания... 1 62.27kb.
Активизация познавательной деятельности обучающихся как необходимое... 1 257.19kb.
Тема: Правовое государство 1 79.16kb.
5 класс Тип проекта: творческий Цели 1 75.96kb.
План совместной работы иро и муниципального бюджетного общеобразовательного... 1 145.84kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории... 1 14.68kb.
Организация работы школьного центра содействию здоровья 1 62.01kb.
«Работа начальной школы в условиях перехода на фгос нового поколения»... 1 103.97kb.
Тема: «Мир, в котором мы живем» 1 177.02kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики 1 95.09kb.
«Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью информационных... 1 91.61kb.
«Только свет и тень. Шедевры гравюры XVI –xix вв из коллекции И. 1 15.23kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Активизация познавательной деятельности и организация самостоятельной работы обучающихся - страница №1/1

Активизация познавательной деятельности и организация самостоятельной работы обучающихся в условиях малокомплектной школы

Ермолаева И.Ф.

Активизация познавательной деятельности или мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать современным педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли. Обратимся к ключевому для нашего исследования понятию – понятию мотива. Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.



Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

А для этого необходимо решать следующие задачи:


  1. Формирование активизации познавательной деятельности обучающихся.

  2. Формирование самостоятельности обучающихся.

  3. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

  4. Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.

  5. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Этому способствует использование:



  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;

  • Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;

  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;

  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.


Система повышения активизации познавательной деятельности может быть представлена в виде схемы:




Разнообразные

формы и методы

работы на уроке





Дифференциро-

ванный подход


Активизация

познавательной

деятельности


Индивидуальный подход




Благоприятный

психологический

климат





В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Разнообразные формы и методы, используемые на уроках:

1. Использование проектных технологий: проекты «Моя будущая профессия» (уроки ОВПО), визитная карточка предприятия (ОПД), «Герб с. Блохино», «Герб моей семьи» (история 5 кл., ИРК 8 кл.).

2. Составление портфолио документов.

3. Составление творческих отчётов по теме.

4. Использование формы круглого стола по различным темам ОПД, литературы, истории.

5. Использование формы деловой игры: «Бизнес-план» (ОВПО).

6. Составление презентаций: о профессии (ОВПО), Бизнес-плана (ОПД).

7. Написание сочинений на лингвистическую тему; сочинения-миниатюры,

8. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным. 

9. Работа в парах и группах. Происходит взаимообучение детей. Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и вовремя повторительно-обобщающих или уроков-игр.

10. Использование разноуровневых заданий. Ученик чувствует себя хозяином положения.

11. Использование приёма эмоционального воздействия (уроки литературы).

12. Использование приёмов исследовательской деятельности: исследования по тексту по различным темам,

13. Использование различных форм самостоятельной работы обучающихся: работа с текстами параграфа, самостоятельное изучение теоретического материала.

14. Уроки-практикумы.

15. Использование различных игровых форм: «Брейн-ринг», лингвистический КВН, «Что? Где? Когда» и др.

Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет ребёнку, неуспешному в письменной заданиях, проявить себя в устной работе.



Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Педагогические приёмы:

1. пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений);

2. взаимоопрос (ученики опрашивают друг друга); освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контролясильное мотивирующее средство; оценка – не отметка

(отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика, главная цель оценки – стимулировать познание);

3. кредит доверия (в некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше);

4. при переходе к новой теме, всегда объясняю детям, сколько часов отводится на неё, сколько часов будем изучать теорию, каковы практические занятия, уроки развития речи, уроки контроля (это помогает настроиться на изучение новой темы).
Коллективная учебная деятельность. Организация работы в группах

(для обучающихся 8 класса):

1.Мозговой штурм: составление кластеров, синквейнов и др..

2.Театрализация: чтение по ролям, разыгрывание эпизодов.

3. Коллективная работа по составлению конспекта, сообщений и т.п.

4. Работа с историческими документами.
Использование информационно-коммуникативных технологий:

различные дидактические разработки, составление презентаций, просмотры отрывков и полных художественных фильмов по темам литературы и истории.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.

Итоги использования компьютерных технологий:


  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

  • расширение объема предъявляемой учебной информации;

  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

  • повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

  • включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Включая эти приемы в образовательный процесс, я делаю урок интересным, содержательным и увлекательным


Кроме различных форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности и организации самостоятельной работы обучающихся, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания использую:

1. «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна):.

а) обращение к обучающимся по имени,



б) опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

2. создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого обучающегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению.
Вывод:  таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.